Научная статья на тему 'Повышение точности и меткости стрельбы у курсантов вузов силовых структур средствами учебной дисциплины "Стрельба в экстремальных ситуациях"'

Повышение точности и меткости стрельбы у курсантов вузов силовых структур средствами учебной дисциплины "Стрельба в экстремальных ситуациях" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ / ТОЧНОСТЬ / МЕТКОСТЬ / СТРЕЛЬБА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Павел Сергеевич, Солоницин Роман Аркадьевич

В Российской Федерации проводится обширная модернизация силовых и правоохранительных ведомств, направленная на повышение профессионализма сотрудников, в том числе к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств. Авторами предлагается оценить эффективность разработанной ими учебной программы дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях», направленной на совершенствование огневой подготовленности будущих сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Павел Сергеевич, Солоницин Роман Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the accuracy and shooting accuracy of the students of universities of power structures by means of educational discipline "Shooting in extreme situations"

In the Russian Federation, the extensive modernization of the law enforcement agencies is being carried out, aimed at improving the professionalism of employees, including actions in emergency situations. The authors propose to evaluate the effectiveness of the curriculum of the discipline "Shooting in extreme situations", aimed at improving the fire training of future employees.

Текст научной работы на тему «Повышение точности и меткости стрельбы у курсантов вузов силовых структур средствами учебной дисциплины "Стрельба в экстремальных ситуациях"»

3. Polat, E.S. (2000), "Method of projects at foreign language lessons", Foreign languages at school, No. 2, pp. 3-10.

4. Slastenin, V.A. (2001), Psychology and pedagogy: textbook, Publishing center Academy, Moscow.

5. Khairullina, E.R. (2007), "Development of key competences of students in design and creative activity", Pedagogy, No. 9, pp. 72-75.

Контактная информация: Slegal_61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ И МЕТКОСТИ СТРЕЛЬБЫ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРЕЛЬБА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Павел Сергеевич Соколов, капитан внутренней службы, Роман Аркадьевич Солоницин,

кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России

Аннотация

В Российской Федерации проводится обширная модернизация силовых и правоохранительных ведомств, направленная на повышение профессионализма сотрудников, в том числе к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств. Авторами предлагается оценить эффективность разработанной ими учебной программы дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях», направленной на совершенствование огневой подготовленности будущих сотрудников.

Ключевые слова: огневая подготовка, огневая подготовленность, курсанты вузов, точность, меткость, стрельба в экстремальных ситуациях, эффективность, педагогический эксперимент.

IMPROVING THE ACCURACY AND SHOOTING ACCURACY OF THE STUDENTS OF UNIVERSITIES OF POWER STRUCTURES BY MEANS OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "SHOOTING IN EXTREME SITUATIONS"

Pavel Sergeyevich Sokolov, the captain of internal service, Roman Arkadievich Solonitsin, the

candidate ofpedagogical sciences, colonel of internal service, Perm Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Annotation

In the Russian Federation, the extensive modernization of the law enforcement agencies is being carried out, aimed at improving the professionalism of employees, including actions in emergency situations. The authors propose to evaluate the effectiveness of the curriculum of the discipline "Shooting in extreme situations", aimed at improving the fire training of future employees.

Keywords: fire training, fire preparedness, University students, accuracy, shooting in extreme situations, efficiency, pedagogical experiment.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации проводятся обширная модернизация силовых и правоохранительных ведомств в интересах обеспечения законности и правопорядка. С 1 августа 2018 года вступил в силу новый Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее ФЗ «О службе в УИС»). Новый закон статьей 12 «Служебные обязанности сотрудника» обязал проходить регулярную проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Предусматривается отстранение от исполнения служебных обязанностей, если сотрудник пенитенциарной системы не выполнил предъявляемые законом требования [2].

В исполнение требований ФЗ «О службе в УИС» предписывает образовательным организациям ФСИН России модернизацию подготовки и профессионального образования

сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию Суть ее заключается в том, что современный специалист специальных подразделений УИС по конвоированию должен успешно действовать в различных служебных ситуациях, в том числе, применяя оружие, физическую силу и спецсредства в соответствии с действующим законодательством [4]. Входное тестирование слушателей офицерских курсов повышения квалификации, а также аналитические обзоры действий сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию в условиях чрезвычайных обстоятельств выявили проблему уровня их огневой подготовленности в решении оперативно-служебных задач.

Указанная проблема обусловила выбор темы нашего исследования. В случае изучения процесса огневой подготовки курсантов образовательных организаций органов безопасности и правопорядка на примере ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», необходимо определить именно те показатели огневой подготовленности, без которых проблематично или невозможно эффективно и грамотно применять огнестрельное оружие при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ЧО) в оперативно-служебной деятельности [6].

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально оценить эффективность программы учебной дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях», направленной на совершенствование огневой подготовленности курсантов вузов образовательных организаций органов безопасности и правопорядка.

В нашей статье мы осветим экспериментальную составляющую нашего исследования.

Под объектом исследования мы понимаем образовательный процесс подготовки в вузе будущих сотрудников специальных подразделений ФСИН России по конвоированию.

Предметом исследования становится учебная программа дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях», направленная на повышение эффективности огневой подготовки курсантов вузов образовательных организаций органов безопасности и правопорядка посредством освоения данной дисциплины.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы учебной дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях» и методических рекомендаций по организации и проведению занятий, позволяющих повысить эффективность огневой подготовки при действиях в условиях ЧО курсантов вузов образовательных организаций органов безопасности и правопорядка.

С целью обоснования выдвинутых положений нами был проведен педагогический эксперимент на базе ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». Ученые разделяют двигательные качества на относительно самостоятельные группы: скоростные, силовые и прочие [3]. Ряд качеств имеют сходные психофизиологические механизмы и разделяются на простые и сложные. Наиболее интересными с точки зрения подготовки стрелка из боевого оружия являются такие сложные двигательные качества, как точность и меткость [5].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная работа проводилась в период с февраля 2015 года по июнь 2018 года. В эксперименте приняло участие 60 курсантов. Средний возраст составил 20,5 лет: экспериментальная группа (далее ЭГ) (30 чел.), контрольная группа (далее КГ) (30 чел.), что позволило в дальнейшем нам оценить динамику результатов эксперимента.

Для выявления однородности групп, согласно диагностике показателей уровня огневой подготовленности, результаты были проверены на достоверность различий по критерию Манна-Уитни, при а = 0,05. Согласно определенному критерию, различия между ЭГ и КГ не достоверны, что говорит о сходном уровне подготовки курсантов на начальном этапе эксперимента в испытуемых группах.

Сравнение результатов огневой подготовки до и после эксперимента показало (таблица 1), что курсанты контрольной и экспериментальной групп улучшили свои результаты в ходе эксперимента. Однако выявленные положительные изменения за период

исследования были неодинаковыми. Вместе с тем, установлены и статистически значимые различия (р <0,05) в их величинах у членов контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ результатов показателей огневой подготовленности курсантов выявил достоверные приросты результатов к исходному уровню по всем исследуемым показателям: меткость (1-е упражнение учебных стрельб из пистолета «Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников УИС» [1]) - 28,49% (ЭГ), 18,14% (КГ); точность (6-е упражнение учебных стрельб из пистолета [1]) - 123,07% (ЭГ), 29,41% (КГ) (р<0,05).

Результаты показателей огневой подготовленности курсантов ЭГ до и после эксперимента оказались более значимыми. Так, у курсантов ЭГ были зафиксированы следующие статистически достоверные приросты результатов к исходному уровню показателей огневой подготовленности (р<0,05): меткость увеличилось на 28,49%, точность увеличилось на 123,07%.

Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов показателей огневой подготовленности курсантов ЭГ и КГ до и после эксперимента_

№ Показатель До эксперимента (Х±с) После эксперимента (Х±с) А А% Р

1. Меткость ЭГ 19,3±1,50 24,8±1,80 5,5 28,49 <0,05

КГ 20,4±2,10 24,1±1,95 3,7 18,14 <0,05

2. Точность ЭГ 1,3±0,43 2,9±0,34 1,6 123,07 <0,05

КГ 1,7±0,35 2,2±0,40 0,5 29,41 <0,05

Итак, основываясь на результатах, полученных в ходе анализа показателей огневой подготовленности курсантов, включенных в состав КГ и ЭГ, за рассматриваемый период в этих группах была отмечена положительная динамика в огневой подготовке. Однако относительные величины приростов результатов у курсантов ЭГ в целом достоверно превосходят результатов КГ.

ВЫВОДЫ

1. Основываясь на результатах, полученных в ходе анализа показателей огневой подготовленности курсантов ЭГ до и после эксперимента, были зафиксированы следующие статистически достоверные приросты результатов к исходному уровню показателей огневой подготовленности (p<0,05): меткость - увеличилось на 28,49%, точность - увеличилось на 123,07%.

2. Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой степени эффективности разработанной нами учебной программы дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов, П.С. Эффективность огневой и физической подготовки сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию / П.С. Соколов, С.М. Погудин // Сборник статей Международно-практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки». - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 167-171.

2. Солоницин, Р.А. Направленное развитие двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Солоницин Роман Аркадьевич. - Набережные Челны, 2011. - 196 с.

3. Солоницин, Р.А. Средства формирования профессиональных компетенций сотрудника специального подразделения по конвоированию / Р.А. Солоницин, П.С. Соколов // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2014. - № 2 (13). - С. 82-86.

4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2006 г. № 24 "Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70284372/. - дата обращения 18.10.2018.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2018 г. № 197 ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон

Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71992738/. - дата обращения 19.10.2018.

REFERENCES

1. Sokolov, P.S. and Pogudin, S.M. (2016), "The Effectiveness of fire and physical training of employees of special units of the IPU on convoy", Collection of articles of the International practical conference, Aeterna, Ufa, pp. 168.

2. Solonitsin, R.A. (2011), Directed the development of motor abilities of students of universities of the Federal penitentiary service of Russia for accurate shooting in conditions offatigue, dissertation, Naberezhnye Chelny.

3. Solonitsin, R.A. and Sokolov P.S. (2014), "Means of formation of professional competences of the employee of a special unit escort", Messenger of Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, No. 2 (13), pp. 82-86.

4. The order of the Ministry ofjustice of the Russian Federation ofFebruary 26, 2006 No 24 On approval of the course of shooting from small arms for employees of the penitentiary system," available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70284372/.

5. Federal law of the Russian Federation of July 19, 2018 No 197 FZ On service in the penitentiary system of the Russian Federation and on amendments to the Law of the Russian Federation on institutions and bodies executing criminal penalties in the form ofimpr'sonment,"available at: http://base.garant.ru/71992738/.

Контактная информация: solon.varjag@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 30.10.2018

УДК 796.011.3

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Филипп Николаевич Солдатенков, кандидат педагогических наук, Руслан Васильевич Абрамов, кандидат педагогических наук, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Валерьевна Шабанова, студент, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

Проведен эксперимент, целью которого стало изучение возможности формирования основ здорового образа жизни с помощью применения комплекса средств олимпийского образования во время учебного процесса в школе. Выявлено, что олимпийское образование положительно влияет на формирование ценности «здоровье» и стабилизирует ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: олимпийское образование, здоровый образ жизни, школа, подростки.

EXPERIENCE OF USING MEANS OF OLYMPIC EDUCATION IN FORMING THE VALUES OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG EIGHTH-GRADERS ON LESSONS

OF PHYSICAL CULTURE Filip Nikolaevich Soldatenkov, the candidate of pedagogical sciences, Ruslan Vasilyevich

Abramov, the candidate of pedagogical sciences, Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktoriya Valeryevna Shabanova, the student, Surgut State Pedagogical University

Annotation

An experiment was conducted, the purpose of which was to study the possibility of forming the foundations of a healthy lifestyle through the use of a set of means of Olympic education during the educational process at school. It is revealed that the Olympic education has a positive effect on the formation of the value of "health" and stabilizes the value attitude to a healthy lifestyle. Keywords: Olympic education, healthy lifestyle, school, teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.