Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCES / PREPAREDNESS TO ACT / PEDAGOGICAL COMPETENCE / EXTREME PSYCHOLOGY / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL MODEL / TEACHING AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смыковский Василий Васильевич, Лобанова Елена Сергеевна

Готовность к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств является одной из важных составляющих профессиональной компетентности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, следовательно, вопрос о необходимости ее формирования является неоспоримым. Фактом, подчеркивающим актуальность заявленной темы, являются статистические данные о возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также результаты анализа действий сотрудников в подобных условиях. С учетом задач и необходимых ресурсов авторами определена педагогическая модель формирования указанной готовности, в структуру которой включено организационнометодическое обеспечение. В данной статье проанализированы основные проблемы организации обучения сотрудников исправительных учреждений, а также перспективы разработки проблемы организационно-методического обеспечения процесса подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Авторами статьи в качестве центральной обозначена проблема недостаточной педагогической подготовки руководителей учебных занятий в исправительных учреждениях, что снижает эффективность учебного процесса, негативно отражается на мотивации профессионального развития обучающихся сотрудников. В этой связи актуальным направлением становится повышение уровня педагогической компетентности сотрудников среднего и старшего начальствующего состава, реализующих обучение сотрудников в рамках тактико-специальных занятий, создание методических материалов, способствующих более успешной подготовке сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. При организации и разработке содержания методического обеспечения важным является вопрос сотрудничества научно-педагогических кадров образовательных учреждений и практических работников с целью создания методических материалов, способствующих максимально эффективной реализации задач обучения сотрудников. В статье отражены результаты диссертационного исследования В.В. Смыковского, посвященного анализу проблемы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смыковский Василий Васильевич, Лобанова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF READINESS FORMATIONAL OF THE EMPLOYEES OF THE TERRITORIAL DEPARTMENT OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA TO ACTIONS IN THE EMERGENCY CIRCUMSTANCES

Willingness to act in case of emergency is one of the important components of the professional competence of the employees of the Federal Penitentiary Service, therefore, the question of the need for its formation is undeniable. The fact that emphasizes the relevance of the topic is statistics on emergency situations in penal institutions, as well as the results of an analysis of the actions of employees in such conditions. Taking into account the tasks and necessary resources, the authors define a pedagogical model for the formation of this readiness, the structure of which includes organizational and methodological support. This article analyzes the main problems of organizing training of correctional officers, as well as prospects for developing the problem of organizational and methodological support for the process of preparing Federal penitentiary service employees to act in emergency situations. The authors of the article identify the problem of insufficient pedagogical training of managers of training sessions in correctional institutions as the Central one, which reduces the effectiveness of the educational process and negatively affects the motivation of professional development of students. In this regard, the current direction is to increase the level of pedagogical competence of employees of middle and senior managers who implement training of employees in the framework of tactical and special classes, the creation of methodological materials that contribute to more successful preparation of employees for actions in emergency situations. When organizing and developing the content of methodological support, the important issue is the cooperation of scientific and pedagogical personnel of educational institutions and practitioners with the aim of creating methodological materials that contribute to the most effective implementation of the tasks of staff training. The article reflects the results of V.V. Smykovsky's dissertation research devoted to the analysis of the problem of forming the readiness of employees of the penitentiary system to act in the event of emergency circumstances.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ»

https:// mir-nauki. com

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Смыковский В.В., Лобанова Е.С. Организационно-методическое обеспечение формирования готовности сотрудников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Smykovsky V.V., Lobanova E.S. (2020). Organizational and methodological support of readiness formational of the employees of the territorial department of the Federal Penitentiary Service of Russia to actions in the emergency circumstances. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN620.pdf (in Russian)

Смыковский Василий Васильевич

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Архангельск, Россия

Начальник организационно-аналитического отдела

E-mail: vvs-80@mail.ru

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», Вологда, Россия

«Психологический» факультет Доцент кафедры «Юридической психологии и педагогики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: alenushka-248@yandex.ru

Организационно-методическое обеспечение формирования готовности сотрудников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России к действиям при возникновении

Аннотация. Готовность к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств является одной из важных составляющих профессиональной компетентности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, следовательно, вопрос о необходимости ее формирования является неоспоримым. Фактом, подчеркивающим актуальность заявленной темы, являются статистические данные о возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также результаты анализа действий сотрудников в подобных условиях.

С учетом задач и необходимых ресурсов авторами определена педагогическая модель формирования указанной готовности, в структуру которой включено организационно-методическое обеспечение. В данной статье проанализированы основные проблемы организации обучения сотрудников исправительных учреждений, а также перспективы разработки проблемы организационно-методического обеспечения процесса подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Страница 1 из 11

УДК 37.022 ГРНТИ 14.07.09

Лобанова Елена Сергеевна

чрезвычайных

57PDMN620

Авторами статьи в качестве центральной обозначена проблема недостаточной педагогической подготовки руководителей учебных занятий в исправительных учреждениях, что снижает эффективность учебного процесса, негативно отражается на мотивации профессионального развития обучающихся сотрудников. В этой связи актуальным направлением становится повышение уровня педагогической компетентности сотрудников среднего и старшего начальствующего состава, реализующих обучение сотрудников в рамках тактико-специальных занятий, создание методических материалов, способствующих более успешной подготовке сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

При организации и разработке содержания методического обеспечения важным является вопрос сотрудничества научно-педагогических кадров образовательных учреждений и практических работников с целью создания методических материалов, способствующих максимально эффективной реализации задач обучения сотрудников.

В статье отражены результаты диссертационного исследования В.В. Смыковского, посвященного анализу проблемы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; готовность к действиям; педагогическая компетентность; экстремальная психология; организационно-методическое обеспечение; педагогическая модель; средства обучения

Введение

Сегодня перед системой профессиональной подготовки персонала исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России (далее - ИУ УИС) стоит непростая задача: с одной стороны, необходимо идти в направлении гуманизации отношения персонала ИУ к осужденным, с другой стороны, каждый сотрудник при возникновении чрезвычайных обстоятельств (далее - ЧО), к которым во ФСИН России относятся побеги из-под охраны, захваты заложников, вооруженные нападения на исправительные учреждения, групповые неповиновения и массовые беспорядки, обязан применить меры безопасности, действовать в составе служебного наряда и пресекать возникшее ЧО. Сочетать обе из перечисленных установок при организации конкретных действий довольно сложно. Не каждый сотрудник готов быстро перестроиться и применить специальные средства, физическую силу и иные способы взаимодействия, происходящие в условиях экстремальной ситуации, к осужденному, с которым он длительное время строил общение, направленное на реализацию задач ресоциализации.

1. Постановка проблемы

Наряду с личной психологической готовностью к применению мер принуждения важно, чтобы у сотрудника были необходимые знания и умения их применять с соблюдением всех алгоритмов и требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок применения мер безопасности. Это требует активизации и направления системы профессиональной подготовки на формирование готовности сотрудников исправительных учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО [1; 2].

Чрезвычайные обстоятельства на объектах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России происходят периодически. Количество случаев привлечения сил и средств исправительных учреждений ФСИН России к их ликвидации, несмотря на постоянное уменьшение количества осужденных в местах лишения свободы, продолжает расти: с 16

https:// mir-nauki. com

случаев - в 2013 году до 33 - в 2018 году. В 2019 году допущено 2 случая массовых беспорядков, 20 случаев групповых неповиновений и 3 побега осужденных из-под охраны. При этом основную часть ЧО продолжают составлять групповые неповиновения и массовые беспорядки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, которые требуют применения комплексных мер и задействования большего количества персонала. Подобное соотношение видов возникающих ЧО в учреждениях УИС наблюдалось и десять лет назад [3].

Из обзоров ФСИН России, освещающих причины возникновения ЧО, следует, что многие из них могли быть пресечены на начальной стадии своего развития, если бы сотрудники, допустившие их возникновение, действовали согласно предусмотренным алгоритмам и обладали необходимым уровнем готовности к действиям по их ликвидации на объекте УИС. Анализ информации позволяет сделать вывод, что часто неэффективные действия сотрудников в подобных происшествиях обусловлены низкой готовностью сотрудников УИС к деятельности в условиях возникновения ЧО, а это может быть следствием низкой эффективности процесса формирования готовности к действиям при возникновении ЧО в рамках существующей системы профессиональной подготовки сотрудников, в том числе и в образовательных организациях ФСИН России. Прохождение обучения в ведомственных учебных заведениях является начальным этапом формирования у курсантов профессиональных компетенций, включающих наряду с профессиональными знаниями умениями и навыками становление личной позиции, развитие самостоятельной деятельности по конструированию новых способов действий, проектированию, прогнозированию, моделированию ситуаций [4, с. 177], а также желания реализовывать служебные задачи, продолжить карьерный рост и стать руководителями подразделений УИС.

Одной из причин низкой готовности сотрудников реализовывать профессиональные задачи в реальных ЧО является организация обучения в смоделированных условиях, при которых невозможно учесть и воспроизвести все детали практической деятельности, в том числе влияние психологического фактора. В учебной ситуации у курсантов могут возникать тревога, напряжение и стресс, связанные с оценкой их деятельности со стороны преподавателя или других обучающихся, однако стресса по причине возникновения ощущения реальной опасности ситуации для жизни и здоровья, как собственных, так и других людей, не возникает в силу ее отсутствия. Поэтому эффективность реализации навыков ликвидации ЧО в учебной и реальной профессиональной деятельности может сильно отличаться.

С 2012 года идет постоянное сокращение персонала учреждений УИС. Так, после проведения организационно-штатных мероприятий численность сотрудников территориальных органов ФСИН России уменьшилась почти на четверть, а объем служебных задач остался на прежнем уровне, что отрицательным образом сказалось на обучении персонала учреждений УИС, так как личный состав постоянно задействован в выполнении служебных обязанностей и количество занятий по служебно-боевой подготовке сводится к минимуму.

Собственный педагогический опыт в качестве ответственного за подготовку территориального органа ФСИН к действиям при возникновении ЧО указывает на то, что эффективность деятельности сотрудников при возникновении чрезвычайных обстоятельств находится в прямой зависимости не только от уровня знаний, физического и морально-психологического состояния сотрудника, но и от его готовности к деятельности, сопряженной с экстремальностью и опасностью для жизни и здоровья. Неуверенность действий сотрудников при ЧО бывает обусловлена недостаточным уровнем сформированности навыков по пресечению чрезвычайных обстоятельств в условиях ограниченного времени.

В современной науке большое значение уделяется личностной готовности человека к деятельности в экстремальных ситуациях и недостаточно рассмотрены вопросы обучения

https:// mir-nauki. com

готовности к действиям при возникновении ЧО с точки зрения поведения сотрудника в составе группы, отряда, а также обучения специальной тактике руководящего состава.

Задача формирования у сотрудников готовности использовать приемы и способы обеспечения профессиональной и личной безопасности при ЧО является одной из основных задач системы профессиональной подготовки сотрудников подразделений ФСИН России, в том числе и тактико-специальной подготовки. Необходимо создать такое организационно-методическое обеспечение для руководителей учебных занятий в учреждениях УИС по формированию готовности сотрудников учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО в рамках служебно-боевой подготовки, которое даст возможность получить высокий результат обучения.

Итак, существует необходимость в повышении эффективности процесса формирования готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО. Неоспорим тот факт, что сотрудник, который готов к нештатной ситуации, будет успешнее того, кто имеет лишь представление о необходимости быть готовым к ней, и имеет больше ресурсов для стабилизации обстановки, благодаря чему в конечном итоге достигнет успеха в профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы и реальной практики организации профессиональной подготовки сотрудников позволили выделить противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки сотрудников к действиям в ситуациях ЧО и недостаточной педагогической компетентностью должностных лиц, организующих данное направление профессиональной подготовки в учреждениях УИС. Таким образом, есть потребность в разработке основных теоретических и практических положений формирования готовности сотрудников учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО в процессе профессиональной подготовки, организуемой в исправительном учреждении, на основании которых необходимо определить содержание и формы организационно-методического обеспечения данного процесса. Актуальность исследуемой проблемы подкрепляется также необходимостью обучения старшего и среднего начальствующего состава УИС инновационным педагогическим технологиям подготовки сотрудников ИУ к действиям при возникновении ЧО [5, с. 245].

Проблема формирования готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО находится на стыке ряда наук - педагогики, юридической психологии, экстремальной психологии. Отдельные аспекты данной проблемы были описаны в отечественной и зарубежной научной литературе, посвященной подготовке личного состава вооруженных сил, персонала полиции, бойцов Федеральной службы войск национальной гвардии. Так, вопросы формирования профессиональной готовности к деятельности по выполнению боевых задач отражены в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, A.M. Столяренко, и др. Аспекты психолого-педагогической подготовки сотрудников к действиям при осложнении оперативно-служебной обстановки рассмотрены в работах О.Г. Ковалева, А.И. Папкина. Особенности использования специальной тактики при проведении специальных операций по пресечению чрезвычайных обстоятельств освещены И.С. Барчуковым, А.В. Будановым, Г.А. Бурцевым, М.П. Киреевым, A.M. Киселевым, А.Ф. Майдыковым, Н.Н. Силкиным.

При проведении исследования нами разработана модель формирования готовности сотрудников учреждений территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО, эффективность которой подтверждена повышением уровня готовности к действиям при возникновении ЧО при проведении эксперимента, в ходе обучения личного

2. Методология исследования

состава в рамках профессиональной подготовки [6]. Основные компоненты модели отражены на рисунке ниже.

Цель - повысить у сотрудников уголовно-исполнительной системы готовность к действиям при

возникновении чрезвычайных обстоятельств """""" * Организационно-методическое обеспечение

1

г /

Субъект - лицо, отвечающее за подготовку к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в территориальном органе ФСИН России

Задачи

Основные принципы

Части:

планирующая; формирующая; контрольная.

Уровни обучения

Индивидуальная подготовка сотрудника

Подготовка органов управления

Подготовка территориального органа в целом

Объект -субъект -

начальствующий состав проводящий занятия с личным составом (преподаватели)

Объект - сотрудники учреждений ФСИН России

Компетенци

Среднего начальствующего состава

Органов управления

т

Результат:

Повышен уровень готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств у сотрудников уголовно-исполнительной системы

Рисунок. Модель формирования у сотрудников уголовно-исполнительной системы готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств

В исправительных учреждениях УИС занятия с сотрудниками проводит старший и средний начальствующий состав, определяя практическую направленность подготовки, формы проведения занятий, содержание конспектов. В основном сотрудниками УИС являются выпускники образовательных организаций ФСИН России, где формируются основные компетенции по реализации профессиональных задач, направленных на ликвидацию ЧО. Однако образовательные программы не включают дисциплины, направленные на изучение методики проведения занятий по тактико-специальной подготовке. Оставшаяся часть сотрудников, окончившая образовательные организации, не входящие во ФСИН, также не имеют специально сформированных педагогических компетенций в указанной области.

Существуют разные определения понятию педагогической компетентности. Н.В. Кузьмина определяет ее как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучающегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. Составляющими компетентности являются специальные знания в области преподаваемых дисциплин, методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков обучающихся, дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов и способностей обучающихся, социально-психологическая компетентность в области процессов взаимодействия.

В.Н. Введенский в структуру педагогической компетентности включает операциональную компетентность, которая определяется набором навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, экспертные [8].

Итак, формирование готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций предполагает создание определенных педагогических детерминант, к числу которых относится и повышение уровня педагогической компетенции сотрудников, ответственных за осуществление подготовки к указанным действиям. Организационно-методическое обеспечение в этом контексте позволяет создать оптимальные педагогические условия для успешного решения задач подготовки сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО.

3. Результаты и обсуждение

Не всегда педагогические навыки руководителей учебных занятий, проводимых в рамках служебной подготовки, соответствуют должному уровню, поэтому возникает вопрос о необходимости их развития. Следует признать, что профессиональное мастерство, педагогические способности и личные качества руководителя учебных занятий в ИУ УИС имеют решающее значение в повышении качества и эффективности служебно-боевой подготовки. Учебно-познавательная деятельность у сотрудников активизируется посредством использования руководителем занятия различных педагогических и психологических средств. Грамотно организованный образовательный процесс способствует не только формированию необходимых знаний и умений, но и помогает развитию сознательного отношения к обучению, мотивов профессионального саморазвития сотрудников [9].

В процессе служебно-боевой подготовки руководитель занятия может реализовать следующие задачи:

• сформировать у сотрудников необходимые знания, умения и навыки;

• создать условия для стремления проявлять любознательность, желание познать новое;

• стимулировать потребность в достижении успехов как в учебной, так и в служебной деятельности.

Действия руководителя учебного занятия нацелены на изложение учебного материала, содействие усвоению его обучаемыми и использованию в повседневной жизнедеятельности с последующим анализом результатов его применения. Руководитель занятия, передавая знания, должен усиливать практическую направленность содержания подготовки, обеспечивая максимальное приближение учебных ситуаций (эпизодов) к реальным условиям сложной оперативной обстановки.

Сотрудникам из числа старшего и среднего начальствующего состава необходимо стремится к тому, чтобы стать более компетентным и эффективным в реализации задач обучения сотрудников. Данная компетенция должна включать в себя умение формулировать задачи занятия, исходя из которых определять его формы и методы обучения, выбор материала, последовательность его изложения, способы мотивировки сотрудников на получение новых знаний и активизации познавательных потребностей. Даже обеспечение руководителей занятий готовыми конспектами учебных занятий не гарантирует успешного результата, если он не будет владеть навыками объяснения информации, организации практического обучения, а ограничится публичным чтением учебных текстов в рамках лекций по служебной подготовке. При этом руководителю занятий в ИУ важно использовать и передавать собственный профессиональный опыт.

В связи с наличием требований выполнения педагогической деятельности руководящим составом в ИУ особенно актуальным становится вопрос организационно-методического обеспечения процесса формирования готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО. Основной целью организационно-методического обеспечения в нашем исследовании является обучение руководителей учебных занятий формам и методам обучения тактико-специальной подготовке, наиболее эффективным при проведении занятий по темам, связанным с действиями при ЧО. Достижение этой цели возможно при соблюдении следующих условий:

• использования необходимых и рациональных методов и форм обучения;

• повышения уровня научно-методической подготовленности обучающихся сотрудников;

• организации обмена опытом между обучающимися сотрудниками;

• выявления особенностей, специфики обучения;

• разработки мер по предупреждению рисков при реализации необходимых задач.

Это связано, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающихся сотрудников и реализуется руководителями учебных занятий при создании искусственных проблемных ситуаций или моделей ЧО.

Исследователи в структуре организационно-методического сопровождения выделяют следующие компоненты: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический. В методическом блоке выделяют три модуля: информационно-методический, организационно-методический, и практический (опытно-внедренческий). Организационно-методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных мероприятий по повышению квалификации педагогов [10]. То есть основной целью организационно-методического обеспечения является оказание помощи сотрудникам, организующим педагогическую деятельность.

Организационно-методическое обеспечение подразумевает постоянную деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового материала, создание необходимых условий для реализации процесса обучения, включая материально-техническое оборудование, определение времени, продолжительности занятий, реализацию самообразования и т. д. Важным моментом является и учет мотивации обучения сотрудников, далеко не всегда ведущим мотивами выступает стремление к профессиональному и личностному саморазвитию, осуществляемому по собственной инициативе. Это характерно для всех силовых ведомств, в том числе и для УИС, где первостепенен принцип единоначалия, который подразумевает неукоснительное исполнение решения вышестоящего руководителя, оформленного в виде распорядительного документа о необходимости обучения подчиненных в рамках определенных тем.

Осуществление организационно-методического обеспечения подготовки сотрудников УИС к действиям при ЧО рассматривается пошагово:

• выявление проблем, требующих решения;

• поиск путей для их преодоления;

• обсуждение путей решения проблем и подбор наиболее подходящих;

• подготовка распорядительного документа;

• оказание необходимой поддержки в процессе реализации выбранного пути преодоления проблем.

В качестве основных способов и средств осуществления организационно-методического обеспечения в УИС могут использоваться современные технологии обучения с использованием новых методов и форм проведения занятий (тактико-специальное занятие вместо тактико-строевых занятий), в том числе учебно-методических сборов в формате видео-конференцсвязи (далее - ВКС), деловых игр, тактико-специальных учений [11]. Кроме этого, к формам организационно-методического обеспечения деятельности руководителей учебных занятий относится консультирование. Основной задачей в этом направлении является передача и обмен информацией, которая может осуществляться в следующих формах работы: дискуссиях, деловых играх, тренингах, лекциях, конференциях, ознакомлении с печатной информацией (приказами, методическими рекомендациями, учебными пособиями и т. д.), конкурсах профессионального мастерства, а также курсах повышения квалификации.

В последнее время получила распространение такая форма организационно-методического обеспечения, как учебно-методические сборы в формате ВКС. Это форма удаленного пошагового индивидуального обучения с использованием ведомственных каналов связи, которая является перспективной при организации дистанционного обучения. Благодаря ВКС есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения объекта и субъекта обучения. Это позволяет одновременно ставить учебные задачи сотрудникам, удаленным от руководителя занятия на большое расстояние, и не требует траты времени на дорогу и размещение, что также нивелирует финансовые проблемы, связанные с командированием, проездом и проживанием сотрудников.

Результаты представленного анализа позволяют систематизировать условия формирования эффективного организационно-методического обеспечения процесса подготовки сотрудников ФСИН к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

1. Повышение мотивации педагогической деятельности лиц, осуществляющих обучение сотрудников в рамках их подготовки к деятельности при

возникновении чрезвычайных обстоятельств за счет более глубокого осознания важности результатов этой деятельности.

2. Совместная разработка учебно-методических материалов сотрудниками, ответственными за подготовку к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в территориальном органе ФСИН России, и профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений ФСИН России с учетом требований содержания практической деятельности сотрудников и правил методики обучения.

3. Включение в содержание занятий наряду со знаниями тактико-специальной подготовки вопросы психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Применение технологий дистанционного обучения для организации лекционных занятий и обмена опытом с учреждениями других территориальных органов, а также образовательными учреждениями.

5. Организация практикоориентированного обучения за счет моделирования ситуаций профессиональной деятельности, а также методов интерактивного обучения.

6. Организация обучения сотрудников, ответственных за подготовку к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в территориальных органах, методике проведения тактико-специальной подготовки в рамках курсов повышения квалификации, организуемых в образовательных учреждениях ФСИН России с целью повышения их педагогической компетентности.

Соблюдение перечисленных условий может стать гарантом повышения результатов подготовки сотрудников к деятельности при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Заключение

Таким образом, в современных условиях организационно-методическое обеспечение оказывает огромную роль в развитии профессиональной компетентности сотрудников УИС, в том числе в процессе формирования их готовности к действиям при возникновении ЧО.

Вместе с тем, дальнейших разработок требуют такие направления, как устранение методической и организационной рассогласованности в вопросах подготовки сотрудников к действиям при ЧО между специалистами практических органов УИС и профессорско-преподавательским составом вузов ФСИН России; разработка программ дополнительного образования - программ повышения квалификации сотрудников, направленных на формирование педагогических компетенций, необходимых для успешной реализации обучения сотрудников в рамках тактико-специальной подготовки; расширение творческого взаимодействием с коллегами из образовательных учреждений МВД России, Министерства обороны России, ФСВНГ России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киселев А.М. Формирование эмоционально-волевой устойчивости сотрудников федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в процессе подготовки к действиям в экстремальных ситуациях / А.М. Киселев // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292-1. С. 219-222.

2. Сучкова И.В. Структура психологической готовности к деятельности специалистов в экстремальных условиях на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием / И.В. Сучкова // Аллея науки. 2017. Т 2. №12. С. 335-241.

3. Хохрин С.А. Проблема применения комплекса мер по предупреждению массовых беспорядков в исправительных учреждениях / С.А. Хохрин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 5. С. 8-11.

4. Малышев А.Г. Профессиональная компетентность курсантов ВУЗов ФСИН России под влиянием Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения / А.Г. Малышев // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4 (75). С. 115-117.

5. Деркач В.И. Совершенствование систем подбора персонала / В.И. Деркач Н.В. Булей // Инновационное управление персоналом: Материалы X Международного межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова. Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2019. С. 78-80.

6. Киселев А.М. Педагогическая модель формирования готовности территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств / А.М. Киселев, В.В. Смыковский // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 2 (77). С. 130137.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - Москва: Высш. шк., 1990. - 117 с. - ISBN 5-06-002117-3.

8. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В.Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. № 4. С. 21-31.

9. Оганесян Л.Л. Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационной деятельности педагогических работников / Л.Л. Оганесян Т.Л. Оганесян, Е.В. Фоменко, А.П. Городова // Вестник Академии знаний. 2019. № 5 (34). С. 207-213.

10. Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования / В.Г. Решетников // Омский научный вестник. 2013. № 5(122). С. 174-177.

11. Смыковский В.В. Формирование готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств посредством проведения тактико-специальных занятий / В.В. Смыковский, А.А. Мигурский // Сборник тезисов выступлений и докладов участников IV международного пенитенциарного форума (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): в 10 т. 2019. С. 229-236.

Smykovsky Vasily Vasilyevich

Federal penitentiary service of Russia across the Arkhangelsk region, Arkhangelsk, Russia

E-mail: vvs-80@mail.ru

Lobanova Elena Sergeevna

Vologda institute of law and economics of the Federal penitentiary service of Russia, Volgda, Russia

E-mail: alenushka-248@yandex.ru

Organizational and methodological support of readiness formational of the employees of the territorial department of the Federal Penitentiary Service of Russia to actions in the emergency circumstances

Abstract. Willingness to act in case of emergency is one of the important components of the professional competence of the employees of the Federal Penitentiary Service, therefore, the question of the need for its formation is undeniable. The fact that emphasizes the relevance of the topic is statistics on emergency situations in penal institutions, as well as the results of an analysis of the actions of employees in such conditions.

Taking into account the tasks and necessary resources, the authors define a pedagogical model for the formation of this readiness, the structure of which includes organizational and methodological support. This article analyzes the main problems of organizing training of correctional officers, as well as prospects for developing the problem of organizational and methodological support for the process of preparing Federal penitentiary service employees to act in emergency situations.

The authors of the article identify the problem of insufficient pedagogical training of managers of training sessions in correctional institutions as the Central one, which reduces the effectiveness of the educational process and negatively affects the motivation of professional development of students. In this regard, the current direction is to increase the level of pedagogical competence of employees of middle and senior managers who implement training of employees in the framework of tactical and special classes, the creation of methodological materials that contribute to more successful preparation of employees for actions in emergency situations.

When organizing and developing the content of methodological support, the important issue is the cooperation of scientific and pedagogical personnel of educational institutions and practitioners with the aim of creating methodological materials that contribute to the most effective implementation of the tasks of staff training.

The article reflects the results of V.V. Smykovsky's dissertation research devoted to the analysis of the problem of forming the readiness of employees of the penitentiary system to act in the event of emergency circumstances.

Keywords: extraordinary circumstances; preparedness to act; pedagogical competence; extreme psychology; organizational and methodological support; pedagogical model; teaching aids

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.