Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / КУРСАНТ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрков Михаил Николаевич, Лысухин Антон Михайлович

Огневая подготовка курсантов ведомственных образовательных организаций высшего образования ФСИН России является одной из важнейших среди занятий специализирующего характера, поскольку служебная деятельность в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы России предполагает возможность применения огнестрельного оружия для обеспечения безопасности в определенных обстоятельствах. При обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке возникают трудности с преодолением страха оружия, с проработкой психологических блоков. Предполагаемые трудности носят как материальный, так и нематериальный характер. В статье определены проблемы при обучении огневой подготовке на практических занятиях. Также предлагаются пути и способы совершенствования методики обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке для повышения эффективности и качественного усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрков Михаил Николаевич, Лысухин Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODS OF TRAINING CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

Fire training of cadets of departmental universities of the Federal Penal Service of Russia is one of the first places in the classes of the specialized direction, since official activity in institutions and bodies of the Federal Penal Service of Russia involves an increased risk of using firearms to ensure security. When training cadets in practical classes on fire training, there are difficulties with overcoming the fear of weapons, with the development of psychological blocks, with the effective and rational conduct of classes. The perceived difficulties are both material and non-material. In the article, the authors defines the problems when teaching fire training in practical classes. The authors also suggests ways and means of improving the methods of training cadets in fire training classes to improve the effectiveness and quality of knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 623.55

М. Н. Юрков, А. М. Лысухин

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Огневая подготовка курсантов ведомственных образовательных организаций высшего образования ФСИН России является одной из важнейших среди занятий специализирующего характера, поскольку служебная деятельность в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы России предполагает возможность применения огнестрельного оружия для обеспечения безопасности в определенных обстоятельствах. При обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке возникают трудности с преодолением страха оружия, с проработкой психологических блоков. Предполагаемые трудности носят как материальный, так и нематериальный характер. В статье определены проблемы при обучении огневой подготовке на практических занятиях. Также предлагаются пути и способы совершенствования методики обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке для повышения эффективности и качественного усвоения знаний.

Ключевые слова: огневая подготовка; методика; огнестрельное оружие; курсант; практическое занятие; эффективность обучения.

© Юрков М. Н., Лысухин А. М., 2021 © Yurkov M. М, Lysukhin A. M., 2021

Для цитирования: Юрков М. Н., Лысухин А. М. Совершенствование методики обучения курсантов ведомственных учреждений ФСИН России на занятиях по огневой подготовке // Теория и практика со-циогуманитарных наук. 2021. № 4 (16). С. 49-58.

M. N. Yurkov, A. M. Lysukhin

IMPROVING THE METHODS OF TRAINING CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

Fire training of cadets of departmental universities of the Federal Penal Service of Russia is one of the first places in the classes of the specialized direction, since official activity in institutions and bodies of the Federal Penal Service of Russia involves an increased risk of using firearms to ensure security. When training cadets in practical classes on fire training, there are difficulties with overcoming the fear of weapons, with the development ofpsychological blocks, with the effective and rational conduct of classes. The perceived difficulties are both material and non-material. In the article, the authors defines the problems when teaching fire training in practical classes. The authors also suggests ways and means of improving the methods of training cadets in fire training classes to improve the effectiveness and quality of knowledge acquisition.

Keywords: fire training; methodology; firearms; cadet; practical training; training effectiveness.

For citation: Yurkov M. N., Lysukhin A. M. Improving the methods of training cadets of departmental institutions of the Federal Penal Service of Russia in fire training classes. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk

[Theory and practice of socio-hu p. 49-58.

В процессе учебно-тренировочных занятий обучающиеся преодолевают множество трудностей и препятствий разного характера, и из этого преодоления потом возникает определенный навык владения оружием, необходимый для прохождения службы в рядах сотрудников УИС. Большая часть трудностей вызвана спецификой самого оружия и явлений, сопутствующих его применению и использованию (выстрел, чистка, внешний вид). Имеют место трудности не только с преодолением страха оружия у курсантов. Требуется проработка психологических блоков и страхов.

Необходимость и практическая значимость использования и применения огнестрельного оружия отражена в Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

nitarian studies], 2021, no. 4 (16),

наказания в виде лишения свободы», где в ст. 31.2 изложены правила применения огнестрельного оружия. Навыки по огневой подготовке необходимы сотрудникам УИС для защиты себя и иных лиц, если существует опасность угрозы жизни и здоровья, для предотвращения завладения преступниками огнестрельным оружием, для освобождения лиц, насильно удерживаемых и т. д.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации регламентирует вопросы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и вновь совершающих в этот период преступление. Данные меры нашли свое отражение в ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Применение их также определяется ве-

домственными нормативными актами (инструкциями, приказами, наставлениями), которые относятся к документам для служебного пользования [1, с. 29].

Таким образом, для формирования знаний, умений и навыков по огневой подготовке необходимо выявить проблемы, возникающие при подготовке обучающихся, и предложить пути и способы совершенствования методики обучения.

Целью нашего исследования является определение проблем при обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке и поиск путей совершенствования методики обучения.

Одной из главных трудностей, с которой сталкиваются обучающиеся и преподаватель — это боязливое отношение к оружию, вызванное стрессовым эмоциональным состоянием. Фактически обучающийся, впервые взявший оружие в руки на занятии по огневой

подготовке, начинает осознавать, что оружие имеет такие характеристики, как убойная сила, поражение противника и др., что формирует боязливость и искаженное восприятие учебной информации, которую доносит до обучающегося преподаватель. Преподаватель для искоренения данного блока и предотвращения его формирования проводит подготовительную часть занятия, где раскрывает необходимость применения оружия в служебных целях, а также для личного развития и формирования нового навыка. Сложность обучения состоит в том, что необходимо преподнести информацию о простоте обучения с точки зрения строгого соблюдения несложных правил безопасности, являющихся фундаментом получения и освоения навыка. Обучающийся имеет уже определенное представление о предмете и не находится в состоянии незнания, что формирует положительное и заин-

тересованное отношение к обучению, что в дальнейшем формирует познавательную привычку обучения.

Далее, когда преподавателем создана модель обучения и обучающиеся с ней ознакомлены, им проще ее усваивать и понимать требуемые обязанности. Однако однообразность проведения практического занятия по огневой подготовке может снизить эффект и результат познавательной привычки. Для ее поддержания и увеличения необходимо внедрять нестандартные методы и приемы преподавания, которые основаны на интерактивности подачи информации (данные вопросы рассмотрены в статье Н. В. Черемина [3, с. 57]). При изучении технической части оружия мы использовали презентацию и проводили иллюстрированный тест на знание материально-технической части оружия и т. д. Преподаватель должен учитывать тот факт, что

большая часть курсантов незнакома с оружием, не имеет первичных навыков владения оружием, что предполагает применение индивидуального подхода при проведении занятий по огневой подготовке. Определение курсантов, которые нуждаются в большем педагогическом воздействии преподавателя, позволит скорректировать общий уровень подготовки учебного подразделения.

Одной из новых методик совершенствования навыка стрельбы на занятиях по огневой подготовке и проработки психологических блоков страха стрельбы и оружия является видеофиксация стреляющего курсанта. Данный подход позволяет наглядно продемонстрировать физическую работу стреляющего и скорректировать его эмоциональное состояние при производстве последующего выстрела. Видеофиксация как метод отработки навыков стрельбы имеет свои преимущества и недостат-

ки. К основным преимуществам мы относим наглядность, доступность и понятность донесения информации. Главным же недостатком является неизбежное увеличение длительности проведения занятия: зачастую занятие длится один академический час, в который необходимо вместить введение по технике безопасности, стрельбу каждого обучающегося, организационные вопросы, выставление оценок по итогам занятия и заполнение соответствующей документации. Выделение времени на проведение анализа видеоматериала стреляющих — достаточно острая проблема в организационном плане.

Также одной из насущных проблем обучения является отработка навыков стрельбы. Проблема заключается в том, что обучающиеся отрабатывают стрельбу в течение всего срока обучения и формируют навык, производя выстрел в центр мишени, т. е. в об-

ласть сердца, где обозначена отметка «10». При выполнении служебных задач сотрудникам УИС запрещено производить выстрел в сердечно-легочную область, область головы и шеи, риск причинения тяжкого вреда человеку должен минимизироваться. Подобная ситуация создает неоднозначные последствия, поскольку сотрудник при выполнении служебной задачи при пресечении побега должен стрелять по конечностям, а курсанты в процессе обучения должны выработать навык стрельбы в область груди. Зачастую на занятиях по огневой подготовке курсантам не всегда напоминают о необходимой концентрации на снижении тяжести последствий.

Таким образом, мы считаем, что для повышения эффективности проведения практических занятий по огневой подготовке необходимо изменить условия, сделав их имитационно экстре-

мальными, и проводить занятия в режиме игровой деятельности при строгом соблюдении правил безопасности. Также мы предлагаем проводить занятия в стрелковых тирах, специально оборудованных по новой модели, которые будут представлять собой длинные помещения с возможностью производить множественные выстрелы и смену магазинов. Данная методика позволит адаптировать обучающихся к экстремальным условиям ведения стрельбы, привыкнуть к звуку выстрелов и отработать навыки по быстрой смене магазинов и снаряжению магазинов. Чтобы развить навык и его закрепить, а также повысить уровень своих способностей, необходимо проведение как минимум трех занятий в неделю. Чтобы отработать навык быстрой и точной стрельбы, снаряжения магазина, его смены и привыкнуть к шуму выстрелов, курсанты должны отстреливать не менее двух магазинов патронов.

Однако не каждая образовательная организация может оборудовать стрелковый тир новой модели в силу финансовых обстоятельств. В таком случае необходимо совершенствовать навыки стрельбы посредством увеличения числа освоенных позиций для стрельбы обучающимся. Предлагается отойти от классической стойки на ногах и прибегнуть к изучению и освоению стойки с колена, из бокового положения, с одной руки, из положения лежа. Подобный подход позволит усовершенствовать уже имеющиеся базовые навыки производства выстрела из положения стоя и расширит возможности обучающегося.

Методику обучения необходимо совершенствовать путем увеличения времени на тренировку, чтобы обхватить в рамках учебных занятий все важные аспекты — психологический, теоретический и практический. Дисциплина

«Огневая подготовка» должна включать несколько блоков, которые раскрывают каждый из изучаемых аспектов, поскольку последовательное преподавание данных блоков позволит выстроить полноценную систему подготовки обучающихся. Л. И. Кундозерова, Г. Н. Бойченко отмечают ключевую значимость моральной, психологической подготовки курсантов к организации стрельб как одного из видов образовательной деятельности [2, с. 37].

Что касается психологического аспекта, то обучающиеся должны разобрать на учебных занятиях психологическое состояние стрелка и того, кто под прицелом. Психологическая проработка в процессе стрельбы должна корректировать эмоциональное состояние курсанта, предупреждать развитие и прогрессирование нестабильного эмоционального фона в случае создания стрессовой ситуации. Сильным стрессовым фактором

является боязнь звука выстрела. Психологическое состояние при этом усугубляется на уровне инстинктивного восприятия громких звуков. Поэтому для обучающихся важно привыкнуть к шуму выстрелов и не реагировать на него испугом, стрессом, поскольку данное восприятие снижает морально-психологическую готовность к стрельбе — нарушает боевой настрой курсанта. Для курсанта важно уметь контролировать чувство страха путем психологической готовности к выстрелу. Для этого рекомендуется использовать разработанную и усовершенствованную преподавателями огневой подготовки в Кузбасском институте ФСИН России методику привыкания. Суть методики заключается в следующем. На исходный рубеж выставляется стреляющая смена, а за ней — следующая подготовительная смена, которая слушает впереди стреляющую смену. После отработки

упражнений стреляющая смена уходит, на ее место встает подготовительная смена и заходит новая смена.

Таким образом, курсанты получают комплексные знания о внутренних психофизиологических состояниях, которые влияют на результат обучения по огневой подготовке.

Подводя итог, необходимо отметить, что огневая подготовка — очень важная составляющая обучения и тренировки сотрудника УИС, необходимая для обеспече-

ния как личной, так и общей безопасности. Выявленные проблемы в процессе обучения курсантов возможно минимизировать, поскольку их наличие обусловлено материально-техническим оснащением учебных классов и применяемыми методиками преподавания. Считаем, что решением данных проблем является внедрение интерактивных форм обучения и совершенствование методики проведения занятий по огневой подготовке.

Литература

1. Варинов, В. В. Правовые основы и практика применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками УИС: практическое пособие / В. В. Варинов, А. В. Витушкин. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2018. — 62 с.

2. Кундозерова, Л. И., Бойченко, Г. Н. Теория обучения. Педагогические технологии: учебное пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017. — 83 с.

3. Черемин, Н. В. Применение системы стрелковых тренажеров «СКАТТ» на практических занятиях по дисциплине «огневая подго-

товка» // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2020. — № 2.— С. 56-61.

Сведения об авторах

Михаил Николаевич Юрков, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: mihail-yurkov@mail.ru Антон Михайлович Лысухин, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: lisuhin@bk.ru

Information about the author

Mikhail N. Yurkov: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: mihail-yurkov@mail. ru Anton M. Lysukhin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: lisuhin@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.