Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко В.В.

Внедpение инновационных методов в деятельность образовательных оpганизаций уголовноисполнительной системы становится ключевым механизмом в подготовке высококвалифицированных кадров. Разные по характеру происхождения особые условия службы требуют от сотрудников не только психологической устойчивости, но и наличия высокого уровня специальной подготовки, огневой выучки. Внедрение в учебный процесс интерактивных методов и средств обучения, развивающих у сотрудников способность действовать в экстремальных ситуациях, является основополагающей темой нашего исследования. В статье рассмотрена эффективность использования интерактивных методов обучения, которая была подтверждена в ходе проведенной экспериментальной работы. Интерактивные методы обучения способствовали положительной динамике формирования у обучающихся навыков применения стрелкового оружия при действиях в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грищенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM TO ACT IN EXTREME SITUATIONS

The introduction of innovative methods in the activities of educational organizations of the penal system is becoming a key mechanism in the training of highly qualified personnel. Special conditions of service, different in nature of origin, require not only psychological stability from employees, but also a high level of special training, fire training. The introduction of interactive methods and training tools into the educational process that develops employees' ability to act in extreme situations is the fundamental topic of our research. The article considers the effectiveness of using interactive teaching methods, which was confirmed during the experimental work. Interactive teaching methods contributed to the positive dynamics of the formation of students' skills in the use of small arms in actions in extreme situations.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

8. Zaton, K. Science in swimming IV / K. Zaton, M. Rejman, A. Klarowicz. - Wroclaw : Wydawnictwo AWF, 2012. - 231 р.

REFERENCES

1. Gudimov, S.V., Shkrebko, A.N., Osetrov, I.A., Pleshchev, I.E. and Kuznetsov, M.A. (2021), "Characteristics of the component composition of the body of representatives of gaming and cyclic sports", Sports medicine: science and practice, No. 2, рр. 45-51.

2. Davydov, V.Yu. and Avdienko, V.Yu. (2012), Selection and orientation of swimmers in terms of physique in the system of long-term training (Theoretical and practical aspects), monograph, Volgograd.

3. Dudchenko, P.P., Aksyonov, V.P. and Shepelenko, S.A. (2017), "Modern approaches to determining the content of training of young swimmers in fins in the annual macrocycle, taking into account their monotonous resistance", Physical culture: education, education, training, No. 4, рр. 18-20.

4. Regulatory and methodological reference materials (2018), Health Information Bulletin of the Samara Region, No. 1, 81 р.

5. Rylova, N.V. and Zholinsky, A.V. (2018), "Young athletes and assessment of nutritional status", Medical almanac, No. 3, pp. 48-51

6. Growth reference data 5-19 years. (2022), WHO. available at: https://www.who.int/tools/growth-reference-data-for-5to19-years. (accessed 18.02.2022)

7. Chernykh, A.V, Sedochenko, S.V. and Orlov, M.S. (2018). "Analysis of the energy consumption of hockey players at the stages of the annual cycle", Population health and habitat, No. 9, рр. 14-18.

8. Zaton, K., Rejman, M. and Klarowicz, A. (2012), Science in swimming IV, Wydawnictwo AWF Wroclaw.

Контактная информация: gra4ev_n@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2022

УДК 378.147

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Владимир Вячеславович Грищенко, адъюнкт Академии ФСИН России, преподаватель, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда

Аннотация

Внедрение инновационных методов в деятельность образовательных организаций уголовно-исполнительной системы становится ключевым механизмом в подготовке высококвалифицированных кадров. Разные по характеру происхождения особые условия службы требуют от сотрудников не только психологической устойчивости, но и наличия высокого уровня специальной подготовки, огневой выучки. Внедрение в учебный процесс интерактивных методов и средств обучения, развивающих у сотрудников способность действовать в экстремальных ситуациях, является основополагающей темой нашего исследования. В статье рассмотрена эффективность использования интерактивных методов обучения, которая была подтверждена в ходе проведенной экспериментальной работы. Интерактивные методы обучения способствовали положительной динамике формирования у обучающихся навыков применения стрелкового оружия при действиях в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: интерактивное обучение, стрелковые тренажеры, огневая подготовка, практические занятия, экстремальные ситуации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p76-82

INTERACTIVE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT

SYSTEM TO ACT IN EXTREME SITUATIONS Vladimir Vyacheslavovich Grishchenko, the adjunct of Academy of the Federal Penitentiary Service ofRussia, teacher, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary

Service of Russia

Abstract

The introduction of innovative methods in the activities of educational organizations of the penal system is becoming a key mechanism in the training of highly qualified personnel. Special conditions of service, different in nature of origin, require not only psychological stability from employees, but also a high level of special training, fire training. The introduction of interactive methods and training tools into the educational process that develops employees' ability to act in extreme situations is the fundamental topic of our research. The article considers the effectiveness of using interactive teaching methods, which was confirmed during the experimental work. Interactive teaching methods contributed to the positive dynamics of the formation of students' skills in the use of small arms in actions in extreme situations.

Keywords: interactive training, shooting simulators, fire training, practical training, extreme situations.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России (УИС) актуализируется и постоянно совершенствуется система профессиональной подготовки кадров к выполнению своих обязанностей в особых условиях. Строгое нормативное регулирование служебной деятельности, постоянная и напряженная умственная работа, наличие властных полномочий, работа в условиях отсутствия необходимого времени для соблюдения сроков выполнения различных задач - это малая часть условий, при которых проходит служба. Основная деятельность любого сотрудника связана с большими физическими и психологическими нагрузками: общение с лицами, совершившими преступление, а также работа в условиях особых режимных требований, характерных для исправительных учреждений УИС (отдаленность учреждений от населенных пунктов, отсутствие свободы передвижения, отсутствие сотовой связи на территории исправительного учреждения и т. д.) [1, 25].

В настоящее время образовательные организации ФСИН России осуществляют подготовку специалистов по большому количеству специальностей, необходимых для функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Обучение строится на трех основных педагогических методах осуществления учебно-познавательной деятельности:

- в зависимости от источника изложения (словесные, наглядные, практические), которые в основном используются при обучении общенаучным дисциплинам;

- в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности (исследовательские, проблемные и т. д.);

- в зависимости от восприятия материала (дедуктивные и индуктивные).

В ходе освоения образовательных программ обучающиеся изучают специальные дисциплины: оперативно-розыскная деятельность, огневая подготовка, тактико-специальная подготовка и другие, необходимые для обеспечения безопасности учреждений и органов УИС.

В качестве примера рассмотрим дисциплину «Огневая подготовка», которую курсанты образовательных организаций ФСИН России изучают на протяжении всего периода обучения. Основополагающей задачей освоения огневой подготовки является обучение курсантов уверенному обращению с различными видами оружия, стоящего на вооружении ФСИН России, а также формирование навыков уверенного поражения целей в разных условиях, на различных дистанциях в ходе выполнения служебной деятельности [2, 1] Содержание дисциплины включает в себя изучение:

- требований безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и имитационными средствами;

- материальной части стрелкового оружия, стоящего на вооружении уголовно-исполнительной системы;

- основ стрельбы из стрелкового оружия;

- приемов и правил стрельбы из стрелкового оружия;

- условий и порядка выполнения стрелковых упражнений из боевого ручного стрелкового оружия [3, 73].

В процессе освоения дисциплины обучающийся приобретает узконаправленные профессиональные компетенции: способность в соответствии с законом применять огнестрельное оружие, способность к силовому пресечению правонарушений, психологическую готовность к выполнению различных служебных обязанностей, в том числе в экстремальных условиях, возникающих в практической деятельности [1, 23]. Так, например, на выездных занятиях по огневой подготовке на стрельбище при решении огневых задач возникает необходимость молниеносного применения полученных знаний не только в области тактики ведения общевойскового боя, но и навыков уверенного поражения нескольких целей на различной дистанции.

При изучении дисциплины «Огневая подготовка» преподавательским составом образовательных организаций ФСИН используется три основных метода обучения:

- пассивный, который предполагает одно активно действующее лицо - преподавателя, который управляет ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли слушателей (теоретические занятия по изучению материальной части стрелкового оружия) [4, 44];

- активный, при котором преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия (выполнение практических стрельб с использованием боевого оружия) [5, 172];

- интерактивный (диалоговое обучение), при котором взаимодействие происходит не только между преподавателем и обучающимися, но и между иными участниками учебного процесса (группами или отдельными людьми) в виде различных мастер-классов и участия в решении «реальных» жизненных ситуаций [6, 98].

Использование интерактивных форм и методов в проведении практических занятий по огневой подготовке позволяют обучающимся приобрести:

- теоретические знания в решении задач, связанных с применением оружия в служебной деятельности, в зависимости от складывающейся ситуации;

- эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых [7];

- совместный разбор жизненных ситуаций, возникающих при прохождении службы.

Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, в основе интерактивного обучения лежит наглядность, проведенные исследования доказывают, что обучающийся запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% - в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 70% информации. Через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему - на одном уровне, на уровне представления [8, 72].

На наш взгляд, основными формами интерактивного обучения при изучении огневой подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России является использование учебного оружия, оптико-электронных стрелковых тренажеров и интерактивных мишеней. Проведение совместных занятий с привлечением действующих сотрудников ФСИН России, МВД, Росгвардии является одним из приоритетных интерактивных методов обучения, т. к. курсанты отрабатывают навыки обращения с оружием, опираясь на ситуации, возникающие в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Привлечение к занятиям действующих сотрудников различных правоохранительных органов позволяет наполнить образовательный процесс следующими элементами:

- максимальная достоверность и вовлеченность обучающегося в отработку практической ситуаций;

- тренировка психики к действиям в условиях экстремальной ситуации, поскольку решение практической ситуации максимально приближено к выполнению боевой за-

дачи;

- эффективная обратная связь между преподавателем и обучающимся в процессе решения задачи;

- максимальный контроль со стороны преподавателя за усвоением навыков обращения с оружием и его применения.

Использование в образовательной деятельности интерактивных лазерных стрелковых комплексов различных видов и типов позволяют на этапе первоначальной подготовки курсанта сформировать базовые навыки правильного обращения с оружием, обучить технике медленной и скоростной стрельбы по статичной и перемещающейся цели, а также воспроизводить различные экстремальные ситуации, встречающихся при прохождении службы. Например, интерактивный беспроводной лазерный стрелковый тренажер «Штурмовик-2» (производство ПО «Зарница») использует новейшие возможности и достижения 3Б-графики, которые с использованием мультимедийных средств могут воспроизвести различные погодные условия, любую мишенную обстановку, настоящие и вымышленные помещения и т.д. [3, 74].

Экспериментальная работа по оценке необходимости использования в образовательной деятельности интерактивных методов для подготовки курсантов к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности проходила на базе ВИПЭ ФСИН России в течении месяца. В эксперименте приняло участие 47 курсантов 3 курса юридического факультета. Курсанты были распределены на две группы: одна экспериментальная - 23 человека и контрольная группа - 24 человека.

В качестве критерия оценивания выступила возможность курсанта эффективно поразить цель в условиях ограниченного времени (упражнение учебных стрельб № 5 «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем и ночью»). В экспериментальной группе обучение курсантов было построено на выполнении упражнения учебных стрельб № 5 «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем и ночью», но были внесены изменения в условия и порядок выполнения самого упражнения. Решение огневой задачи должно быть максимально приближено к типичным ситуациям, происходящих при выполнении служебных обязанностей.

Для выполнения упражнения была выбрана мишень № 4 (грудная фигура с кругами), установленная на дистанции 25 метров со смещением по фронту в сторону (вправо или влево) от стрелка для того, чтобы исключить заучивание положения тела при стрельбе. При выполнении упражнения курсанту было необходимо опустить оружие вниз (оружие заряжено и поставлено на предохранитель) и закрыть глаза, чтобы обеспечить для обучающихся максимальный эффект неожиданности.

По команде «Огонь», поданной руководителем стрельб, обучающийся открывает глаза, наводит оружие на цель, снимает оружие с предохранителя и производит три прицельных выстрела в ограниченное время (10 сек. днем, 15 сек. ночью). Таким образом, моделируется ситуация, при которой необходимо применять оружие в быстро изменяющейся экстремальной ситуации.

В контрольной группе обучение курсантов проходило по стандартной схеме: повторение требований безопасности перед проведением стрельб, повторение приемов и правил стрельбы перед выходом на рубеж открытия огня, выполнение упражнений учебных стрельб по условиям курса стрельб (упражнения учебных стрельб № 1 «Стрельба с места по неподвижной цели днем» и № 5 «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем и ночью»).

По результатам экспериментальной работы установлено, что у участников контрольной группы была выявлена готовность к действиям в экстремальных ситуациях (применение оружия в условиях ограниченного времени). Показатели свидетельствуют о том, что благодаря решению задач в ходе практических занятий у курсантов экспериментальной группы выявлены признаки готовности эффективно выполнять работу в экстре-

мальных ситуациях. Результат эксперимента представлен в таблице.

Таблица - Эффективность поражения цели в условиях ограниченного времени

Группа Кол-во курсантов До эксперимента После эксперимента

Ср. кол-во попаданий Сред. балл Ср. время вы-полн. УУС № 5 Ср. кол-во попаданий Сред. балл Ср. время вы-полн. УУС № 5

ЭГ 23 1,02 2,98 6,87 1,17 3,13 7,20

КГ 24 1,08 3,04 7,19 1,08 3,08 7,18

Эксперимент показал, что курсанты экспериментальной группы стали эффективнее поражать цели (среднее количество попаданий увеличилось на 14%), проявляли выдержку при стрельбе в условиях ограниченного времени (среднее время на выполнение упражнений учебных стрельб увеличилось на 4,8%), а также улучшился средний балл за выполнение упражнения на 5,03% (с 2,98 до 3,13).

Результаты выполнения упражнения показали, что курсанты сознательно готовы к стихийно и внезапно развивающимся действиям. Увеличение среднего значения количе -ства попаданий свидетельствует о том, что курсанты при произведенных трех выстрелах начали поражать мишень не только одной пулей, а несколькими: двумя или тремя. Данный показатель свидетельствует о том, что курсанты полностью вовлечены в выполнение поставленной задачи. Увеличение времени на выполнение упражнения свидетельствует о том, что обучающийся старается произвести выстрел максимально точно, тщательно прицелившись. При выполнении стрелком поставленной задачи он должен стремиться к улучшению двух показателей: кучность (достоинство пробоин) и скорость. Поэтому в отличие стандартной схемы обучения курсантов стрельбе, направленной на закрепление и совершенствование определенных навыков, решение практических огневых задач с использованием интерактивных методов способствует рациональному восприятию стрелком изученных ранее приемов.

ВЫВОДЫ

Несомненными преимуществами использования интерактивных методов обучения при подготовке сотрудника УИС является возможность самостоятельно моделировать любые условия применения оружия (узкие помещения, захват заложника, стрельба в условиях недостаточной видимости и т. д.), а также возможность проводить занятия в составе пар и групп обучающихся.

Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что внедрение в огневую подготовку интерактивных форм обучения улучшает мотивацию обучающихся к исполнению возложенных на них задач, повышает психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, а также позволяет достигнуть высоких образовательных результатов, удовлетворяющих современным требованиям к сотруднику уголовно-исполнительной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грищенко, В.В. Понятие и сущность экстремальных ситуаций в служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы / М.И. Кузнецов, В.В. Грищенко // Актуальные проблемы общей и пенитенциарной педагогики и психологии : сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей / Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. - Ульяновск : Зебра, 2021. - С. 23-28.

2. Попов А.В. Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел / А.В. Попов // Молодой ученый. - 2019. - № 13 (251). - С. 277-279. - URL: https://moluch.ru/archive/251/57546/ (дата обращения: 12.03.2022).

3. Грищенко В.В. Использование электронных тренажеров в обучении курсантов ФСИН России приемам и правилам стрельбы из боевого оружия / В.В. Грищенко // Информационные технологии в управлении, обучении, правоохранительной деятельности : сборник материалов V Международной электронной научной конференции, Вологда, 15 октября 2018 года. - Вологда : Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. - С. 71-74.

4. Люсев, В.Н. Методика профессионального обучения: лабораторный практикум : учебное пособие / В.Н. Люсев. - Пенза : ПензГТУ, 2014. - 138 с.

5. Труфанов Н.И. К вопросу практического использования мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза / Н.И. Труфанов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой Всерос. науч.-метод. конф., 4-5 марта 2015 г - Иркутск, 2015. - С. 171-173.

6. Губина Н.В. Объективные предпосылки поиска инновационных методов и технологий контроля обученности иностранному языку в высшей школе / Н.В. Губина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 8. - С. 97-102.

7. Востриков И.В. Метод кейсов: особенности и примеры использования / И.В. Востриков // Саморазвитие: сайт о личностном росте. - URL: https://donpi.ru/razvitie-mozga/metod-kejsov-osobennosti-i-primery-ispolzovaniya.html (дата обращения: 12.03.2022).

8. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева ; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Просвещение, 1968. - 332 с.

9. Арустамян, Д.В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д.В. Арустамян, Е.А. Дроздова // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 7-4(52). - С. 7-8.

10. Налимова, О.О. Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения / О.О. Налимова // Молодой ученый. - 2014. - № 18.1 (77.1). - С. 69-72. - URL: https://moluch.ru/archive/77/13248/ (дата обращения: 12.03.2022).

11. Авдеева, Т.И. Применение метода casestudy в преподавании / Т.И. Авдеева, М.И. Высокое, С.И. Зыкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 10- 2. - С. 81-83.

REFERENCES

1. Grishchenko, V.V. and Kuznetsov, M.I. (2021), "The concept and essence of extreme situations in the official activity of an employee of the penal enforcement system", Actual problems of general and penitentiary pedagogy and psychology: a collection of articles by graduate students, adjuncts, applicants and teachers, Zebra, Ulyanovsk, pp. 23-28.

2. Popov, A.V. (2019), "Fire training in the system of training military personnel and employees of internal affairs bodies", Young scientist, No. 13 (251), pp. 277-279, available at: https://moluch.ru/archive/251/57546/ (Accessed 12 Mar. 2022).

3. Grishchenko, V.V. (2019), "The use of electronic simulators in teaching cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia the methods and rules of firing from military weapons", Information technologies in management, training, law enforcement: collection of materials of the V International Electronic Scientific Conference, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, pp. 71-74.

4. Lyusev, V.N. (2014), Vocational training methodology: laboratory workshop: study guide, Penza State Technical University, Penza.

5. Trufanov, N.I. (2015), "To the question of the practical use of multimedia technologies in the educational process of the university", Training for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies, All-Russian Scientific and Methodological Conference. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, pp.171-173.

6. Gubina, N.V. (2011), "Objective prerequisites for the search for innovative methods and technologies for monitoring foreign language learning in higher education", Bulletin of the Tambov University, No. 8, pp. 97-102.

7. Self-development (2019), "Case method: features and examples of use.", available at: https://donpi.ru/razvitie-mozga/metod-kejsov-osobennosti-i-primery-ispolzovaniya.html (Accessed 12 Mar. 2022)

8. Ananiev, B.G., Dvoryashina, M.D. and Kudryavtseva, N.A. (1968), Individual human development and constancy of perception, Enlightenment, Moscow.

9. Arustamyan, D.V. (2018), "The use of interactive teaching methods in the educational process", Eurasian Union of Scientists, No. 7-4 (52), pp. 7-8.

10. Nalimova, O.O. (2014), "Interactive learning as one of the options for innovative learning", Young scientist, No. 18.1 (77.1), pp. 69-72, available at: https://moluch.ru/archive/77/13248/ (Accessed 12 Mar. 2022).

11. Avdeeva, T. I., Vysokoye, M. I. and Zykova S. I. (2015), "Application of the casestudy method in teaching", Humanitarian socio-economic and social sciences, No. 10-2, pp. 81-83.

Контрактная информация: mr_grenka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 355.233.22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Елизавета Сергеевна Громова, ассистент, Ольга Викторовна Шакирова, доктор медицинских наук, доцент, профессор, Екатерина Олеговна Бородина, ассистент, Нина Валентиновна Козявина, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается использование методов физического воспитания для сокращения сроков адаптации иностранных студентов в Дальневосточном федеральном университете. Актуальность проведенного исследования обусловлена постоянным увеличением количества абитуриентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, выбирающих для получения образования Приморский край Российской Федерации. Исследуется роль и значение физической активности, как фактора, способствующего мобилизации жизненных сил и способностей человека. Занятия спортом и физической культурой рассматриваются авторами как эффективное средство восстановления биологических и психических сил, необходимых для преодоления стресса, беспокойства и тревоги, связанных с переездом в другую страну. Впервые проведено анкетирование иностранных студентов, позволяющее, на основании определения значимости для их повседневной жизни физической культуры и спорта, внести коррективы в систему адаптационных мероприятий, рабочие программы учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и план организации досуга во внеучебное время.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, физическое воспитание, двигательная активность, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p82-87

USING PHYSICAL EDUCATION TO ACCELERATE THE ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS (USING THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL

UNIVERSITY)

Elizaveta Sergeevna Gromova, the assistant, Olga Viktorovna Shakirova, the doctor of medical sciences, docent, professor, Ekaterina Olegovna Borodina, assistant, Nina Valentinovna

Kozyavina, the candidate of medical sciences, docent, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

The article considers the use of physical education methods to reduce the timing of adaptation of foreign students at the Far Eastern Federal University. The relevance of the study is due to the constant increase in the number of applicants from countries of the Asia-Pacific region who choose the Primorsky Territory of the Russian Federation for education. The role and significance of physical activity as a factor contributing to the mobilization of human vitality and abilities is investigated. Sports and physical education are considered by the authors as an effective means of restoring the biological and mental strength necessary to overcome the stress, anxiety and anxiety associated with moving to another country. For the first time, a survey of foreign students was conducted, allowing, on the basis of determining the significance of physical culture and sports for their daily life, to make adjustments to the adaptation system, the work programs of the educational discipline "Physical culture and sports" and the plan for organizing leisure activities outside school time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.