Научная статья на тему 'Метод наблюдения в структуре педагогической модели формирования готовности сотрудников территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств'

Метод наблюдения в структуре педагогической модели формирования готовности сотрудников территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАБЛЮДЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ЛОНГИТЮДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / КРИТЕРИИ НАБЛЮДЕНИЯ / RESEARCH METHOD / PEDAGOGICAL MODEL / EMERGENCY / READINESS FOR ACTIONS IN CASE OF EMERGENCY / PROFESSIONAL COMPETENCE / OBSERVATION / OVERT OBSERVATION / INVOLVED OBSERVATION / LONGITUDE OBSERVATION / SELECTIVE OBSERVATION / NON-SYSTEMATIC OBSERVATION / CRITERIA OF OBSERVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смыковский Василий Васильевич, Лобанова Елена Сергеевна

Формирование готовности сотрудников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах является актуальной образовательной задачей. Указанная готовность включает в себя знания, навыки выполнения конкретных алгоритмов действий в рамках служебной деятельности, а также психологическую составляющую, отражающую способность самоконтроля и саморегуляции своих состояний, мыслей, деятельности, принятия решений и ответственности. Перечисленные компоненты готовности включаются в содержание профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы, совершенствование которых предусмотрено в рамках предлагаемой авторами статьи педагогической модели, предусматривающей организацию учебных занятий по служебной подготовке, тренировок, учений сотрудников. В процессе проведения исследования, направленного на апробацию обсуждаемой педагогической модели, применялся комплекс исследовательских методов, одним из которых являлся метод наблюдения. Метод наблюдения направлен на фиксацию конкретных фактов, проявляющихся в поведении и взаимодействии людей, что позволяет как напрямую, так и опосредованно сделать выводы по поводу уровня сформированности определенных феноменов, в данном случае компонентов готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. На основе анализа различных видов наблюдения авторами определены и описаны те, которые целесообразны для применения в соответствии с назначением разработанной педагогической модели, а также с учетом условий проведения исследования в учреждения уголовно-исполнительной системы. В статье перечислены общие преимущества и ограничения наблюдения, описаны критерии и особенности применения в процессе проведенного исследования таких видов наблюдения, как выборочное, несистематическое, включенное, открытое, а также приведены примеры некоторых результатов наблюдения, полученных в процессе адаптации модели в реальных педагогических условиях. По итогам проделанной работы авторами сделан вывод о значимости метода наблюдения на этапе разработки педагогической модели формирования готовности сотрудников к действиям в чрезвычайной ситуации, при оценке ее эффективности и определения необходимости внесения корректив для ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смыковский Василий Васильевич, Лобанова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of observation in the structure of pedagogical model of formation of readiness for actions in case of emergency of the officers of a territorial authority of the FPS of Russia

Formation of readiness for actions in case of emergency of the officers of a territorial authority of the FPS of Russia is a relevant educational task. This readiness includes knowledge, skills of performance of concrete algorithms of actions within office activity and also the psychological component reflecting ability of self-checking and self-control of states, thoughts, activity, decision-making and responsibility. The listed components of readiness are in the content of professional competences of the penal officers whose improvement is provided within the pedagogical model. This model is offered by the authors and concerns the organization of preparation, trainings, exercises studies for the officers. In the course of carrying out the research directed to approbation of the pedagogical model under discussion the complex of research methods was applied, one of which was the method of observation. The method of observation is directed to noting concrete facts in behavior and interaction of people that allows both directly and indirectly draw conclusions concerning the level of formation of certain phenomena, in this case these are components of readiness for actions in case of emergency. On the basis of the analysis of different types of observation the authors defined and described those ones which are expedient for application according to the purpose of the developed pedagogical model and also taking into account conditions of carrying out a research in penal establishments. The general advantages and restrictions of observation are listed in the article, criteria and features of application of such types of observation as selective, non-systematic, involved, overt in the course of the conducted research are described and also the examples of some results of observation received in the course of adaptation of the model in real pedagogical conditions are given. Following the results of the work the authors draw a conclusion concerning the importance of the method of observation at a development stage of the pedagogical model of formation of readiness of the officers for actions in emergency situations, at the assessment of its efficiency and definition of necessity to introduce amendments for its improvement.

Текст научной работы на тему «Метод наблюдения в структуре педагогической модели формирования готовности сотрудников территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств»

https://mir-nauki.com

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/30PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 13.12.2018; опубликована 09.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Смыковский В.В., Лобанова Е.С. Метод наблюдения в структуре педагогической модели формирования готовности сотрудников территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Smykovsky V.V., Lobanova E.S. (2019). Method of observation in the structure of pedagogical model of formation of readiness for actions in case of emergency of the officers of a territorial authority of the FPS of Russia. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN119.pdf (in Russian)

Смыковский Василий Васильевич

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Архангельск, Россия

Помощник начальника управления по МП и ГО группы ОМП и ГО ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Россия

Адъюнкт E-mail: vvs-80@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=890093

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», Вологда, Россия

Старший преподаватель кафедры «Общей психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: alenushka-248@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=891520

Метод наблюдения в структуре педагогической модели формирования готовности сотрудников территориального органа ФСИН России к действиям

Аннотация. Формирование готовности сотрудников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах является актуальной образовательной задачей. Указанная готовность включает в себя знания, навыки выполнения конкретных алгоритмов действий в рамках служебной деятельности, а также психологическую составляющую, отражающую способность самоконтроля и саморегуляции своих состояний, мыслей, деятельности, принятия решений и ответственности. Перечисленные компоненты готовности включаются в содержание профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы, совершенствование которых предусмотрено в рамках предлагаемой авторами статьи педагогической модели, предусматривающей организацию учебных занятий по служебной подготовке, тренировок, учений сотрудников.

УДК 37.018.4 ГРНТИ 14.01.21

Лобанова Елена Сергеевна

при возникновении чрезвычайных

30PDMN119

https://mir-nauki.com

В процессе проведения исследования, направленного на апробацию обсуждаемой педагогической модели, применялся комплекс исследовательских методов, одним из которых являлся метод наблюдения. Метод наблюдения направлен на фиксацию конкретных фактов, проявляющихся в поведении и взаимодействии людей, что позволяет как напрямую, так и опосредованно сделать выводы по поводу уровня сформированности определенных феноменов, в данном случае - компонентов готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

На основе анализа различных видов наблюдения авторами определены и описаны те, которые целесообразны для применения в соответствии с назначением разработанной педагогической модели, а также с учетом условий проведения исследования в учреждения уголовно-исполнительной системы. В статье перечислены общие преимущества и ограничения наблюдения, описаны критерии и особенности применения в процессе проведенного исследования таких видов наблюдения, как выборочное, несистематическое, включенное, открытое, а также приведены примеры некоторых результатов наблюдения, полученных в процессе адаптации модели в реальных педагогических условиях. По итогам проделанной работы авторами сделан вывод о значимости метода наблюдения на этапе разработки педагогической модели формирования готовности сотрудников к действиям в чрезвычайной ситуации, при оценке ее эффективности и определения необходимости внесения корректив для ее совершенствования.

Ключевые слова: исследовательский метод; педагогическая модель; чрезвычайные обстоятельства; готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; профессиональная компетенция; наблюдение; открытое наблюдение; включенное наблюдение; лонгитюдное наблюдение; выборочное наблюдение; несистематическое наблюдение; критерии наблюдения

Изучение профессиональной деятельности современного сотрудника уголовно -исполнительной системы (УИС) свидетельствует о том, что она непосредственно сопряжена с возможностью принятия участия в ликвидации чрезвычайного обстоятельства [1] (ЧО), поэтому требует специальной профессиональной подготовки, создания программ, моделей формирования готовности сотрудника к действиям при возникновении ЧО.

В основе указанной готовности лежат профессиональные компетенции, которые четко определены в федеральных государственных стандартах для соответствующих специальностей, обучение по которым осуществляется в образовательных организациях ФСИН России. При этом готовность сотрудника действовать в экстремальных ситуациях, отражает не только знания и умения в области выполнения конкретных алгоритмов действий, но и психологическую составляющую, включающую мотивацию деятельности, уровень самоконтроля, стрессоустойчивость, особенности восприятия информации, наличие установок, опыт деятельности, особенности когнитивных процессов и т. д. [2; 3].

Подготовка сотрудников к выполнению служебных задач реализуется в рамках образовательного процесса в учебном заведении, а далее сформированные элементы профессиональных компетенций должны совершенствоваться в рамках занятий по служебной подготовке, учений, тренировок в учреждениях ФСИН. Во время обучения в ведомственном ВУЗе обучающиеся приобретают теоретические знания и основные практические навыки в условиях, имитирующих реальные обстоятельства, без возможности учета всех возможных конкретных аспектов ситуации, которые могут возникнуть в практике профессиональной деятельности. Плюс к этому реально проверить уровень сформированности компетенции

можно лишь в случае, когда выпускник приступает к непосредственной реализации профессиональной деятельности, вступая в должность сотрудника учреждения УИС.

Следует отметить, что не все сотрудники УИС проходили обучение в ведомственных образовательных учреждениях, следовательно, их компетенции в области выполнения служебных задач формируются в условиях служебной подготовки, курсов повышения квалификации, самостоятельного обучения. На основании вышесказанного задача по совершенствованию элементов профессиональных компетенций сотрудников УИС, связанных с выполнением служебных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств, является актуальной.

Для решения указанной задачи в рамках исследования была создана педагогическая модель формирования готовности сотрудников территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В структуре модели были определены цель, задачи, основные принципы, уровни обучения, методы и средства.

В комплекс методов были включены методы обучения, направленные на реализацию образовательных задач, а также исследовательские методы, позволяющие проверить сформулированные гипотезы и оценить эффективность предлагаемой модели. Одним из основных в исследовании является метод наблюдения. В педагогических исследованиях метод наблюдения распространен наиболее широко и употребляется в сочетании с такими методами как эксперимент и моделирование. Наблюдение может осуществляться как самостоятельно, так и структурно входить в измерение и сравнение.

Сущность наблюдения заключается в целенаправленном, схематизированном, упорядоченном и рассчитанном изучении наблюдаемой действительности, на основании которого делаются выводы о свойствах объекта [4, с. 106-112]. Понятие «наблюдение» трактуется как «восприятие окружающего мира с поставленной конкретной целью в определенной познавательной деятельности» [5, с. 239], как «эмпирический метод психологического исследования преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических явлений» [6, с. 56]. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» наблюдение рассматривается как средство обучения [7, с. 156], в этом контексте его исполнителем является обучающийся. Согласно А.А. Радугину, наблюдение - это «метод познания, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, непосредственном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение» [8, с. 113].

Как и у любого эмпирического метода, у наблюдения имеются ряд достоинств и ограничений [9, с. 51], которые могут иметь свою специфику в зависимости от вида наблюдения. Общими приоритетными свойствами наблюдения являются следующие:

• позволяет изучить детали, взаимосвязь явлений с учетом их естественного изменения, в динамике;

• дает возможность анализировать и фиксировать процессы непосредственно в момент их возникновения и протекания;

• им можно успешно пользоваться при оценке удаленных последствий обучающего процесса;

• по результатам наблюдения можно получить фактические сведения о педагогических процессах, а не только мнения третьих лиц об этих процессах, полученных в процессе опроса, что позволяет сделать более достоверные выводы о результатах экспериментального воздействия (в нашем случае - результатах апробации педагогической модели);

• отсутствует зависимость результатов исследования от умений лиц, за которыми ведется наблюдения, оценивать, описывать свои действия, выражать свое мнение, что в некоторой степени снижает субъективность оценок разных людей по поводу формируемых компетенций и организации образовательного процесса.

Таким образом, основное преимущество метода наблюдения определяется исходя из его назначения - получение фактической информации об особенностях поведения людей в определенных условиях. В рамках нашего исследования эти условия определяются ситуацией служебной деятельности.

Общими основными недостатками наблюдения являются следующие:

• трудности в организации полноценного непрерывного фиксирования информации;

• невозможно наблюдать скрытые, не проявляющиеся в поведении аспекты деятельности объекта наблюдения (в частности, мотивов деятельности, отношения к деятельности и т. п.);

• невозможность зафиксировать все аспекты поведения участников наблюдения, связанная с физическими ограничениями для этого наблюдателя (даже при использовании технических средств получить полную информацию довольно сложно, в связи с ограничениями в возможности установления устройств, их возможной поломкой, искажением качества получаемой информации и т. д.);

• несмотря на относительное исключение субъективных оценок объектов наблюдения невозможно исключить субъективность наблюдателя при регистрации, анализе и оценке результатов наблюдения, связанные с искажением восприятия информации, утомлением наблюдателя, техническими ошибками при регистрации данных, эффектах социальной перцепции и т. д.

В науке выделяют различные виды наблюдения, в зависимости от основания классификации. Так, по наличию плана наблюдение бывает систематическим и несистематическим, по количеству наблюдателей - индивидуальное и коллективное, по наличию замысла наблюдателя - случайное и преднамеренное, по организации - полевое и лабораторное, по степени охвата наблюдаемых признаков - сплошным и выборочным, по позиции наблюдателя - включенным и невключенным, по степени открытости - открытым и скрытым, по наличию средств - непосредственным и опосредованным, по хронологической организации - лонгитюдным, периодическим, однократным и т. д. [10, с. 13-14].

На различных этапах организации целостного эмпирического исследования используются такие виды наблюдения как проблемное, тематическое, разведывательное, основное. В рамках данного исследования указанные виды наблюдения применялись следующим образом. Разведывательные наблюдения были проведены на первоначальном ориентировочном этапе исследования для уточнения гипотезы, выбора методов и методик исследования, определения схемы организации педагогического эксперимента.

Проблемные наблюдения проводились по многим показателям, охватывали в качестве исследуемых силы и средства территориального органа ФСИН России, осуществлялись коллективно несколькими посредниками с последующим представлением рапортов и справок. Проблемные наблюдения применялись при исследовании кратковременных педагогических фактов, при изучении структуры и содержания тактико-строевых занятий, практических тренировок групп ведения переговоров, групповых упражнений и штабных тренировок.

Согласно задачам обсуждаемого исследования были выбраны некоторые виды наблюдения, с учетом возможности их применения в условиях УИС.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, в нем важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях [11, с. 41]. Данный вид наблюдения позволяет определить особенности поведения участников различных подразделений УИС при реализации мероприятий по подготовке территориального органа к действиям при ЧО, поэтому он был выбран как один из основных. Так согласно задачам исследования было организовано несистематическое наблюдение в исправительных учреждениях УФСИН России по Мурманской, Рязанской, Московской областям, республике Крым и городу Севастополю. Частично систематическое наблюдение организовывалось в учреждениях УФСИН России по Архангельской области, основанное на реализации плана подготовки территориального органа к действиям при ЧО на календарный год.

При оценке готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО применялось выборочное наблюдение, ориентированное на фиксацию тех действий и реакций, которые были определены как составляющие указанной готовности. Так, например, при организации занятий по тактико-специальной подготовке фиксировались и в дальнейшем оценивались следующие параметры:

• уровень познавательной активности участников;

• качество техники исполнения боевых приемов с использованием специальных средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны;

• согласованность действий при выполнении совместных действий;

• скорость выполнения алгоритма действий при конкретной команде.

В процессе организации наблюдения за функциональными группами сотрудников, принимающих управленческие решения, фиксировались следующие моменты:

• характер и результат взаимодействия участников группы;

• применяемые способы получения информации;

• оперативность и точность передачи информации другим функциональным группам;

• качество анализа информации о ситуации, ее использование в процессе принятия решений и организации действий;

• степень согласованности действий по решению ситуации с руководителями других функциональных групп;

• скорость и качество выполнения поставленных задач;

• реакции участников на негативные результаты своих и совместных действий;

• результат работы группы с точки зрения выполнения задач и др.

Перечисленные аспекты наблюдения одновременно являлись критериями для оценки уровня сформированности элементов профессиональных компетенций, которые составляют основу готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО. Поэтому в данном случае наблюдение в большей степени использовалось не как самостоятельный метод, а как элемент эксперимента.

https://mir-nauki.com

Как отмечалось ранее, готовность к действиям при возникновении ЧО включает в себя психологический компонент. Несмотря на ограничения наблюдения в плане получения информации о субъективных переживаниях, оно дает возможность сделать опосредованные заключения о состояниях, отношении к деятельности сотрудников на основе проявляющихся вербальных и невербальных реакций, в том числе в процессе имитации ситуаций чрезвычайного характера во время учений. Так процесс наблюдения позволил получить информацию о проявлении у сотрудников различных психологических явлений, способных существенным образом повлиять на процесс и конечный результат действий, направленных на решение служебных задач. К подобным явлениям можно отнести страх сделать ошибку, стремление разделить или переложить на других ответственность за принимаемое решение, высокий уровень вовлеченности, желание избежать необходимости решать ситуацию, стремление к самопрезентации и привлечению внимания к себе, проявление социальных установок и стереотипов, использование в деятельности неэффективных усвоенных в прошлом опыте шаблонов поведения и т. д.

Активное участие самого исследователя как члена оперативного штаба территориального органа УИС в проведении учений, занятий, тренировок, которые он должен был анализировать и оценивать, позволили опробовать такой вид наблюдений как включенное наблюдение. Данный вид наблюдения относится к категории активного, поскольку наблюдатель, являясь членом изучаемой группы и участником совместной деятельности, получает возможность провоцировать и создавать интересующие его ситуации, получать больше информации о ее деталях и особенностях поведения наблюдаемых лиц. Благодаря личному участию исследователя в учебно-воспитательном процессе обнаружены особенности и проблемы организации служебной подготовки и воспитательного процесса в учреждениях УИС, которые наблюдению «со стороны» неподвластны.

Внешнее наблюдение использовалось во время занятий, на которых исследователь являлся пассивным свидетелем происходящих событий. Такое наблюдение применялось в исследовании намного чаще, чем включенное, ввиду особенностей служебной деятельности и необходимостью оценивать деятельность органов управления подведомственных учреждений при возникновении ЧО. При этом естественно было выбрано внешнее открытое наблюдение, поскольку проведение скрытого наблюдения в условиях исправительных учреждений не представляется возможным.

Главным недостатком открытого наблюдения является влияние личности и деятельности наблюдателя и знание целей организации наблюдения на поведение и деятельность наблюдаемых. Чаще всего в этом случае проявляется эффект социальной фасилитации с ее противоположными проявлениями: мобилизация ресурсов, основанная на желании продемонстрировать лучший результат деятельности, или же, наоборот, наблюдение приводит к снижению эффективности деятельности человека. Второй вариант чаще обнаруживает себя в случаях, когда у человека проявляется повышенный уровень тревожности в ситуации оценивания, либо оцениваемые навыки находятся в стадии формирования. Интенсивность проявления указанных феноменов зависит также и от степени значимости последствий ситуации оценивания, авторитетности лица, осуществляющего наблюдение и оценку.

Специфика работы в УИС не может оградить исследуемых от мер дисциплинарного воздействия: осуществляя открытое наблюдение, наблюдатель обязан подать рапорт по инстанции, дополнительно к результатам педагогического наблюдения. Это зачастую приводит к тому, что начальник, заинтересованный не в результатах педагогического исследования, а в результатах деятельности учреждения, которым он руководит, пытается отреагировать и принять быстрые меры по «стимулированию» личного состава, что в свою очередь

https://mir-nauki.com

отрицательно влияет на ход исследования и приводит к обратному педагогическому эффекту наблюдения: обучаемые, боясь получить взыскания, допускают ошибки или стараются не участвовать в учебном процессе.

Наблюдение, проведенное на одном тактико-строевом занятии, от начала и до конца является простейшим случаем непрерывного наблюдения и дают нам возможность наблюдать развитие различных педагогических явлений. Более сложным примером проведенного непрерывного наблюдения является опосредованное наблюдение при проведении тактико-специальных учений, когда с помощью посредников непрерывно контролируются процессы и события в ходе учения. Прерывистое, или дискретное, наблюдение отличается тем, что изучаются главные этапы педагогического явления, а не все педагогическое явление целиком. Тут отслеживается развитие событий, начальные промежуточные и конечные признаки, которые и позволяют понять общие закономерности.

В науке существует вариант лонгитюдного исследования, предполагающий изучение динамики определенного свойства на протяжении длительного периода. Лонгитюдное наблюдение использовалось нами для продолжительного персонального наблюдения за сотрудниками, выбранными в рамках эксперимента, на протяжении нескольких лет, в результате появилась возможность изучить процесс формирования их готовности к действиям при возникновении ЧО. Исходя из проведенного многолетнего наблюдения, удалось раскрыть объективные и субъективные тенденции, изменения готовности сотрудников учреждений УИС к действиям при ЧО, определить причины положительных или отрицательных изменений в готовности сотрудников, коллективов к действиям при ЧО, а также на основе полученного материала наметить педагогические пути формирования готовности к действиям при возникновении ЧО.

Таким образом, применение различных видов наблюдения при реализации модели формирования готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО дает возможность получить информацию, важную для оценки предлагаемых педагогических условий, внесения необходимых корректив и определения перспектив их дальнейшего совершенствования в рамках педагогического сопровождения деятельности сотрудников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мачехин М.С. Эффективные меры предупреждения групповых неповиновений и массовых беспорядков в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы // Материалы Международной научно-практической конференции «Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт». Издательство: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний (Самара). 2018. С. 175-178.

2. Смыковский В.В. Понятие и сущность готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2017. № 4. С. 245-250.

3. Лобанова Е.С., Карпухин Р.С. Связь показателей стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и доминирующих рациональных установок сотрудников УИС // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017. Материалы Всероссийской конференции. 2017. С. 55-64.

4. Кабкова Е.П., Бреславская Е.Б. Педагогическое наблюдение - основной метод исследования проблем гуманитарной области знаний // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования. - М.: Издательство «Перо», 2017. - 267 с.

5. Краткий философский словарь / отв. ред. А.П. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 496 с.

6. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо. М., 2001. 128 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

8. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М. Центр, 2002. 113 с.

9. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учебное пособие / В.В. Никандров. СПб.: Речь, 2002. - 103 с.

10. Голубева Е.В., Тулынина А.Ю. Общий психологический практикум. Раздел III. Методы наблюдения и беседы. Учебно-методическое пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 96 с.

11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - 2-ое изд., доп. СПб.: Питер, 2011. - 320 с.

Smykovsky Vasily Vasilyevich

Directorate of the federal penitentiary service of the Arkhangelsk region, Arkhangelsk, Russia Academy of law and management of the federal penitentiary service, Ryazan, Russia

E-mail: vvs-80@mail.ru

Lobanova Elena Sergeevna

Vologda institute of law and economics of the federal penal service of Russia, Vologda, Russia

E-mail: alenushka-248@yandex.ru

Method of observation in the structure of pedagogical model of formation of readiness for actions in case of emergency of the officers of a territorial authority of the FPS of Russia

Abstract. Formation of readiness for actions in case of emergency of the officers of a territorial authority of the FPS of Russia is a relevant educational task. This readiness includes knowledge, skills of performance of concrete algorithms of actions within office activity and also the psychological component reflecting ability of self-checking and self-control of states, thoughts, activity, decisionmaking and responsibility. The listed components of readiness are in the content of professional competences of the penal officers whose improvement is provided within the pedagogical model. This model is offered by the authors and concerns the organization of preparation, trainings, exercises studies for the officers.

In the course of carrying out the research directed to approbation of the pedagogical model under discussion the complex of research methods was applied, one of which was the method of observation. The method of observation is directed to noting concrete facts in behavior and interaction of people that allows both directly and indirectly draw conclusions concerning the level of formation of certain phenomena, in this case these are components of readiness for actions in case of emergency.

On the basis of the analysis of different types of observation the authors defined and described those ones which are expedient for application according to the purpose of the developed pedagogical model and also taking into account conditions of carrying out a research in penal establishments. The general advantages and restrictions of observation are listed in the article, criteria and features of application of such types of observation as selective, non-systematic, involved, overt in the course of the conducted research are described and also the examples of some results of observation received in the course of adaptation of the model in real pedagogical conditions are given. Following the results of the work the authors draw a conclusion concerning the importance of the method of observation at a development stage of the pedagogical model of formation of readiness of the officers for actions in emergency situations, at the assessment of its efficiency and definition of necessity to introduce amendments for its improvement.

Keywords: research method; pedagogical model; emergency; readiness for actions in case of emergency; professional competence; observation; overt observation; involved observation; longitude observation; selective observation; non-systematic observation; criteria of observation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.