Научная статья на тему 'Проблемы освоения дисциплин тактико-специальной направленности курсантами образовательных организаций ФСИН России'

Проблемы освоения дисциплин тактико-специальной направленности курсантами образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / уголовно-исполнительная система / тактико-специальная подготовка / тактическая подготовка / чрезвычайное обстоятельство / сотрудник УИС / cadet / penal system / tactical and special training / tactical training / emergency / an employee of the penal system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Евгеньевна Горина, Михаил Вадимович Морозов

Дисциплины тактико-специальной направленности традиционно включаются в учебные планы по различным специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, поскольку обладают уникальным потенциалом по формированию у будущих сотрудников УИС компетенций, необходимых для решения конкретных профессиональных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Цель исследования – выявить проблемы, возникающие у обучающихся при освоении тактико-специальной подготовки, и выработать рекомендации по совершенствованию данного процесса. Методология исследования: кроме общенаучных методов теоретического познания – анализа, синтеза, сравнения использовался конкретно-эмпирический метод анкетирования. Работа проводилась на базе Владимирского юридического института ФСИН России. В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые возникают у обучающихся при изучении дисциплин тактико-специальной направленности на современном этапе развития общества, выработаны рекомендации по их решению. Результаты исследования позволили выявить особенности освоения обучающимися указанных дисциплин с учетом постоянно изменяющихся условий развития социума в целом. Внедрение выработанных рекомендаций в образовательную деятельность ведомственного вуза позволит значительным образом усовершенствовать процесс формирования компетенций, необходимых для осуществления практической деятельности сотрудника УИС в условиях возникших чрезвычайных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Евгеньевна Горина, Михаил Вадимович Морозов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of mastering tactical and special disciplines by cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

Disciplines of a tactical and special orientation are traditionally included in the curricula for various specialties and areas of training implemented in educational organizations of the Federal Service for the Execution of Punishments, since they have a unique potential to form in future employees of the penal system the competencies necessary to solve specific professional tasks in an emergency. The purpose of the study is to identify the problems the students face in the course of tactical and special training, and to develop recommendations for improving this process. Research methodology: in addition to general scientific methods of theoretical knowledge – analysis, synthesis, comparison, a specific empirical method of questioning was used. The work was carried out on the basis of the Vladimir Law Institute of the FPS of Russia. As a result of the study, the main problems that arise among students in the study of disciplines of tactical and special orientation at the current stage of development of society were identified, recommendations for their solution were developed. The results of the study made it possible to identify the peculiarities of mastering these disciplines by students, with account of the continuously changing conditions of development of the society as a whole. The introduction of the developed recommendations into the educational activities of the departmental university will significantly improve the process of forming the competencies necessary for the implementation of the FPS employee practical activities in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Проблемы освоения дисциплин тактико-специальной направленности курсантами образовательных организаций ФСИН России»

УДК 378.1+316.4+355.4+528.94

DOI: 10.51522/2307-0382-2021-235-12-38-51

ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА ГОРИНА

ELENA E. GORINA

старший преподаватель кафедры уголовно исполнительного права юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат социологических наук, майор внутренней службы, е1епа-ее§ог@уа^ех.ги, https://orcid.org/0000-0003-0556-6161 Владимир

Senior Lecturer of the Department of Penal Law of the Faculty of Law of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Sociology, Major of the Internal Service, elena-eegor@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0556-6161

Vladimir

МИХАИЛ ВАДИМОВИЧ МОРОЗОВ

преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский политехнический колледж», morozov69.mikhai1@yandex.ru Владимир

MIKHAIL V. MOROZOV

Lecturer of the State budgetary professional educational institution of Higher Education «Vladimir Polytechnic College», morozov69.mikhail@yandex.ru Vladimir

Проблемы освоения дисциплин тактико-специальной направленности курсантами образовательных организаций ФСИН России

Problems of mastering tactical and special disciplines by cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

Аннотация. Дисциплины тактико-специальной направленности традиционно включаются в учебные планы по различным специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, поскольку обладают уникальным потенциалом по формированию у будущих сотрудников УИС компетенций, необходимых для решения конкретных профессиональных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Цель исследования - выявить проблемы, возникающие у обучающихся при освоении тактико-специальной подготовки, и выработать рекомендации по совершенствованию данного процесса. Методология исследования: кроме общенаучных методов теоретического познания - анализа, синтеза, сравнения использовался конкретно-эмпирический метод анкетирования. Работа проводилась на базе Владимирского юридического института ФСИН России. В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые возникают у обучающихся при изучении дисциплин тактико-специальной направленности на современном этапе развития общества, выработаны рекомендации по их решению. Результаты исследования позволили выявить особенности освоения обучающимися указанных дисциплин с учетом постоянно изменяющихся условий развития социума в целом. Внедрение выработанных рекомендаций в образовательную деятельность ведомственного вуза позволит значительным образом усовершенствовать процесс формирования компетенций, необходимых для осуществления практической деятельности сотрудника УИС в условиях возникших чрезвычайных обстоятельств.

Ключевые слова: курсант, уголовно-исполнительная система, тактико-специальная подготовка, тактическая подготовка, чрезвычайное обстоятельство, сотрудник УИС.

Abstract. Disciplines of a tactical and special orientation are traditionally included in the curricula for various specialties and areas of training implemented in educational organizations of the Federal Service for the Execution of Punishments, since they have a unique potential to form in future employees of the penal system the competencies necessary to solve specific professional tasks in an emergency. The purpose of the study is to identify the problems the students face in the course of tactical and special training, and to develop recommendations for improving this process. Research methodology: in addition to general scientific methods of theoretical knowledge - analysis, synthesis, comparison, a specific empirical method of questioning was used. The work was carried out on the basis of the Vladimir Law Institute of the FPS of Russia. As a result of the study, the main problems that arise among students in the study of disciplines of tactical and special orientation at the current stage of development of society were identified, recommendations for their solution were developed. The results of the study made it possible to identify the peculiarities of mastering these disciplines by students, with account of the continuously changing conditions of development of the society as a whole. The introduction of the developed recommendations into the educational activities of the departmental university will significantly improve the process of forming the competencies necessary for the implementation of the FPS employee practical activities in emergency situations.

Key words: cadet, penal system, tactical and special training, tactical training, emergency, an employee of the penal system.

Для цитирования

Горина Е. Е., Морозов М. В. Проблемы освоения дисциплин тактико-специальной направленности курсантами образовательных организаций ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 12. С. 38-51. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2021-235-12-38-51.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Профессиональное становление сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС) предполагает формирование у обучающегося компетенций, обеспечивающих его способность грамотно и эффективно действовать в условиях чрезвычайных обстоятельств. Указанные компетенции и необходимые профессионально важные качества формируются при изучении различных дисциплин тактико-специальной подготовки. Ведомственными образовательными организациями накоплен значительный опыт в области организации образовательного процесса по указанным дисциплинам, однако постоянно меняющиеся условия предопределяют необходимость поиска новых форм работы в направлении формирования профессионально важных качеств современного сотрудника.

В последние годы уровень подготовленности абитуриента, поступающего в вуз, некоторым образом меняется, серьезно трансформируются условия организации образовательного процесса в целом, что, в свою очередь, влечет изменения в организации преподавания дисциплин тактико-специальной направленности. Речь идет о том, что по причине пандемии СОУГО-19 национальные образовательные системы столкнулись с необходимостью быстрого перехода от непосредственного взаимодействия преподавателей и обучающихся к опосредованному, осуществляемому с помощью дистанционных технологий обучения. Все упомянутое не могло не вызвать проблем, с которыми ранее образовательные организации не сталкивались, что обусловило необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса по дисциплинам тактико-специальной направ-

ленности. Пересмотр подходов к взаимодействию обучающихся и преподавателей, поиск новых ориентиров подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах становятся актуальными задачами, что доказывают последние публикации ведущих исследователей указанных процессов [1] и специалистов-практиков [2].

Ранее авторами этой статьи были исследованы проблемы, возникающие при данных процессах, с помощью качественных описательных методов по результатам наблюдения преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по указанным дисциплинам, и неформализованного интервью с ними [3]. В рамках настоящего исследования стало необходимо выявить сложности, с которыми в процессе освоения материала по дисциплинам тактико-специальной направленности сталкиваются обучающиеся, то есть определить их срез мнения по данным вопросам.

Весной 2021 года нами проведено эмпирическое исследование с использованием метода анкетирования (n = 250) на базе Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, целью которого стало выявление проблем, возникающих при организации образовательного процесса по дисциплинам тактико-специальной направленности.

Обработка данных производилась с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics 23. В инструментарий были включены восемь шкал, три из которых были составлены в открытом виде, что, безусловно, значительным образом осложнило обработку полевых документов, однако позволило респондентам наиболее полно выразить собственную точку зрения на трудности, которые возникли у них при изучении дисциплин, на причины, которые вызвали затруднения, а также вынести рекомендации по совершенствованию образовательного процесса по обозначенным дисциплинам.

В выборку были включены курсанты II-IV курсов. Подход к построению выборки в данном случае не случаен: дисциплины тактико-специальной направленности изучаются на I, II и IV курсах, исследование

проводилось в середине семестра, обучающиеся I курса при этом составить полного мнения о дисциплине в целом могли не успеть, а пройдя промежуточную аттестацию в виде зачета или экзамена при обучении на II курсе, определенные выводы курсанты могли сделать. Их коллеги со старших курсов, имеющие достаточно цельный личный опыт приобретения знаний, умений и навыков тактико-специальной направленности, безусловно, могли бы дать необходимые сведения об изучаемом процессе. По полу респонденты распределились следующим образом: 61,7 % - курсанты мужского пола; 38,3 % - их коллеги женского пола.

Важным показателем вовлеченности обучающихся в образовательный процесс по дисциплинам тактико-специальной направленности является понимание ими важности получения знаний в данной сфере для сотрудника уголовно-исполнительной системы. Эта исследовательская задача была решена путем включения в анкету шкалы, измеряющей мнение респондентов о необходимости указанных дисциплин для профессионального становления сотрудника УИС. Ответы распределились следующим образом: 66,8 % курсантов считают освоение данных дисциплин необходимым, поскольку без этого невозможно сформировать ряд профессионально важных качеств сотрудника УИС; 25,6 % выбрали ответ «Скорее да, чем нет»; 6,4 % опрошенных ответили «Скорее нет, чем да» и всего 1,2 % обучающихся выразили мнение, что особой необходимости нет, поскольку на данные дисциплины тратится много времени, которое можно потратить с пользой на освоение других дисциплин. Таким образом, подавляющее количество обучающихся (более 90 %) осознают важность данных дисциплин для профессионального становления сотрудника. Интересно, что восприятие тактико-специальной подготовки в данном случае у обучающихся мужского и женского пола отличается: в целом курсанты-юноши считают данное направление более важным для собственного профессионального роста, нежели их сокурсницы (рисунок 1).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

76,5

35,8

18,3

9,5 Л с

0,7 2,1 .-1 1 1

326"

□ Муж. В Жен.

Нет, на данные дисциплины тратится много времени, которое можно провести с пользой

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Да, без этого

нельзя сформировать

ряд ПВК сотрудника УИС

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Нужны ли знания тактико-специальной направленности сотрудникам УИС?» по полу респондентов, %

Важнейшим мотивирующим фактором в освоении учебного материала является наличие эмоциональной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. В рамках данного исследования отношение обучающегося к образовательному процессу оценивалось через шкалу «Нравятся ли вам дисциплины тактико-специальной направленности?». Полученные после обработки данные

аналогичны ответам на предыдущий вопрос: более 90 % опрошенных ответили, что дисциплины им нравятся («Да, очень нравятся, это мое» - 56,9 %; «Да, нравятся, но я особо ничего не понимаю» - 36,7 %; «Нет, не особо нравятся» - 5,2 %; «Нет, как идти на пару, „ноги не несут"» - 1,2 %), но есть существенные различия в ответах в зависимости от пола курсантов (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Нравятся ли вам дисциплины тактико-специальной направленности?» по полу респондентов, %

Таким образом, можно говорить о более глубокой осознанности важности тактико-специальной подготовки и эмоциональной вовлеченности в образовательный процесс у обучающихся мужского пола по сравнению с их коллегами-девушками, что может объясняться профессиональными ориентирами и разницей в восприятии будущей профессиональной деятельности. Курсанты-мужчины видят возможным вариантом развития собственной профессиональной карьеры службу в подразделениях специального назначения, осознают возможность собственного участия в мероприятиях при введении режима особых условий или по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. У курсантов женского пола часто сформированы предпочтения службы в таких подразделениях, как отдел кадров, отдел специального учета, группа социальной защиты осужденных и другие, где требуются усидчивость, умение работать с документами, общаться с осужденными и тому подобные навыки.

Поскольку по результатам исследования планировалось выработать мероприятия по совершенствованию образовательного процесса по данным дисциплинам, авторов статьи интересовало, с какими затруднениями сталкиваются обучающиеся при освоении материала. Эта исследовательская задача решалась путем включения в инструментарий соответствующей шкалы, которая была построена в открытом виде, что не ограничивало респондентов в описании возникающих у них трудностей. Более трети опрошенных (38,8 %) ответили, что сложности при освоении дисциплин тактико-специальной направленности у них не возникали. Вообще не ответили на вопрос или написали «Затрудняюсь ответить» 15,2 % респондентов.

Из ответов остальных опрошенных следует, что основные трудности, с которыми обучающиеся сталкивались при изучении тактико-специальной подготовки, связаны с необходимостью освоить очень сложный материал (20,4 %). Сложность обучающиеся объясняли по-разному: отмечалось, что «материал с первого раза освоить очень сложно»,

«материал очень большой и разнообразный, его нужно освоить в сжатые сроки», «нужно запомнить множество терминов, названий приборов, специальных средств и формул, которые не изучаются в других дисциплинах».

Отдельно подсчитывались ответы, которые указывали не на сложность теоретического освоения материала, а на затруднения, возникающие при решении конкретных практических заданий, то есть при применении теоретических знаний на практике. На данную проблему указали 17,6 % опрошенных. Если конкретизировать некоторые ответы, то сложности возникают в следующих ситуациях:

- при работе с картами, схемами/планами;

- при решении задач на определение радиоактивной обстановки;

- при решении задач на определение химической обстановки;

- при составлении служебных документов, необходимых для организации управления при чрезвычайных обстоятельствах;

- при ориентировании на местности;

- при расчете групп боевого порядка;

- при проведении занятий в полевых условиях.

Дисциплины тактико-специальной направленности предполагают активное использование математико-статистического инструментария, что у обучающихся по направлениям и специальностям гуманитарной направленности вызывает определенные затруднения. Таким образом, третьим по популярности стал ответ «Нужно производить много расчетов / Нужно много считать». С затруднениями такого характера столкнулись 6,4 % опрошенных.

Определенная часть респондентов (2,4 %) указали, что материал по данным дисциплинам очень сложно усваивается, когда изучаешь его самостоятельно. Подобная необходимость наступает, если курсант отсутствовал на занятии (к примеру, в связи с необходимостью несения службы в составе суточного наряда) или, как отдельно отмечали опрашиваемые, при анализе материала, предоставленного преподавателями, в дистанционном формате, когда обра-

зовательный процесс стал осуществляться в условиях распространения коронавирус-ной инфекции.

С данной причиной в том числе были связаны следующие два ответа, которые выбрали равное количество респондентов (по 1,2 %): «Расписание составлено таким образом, что между занятиями был огромный разрыв» и «Ограниченный доступ к нормативно-правовой базе». Дисциплины тактико-специальной направленности предполагают регулярное обращение обучающихся к информации ограниченного доступа, которое возможно в специально оборудованной для этих целей библиотеке. Однако доступа к ней обучающиеся были лишены, когда находились в условиях самоизоляции. Этой же причиной были вызваны разрывы между занятиями, на которые пожаловались опрошенные: информация неограниченного доступа была предоставлена в дистанционном режиме, а когда обучающиеся вышли в очный формат и в расписание были включены соответствующие занятия, где предполагалось освоить материал ограниченного доступа, разрыв между занятиями на дистанционном обучении и занятиями в очном формате оказался значительным.

Самым непопулярным ответом стал ответ «Не успеваю записывать материал» (0,4 %), вызванный личными причинами (к примеру, уровнем общей подготовленности) обучающихся.

С помощью соответствующей шкалы, составленной также в открытом виде, можно выделить три группы причин затруднений, с которыми сталкиваются обучающиеся при освоении заявленных дисциплин: материальные (вытекающие из самой специфики образовательного процесса по данным дисциплинам, можно также назвать структурные/системные), организационные и субъективные.

Материальными (структурными) причинами стали:

- сложность учебного материала, который необходимо освоить, и сложность заданий, которые нужно выполнить. Этот ответ стал самым популярным, его выбрали 10 % опрошенных;

- специфика дисциплины. 4 % респондентов отметили, что дисциплины тактико-специальной направленности практически не пересекаются по материалу с другими дисциплинами, материал же, в свою очередь, очень объемный и разнообразный, изобилует незнакомыми терминами и формулами;

- необходимость быть в хорошей физической форме. Данный ответ выбрали 2 % курсантов, которые отмечали, что во время проведения занятий в полевых условиях либо отработки ряда навыков в условиях полигона необходимо в достаточно тяжелой экипировке в различных погодных условиях выполнять действия, применяя физическую силу;

- необходимость работы с материалами с пометкой «Для служебного пользования». Данную причину назвали 1,2 % респондентов, повторив, таким образом, свое мнение о работе с документами ограниченного пользования при ответах на данный вопрос.

Организационные причины, по мнению обучающихся, связаны со следующими факторами:

- недостаточное количество времени, выделенного на изучение материала. 8,8 % опрошенных отметили, что в сжатые сроки нужно освоить очень объемный и разнообразный материал. Отметим, что за последние годы произошло снижение количества часов, отводимых на освоение дисциплин тактико-специальной направленности. Однако популярность такого ответа может быть вызвана и другими причинами, в частности снижением общего уровня подготовленности обучающихся к образовательному процессу, что значительным образом затрудняет освоение объемного материала по всем дисциплинам в условиях применения дистанционных образовательных технологий. Так, при проведении исследования об особенностях дистанционного обучения, выполненного одним из авторов статьи в ноябре - декабре 2020 года, было выявлено, что большой объем заданий как проблему образовательного процесса в условиях дистанционного

обучения обозначили 70,9 % опрошенных обучающихся [4];

- курсантам сложно воспроизводить знания на практике, они слабо представляют себе специфику функционирования уголовно-исполнительной системы. Об этом в том или ином контексте сказали 8 % обучающихся. Следует дать некоторые пояснения: как уже было упомянуто выше, обучение по данным дисциплинам начинается на I курсе, тогда как основной предмет, который дает развернутое представление о специфике функционирования УИС, - «Уголовно-исполнительное право» - у большинства обучающихся начинает преподаваться на III курсе. Указанная дисциплина состоит из Общей и Особенной частей, которые обучающиеся изучают в разных семестрах, а между ними проходят учебную практику, находясь непосредственно в исправительном учреждении. Таким образом, будущие сотрудники УИС сначала начинают осваивать тактические режимные действия в разных ситуациях, которые могут предположительно возникнуть в период несения службы, тогда как сами понятия «режим», «средства обеспечения режима» и подобные изучаются ими позднее;

- с дистанционным форматом обучения возникновение трудностей связали 6,8 % опрошенных. Отметим, что подробнее данную проблематику авторы рассмотрели в упомянутом выше исследовании [3];

- пропуски занятий по причине болезни, несения службы в составе суточного наряда, необходимости участия в спортивных соревнованиях, репетициях и выступлениях на различных мероприятиях как причину, вызвавшую осложнения в освоении дисциплины, отметили 2 % респондентов;

- 0,8 % опрошенных указали на отсутствие макетов спецсредств при проведении занятий;

- 0,4 % отметили, что в ходе консультаций, которые кафедра боевой и тактико-специальной подготовки проводит ежедневно, возникают большие очереди, поскольку желающих получить разъяснения преподавателей очень много и консультации очень востребованны.

В третью группу причин, обозначенных как субъективные, поскольку они в первую очередь связаны с личными особенностями и обстоятельствами обучающихся, вошли следующие:

- неумение решать задачи. На это, указав в ряде анкет «Я гуманитарий, мне сложно», указали 4,8 % респондентов;

- курсанты плохо подготовлены к занятиям. Данное мнение аккумулировало и ответы тех, кто изначально имеет низкий уровень необходимых для изучения тактико-специальной подготовки знаний, полученных еще в школе, и ответы тех, кто считает, что курсанты плохо работают в ходе самостоятельной подготовки: его дали 2,8 % обучающихся;

- личная невнимательность курсанта. Эту причину указали 1,6 % опрошенных;

- 1,2 % назвали такую причину, как разные установки преподавателя по одним и тем же вопросам. Отметим, что тактико-специальная подготовка направлена на формирование умений и навыков в сложной ситуации находить эффективные пути решения. Но одна и та же практическая ситуация может быть разрешена разными способами и единых шаблонов для этого быть не должно. Курсантам необходимо развивать творческие способности для анализа ситуации с разных сторон;

- о том, что дисциплина им не интересна, заявили 0,8 % опрошенных; столько же указали, что сложности возникают по причине того, что «девушки хуже понимают дисциплину»;

- собственную недисциплинированность назвали 0,4 % респондентов.

Следует отметить, что при выработке рекомендаций по результатам исследования авторы данной статьи попытались реализовать субъект-субъектный подход, для чего предложили курсантам внести свои предложения, ответив на вопрос «Как можно изменить организацию образовательного процесса по данным дисциплинам, чтобы курсантам легче было усваивать материал?». Интересно, что предложения активно вносили те, кто обозначил, что проблем с освоением дисциплины у них не возникает. Однако доля

тех, кто оставил шкалу незаполненной либо отметил ответ «Затрудняюсь ответить / не знаю», составила 44 %.

20,4 % опрошенных также не стали вносить предложения, отметив, что «все организовано хорошо / не нужно ничего менять». Среди них были в том числе те, кто сказал, что сложности в освоении дисциплин у них возникали.

Самой популярной рекомендацией стало предложение об увеличении количества занятий (12,8 % опрошенных), причем в некоторых анкетах давались дополнительные пояснения: следует увеличить число занятий с использованием спецсредств при моделировании конкретных ситуаций на практике, проводить больше практических занятий, где пояснения даются на личном примере преподавателя, увеличить количество занятий по отдельным темам.

Следующая по популярности рекомендация состояла в предложении увеличить количество занятий в полевых условиях (8,4 %), предлагалось даже организовать суточные выезды, а также выезды в исправительные учреждения. Последнее предложение не совсем корректно, поскольку отработку тактических действий могут увидеть осужденные, что впоследствии снизит эффективность подобных мероприятий. Кроме того, спецконтингент получит информацию, доступную только для служебного пользования. Вызвано данное замечание уже указанной выше причиной, когда курсанты вынуждены отрабатывать навыки службы в отсутствие каких-либо знаний о работе исправительных учреждений.

Увеличить количество часов на тактико-специальную подготовку в принципе, без уточнения конкретных видов занятий и тем предложили 6 % опрошенных.

4 % респондентов проявили такое личностное качество, как лень, предложив для облегчения усвоения материала «убрать задачи», «меньше работать с картами», «отменить выезды», «уменьшить объем материала», «сделать образование опять дистанционным», «убрать дисциплины тактико-специальной направленности вообще».

2,8 % опрошенных внесли предложение при пояснении материала использовать видеоматериал и другие средства визуализации для демонстрации каждого действия на практике. Кафедра боевой и тактико-специальной подготовки обследуемой образовательной организации имеет видеоматериал и использует его при организации занятий, однако ограниченность времени не позволяет сопровождать каждое действие видеорядом.

По 2 % опрошенных рекомендовали «давать лекции более развернутыми, менее научным языком» и «конкретные задания, которые требуют вычисления, объяснять более тщательно и доступно». Как видно, реализация данных предложений также требует увеличения количества учебных часов на дисциплины тактико-специальной направленности.

1,2 % респондентов предложили помимо занятий использовать иные формы работы, которые позволят закрепить материал: организовывать игры, викторины, опросы, кружок-факультатив.

Такое же количество опрошенных предложили использовать макеты новых спецсредств, новые карты и схемы, новые технические средства обучения. Отметим, что необходимое материально-техническое обеспечение образовательной организацией, на базе которой проводилось исследование, заказано, при поступлении финансовых средств будет приобретено и использовано в образовательном процессе.

Часть опрошенных предложили записывать лекционный материал в тетрадях, которые «можно забирать домой» (0,8 %). Данная рекомендация принята быть не может, поскольку лекции содержат материал ограниченного использования, работа с которым вне образовательной организации недопустима. Учитывая, что в условиях дистанционного формата обучения в образовательную среду выкладывался материал, который не содержал данных сведений, материал, с которым можно работать дома, на руках у обучающихся есть. По этой же причине невозможно реализовать рекомендацию

«продолжать дублировать материал в образовательную среду» (0,4 %).

Далее проанализируем рекомендации, набравшие менее 0,4 % голосов:

- обеспечить калькуляторами;

- регулярно повторять пройденный материал;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проводить больше индивидуальных консультаций;

- отдельно открывать библиотеку для работы с документами с пометкой «Для служебного пользования»;

- преподавать дисциплины тактико-специальной направленности после прохождения учебной практики;

- обеспечить присутствие на занятиях всего переменного состава: «В наряды в эти дни не ставить», «На репетиции и другие мероприятия не отпускать с занятий в эти дни»;

- составлять расписание таким образом, чтобы между занятиями не было больших перерывов, поскольку материал забывается.

Ряд предложений, вынесенных курсантами, уже были реализованы на практике, либо делались конкретные шаги по их реализации, поскольку преподавательский состав ранее уже выявил указанные сложности, предложив пути их исправления. К примеру, была решена проблема доступа к библиотеке, который был ограничен по причине того, что материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и документы для служебного пользования хранились в одной библиотеке, где одновременно работали курсанты старших курсов, у которых осуществлялся образовательный процесс по дисциплинам оперативно-розыскной деятельности, и курсанты, которым требовались документы для служебного пользования, в том числе в рамках подготовки по дисциплинам тактико-специальной направленности. При занятости библиотеки первой категорией курсантов вторые для работы в ней не допускались. На настоящий момент вопрос решен, поскольку для работы с документами служебного пользования отдельно предоставлен читальный зал.

Делая выводы, необходимо отметить, что, во-первых, изменение условий организации образовательного процесса обусловило возникновение ряда проблем, с которыми ранее образовательные организации не сталкивались. Во-вторых, анализ результатов исследования показал, что рекомендации, применение которых позволит совершенствовать образовательный процесс по указанным дисциплинам, можно условно разделить на две группы:

1. Организационные. Ряд проблем могут быть решены путем внесения изменений в учебный план: увеличение количества часов на освоение данных дисциплин, а также их перенос на старшие курсы после освоения обучающимися ряда специализированных дисциплин.

2. Воспитательные. В ходе исследования были выявлены моменты, которые следует проработать, используя потенциал воспитательной работы. В частности, курсантам следует пояснять, что калькуляторы не выдаются в педагогических целях, поскольку производимые для решения задач вычисления не являются сложными (счет в пределах 100), а соответствующие расчеты при применении полученных знаний при возникновении необходимости в практической деятельности будут производиться в полевых условиях, где доступа к калькуляторам может не оказаться (например, при поиске осужденного, совершившего побег, в лесном массиве).

Отдельное внимание в ходе построения воспитательной работы в рамках образовательного процесса по дисциплинам тактико-специальной направленности следует обратить на формирование осознанности курсантами важности знаний, получаемых в ходе освоения данных дисциплин, с точки зрения профессионального становления каждого сотрудника, в том числе женского пола. В данном направлении рекомендуется составлять практические задания с учетом гендерной специфики: к примеру, курсантам женского пола при отработке навыков и умений при побеге осужденного давать ситуации, когда побег осуществлен осужденной из испра-

вительной колонии, где содержатся осужденные женщины.

Кроме того, выявлена необходимость формирования более ответственного отношения к учебе у курсантов, которые делали отсылки к особенностям мышления («я гуманитарий») и стремились нео-

боснованно облегчить процесс обучения. Здесь важно уделять более пристальное внимание реализации воспитательных задач в рамках каждого конкретного занятия, усиливая тот его компонент, который объясняет связь темы с практической деятельностью.

1. Киселев А. М. О преподавании тактико-специальной подготовки в ведомственных вузах правоохранительных органов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1. С. 104-106.

2. Ордынцев А. О подготовке к действиям в чрезвычайных обстоятельствах // Преступление и наказание. 2020. № 12. С. 30-32.

3. Горина Е. Е., Морозов М. В. Современные проблемы тактико-специальной подготовки курсантов ведомственных вузов уголовно-исполнительной системы // Социальные отношения. 2021. № 1. С. 17-24.

4. Горина Е. Е., Саулина М. А., Федоров О. Г. Восприятие обучающимися дистанционного образования // Социальные отношения. 2020. № 4. С. 75-81.

1. Kiselev, A. M. (2021) About teaching tactical and special training in departmental universities of law enforcement agencies // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2-1, 104-106.

2. Ordyntsev, A. (2020) On preparation for operation in emergency // Crime and Punishment. 12, 30-32.

3. Gorina, E. E., Morozov, M. V. (2021) Current problems of the special tactics training of cadets of the departmental universities of the penal correction system // Social Relations. 1, 17-24.

4. Gorina, E. E., Saulina, M. A., Spirina, O. G. (2020) The perceptions of distance education by students // Social Relations. 4, 75-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.