Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / КУРСАНТ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрков Михаил Николаевич

Огневая подготовка курсантов ведомственных ВУЗов ФСИН России находится на одном из первых мест на занятиях специализирующего направления, поскольку служебная деятельность в учреждениях и органах ФСИН России предполагает повышенный риск применения огнестрельного оружия для обеспечения безопасности. При обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке возникают трудности с преодолением страха оружия, с проработкой психологических блоков, с эффективным и рациональным проведением занятий. Предполагаемые трудности носят как материальный, так и нематериальный характер. В статье автор определяет проблемы при обучении огневой подготовке на практических занятиях. Так же автор предлагает пути и способы совершенствования методики обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке для повышения эффективности и качественного усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODS OF TRAINING OF THE CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

Fire training of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia is one of the first places in the classes of the specialized direction, since official activity in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia involves increased risk of using firearms to ensure security. When training cadets in practical classes on fire training, there are difficulties with overcoming the fear of weapons, with the development of psychological blocks, with the effective and rational conduct of classes. The perceived difficulties are both material and non-material. In the article, the author defines the problems when teaching fire training in practical classes. The author also suggests ways and means of improving the methods of training cadets in fire training classes to improve the effectiveness and quality of knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

ческую, специальную физическую и техническую подготовку. Определен комплекс методических подходов к учебно-тренировочному процессу в условиях форсмажора, вызванного пандемией COVID-19. Тренировки в онлайн формате позволяют участникам тренировочного процесса находиться в устойчивой коммуникативной связи. Общность заданий с усилением внимания к каждому спортсмену, позволили поддержать командный дух, сплоченность со стороны тренеров и товарищей по команде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов А.О. Анализ особенностей тренировки волейболисток в подростковом возрасте / А.О. Иванов // Вестник Югорского государственного университета. - 2Q16. - № 1 (4Q). - С. 17Q-173.

2. Изаак С.И. Информационная культура в образовательной среде университета / С.И. Изаак // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования i тезисы докладов XIV всероссийской-научно-методической конференции. - Ярославль, 2Q2Q. - С. 1Q9-111.

3. Постол О.Л. Элективные курсы по физической культуре и спорту, обучающихся на заочной форме обучения с применением дистанционных технологий (ДОТ) / О. Л. Постол // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов транспортной отрасли i материалы Международной научно-практической конференции. - Москва, 2Q19. - С. 113-117.

4. Щадилова И.С. Коммуникативные особенности в управлении спортивной организацией / И.С. Щадилова // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе : материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2Q16. - С. 189-193.

5. Щадилова И.С. Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима самоизоляции / И.С. Щадилова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2Q2Q. - № 7 (182). - С. 552-52б.

REFERENCES

1. Ivanov, A.O. (2Q16), "Analysis of the peculiarities of training volleyball players in adolescence", Bulletin of the Ugra State University, No. 1 (4Q), рр. 17Q-173.

2. Isaac, S.I. (2Q2Q), "Information Culture in the Educational Environment of the University", Actual problems of improving higher education, abstracts of the XIV All-Russian Scientific-Methodological Conference, Yaroslavl, рр. 1Q9-111.

3. Postol, O.L. (2Q19), "Elective courses in physical education and sports, students studying in extramural studies using distance technologies (DOT)", Actual problems of development and improvement of the physical education system for training specialists in the transport industry, materials of the International scientific-practical conference, Moscow, рр. 113-117.

4. Shchadilova, I.S. (2Q16), "Communicative features in the management of a sports organization", Problems and prospects for the formation of a healthy lifestyle in the information society, materials of the international scientific-practical conference, Irkutsk, рр.189-193.

5. Shchadilova, I.S. (2Q2Q), "Organization of communication in the university in the discipline 'Physical culture' in the conditions of self-isolatio", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 7 (182), рр. 552-52б.

Контактная информация: ishchad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

УДК 378.147

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Михаил Николаевич Юрков, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

Огневая подготовка курсантов ведомственных ВУЗов ФСИН России находится на одном из первых мест на занятиях специализирующего направления, поскольку служебная деятельность в учреждениях и органах ФСИН России предполагает повышенный риск применения огнестрельного оружия для обеспечения безопасности. При обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке возникают трудности с преодолением страха оружия, с проработкой психологических блоков, с эффективным и рациональным проведением занятий. Предполагаемые трудности носят как материальный, так и нематериальный характер. В статье автор определяет проблемы при обучении огневой подготовке на практических занятиях. Так же автор предлагает пути и способы совершенствования методики обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке для повышения эффективности и качественного усвоения знаний.

Ключевые слова: огневая подготовка, методика, огнестрельное оружие, курсант, практическое занятие, эффективность обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p385-389

IMPROVING THE METHODS OF TRAINING OF THE CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES Mikhail Nikolayevich Yurkov, the teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

Fire training of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia is one of the first places in the classes of the specialized direction, since official activity in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia involves increased risk of using firearms to ensure security. When training cadets in practical classes on fire training, there are difficulties with overcoming the fear of weapons, with the development of psychological blocks, with the effective and rational conduct of classes. The perceived difficulties are both material and non-material. In the article, the author defines the problems when teaching fire training in practical classes. The author also suggests ways and means of improving the methods of training cadets in fire training classes to improve the effectiveness and quality of knowledge acquisition.

Keywords: fire training, methodology, firearms, cadet, practical training, training effectiveness.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе учебно-тренировочных занятий обучающиеся преодолевают множество трудностей и препятствий разного характера, из которых позднее складывается определенный навык владения оружием, необходимый в прохождении службы в рядах УИС. Предполагаемые трудности носят как материальный, так и нематериальный характер, что предполагает их многообразие и плюрализм. Большая часть спровоцирована спецификой самого оружия и его производных - выстрела, чистки, внешнего вида. При этом, возникают трудности не только с преодолением страха оружия у курсантов, но и с эффективным и рациональным проведением занятий, проработкой психологических блоков и страхов у обучающихся.

Применение оружия сотрудниками УИС регламентировано Федеральным Законом от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (ред. от 27.12.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где в ст. 31.2 изложены правила применения огнестрельного оружия [1]. Навыки по огневой подготовке необходимы сотрудникам УИС для защиты себя и иных лиц, если существует опасность угрозы жизни и здоровья, для предотвращения завладения преступниками огнестрельным оружием, для освобождения лиц, насильно удерживаемых и т.д.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации регламентирует вопросы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и вновь совершающих в этот период

преступление. Данные меры нашли свое отражение в ст. 86 УИК РФ [2]. Применение данных мер также определяется ведомственными нормативными актами (инструкциями, приказами, наставлениями), которые относятся к документам для служебного пользования [3].

Таким образом, при формировании знаний, умений и навыков по огневой подготовке, необходимо выявить проблемы, возникающие при подготовке обучающихся, и предложить пути и способы совершенствования методики обучения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью нашего исследования является определение проблем при обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке и поиск путей совершенствования методики обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первой основной проблемой обучающихся при изучении материальной части оружия и проведения теоретических занятий является неумение распознать или определить свободный ход спускового крючка, поскольку от умения его определить зависит успешность произведения выстрела курсантом. Так, наряду с этим выделяется в рамках теоретических занятий проблема по знанию технической части оружия, поскольку от правильности сборки оружия зависит сам процесс производства выстрела, недопущение осечек. Как правило, в образовательных учреждениях ФСИН России проводятся соревнования по стрельбе или служебному биатлону, которые популяризируют развитие огневой подготовки курсантов. Соревнования помогают применить теоретические знания владения оружием на практике, позволяют анализировать ситуацию и действовать в стрессовых обстоятельствах ограниченного времени. Огневая подготовка как вид спорта сложилась в виде группы спортивного совершенствования в образовательных учреждениях ФСИН России, где курсанты изучают и осваивают более углубленно теорию и практику огневой подготовки. Именно в группах спортивного совершенствования возможно совершенствование методики преподавания огневой подготовки.

Для повышения эффективности проведения теоретических занятий по огневой подготовке необходимо внедрять интерактивные формы усвоения знаний. Так, при изучении технической части оружия мы использовали презентацию и проводили иллюстрированный тест на знание материально-технической части оружия и т.д. Преподаватель должен учитывать тот факт, что большая часть курсантов не знакома с оружием, не имеет первичных навыков владения оружием, что предполагает применение индивидуального подхода при проведении занятий по огневой подготовке. Выявление более слабых курсантов позволит выровнять общую оценку и поднять знания учебной группы на более высокий уровень.

Практические занятия по огневой подготовке включают в себя выбор и отработку позиций для стрельбы с учетом индивидуальных особенностей, определение сильной руки для удержания и фиксации оружия, отработку норматива по изготовке к стрельбе, а также выполнение учебных стрельб на время или без учета его.

Новым вектором в совершенствовании методики преподавания огневой подготовки является произведение видеозаписи в замедленном режиме съемки. На основании данной видеозаписи преподаватель может наглядно объяснить ошибки, которые совершают курсанты - чрезмерно сильный хват, мышечный тремор, кивок прицела оружия вниз, влево или вправо. Технические возможности видеозаписи в замедленном режиме позволяют продемонстрировать обучающимся излишний стресс, как отрицательный фактор, который негативно влияет на воспроизведение выстрела и оценку огневой подготовки.

Одной из насущных проблем обучения является отработка навыков стрельбы. Очевидно, что проблема заключается в том, что обучающиеся отрабатывают стрельбу в тече-

ние всего срока обучения и формируют навык, производя выстрел в центр мишени, то есть в область сердца, где обозначена отметка «10». При выполнении служебных задач сотрудникам УИС запрещено производить выстрел в сердечно-легочную область, область головы и шеи, риск причинения тяжкого вреда человеку должен минимизироваться. Подобная ситуация вызывает неоднозначность, поскольку сотрудник при выполнении служебной задачи при пресечении побега должен стрелять по конечностям, а курсанты в процессе обучения должны выработать навык стрельбы в область груди. Зачастую на занятиях по огневой подготовке курсантам не всегда напоминают о необходимой концентрации на снижении тяжести последствий.

Также, одной из немаловажных проблем по актуализации проведения стрельб на занятиях по огневой подготовке является то, что обучающиеся стреляют неподвижно по зафиксированной фигуре. Но подобных ситуаций статического характера не встречается в повседневной деятельности. Часто обстоятельства складываются так, что приходится производить стрельбу в подвижных условиях - при побеге, массовых беспорядках и т.д.

Таким образом, мы считаем, что для повышения эффективности проведения практических занятий по огневой подготовке необходимо реорганизовать условия под экстремальные и проводить их в режиме игровой деятельности при строгом соблюдении правил безопасности. Так же мы предлагаем проводить занятия в стрелковых тирах, специально оборудованных по новой модели, которые будут представлять собой длинные помещения, с возможностью производить множественные выстрелы и смену магазинов. Данная методика позволит адаптировать обучающихся к экстремальным условиям ведения стрельбы, привыкнуть к звуку выстрелов и отработать навыки по быстрой смене магазинов и снаряжению магазинов. Для того, чтобы развить навык и его закрепить, а также повысить уровень своих способностей необходимо проведение как минимум трех занятий в неделю. Для того, чтобы отработать навык быстрой и точной стрельбы, снаряжения магазина, его смены и привыкнуть к шуму выстрелов, курсанты должны отстреливать не менее двух магазинов патронов.

В случае, если в рамках материально-технической базы образовательного учреждения невозможно воссоздать модели игровых режимов проведения стрельбы, необходимо максимально приблизить имеющиеся условия к экстремальным. Например, отработка всех предусмотренных упражнений учебных стрельб изо всех положений: стоя, боком, с одной руки, с колена, лежа. Расширение прорабатываемых учебных упражнений стрельб позволит приблизить курсантов к тем условиям стрельбы, с которыми им предстоит потенциально столкнуться.

Методику обучения необходимо совершенствовать путем увеличения часов по дисциплине, чтобы обхватить в рамках учебных занятий все важные аспекты - психологический, теоретический и практический. Дисциплина «Огневая подготовка» должна включать несколько блоков, которые раскрывают каждый из изучаемых аспектов, поскольку последовательное преподавание данных блоков позволит выстроить полноценную систему подготовки обучающихся.

В рамках психологического аспекта обучающиеся должны разобрать на учебных занятиях психологическое состояние стрелка и того, кто под прицелом. Психологическая проработка в процессе стрельбы должна корректировать эмоциональное состояние курсанта, предупреждать развитие и прогрессирование нестабильного эмоционального фона в случае создания стрессовой ситуации. Сильным стрессовым фактором является боязнь звука выстрела. Психологическое состояние при этом усугубляется на уровне инстинктивного восприятия громких звуков. Поэтому для обучающихся важно привыкнуть к шуму выстрелов и не реагировать на него испугом, стрессом, поскольку данное восприятие снижает морально-психологическую готовность к стрельбе, то есть нарушает боевой настрой курсанта. Для курсанта важно уметь контролировать чувство страха путем психологической готовности к выстрелу. Для этого применяется методика привыкания. Суть

методики заключается в следующем - на исходный рубеж выставляется стреляющая смена, а за ней следующая подготовительная смена, которая слушает впереди стреляющую смену. После отработки упражнений стреляющая смена уходит, на ее место встает подготовительная смена и заходит новая смена.

Таким образом, курсанты получают комплексные знания о внутренних психофизиологических состояниях, которые влияют на результат обучения по огневой подготовке.

ВЫВОДЫ

Подводя итог, необходимо отметить, что огневая подготовка - достаточно важное умение сотрудника УИС для обеспечения как личной, так и общей безопасности. Выявленные проблемы в процессе обучения курсантов возможно минимизировать, поскольку их наличие обусловлено материально-техническим оснащением учебных классов и личной методикой преподавания. Мы считаем, что решением данных проблем является внедрение интерактивных форм обучения и совершенствование методики проведения занятий по огневой подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (ред. от 27.12.2019) // ГАРАНТ : [Справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения: 01.05.2021).

2. Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18 дек. 2001г. № 174-ФЗ // ГАРАНТ : [Справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/12125178/ (дата обращения: 01.05.2021).

3. Варинов, В.В. Правовые основы и практика применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками УИС : практическое пособие / В.В. Варинов, А.В. Витушкин. — Новокузнецк : Кузбасский институт ФСИН России, 2018. - 62 с.

REFERENCES

1. Ibe Law of the Russian Federation (1993), On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty, available at: https://base.garant.ru/1305321/ (data accessed: 01.05.2021).

2. Ibe Law of the Russian Federation (2001), The Criminal Procedure Code of the Russian Federation, available at: https://base.garant.ru/12125178/ (data accessed: 01.05.2021).

3. Varinov, V. V. and Vitushkin, A.V. (2018), Legal bases and practice of the use of physical force, special means and firearms by employees of the Criminal Justice System: practical guide, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk.

Контактная информация: mihail-yurkov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.