Научная статья на тему 'Технология развития межкультурной компетентности бакалавров физической культуры в процессе обучения иностранному языку'

Технология развития межкультурной компетентности бакалавров физической культуры в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / БАКАЛАВР / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна

Статья посвящена проблеме развития межкультурной компетентности бакалавров физической культуры при обучении иностранному языку. Рассматривается использование активных методов обучения английскому языку. Среди наиболее эффективных методов развития межкультурной компетентности студенты выделяют использование активных форм обучения: проектной технологии, деловых игр, тренингов делового общения, проведение занятий страноведческого характера с использованием аутентичного иллюстративного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of development of cross-cultural competence among physical culture bachelors during the foreign language studying process

The article is devoted to the development of cross-cultural competence among physical culture bachelors when teaching to the foreign language. The use of active methods of teaching English is considered. Students have distinguished the application of the active forms of education as the most effective methods of development of the cross-cultural competence: the design technology, business games, trainings of business communication, training of regional geographic character with use of authentic illustrative material.

Текст научной работы на тему «Технология развития межкультурной компетентности бакалавров физической культуры в процессе обучения иностранному языку»

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

3. Синицын, Д.К. Формирование профессиональных умений у будущих специалистов физической культуры в процессе педагогического физкультурно-спортивного совершенствования : на примере бокса : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Синицын Дмитрий Константинович. - СПб., 2003. - 163 с.

4. Савельев, Д.С. Влияние занятий спортивными единоборствами на психофизический потенциал студентов первокурсников / Д.С. Савельев. С. А. Сидоренко // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 5. - С. 43-44.

5. Шулика, Ю.А. Бокс теория и методика / Ю.А. Шулика, А.А. Лавров. - М. : Советский спорт, 2009. - 768 с.

REFERENCES

1. Vilenskiy, M.Ya. (2015), "The problem of goal-setting in the theory and the practical of physical education of students", The physical culture and health, Vol. 55, No. 1, pp. 61.

2. Ilyin, E.P. (2000), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

3. Sinitsyn, D.K. (2003), Formation ofprofessional abilities at future experts ofphysical culture in the course ofpedagogical sports improvement: on the example of boxing, dissertation, St. Petersburg.

4. Savelyev, D.S. and Sidorenko, S.A. (2017), "The impact of martial arts on the psychophysical potential of fist-year students", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp.44.

5. Shulika, Y.A. and Lavrov, A.A. (2009), Boxing theory and methodology, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: d.sinicin@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2018

УДК 796.077.5

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Галина Николаевна Слепцова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития межкультурной компетентности бакалавров физической культуры при обучении иностранному языку. Рассматривается использование активных методов обучения английскому языку. Среди наиболее эффективных методов развития межкультурной компетентности студенты выделяют использование активных форм обучения: проектной технологии, деловых игр, тренингов делового общения, проведение занятий страноведческого характера с использованием аутентичного иллюстративного материала.

Ключевые слова: технология, бакалавр, межкультурная компетентность, активные методы обучения.

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CROSS-CULTURAL COMPETENCE

AMONG PHYSICAL CULTURE BACHELORS DURING THE FOREIGN LANGUAGE STUDYING PROCESS Galina Nikolaevna Sleptsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-Eastern Federal University in Yakutsk

Annotation

The article is devoted to the development of cross-cultural competence among physical culture bachelors when teaching to the foreign language. The use of active methods of teaching English is considered. Students have distinguished the application of the active forms of education as the most effective methods of development of the cross-cultural competence: the design technology, business games, trainings of business communication, training of regional geographic character with use of authentic illustrative material.

Keywords: technology, bachelor, cross-cultural competence, active teaching methods.

В современное время роль физической культуры и спорта в жизни молодых людей значительно повысилась. Спорт приобретает особую популярность и становится реальным фактом в жизни молодежи. Физическая культура и спорт способствуют мирному диалогу между народами, построению открытых отношений между людьми различных культур, развитию взаимопонимания и взаимодействия людей разных национальностей. Одним из факторов успешного межкультурного взаимодействия является межкультурная компетентность. По определению Д.Л. Дудович межкультурная компетентность студентов - это совокупность специальных знаний, межкультурных умений и система ценностных ориента-ций, необходимых для решения профессиональных задач в условиях межкультурного взаимодействия [2].

Для развития межкультурной компетентности студентов необходимо внедрять интенсификацию в процесс обучения. Говоря о путях повышения эффективности обучения иностранному языку, речь идет о современных технологиях обучения. По определению В. А. Сластенина технология - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [4]. Использование педагогической технологии позволяет повышать уровень образования, качество знаний студентов, рост профессиональной компетентности будущих специалистов. С целью развития межкультурной компетентности в сфере профессиональной подготовки студентов по иностранному языку мы применяем следующие педагогические технологии, как проектная деятельность, ролевые игры, новые информационные технологии и другие активные методы, и формы обучения.

Метод проектов способствует созданию языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. С педагогической точки зрения проектирование, как утверждают М.Е. Аполлонова и А.В. Моисеева - это творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально нагруженная по содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений [1]. По мнению Е.С. Полат цель проектного обучения состоит в развитии познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве [3]. Проектная деятельность ориентирует студентов на творческое решение проблемы, развивает в них поисковые, исследовательские, рефлексивные навыки, повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка. Выполняя проектные задания, студенты учатся планировать, прогнозировать, моделировать. По мнению Э.Р. Хайрулиной, в ходе проектной работы студенты овладевают следующими ключевыми компетенциями:

• самостоятельный выбор темы - базовой проблемы проекта;

• осуществление поиска необходимой информации, работа с каталогами в библиотеке, Интернете;

• целеполагание, постановка задач, разработка плана выполнения проекта;

• отбор и эффективное применение соответствующих методов проектно-творче-ской деятельности;

• готовность к сотрудничеству с преподавателем, со студентами, особенно в процессе групповой, коллективной проектно-творческой деятельности;

• владение приемами изображения в виде схем, чертежей и т.д.;

• использование современных компьютерных технологий, в том числе компьютерной презентации проекта;

• публичная защита проекта [5].

Одной из наиболее эффективных технологий развития межкультурной компетентности, по нашему мнению, является игровая технология. В ходе ролевых игр создаются реальные ситуации иноязычного общения. Во время учебных занятий с использованием игровых технологий происходит диалог культур, в результате которого у студентов

развивается межкультурная компетентность, которая поможет успешно решать проблемы, с которыми можно встретиться в условиях реальной межкультурной коммуникации. Большое значение ролевых игр заключается в том, что они не просто знакомят студентов с иноязычной культурой, но и учат воспринимать и понимать ее.

Успешному развитию межкультурной компетентности способствуют информационные технологии. В своей педагогической деятельности мы пользуемся такими средствами ИКТ, как интерактивная доска, магнитофоны, видеопроекторы, информационные и телекоммуникационные средства обучения, Интернет-ресурсы, которые расширяют доступ к аутентичным материалам на изучаемом языке. Организация реальной коммуникации развивает межкультурную компетентность студентов, поскольку дает возможность общения с носителями языка с помощью телекоммуникационных технологий. Использование в образовательном процессе веб-сайтов, ресурсов электронной библиотеки, электронных журналов, электронных словарей, чатов, электронной почты, энциклопедических словарей является основой международного информационного обмена и условием развития межкультурной компетентности студентов. С целью выявления значимости межкультурной компетентности для будущих специалистов нами проведено исследование, в котором принимали участие 168 студентов 1 и 2 курсов Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета. Как показал мини-опрос, 48% респондентов считают межкультурную компетентность профессионально значимым качеством. На вопрос «Для чего нужно развивать межкультурную компетентность» были получены следующие ответы: для свободного общения с зарубежными партнерами, дальнейшего самообразования, профессиональной самореализации и саморазвития, для высокой конкурентоспособности на рынке труда и т.д. Среди наиболее эффективных методов развития межкультурной компетентности студенты выделяют использование активных форм обучения: проектной технологии, деловых игр, тренингов делового общения, проведение занятий страноведческого характера с использованием аутентичного иллюстративного материала. 52% опрошенных отметили важность страноведческого аспекта, знакомство с культурой, традициями, речевым этикетом, нормами общения и образом жизни народов страны изучаемого языка. Таким образом, проведенное исследование показало, что студенты осознают необходимость развития межкультурной компетентности как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аполлонова, М.Е. Проектные технологии / М.Е. Аполлонова, А.В. Моисеева // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и общие вопросы языкового образования: материалы региональной научно-практической конференции - Бирск : Бирская гос. соц.-пед. академия, 2008. - С. 27-28.

2. Дудович, Д. Л. Формирование межкультурной компетентности студентов- будущих культурологов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дудович Д. Л. - Самара, 2013. - 198 с.

3. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-10.

4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Издательский центр Академия, 2001. - 480 с.

5. Хайрулина, Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно- творческой деятельности / Э.Р. Хайрулина // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 72-75.

REFERENCES

1. Apollonova, M.E. and Moiseeva, A.V. (2008), "Design technology", Problems of teaching foreign languages at non-linguistic faculties and general issues in language education: Proceedings of regional scientific-practical conference, Birsk state social-pedagogical Academy, Birsk., pp. 27-28.

2. Dudovich, D.L. (2013), Formation of intercultural competence of students-future culturologists in the process of professional training at the University, dissertation, Samara.

3. Polat, E.S. (2000), "Method of projects at foreign language lessons", Foreign languages at school, No. 2, pp. 3-10.

4. Slastenin, VA. (2001), Psychology and pedagogy: textbook, Publishing center Academy, Moscow.

5. Khairullina, E.R. (2007), "Development of key competences of students in design and creative activity", Pedagogy, No. 9, pp. 72-75.

Контактная информация: Slegal_61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ И МЕТКОСТИ СТРЕЛЬБЫ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРЕЛЬБА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Павел Сергеевич Соколов, капитан внутренней службы, Роман Аркадьевич Солоницин,

кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России

Аннотация

В Российской Федерации проводится обширная модернизация силовых и правоохранительных ведомств, направленная на повышение профессионализма сотрудников, в том числе к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств. Авторами предлагается оценить эффективность разработанной ими учебной программы дисциплины «Стрельба в экстремальных ситуациях», направленной на совершенствование огневой подготовленности будущих сотрудников.

Ключевые слова: огневая подготовка, огневая подготовленность, курсанты вузов, точность, меткость, стрельба в экстремальных ситуациях, эффективность, педагогический эксперимент.

IMPROVING THE ACCURACY AND SHOOTING ACCURACY OF THE STUDENTS OF UNIVERSITIES OF POWER STRUCTURES BY MEANS OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "SHOOTING IN EXTREME SITUATIONS"

Pavel Sergeyevich Sokolov, the captain of internal service, Roman Arkadievich Solonitsin, the

candidate ofpedagogical sciences, colonel of internal service, Perm Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Annotation

In the Russian Federation, the extensive modernization of the law enforcement agencies is being carried out, aimed at improving the professionalism of employees, including actions in emergency situations. The authors propose to evaluate the effectiveness of the curriculum of the discipline "Shooting in extreme situations", aimed at improving the fire training of future employees.

Keywords: fire training, fire preparedness, University students, accuracy, shooting in extreme situations, efficiency, pedagogical experiment.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации проводятся обширная модернизация силовых и правоохранительных ведомств в интересах обеспечения законности и правопорядка. С 1 августа 2018 года вступил в силу новый Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее ФЗ «О службе в УИС»). Новый закон статьей 12 «Служебные обязанности сотрудника» обязал проходить регулярную проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Предусматривается отстранение от исполнения служебных обязанностей, если сотрудник пенитенциарной системы не выполнил предъявляемые законом требования [2].

В исполнение требований ФЗ «О службе в УИС» предписывает образовательным организациям ФСИН России модернизацию подготовки и профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.