Научная статья на тему 'Применение метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России'

Применение метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСИН России / образовательные организации / огневая подготовка / личная демонстрация / практические навыки / FPS of Russia / educational organizations / fire training / personal demonstration / practical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Владимировна Степанова

В статье рассматривается метод личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России как один из наиболее эффективных методов обучения. Определены особенности, условия реализации, содержание, конечные результаты эксперимента с применением данного метода. Предметом статьи выступает метод личной демонстрации, эффективность его применения на занятиях по огневой подготовке. Цель исследования – обосновать высокую значимость данного метода для выработки у курсантов устойчивых навыков практической стрельбы. Методологическую основу исследования составили эксперимент, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы среди основных методов огневой подготовки как наиболее эффективный выделен метод личной демонстрации и рассмотрены его методологические приемы. Для доказательства его эффективности проведен эксперимент с курсантами двух групп, в результате которого доказана значимость применения рассматриваемого метода и необходимость использования интерактивных технологий в процессе обучения огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России. Охарактеризованы условия применения указанного метода, проанализированы его результаты. Сделаны выводы о том, что применение метода личной демонстрации позволяет ускорить процесс приобретения и совершенствования практических навыков владения оружием, повысить мотивацию и интерес к освоению правил обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами в различных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Владимировна Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the method of personal demonstration in firearm training classes in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article discusses the method of personal demonstration in firearm training classes in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia as one of the most effective teaching methods. The features, implementation conditions, content, final results of the experiment using this method are determined. The subject of the article is the method of personal demonstration, the effectiveness of its use in firearm training classes. The purpose of the study is to substantiate the high significance of this method for developing stable practical shooting skills among cadets. The methodological basis of the study was experiment, analysis, synthesis, induction, system-structural, formal-logical methods. As a result of the work carried out, among the main methods of fire training, the method of personal demonstration was singled out as the most effective and its methodological techniques were considered. To prove its effectiveness, an experiment was conducted with cadets of two groups, as a result of which the significance of using the considered method and the need to use interactive technologies in the process of teaching firearms training in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia were proved. The conditions for applying this method are characterized, and its results are analyzed. It is concluded that the use of the method of personal demonstration can speed up the process of acquiring and improving practical skills in handling weapons, increase motivation and interest in mastering the rules for handling firearms and ammunition in various conditions.

Текст научной работы на тему «Применение метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России»

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА СТЕПАНОВА

заместитель начальника кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы И t.stepanova84@yandex.ru Владимир

Применение метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России

Аннотация. В статье рассматривается метод личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России как один из наиболее эффективных методов обучения. Определены особенности, условия реализации, содержание, конечные результаты эксперимента с применением данного метода. Предметом статьи выступает метод личной демонстрации, эффективность его применения на занятиях по огневой подготовке. Цель исследования - обосновать высокую значимость данного метода для выработки у курсантов устойчивых навыков практической стрельбы. Методологическую основу исследования составили эксперимент, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы среди основных методов огневой подготовки как наиболее эффективный выделен метод личной демонстрации и рассмотрены его методологические приемы. Для доказательства его эффективности проведен эксперимент с курсантами двух групп, в результате которого доказана значимость применения рассматриваемого метода и необходимость использования интерактивных технологий в процессе обучения огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России. Охарактеризованы условия применения указанного метода, проанализированы его результаты. Сделаны выводы о том, что применение метода личной демонстрации позволяет ускорить процесс приобретения и совершенствования практических навыков владения оружием, повысить мотивацию и интерес к освоению правил обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами в различных условиях.

Ключевые слова: ФСИН России, образовательные организации, огневая подготовка, личная демонстрация, практические навыки

Для цитирования

Степанова Т. В. Применение метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 7. С. 29-35. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-242-7-29-35.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

УДК 377.112.4

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-242-7-29-35

Огневая подготовка является одним из ведущих предметов обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), а также курсантов образовательных организаций высшего профессионального образова-

© Степанова Т. В., 2022

ния ФСИН России. Одним из элементов выступает соответствие приобретенных курсантами и сотрудниками знаний, умений и навыков огневой подготовки тем задачам, которые им приходится решать в служебной деятельности с применением

TATIANA V. STEPANOVA

deputy head of department combat and tactical-special training of VLI of the FPS of Russia, Candidate of Law, Colonel of the Internal Service El t.stepanova84@yandex.ru Vladimir

Application of the method of personal demonstration in firearm training classes in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract. The article discusses the method of personal demonstration in firearm training classes in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia as one of the most effective teaching methods. The features, implementation conditions, content, final results of the experiment using this method are determined. The subject of the article is the method of personal demonstration, the effectiveness of its use in firearm training classes. The purpose of the study is to substantiate the high significance of this method for developing stable practical shooting skills among cadets. The methodological basis of the study was experiment, analysis, synthesis, induction, system-structural, formal-logical methods. As a result of the work carried out, among the main methods of fire training, the method of personal demonstration was singled out as the most effective and its methodological techniques were considered. To prove its effectiveness, an experiment was conducted with cadets of two groups, as a result of which the significance of using the considered method and the need to use interactive technologies in the process of teaching firearms training in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia were proved. The conditions for applying this method are characterized, and its results are analyzed. It is concluded that the use of the method of personal demonstration can speed up the process of acquiring and improving practical skills in handling weapons, increase motivation and interest in mastering the rules for handling firearms and ammunition in various conditions.

Keywords: FPS of Russia, educational organizations, fire training, personal demonstration, practical skills

For citation

SStepanova T. V. Application of the method of personal demonstration in firearm training classes in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 7. p. 29-35. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-242-7-29-35.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

табельного оружия. Практическая отработка навыков и умений осуществляется на стрельбах и стрелковых тренировках. Формирование навыков разборки, сборки, ухода за всеми видами огнестрельного оружия осуществляется во время практической работы.

Формирование и развитие навыков применения оружия в процессе огневой

подготовки курсантов ФСИН России осуществляется в два этапа.

На первом этапе происходит изучение теоретических вопросов, правил стрельбы из огнестрельного оружия, правил личной безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Второй этап включает в себя практическую отработку навыков примене-

ния оружия, выполнение нормативов и упражнений и направлен на реализацию следующих задач:

- формирование устойчивости навыков стрельбы и обращения с оружием;

- закрепление теоретической информации;

- приобретение опыта использования огнестрельного оружия;

- многократное повторение одних и тех же действий для закрепления на уровне двигательного навыка.

С применением учебного оружия без патронов осуществляется многократная отработка элементов техники производства выстрела, принятия изготовки, производства выстрела, комплексного выполнения упражнения в целом.

В качестве основных методов огневой подготовки курсантов образовательных организаций силовых ведомств, как отмечают Светличный Е. Г. и Балдецкий О. А.[1], выступают:

- лекция;

- личная демонстрация / показ действия, приема;

- презентация;

- самостоятельная подготовка курсантов.

Остановимся подробнее на методе огневой подготовки «Личный пример / личная демонстрация». Под личной демонстрацией мы понимаем метод обучения в огневой подготовке, который основывается на показе курсантам (сотрудникам) приемов и правил обращения с оружием, демонстрации основных частей и порядка их взаимодействия, практических навыков (стрельбы) преподавателем в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем, а также приобретения курсантами (сотрудниками) новых знаний и навыков на основе личного примера преподавателя.

Личная демонстрация включает в себя следующие методологические приемы:

1. Личная демонстрация навыков путем использования современных технических средств обучения.

Технические средства являются важнейшей частью огневой подготовки. Учебное оружие, макеты, приборы, тренажеры, стрельбища, специально оборудованные классы, тир позволяют эффективно проводить как теоретические, так и практические занятия. Медофьева Ю. А., Беляков С. В., Кучкарев Ю. Ю. акцентируют внимание на необходимости для курсантов занятий на электронных тренажерах, предназначенных как для первоначального обучения стрельбе из боевого оружия, так и для последующих повседневных тренировок с целью совершенствования навыков [2]. Данная образовательная технология дает возможность получить практические установки, характерные для стрельбы из боевого оружия.

Оценка действенности данного методологического приема проводилась путем эксперимента на занятиях по учебной дисциплине «Огневая подготовка» во Владимирском юридическом институте ФСИН России.

Эксперимент проводился в течение месяца - с 15.11.2021 по 15.12.2021 с курсантами IV курса, разделенными на контрольную и экспериментальную группы, выполнявшими упражнение № 5 «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время» (Курс стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный приказом Минюста России от 26.02.2006 № 24).

Целью эксперимента явилось определение эффективности применения метода личного показа и использования интерактивных технологий в процессе обучения огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России.

В испытаниях участвовали два взвода (по 20 человек) с одного курса с одинаковым уровнем огневой подготовки. Один из этих взводов стал экспериментальным. Курсантам были предложены дополнительные занятия на стрелковом тренажере СКАТТ с преподавателем, который личным примером обучал курсантов выполнению данного упражнения. Закрепив на тренировочном пистолете Макарова датчик, который постоянно с высокой точностью следит за перемещениями оружия относительно мишени, преподаватель лично демонстрировал порядок и технику выполнения упражнения. Он начал с показа правильного хвата с двух рук, отработки быстрой наводки оружия в цель и правильного прицеливания, что очень важно при выполнении скоростного упражнения. Также рассказал и продемонстрировал лично, как правильно обрабатывать спусковой крючок при скоростной стрельбе и особенности последующей быстрой наводки оружия после выстрела. В процессе обучения курсанты могли увидеть траекторию перемещения точки прицеливания на фоне мишени, которую также подробно комментировал преподаватель. Момент выстрела фиксируется на экране в виде пробоины. Вся информация о прицеливании и координаты пробоины сохраняются в памяти компьютера для последующего анализа.

Затем каждый курсант экспериментальной группы самостоятельно выполнял упражнение учебных стрельб сначала на лазерном тренажере, а затем с боевым патроном. После выполнения упражнений курсанты видели результат своей стрельбы и совместно с преподавателем устраняли ошибки, проводя очередные стрельбы. Ошибки стреляющих в основном заключались в неправильном выборе точки прицеливания и неверной изготовке к стрельбе.

Второй взвод (контрольная группа) отрабатывал Курс стрельб по основной рабочей программе дисциплины.

В течение эксперимента у обучающихся экспериментального и контрольного взводов было проведено равное количество практических стрельб из пистолета Макарова.

В конце эксперимента были проведены контрольные стрельбы, по результатам которых были получены следующие результаты, выраженные в баллах:

- средний балл в контрольной группе оставался неизменным и составил 3,7 балла, тогда как в экспериментальной группе прослеживалась явная тенденция улучшения стрельбы из пистолета Макарова и средний балл в данной группе вырос до 4,1 балла.

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что данный эксперимент наглядно доказал эффективность применения метода личного показа и необходимость применения интерактивных технологий в процессе обучения огневой подготовке в образовательных организациях ФСИН России.

2. Следующий методологический прием заключается в личной демонстрации частей и механизмов оружия, принципов его работы, правил обращения с оружием и боеприпасами, объяснении теории с постановкой открытых, проблемных вопросов и отсылкой к правовым основам применения оружия. Действенность личного примера офицера как педагогического условия, оказывающего существенное влияние на воспитание военнослужащего, отмечают Губин В. А., Егоров Д. А. [3].

Безусловно, плакаты, макеты, обучающие фильмы - это очень большая помощь курсантам на занятиях, однако самой эффективный метод изучения материальной части оружия - это личная демонстрация преподавателем его основных частей, порядка сборки-разборки и

взаимодействия элементов на практических занятиях.

Применяя метод личной демонстрации, преподаватель рассказывает и параллельно демонстрирует обучающимся порядок разборки оружия, объясняет и показывает, как правильно извлекать (присоединять) части, а также обращает внимание на типичные ошибки при сборке-разборке оружия с целью их избегания курсантами при последующим обучении.

Преподаватель показывает курсантам устройство основных частей, детально объясняя их назначение, так как часто курсанты даже после просмотра обучающего фильма, изучения плакатов по материальной части не могут найти на детали какую-либо составляющую. Здесь личный показ очень важен как ориентир к знаниям и навыкам.

Необходимо отметить, что личная демонстрация при изучении обучающимися материальной части оружия носит в том числе воспитательный характер. Преподаватель личным примером заинтересовывает курсантов изучением устройства оружия, вырабатывает у них чувство уважения и бережного отношения к нему, разъясняет требования тщательного соблюдения правил хранения и сбережения оружия. В целях воспитания курсантов преподаватель приводит некоторые примеры из практики службы в уголовно-исполнительной системе, когда от состояния оружия и умелого обращения с ним зависит жизнь сотрудников, выполняющих действия против вооруженных преступников.

3. К наиболее эффективному методу практической огневой подготовки курсантов следует отнести личную демонстрацию стрельбы преподавателем.

Метод личной демонстрации направлен на то, чтобы показать курсантам взаимосвязь между изученными ранее теоретическими положениями, практичес-

ким опытом многократного повторения отдельных элементов техники стрельбы и конечным результатом стрельбы.

Содержание личной демонстрации стрельбы на занятиях охватывает разные направления:

- последовательность техники выполнения, позволяющую показать правильность выполнения стрельбы;

- конечный результат как ориентир для курсантов;

- осмысление и отработку отдельных элементов техники (изготовка, нажатие на спусковой крючок и так далее) в медленном и более быстром темпе в совокупности с объяснением теоретических вопросов и постановкой проблем;

- выявление ошибок в процессе стрельбы, позволяющее проанализировать технику, результат, правильность выполнения приема;

- взаимосвязь одного элемента/приема с другими для целостного восприятия действия с оружием;

- соблюдение мер безопасности при работе с оружием и боеприпасами.

Рассмотрим особенности применения метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в вузах ФСИН России. Для реализации данного метода необходимо учитывать условия, содержание, конечные результаты метода личной демонстрации.

Наиболее продуктивными условиями применения метода личной демонстрации являются следующие:

- приближенность к реальным, экстремальным ситуациям;

- отработка упражнений из разных позиций (стоя, боком, лежа и так далее);

- разные помещения и обстоятельства применения огнестрельного оружия;

- техническая оснащенность занятий (тренажеры, тир и так далее);

- проведение не менее трех занятий в неделю;

- воссоздание моделей и условий проведения стрельбы в зависимости от разных факторов (окружающая среда, место, контингент и численность окружения, психологическая подготовка сотрудника УИС и так далее);

- четкое проговаривание правил безопасности;

- возможности для видеозаписи и последующего анализа ошибок.

Содержание метода личной демонстрации обусловлено следующими элементами:

1. Теоретической составляющей, направленной на показ приема, его теоретическое обоснование, взаимосвязь элементов выполнения:

- классификация огнестрельного оружия, назначение, боевые свойства, устройство разных видов и порядок приведения их к бою;

- условия выполнения упражнений и нормативов в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими курсы стрельб и огневую подготовку;

- тактика действий при применении огнестрельного оружия.

2. Практической направленностью, в основе которой лежат навыки:

- действия с оружием по командам;

- производства выстрела;

- прицельной стрельбы в неограниченное время;

- скоростной стрельбы из различных положений с переносом огня по фронту, после передвижений, с использованием различных изготовок и положений для стрельбы;

- выполнения нормативов по огневой подготовке;

- осуществления защиты безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности с применением и использованием огнестрельного оружия на основе моделирования типо-

вых ситуаций служебно-боевой деятельности;

- выборочной скоростной стрельбы в разных условиях.

3. Методической основой, которая предлагает следующую последовательность личной демонстрации:

- название приема, в каких случаях он выполняется и с какой целью;

- показ выполнения приема в целом (быстрый, затем медленный темп);

- разложение приема на элементы с объяснением техники его выполнения;

- выполнение усложненных приемов в различных положениях;

- тренировка выполнения приема курсантами при наблюдении преподавателя;

- анализ ошибок;

- дополнительный показ приема преподавателем.

Конечными результатами применения личной демонстрации могут выступать:

1. Со стороны курсантов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение осознанности правил обращения и применения огнестрельного оружия;

- повышение мотивации к практическому освоению технических приемов применения оружия и отработке навыков обращения с ним;

- формирование профессионально значимых для будущих сотрудников УИС качеств (психологическая и эмоциональная устойчивость, инициативность, самостоятельность, рефлексивность, моральные качества и другие);

- техническое совершенствование навыков курсантов, уже владеющих оружием;

- наглядность в применении теоретических знаний, четкое понимание алгоритма действий в той или иной ситуации;

- закрепление технической и теоретической составляющих огневой подготовки;

- формирование установок, действий по командам руководителя стрельбы;

- формирование осознанности достижения результатов обучения.

2. Со стороны преподавательского состава:

- совершенствование собственных навыков стрельбы из огнестрельного оружия;

- оказание положительного влияния на мотивацию, знаниевую составляющую, развитие самостоятельности курсантов;

- практическая реализация огневой подготовки;

- воспитательная направленность процесса демонстрации;

- возможности для корректировки индивидуальных и коллективных ошибок курсантов.

Таким образом, применение метода личной демонстрации на занятиях по огневой подготовке в высших образовательных организациях ФСИН России позволяет ускорить процессы приобретения и совершенствования практических навыков владения оружием, повысить мотивацию и интерес курсантов к освоению правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами в разных условиях.

1. Светличный Е. Г., Балдецкий О. А. Отдельные вопросы совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных учреждений системы МВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 205-210.

2. Медофьева Ю. А., Беляков С. В., Кучкарев Ю. Ю. Особенности организации занятий по огневой подготовке у курсантов ФСИН России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 221.

3. Губин В. А, Егоров Д. А. Личный пример офицера как метод воспитания военнослужащих-контрактников // Педагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4. С. 53-55.

1. Svetlichny E. G., Baldetsky O. A. Some issues of improving the fire training of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs // Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-2. pp. 205-210.

2. Medofieva Yu. A., Belyakov S. V., Kuchkarev Yu. Yu. Features of the organization of fire training classes for cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia // Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 4. p. 221.

3. Gubin V. A., Egorov D. A. A personal example of an officer as a method of educating contract servicemen // Pedagogy in law enforcement agencies. 2014. No. 4. pp. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.