Научная статья на тему 'Результаты исследования возможности повышения точности стрельбы развитием специальных двига- тельных способностей стрелка'

Результаты исследования возможности повышения точности стрельбы развитием специальных двига- тельных способностей стрелка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТРЕЛКА / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солоницин Р.А.

В статье рассматривается эффективность внедрения методики повышения специальных двигательных способностей курсантов для улучшения их физической и стрелковой подготовленности. Положительные результаты, полученные авторами при проведении педагогического эксперимента на базе Пермского института ФСИН России, позволяют говорить об эффективности разработанной ими методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солоницин Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования возможности повышения точности стрельбы развитием специальных двига- тельных способностей стрелка»

УДК 799.311

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ СТРЕЛЬБЫ РАЗВИТИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТРЕЛКА

Р.А. Солоницин - старший преподаватель Пермский институт ФСИН России Пермь

RESEARCH RESULTS OF POSSIBILITY FOR SHOOTING ACCURACY INCREASING BY MEANS OF SHOOTER'S SPECIAL MOTOR

SKILLS DEVELOPMENT

R.A. Solonitsin - Senior Lecturer of the Shooting and Physical Training department

Perm Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia

Perm

e-mail: solon.varjag@mail.ru

Ключевые слова: специальные двигательные способности стрелка, стрелковая подготовленность, направленные физические нагрузки

Аннотация. В статье рассматривается эффективность внедрения методики повышения специальных двигательных способностей курсантов для улучшения их физической и стрелковой подготовленности. Положительные результаты, полученные авторами при проведении педагогического эксперимента на базе Пермского института ФСИН России, позволяют говорить об эффективности разработанной ими методики.

Key words: special motorl abilities of a shooter, shooting preparedness, directed physical

loads.

Summary. The article deals with the effectiveness of the techniques introduction for students' specific motor abilities increasing to improve their physical and shooting fitness. Positive results were obtained by the authors in conducting pedagogical experiment based on the Perm Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, suggest us to speak about the effectiveness of methods developed by them.

Нижеизложенные результаты исследования решают проблемы формирования профессионально значимых двигательных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами физической культуры и спорта, а также вносят инновационный вклад в профессионально-прикладную физическую подготовку.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы участились конфликты между осужденными и сотрудниками. Анализ побеговой активности позволил установить, что непосредственное использование огнестрельного оружия повышает требования к составляющим физической и стрелковой подготовленности сотрудников. На основании статистических данных около 73,2% побегов предотвращены с помощью оружия (С.А. Хохрин, 2010). Поэтому для сотрудников подразделений охраны и конвоирова-

ния ФСИН России стрелковая подготовка имеет особое значение при задержании осужденных, совершивших побег из-под стражи. Требования проявления гуманизма при захвате бежавшего преступника обусловливает потребность минимизации смертности и ущерба здоровью правонарушителя при его захвате и, соответственно, максимально точной стрельбы сотрудником по его нелетальным зонам. Это усложняется длительным преследованием и интенсивной рукопашной схваткой с осужденным, совершившим побег.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым перед уголовно-исполнительной системой поставлены масштабные задачи, направленные на совершенствование существующей уголовно-судебной политики и реформирование системы исполнения наказаний.

Директором ФСИН России, генерал-полковником внутренней службы А.А. Рейме-ром была поставлена задача: «В целях совершенствования методического обеспечения службы по охране подведомственных объектов осуществить разработку методических и учебных пособий: Пермскому институту ФСИН России - по теме: «Методика проведения стрелковой тренировки с личным составом подразделения охраны» (пр. от 23.03.2010 №10/1-968)». Это свидетельствует о том, что наши исследования выполнялись в соответствии с государственным заказом.

В настоящее время обучение лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы умелому и эффективному владению оружием, применению и использованию его при выполнении оперативно-служебных задач осуществляется на основании «Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы». Этот курс содержит рекомендуемую методику обучения сотрудников ФСИН России в выполнении упражнений стрельб, которая не содержит данных о повышении качества стрелковой подготовки направленными физическими нагрузками. Недостатком ее для сотрудников ФСИН является стрельба на поражение, статичность и неучет тремора сотрудника-стрелка после длительного преследования бежавшего осужденного или интенсивной рукопашной схватки с ним. Поэтому справедливо указать на то, что в настоящий момент отсутствуют методики, развивающие специальные двигательные способности, высокий уровень которых необходим для повышения точности стрельбы сотрудника ФСИН России после длительного преследования сбежавшего по нелетальным зонам его тела.

Необходимость захвата бежавших осужденных живыми с минимальной их травма-тизацией и повышенный тремор рук преследующих их сотрудников ФСИН России с одновременным снижением точности стрельбы в нелетальные зоны из-за физических нагрузок и перегрузок, возникающих при длительном и интенсивном преследовании осужденных, рождают проблему повышения точности стрельбы сотрудников подразделений охраны и конвоирования ФСИН России в условиях утомления.

В методиках боевой стрельбы, разработанных признанными практиками А.А. Кадочниковым (2007), А.А. Потаповым (2005), Ю.Г. Маслаком, Ю.Н. Казановым, В.А. То-роповым (2003) и др., не учитываются специфика применения оружия при охране и конвоировании осужденного, требование сохранения его жизни при захвате, особенности стрельбы по нелетальным зонам тела человека. Вопросы прикладной физической подготовки как средства целенаправленного развития какой-либо двигательной способности либо рассматриваются в целостной системе рукопашного боя, либо не поднимаются вообще при повышении огневой подготовленности. Поэтому использовать данные методики для стрелковой подготовки курсантов вузов ФСИН можно с большой долей условности и последующей направленной адаптации.

Классическая методика подготовки стрелка, а также другие существующие современные методики обучения стрелков не в полной мере отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым к сотрудникам службы охраны ФСИН России (пр. Минюста РФ от 05.09.2006 №283).

Одним из рациональных подходов для совершенствования стрелковой подготовленности является развитие у сотрудников подразделений охраны и конвоирования специальных двигательных способностей, обеспечивающих точность стрельбы в динамических условиях преследования осужденного, рукопашной схватки с ним и в состоянии утомления.

В основу исследования мы положили следующие предположения:

1) основной причиной, снижающей точность стрельбы в динамических условиях преследования бежавшего осужденного или рукопашной схватки с ним, является увеличение тремора у стрелка из-за физического утомления;

2) снижение тремора и, следовательно, повышение точности стрельбы возможно посредством направленного развития у стрелка специальных координационных способностей и статической силовой выносливости;

3) широко используемый в образовательном процессе вузов и подразделений силовых структур России стрелковый тренажер ОЭТ-5 можно использовать не только для обучения боевой стрельбе, но и для интегральной оценки уровня тремора стрелка, его координационных способностей, специальной статической силовой выносливости.

Для проверки этих предположений была поставлена цель исследования - разработать методику повышения специальных двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления при преследовании осужденного или после рукопашной схватки с ним и выявить эффективность ее использования.

Для достижения цели решались следующие задачи исследования:

1. Проанализировать отечественные и зарубежные методики обучения стрельбе из боевого оружия, повышения ее точности путем развития двигательных способностей стрелка.

2. Выявить основные двигательные способности стрелка из боевого оружия для точной стрельбы в состоянии утомления и факторы, снижающие ее точность.

3. Разработать способ оценки тремора стрелка из боевого оружия.

4. Разработать методику повышения специальных двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления и выявить эффективность ее применения.

Для решения поставленных задач были применены педагогические методы теоретического исследования (изучение, обобщение и теоретический анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, инструктивных, программных и служебных документов, отчетов; анкетирование преподавателей огневой подготовки ведущих вузов ФСИН России), комплексные методы: создание нового для повышения точности стрельбы на основе обобщения передового отечественного и зарубежного практического опыта, а также опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение; тестирование; естественный преобразующий педагогический эксперимент; оригинальный метод интегральной оценки уровня тремора, координационных способностей и специальной силовой статической выносливости), математико-статистические методы исследования.

При решении поставленных задач мы опирались на многочисленные научные труды Ю.В. Верхошанского, Г.Л. Драндрова, А.С. Кузнецова, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Ж.К. Холодова и др. по теории и методике спортивной тренировки; П.К.Анохина, В.И. Загвязинского, З.М. Кузнецовой и др. по системному подходу, историческим и диалектическим принципам, законам развития; В.К. Бальсевича, Л.Д. Назаренко и др. по теории развития координационных способностей; Л.И.Лубышевой и др. по социологии спорта; В.А. Демидова, А.С. Чинкина и др. по профилактике перенапряжения миокарда и сердечно-сосудистой системы индивидов при длительных или интенсивных физических нагрузках; П.К. Петрова и др. по вопросам компьютерной обработки спортивных данных; В.А. Бараненко, Ю.В. Высочина, Ф.Р. Зотовой, И.В. Меньшикова, Т.В. Поповой, А.И. Пьянзи-на, Э.Р. Румянцевой, В.Г. Сергеева, С.Ф. Сокуновой, Л.В. Шаровой по вопросам снижения

тремора различными средствами, релаксации в спорте, профилактике перенапряжений различных систем организма при физических нагрузках и др. для генерирования нами идей по повышению точности стрельбы в условиях утомления.

Исследование проводились на базе Пермского военного института ракетных войск стратегического назначения (2001-2003 гг.); ГОУ Лицей милиции при Главном управлении внутренних дел по Пермскому краю им. Героя России Ф. Кузьмина (2004-2009 гг.); ФГОУ ВПО Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (2009-2011 гг.); ФГОУ ВПО Чайковский государственный институт физической культуры (2009-2011 гг.).

Проведенный нами углубленный контент-анализ состояния огневой подготовки в вузах уголовно-исполнительной системы выявил, что наименее изученным остается вопрос о способности их выпускников эффективно применять оружие после значительной физической нагрузки, полученной в результате преследования бежавшего из-под стражи осужденного или после рукопашной схватки с ним.

Анкетирование высококвалифицированных специалистов - начальников кафедр, доцентов и преподавателей огневой подготовки и тактико-специальной подготовки ведущих вузов ФСИН России и МВД России показало, что при ранжировании двигательных координаций, необходимых для точной стрельбы, респонденты выделили по степени важности четыре наиболее значимых: меткость - 23,3%; равновесие - 20,6%; точность -19,2%; ловкость - 18,9%.

Наша многолетняя стрелковая практика показала, что развитие специальных двигательных способностей курсантов наиболее целесообразно средствами специальных упражнений с оружием, техническими стрелковыми средствами обучения. Особенностью методики повышения точности стрельбы является направленное развитие специальных двигательных координационных способностей стрелка (меткость, точность, ловкость, равновесие) и специальной силовой статической выносливости.

Методика включает в себя блоки упражнений для развития специальных двигательных способностей стрелка: ловкости, точности движений, специальной статической силовой выносливости, способности к сохранению равновесия, меткости. Специальная статическая силовая выносливость стрелка обеспечивает минимизацию его тремора в момент нажатия на спусковой крючок, что необходимо для точного поражения правонарушителя в нелетальную зону. Развитие равновесия также способствует снижению тремора стрелка. Улучшение двигательного навыка по выведению оружия в точку прицеливания дополнительно снижает тремор и повышает точность стрельбы. Перечисленные важные факторы повышения точности стрельбы в состоянии утомления и обеспечивали эффективность применения разработанной нами методики.

Каждый блок включает в себя от 2 до 5 упражнений. Процентное соотношение блоков определено количеством и степенью тесноты корреляционных связей координационных способностей и силовой выносливости с профессиональными навыками обращения с оружием и определено эмпирически. Наибольшее количество упражнений (29%) отводится развитию точности, наименьшее (11%) - меткости.

Упражнения для улучшения физической кондиции стрелка выполнялись в подготовительной и заключительной частях занятий по дисциплине «Огневая подготовка». Блоки с более сложными в техническом и физическом отношении упражнениями имели продолжительность около 20 минут, менее сложными - около 10 минут, что позволяло в одном занятии использовать несколько блоков с разной невзаимогасящей направленностью воздействия на специальные двигательные способности курсантов-стрелков. Упражнения на расслабление включались после выполнения каждого сложного упражнения и блока простых упражнений. По мере освоения упражнений последние дополнялись изометрической нагрузкой в виде изменений положения тела в основных стрелковых стойках, удлинением времени сохранения неустойчивой позиции тела, временным исключением или ограниче-

нием зрительного контроля за оружием и целью, уменьшением площади опоры, сохранением равновесия на фоне утомления.

Все упражнения выполнялись с оружием, с отягощениями и без них, со сбивающими стрельбу факторами и без них. Это улучшало тактильные ощущения при удержании пистолета, повышало степень личной ответственности обучаемого на занятии, формировало навыки безопасного обращения с оружием. Необходимость разработанных нами упражнений обусловлена целесообразностью тренировки именно той части нервно-мышечного аппарата, которая ответственна за нелетальное поражение стрелком бежавшего осужденного.

Методика рассчитана на семестр занятий (32 занятия). Тренировки курсантов экспериментальной группы (20 человек) проводились в группе и индивидуально на практических занятиях по огневой подготовке без использования дополнительного времени. Курсанты контрольной группы (25 человек) занимались по традиционной методике огневой подготовки сотрудников УИС. Занятия проводились два раза в неделю согласно тематическому планированию в течение одного учебного семестра. На выполнение упражнений затрачивалось в среднем 30-40% от общего объема времени занятия в промежутках между выполнением нормативов по огневой подготовке и проведением стрельбы по условиям упражнений «Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы». Таким образом осуществляется оптимизация учебного процесса за счет увеличения плотности занятия.

Для развития специальных двигательных способностей курсантов, способствующих повышению их стрелковой подготовленности, применялись в основном сложнотех-нические упражнения с использованием учебного оружия и учебных боеприпасов, а также других технических средств обучения. При этом использовались физические упражнения, направленные на повышение количества попаданий в мишень, кучности стрельбы, «клу-бочности» траектории прицельной марки ОЭТ-5, снижение количества пиков-выходов этой траектории из области «девятки» на мишени.

Результаты приростов специальных двигательных способностей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Прирост показателей ловкости, равновесия, специальной статической выносливости курсантов экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента

Двигательная способность Показатель Прирост в эксперим. группе, % Достоверность Прирост в контрольной группе, % Достоверность

Ловкость Выполнение норматива №5 23,0 Р<0,05 13,6 Р<0,05

Равновесие Проба Ром-берга 27,1 Р<0,05 6,4 Р<0,05

Специальная статическая выносливость Удержание оружия в полуприседе 21,6 Р<0,05 11,8 Р<0,05

Контрольные стрелковые упражнения выполнялись курсантами на фоне утомления после преодоления элементов единой полосы препятствий (ров, лабиринт, забор, разрушенный мост, разрушенная лестница, стена с проемами); прохождения рукохода, длинных брусьев; после проведения приема первого тура рукопашного боя и гладкого бега на 1000 м.

Анализ полученных данных показал следующее. Применение комплекса специально подобранных упражнений, направленных на развитие выделенных двигательных способностей стрелка, достоверно ф<0,01) определило положительный эффект. Существенно снизился тремор при удержании оружия на прицельной линии у испытуемых экспериментальной группы. Рассмотрение полученных результатов курсантов экспериментальной группы с использованием графиков - полигонов частот - показало следующее:

1. Уменьшение количества пиков-выходов на 47%.

2. Повышение средней оценки «клубочности» на 16%.

3. Повышение кучности стрельбы на 14%.

4. Повышение среднего количества попаданий на 5%.

Приросты параметров стрельбы - кучности на 1,15 абс. ед. и количества попаданий на 0,8 абс. ед. - являлись прямым следствием повышения точности и меткости стрелка и снижения уровня его тремора (табл. 2).

Таблица 2

Улучшение параметров стрельбы в результате повышения уровня специальных двигательных способностей стрелка

Группа Критерий До эксп. После эксп. Относит. прирост, % Абсолютный прирост, единицы P

1 2 3 4 5 6 7

ЭГ пики-выходы, 6,15 1,6 50,5 4,5 <0,01

шт.

ЭГ «клубочность», 3,15 4,05 18 0,9 <0,01

оценка

ЭГ кучность, оценка 3 4,15 23 1,15 <0,01

ЭГ количество попа- 2,2 3 26,6 0,8 <0,01

даний, шт.

КГ пики-выходы, шт. 6,2 5,8 4,5 0,4 <0,05

КГ «клубочность», оценка 3 3 0 0 <0,05

КГ кучность, оценка 2,8 3,5 14 0,7 <0,05

КГ количество попаданий, шт. 2 2,5 16,7 0,5 <0,05

Количество пиков-выходов и кучность стрельбы характеризуют точность стрелка, «клубочность» и количество попаданий - меткость.

Опираясь на полученные данные исследования, их статистическую обработку и последующее обобщение, можно констатировать, что полученные результаты (табл. 2) подтвердили выдвинутую гипотезу нашего исследования, а также позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы, отечественных и зарубежных методик обучения стрельбе из боевого оружия показал, что для повышения точности стрельбы при утомлении в экстремальных динамических ситуациях при преследовании бежавшего из-под стражи осужденного мало учитывается роль специальных двигательных способностей стрелка.

2. Выявлено, что основными двигательными способностями стрелка из боевого оружия, необходимыми для точной стрельбы в состоянии утомления, являются координационные способности (меткость, точность, ловкость, равновесие) и специальная статическая силовая выносливость. К факторам, снижающим точность стрельбы, относится повышенный тремор конечностей на фоне полученной сотрудником физической нагрузки.

3. В основу методики повышения специальных двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления, экстремальных динамических ситуаций при преследовании осужденного положено направленное развитие специальных координационных способностей (меткости, точности, ловкости, равновесия), специальной статической силовой выносливости.

4. Исследование эффективности использования методики повышения специальных двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления и экстремальных ситуациях показало, что их прирост (ловкость - на 23,0%, равновесие - на 27,1%, специальная статическая выносливость - на 21,6%) способствует достоверному повышению кучности стрельбы в экспериментальной группе на 22,0%, среднего количества попаданий в цель - на 26,6%, достигая 100% от максимально возможного нормативного результата. В контрольной группе, занимавшейся по традиционной методике огневой подготовки в том же объеме учебных часов, соответствующие достоверные сдвиги составили, соответственно, 14,0% и 13,4%, не достигая 100% нормативного результата.

5. Известный оптико-электронный тренажер ОЭТ-5 можно использовать для оценки тремора стрелка.

6. Направленные средства физической культуры и спорта являются эффективными не только для повышения точности стрельбы по нелетальным зонам бежавших осужденных, но и повышения гуманизма сотрудников ФСИН России.

7. Установлены высокая корреляционная взаимосвязь между показателями тремора стрелка и точности стрельбы (количеством пиков-выходов траектории движения прицельной метки за область «девятки» мишени и ее «клубочностью»), а также тесная взаимосвязь между кучностью стрельбы и количеством пиков-выходов траектории, «клубоч-ностью» и количеством попаданий в мишень.

Статья поступила в редакцию 05.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.