Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ / TOPOGRAPHIC TRAINING / DIDACTIC SUPPORT / CADETS / MILITARY INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бауэр Владимир Павлович, Скибицкий Эдуард Григорьевич

Рассмотрены актуальные аспекты топографической подготовки курсантов военных институтов. Раскрыто содержание термина «топографическая подготовка». На основе анализа содержания федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ, а также данных, полученных в ходе бесед, опросов, анкетирования, контрольно-проверочных занятий, выявлены проблемы топографической подготовки курсантов военных институтов. Для их решения предложены структура и содержание курса топографической подготовки курсантов военных институтов. В качестве основного средства реализации курсов использовано дидактическое обеспечение при целенаправленном и активном применении информационных технологий и геоинформационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бауэр Владимир Павлович, Скибицкий Эдуард Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Topographic Mapping for Cadets of Military Institutes of Russian National Guard Forces

Actual aspects of topographic training of cadets of military institutes are considered. The content of the term “topographic preparation” is disclosed. Based on the analysis of the content of federal state educational standards, basic educational programs, as well as data obtained during interviews, surveys, questionnaires, and control and verification exercises, the problems of topographic training of cadets of military institutes were identified. To solve them, the structure and content of the course of topographic training of cadets of military institutes are proposed. Didactic support was used as the main means of implementing the courses with the purposeful and active use of information technologies and geographic information systems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Р01: 10.25586/RNU.HET.20.04.P.17 УДК 378+355/359

В.П. Бауэр,

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации Э.Г. Скибицкий,

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

Особенности топографической подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации

В современных условиях, когда полным ходом идет реформирование Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, особое значение приобрели задачи подготовки квалифицированных офицерских кадров, способных на высоком профессиональном уровне выполнять свои должностные обязанности.

Для решения этих сложных и многогранных задач требуются поиск результативных средств педагогической деятельности, включая технологии, методы, средства, формы обучения, и их реализация в педагогическом процессе военных вузов. По мнению многих исследователей, активное развитие средств информатизации и их целенаправленное внедрение в образовательную практику позволит повысить уровень подготовки военных кадров по различным отраслям знания, в том числе и при изучении военной топографии, которая является основой топографического образования курсантов военных институтов.

Различными аспектами совершенствования топографической подготовки в разное время плодотворно занимались М.В. Гамезо, М.Ф. Давыдов, А.Р. Кузьмин, В.К. Ли© Бауэр В.П., Скибицкий Э.Г., 2020

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

шак, В.Г. Плугин, В.А. Султанов, М.В. Чернышев и др. [5, 7]. Вопросы повышения ее уровня посредством использования спутниковой навигационной аппаратуры рассмотрены в работах А.Б. Колбина [1].

Тем не менее, как показывает анализ имеющейся литературы, до настоящего времени проблематика подготовки курсантов с помощью средств геоинформа-

ционных систем разработана недостаточно и, соответственно, в должной мере не освещена в научных публикациях и учебной литературе. Однозначно не определена и сущность понятия «топографическая подготовка курсантов военных институтов». Для его осмысления рассмотрим, как оно трактуется различными авторами (табл. 1).

ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ БАУЭР

заместитель начальника кафедры математики и информатики Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. Сфера научных интересов: военная педагогика, топографическое образование курсантов военных вузов, информатизация образования. Электронная почта: Ьаиег_у1а^т!г@ mai1.ru

ЭДУАРД ГРИГОРЬЕВИЧ СКИБИЦКИЙ

доктор педагогических наук, наук, профессор, профессор кафедры экономики, управления, социологии и педагогики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Сфера научных интересов: общая и военная педагогика, топографическая подготовка будущих офицеров Вооруженных Сил России, дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы. Автор более 350 опубликованных научных работ. Электронная почта: skibit@yandex.ru

Рассмотрены актуальные аспекты топографической подготовки курсантов военных институтов. Раскрыто содержание термина «топографическая подготовка». На основе анализа содержания федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ, а также данных, полученных в ходе бесед, опросов, анкетирования, контрольно-проверочных занятий, выявлены проблемы топографической подготовки курсантов военных институтов. Для их решения предложены структура и содержание курса топографической подготовки курсантов военных институтов. В качестве основного средства реализации курсов использовано дидактическое обеспечение при целенаправленном и активном применении информационных технологий и геоинформационных систем.

Ключевые слова: топографическая подготовка, дидактическое обеспечение, курсанты, военный институт.

Actual aspects of topographic training of cadets of military institutes are considered. The content of the term "topographic preparation" is disclosed. Based on the analysis of the content of federal state educational standards, basic educational programs, as well as data obtained during interviews, surveys, questionnaires, and control and verification exercises, the problems of topographic training of cadets of military institutes were identified. To solve them, the structure and content of the course of topographic training of cadets of military institutes are proposed. Didactic support was used as the main means of implementing the courses with the purposeful and active use of information technologies and geographic information systems.

Key words: topographic training, didactic support, cadets, military institute.

Изучение топографии на местности

Мы видим, что топографическая подготовка - это процесс и результат подготовки сотрудников силовых ведомств (1); основной ее задачей является обучение кадров работе с разными топографическими документами и приборами на местности в различных условиях обстановки (2); а результатом выступает способность обучаемого правильно и оперативно решать топографические задачи в сокращенные временные отрезки.

Таким образом, топографическая подготовка курсантов военных институтов определяет их готовность и способность оперативно и с высокой точностью выполнять топо-геодезические измерения по карте, аэрофотоснимкам с помощью разных инструментов в камеральных и полевых условиях в целях обеспечения войск достоверной информацией при выполнении ими разных боевых задач в различных условиях.

Рабочая программа учебной дисциплины «Военная топография» определяет следующие требования, предъявляемые к курсантам, обучающимся по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 45.05.01 «Перевод и переводоведе-ние». Курсанты должны:

Знать

• порядок и содержание работы командира по организации выполнения боевых и служебно-боевых задач в различных условиях обстановки;

• правила разработки и оформления текстуальных и графических документов, применяемых в слу-жебно-боевой деятельности;

• методику организации и проведения всех форм учебных занятий по предмету «Военная топография»;

• методику работы командира по организации работы малого коллектива в движении по азимутам.

Уметь

• разрабатывать и вести боевые графические документы;

Таблица 1

Сравнительный анализ определений понятия «топографическая подготовка»

№ п/п Авторы Содержание Ключевые положения

1 А.В. Абин, А.М. Патрак, Н.Н. Силкин, А.В. Хоменко [3, с. 3] Топографическая подготовка является важным элементом служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел. Она дает навыки в изучении и оценке местности, других объектов, расположенных на данной местности и нанесенных на карту, обучает производить различные измерения и осуществлять планирование и проведение специальных операций. Элемент служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних войск.

2 А.Н. Коваленко, А.М. Куприн, А.М. Морозов [2, с. 5] Топографическая подготовка имеет основную задачу научить обучаемых правильно и полно использовать топографическую карту и другие топографические документы в целях изучения местности в бою, решения задач по эффективному использованию оружия и боевой техники, а также ориентирования в бою и на марше в сложных условиях боевой обстановки. Базовый навык для решения задач по эффективному использованию оружия и боевой техники, а также ориентирования в бою и на марше в сложных условиях боевой обстановки.

3 А.Н. Коваленко, А.А. Псарев [4, с. 3] Топографическая подготовка - предмет боевой подготовки войск. Ее задачи заключаются в обучении личного состава Вооруженных Сил способам изучения и оценки местности, ориентирования на ней, использованию топографических и специальных карт, геодезических данных и фотодокументов, а также средств навигации, производству измерений на местности при организации, ведении боевых действий и управлении войсками. Предмет боевой подготовки войск.

4 Турушев АА. [6, с. 3] Топографическая подготовка - составная часть оперативно-служебной и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Сотрудник милиции должен методически правильно работать с топографической картой; уметь быстро изучать местность, оценивать ее свойства, ориентироваться и выполнять измерения по ней; определять координаты объектов, представляющих оперативный интерес; составлять различные схемы, описания участков местности, на которых произошло происшествие или преступление. Составная часть оперативно-служебной и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

• применять оптимальные и целесообразные решения в ходе подготовки и движения по азимутам;

• проводить занятия с личным составом по тематике предмета «Военная топография»;

• творчески применять положения боевых уставов для принятия оригинальных, смелых решений и проявления военной хитрости, организовывать боевые действия, умело управлять в бою.

Владеть навыками оформления и ведения боевых графических документов.

В ходе проведения бесед, опросов, анкетирования, контрольно-проверочных занятий установлено, что наибольшую сложность в освоении дисциплины «Военная топография» как основной состав-

ляющей топографической подготовки представляют следующие направления:

• чтение параметров объектов по топографической карте;

• чтение рельефа местности;

• определение профилей высот;

• измерения по карте;

• определение зон видимости (невидимости);

• прокладка маршрутов движения подразделений.

В целях реализации требований основной профессиональной образовательной программы нами разработана структурно-логическая схема курса топографической подготовки курсантов (рис.).

Особенностями построения курса в предлагаемом варианте являются:

• ориентация курса на вопросы, представляющие наибольшую сложность для усвоения курсантами;

• предоставление возможности педагогическим работникам осуществлять промежуточный мониторинг освоения курса в процессе его проведения;

• непрерывное совершенствование дидактического обеспечения в процессе изучения курса и по его завершении;

• направленность курса на применение информационных технологий и геоинформационных систем в обучении;

• предоставление обучающимся возможности самостоятельно осваивать содержание курса с помощью информационных технологий;

Структурно-логическая схема курса топографической подготовки

Примечание: ФГОС ВО - федеральный государственный стандарт высшего образования

• создание для обучающихся возможности осуществлять самоконтроль усвоения курса в процессе самообразовательной деятельности;

• наличие контрольных заданий, направленных на проверку качества усвоения курса топографической подготовки в целом.

В соответствии со структурно-логической схемой курса топографической подготовки курсантов авторами разработано содержание дополнительного курса и адаптивное дидактическое обеспечение его сопровождения.

Подчеркнем, что обучение курсантов в военном институте проводится в условиях острой ограниченности времени. Это связано с привлечением их к несению службы в различных видах нарядов, уходом за вооружением, мероприятиями спортивно-массовой и воспитательной работы, строго регламентированным распорядком дня военного института. Учитывая, что на изучение дисциплины «Военная топография» отводится семь зачетных единиц на пять лет обучения, наш «дополнительный» курс топографической подготовки внедрен на четвертом курсе в объеме одной зачетной единицы. Его содержание представлено в табл. 2.

При разработке содержания курса мы учитывали начальный уро-

вень подготовки курсантов, требования дидактики. В основу курса положены субъектно-компетент-ностный, системно-деятельност-ный, интегративно-развивающий,

индивидуально-дифференцированный и контекстно-модульный подходы.

Для реализации рассматриваемого курса подготовлены и используются: рабочая учебная программа курса, тематический план, методические разработки, фонды оценочных средств, комплекты презентаций, комплекс заданий (простых, среднего уровня, повышенного уровня трудности), задания для самообразовательной деятельности, задания для контрольного занятия.

Исследования, проводившиеся в течение трех лет, показали, что разработанная структурно-логическая схема предложенного курса, его многоуровневое дидактическое обеспечение при целенаправленном и активном использовании информационных технологий и гео-

Занятие по военной топографии

Таблица 2

Содержание курса

№ тем Наименование темы, раздела Всего часов учебных занятий Самостоятельная работа обучающихся Учебные занятия с педагогическим работником

групповые практические контрольные

1 Чтение параметров объектов по топографической карте 3 1 2

2 Измерения по карте 3 1 2

3 Чтение рельефа местности 6 2 2 2

4 Определение профилей высот 6 2 2 2

5 Определение зон видимости (невидимости) 6 2 2 2

6 Прокладка маршрутов движения подразделений и боевой техники 6 2 2 2

7 Контрольное занятие 6 2 4

Итого: 36 12 8 12 4

информационных систем позволя- топографической подготовки кур- нечном счете привести его в соот-ет существенно повысить уровень сантов военных институтов и в ко- ветствие с требованиями практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колбин А.Б. Педагогические пути повышения эффективности топографической подготовки курсантов военных вузов посредством использования спутниковой навигационной аппаратуры: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 228 с.

2. Куприн А.М., Коваленко А.Н., Морозов А.М. Методика топографической подготовки. М.: Воениздат, 1975. 176 с.

3. Патрак А.М., Абин А.В., Силкин Н.Н., Хоменко А.В. Топографическая подготовка: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 288 с.

4. Псарев А.А., Коваленко А.Н. Топографическая подготовка командира. М.: Воениздат, 1989. 224 с.

5. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 21-25.

6. Турушев А.А. Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 3.

7 Чернышев М.В. Совершенствование топографической подготовки курсантов вузов на основе технологии мультимедиа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 264 с.

LITERATURA

1. Kolbin A.B. Pedagogicheskie puti povy'sheniya e'ffektivnosti topograficheskoj podgotovki kursantov voenny'x vuzov posredstvom ispol'zovaniya sputnikovoj navigacionnoj apparatury': dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011. 228 s.

2. Kuprin A.M., Kovalenko A.N., Morozov A.M. Metodika topograficheskoj podgotovki. M.: Voenizdat, 1975. 176 s.

3. Patrak A.M, Abin A.V., Silkin N.N., Xomenko A.V. Topograficheskaya podgotovka: ucheb. posobie. M.: CzOKR MVD Rossii, 2007. 288 s.

4. Psarev A.A., Kovalenko A.N. Topograficheskaya podgotovka komandira. M.: Voenizdat, 1989. 224 s.

5. Skibiczkij E'.G. Didakticheskoe obespechenie processa distancionnogo obucheniya // Distancionnoe obrazovanie. 2000. № 1. S. 21-25.

6. Turushev A.A. Topograficheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennix del: ucheb. posobie. 2-e izd., ster. M.: CzOKR MVD Rossii, 2006. S. 3.

7 Chernyshev M.V. Sovershenstvovanie topograficheskoj podgotovki kursantov vuzov na osnove texnologii mul'timedia: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009. 264 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.