УДК 343.82:343.83
DOI 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.105-112
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЛЕШОВ, кандидат юридических наук, начальник кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ПЕРСОНАЛА К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Для цитирования
Киселев, А. М. О формировании готовности персонала к действиям при чрезвычайных обстоятельствах / А. М. Киселев, М. А. Кулешов // Человек: преступление и наказание. -2020. - Т. 28(1-4), № 1. - С. 105-112. - DOI : 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.105-112.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования готовности персонала уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Отмечаются различные подходы к содержанию понятия готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Предлагается авторское определение понятия готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах применительно к персоналу уголовно-исполнительной системы: это состояние, сформировавшееся на основе специальных знаний, навыков, умений, обеспечивающее эффективное выполнение служебных обязанностей при осложнении оперативной обстановки в органах и учреждениях. Важную роль в этом состоянии играют и психологические компоненты, к которым необходимо отнести мотивы, установки, уровни волевого и эмоционального самоконтроля.
На основании результатов проведенного исследования определены возможности развития следующих компонентов готовности:
1) мотивационно-волевой - включающий в себя систему побудительных мотивов, способности к саморегуляции своими психическими состояниями и определяющий характер деятельности человека при реализации им профессиональных задач;
2) когнитивный - складывающийся из системы знаний алгоритмов действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, субъективных представлений и
© Киселев А. М., Кулешов М. А., 2020
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
отношения к выполнению профессиональных задач в ситуациях экстремального характера;
3) деятельностный - проявляемый в умениях и навыках практической реализации служебных задач в условиях сложной оперативной обстановки, в том числе при принятии решений, организации индивидуальных и совместных действий в составе подразделений (функциональных групп).
В рамках основного этапа исследования (формирующего эксперимента) применялись такие формы организации обучения, как тактико-строевые занятия, штабные тренировки, командно-штабные и тактико-специальные учения, инструктивные и инструкторско-методические занятия. В учреждениях экспериментальной группы вместо обычных тактико-строевых занятий проводились тактико-специальные занятия с привлечением руководителей занятий и их помощников из числа сотрудников, прошедших повышение профессионального мастерства в образовательных организациях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. В процессе подготовки осуществлялись обучение руководителей подразделений, формирование умений тактических действий сотрудников в составе функциональных групп при пресечении чрезвычайных обстоятельств, тренировка навыков тактического сла-живания сил и средств учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, использовалось моделирование различных видов чрезвычайных обстоятельств. В целом результаты формирующего эксперимента можно оценить положительно и констатировать факт достижения поставленных исследовательских задач.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, персонал, чрезвычайные обстоятельства, профессиональная готовность, педагогический эксперимент.
Деятельность персонала уголовно-исполнительной системы (УИС) направлена на реализацию условий отбывания наказания лиц, совершивших уголовные преступления. Особенностью такой деятельности является взаимодействие с многочисленной группой криминально ориентированных лиц, содержащихся в условиях изоляции от общества. В этой среде возможность совершения умышленных преступлений, в том числе насильственной направленности, является очевидной, что создает опасность для здоровья, а иногда и для жизни сотрудников.
За последние несколько лет на объектах УИС чрезвычайные обстоятельства (ЧО) возникали неоднократно, при этом значительную их часть продолжают составлять групповые (массовые) противоправные действия осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу этого формирование у сотрудников готовности к действиям в условиях возникновения ЧО является одной из важных задач пенитенциарных органов и учреждений современной России.
Существуют различные подходы к содержанию понятия готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: например, Б. Г. Ананьев определяет понятие готовности к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни как «проявление способностей», В. А. Крутецкий под готовностью к деятельности понимает весь «ансамбль», синтез свойств личности как значительно более широкое понятие, чем способности, а Н. Д. Левитов предлагает различать длительную готовность и готовность, обозначенную им как «предстартовое состояние», в которое ненадолго может перейти человек перед каким-либо действием или под воздействием какого-либо фактора. Он же различает обычную, повышенную и пониженную готовность. П. А. Рудик,
изучая понятие «готовность», обращает внимание на важность личностного подхода к изучению состояния готовности, считая его сложным психологическим образованием психических процессов, эмоциональных компонентов, а также мотивов поведения. По мнению М. А. Котика, готовность к риску, которую предполагает деятельность в УИС, включает в себя наряду с индивидуальными качествами различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности.
На наш взгляд, под готовностью к действиям при ЧО применительно к персоналу УИС следует понимать состояние, сформировавшееся на основе специальных знаний, навыков, умений, обеспечивающее эффективное выполнение служебных обязанностей при осложнении оперативной обстановки в органах и учреждениях. Следует отметить, что важную роль в этом состоянии играют и психологические компоненты, к которым необходимо отнести, например, мотивы, установки, уровни волевого и эмоционального самоконтроля.
Основываясь на подходе Д. В. Егоренкова к структуре готовности для преодоления экстремальных ситуаций [1, с. 40], в качестве основных компонентов готовности сотрудников к действию при возникновении чрезвычайных обстоятельств мы определили:
1) мотивационно-волевой компонент - как первоначальный аспект любой деятельности включает в себя систему побудительных мотивов, способности к саморегуляции и управлению своими психическими состояниями, определяет характер последующей деятельности человека при реализации им профессиональных задач;
2) когнитивный компонент - складывается из системы знаний алгоритмов действий при возникновении ЧО, субъективных представлений и отношения к выполнению профессиональных задач в ситуациях экстремального характера;
3) деятельностный компонент - проявляется в умениях и навыках практической реализации служебных задач в условиях сложной оперативной обстановки, в том числе при принятии решений, организации как индивидуальных, так и совместных действий в составе подразделения (функциональных групп).
С целью определения содержания перечисленных компонентов готовности сотрудников УИС к деятельности при возникновении ЧО и эффективных способов их развития нами был проведено экспериментальное исследование. Методологическую и теоретическую основу исследования составили деятельностный (Е. В. Бондаревская, И. Б. Во-рожцова, В. В. Серикова), полисубъектный (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г С. Трофимова), антропологический (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад) и компетентностный (О. Е. Лебедев, Г Н. Сериков, А. С. Хуторской) подходы.
В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, опрос, метод экспертной оценки, тестирование, эксперимент. Для реализации исследовательских задач применялись: методика Х. Хекхаузена [2, с. 171], шкала оптимизма и активности И. С. Шулера и А. Л. Комуниани [3, с. 291], методика волевого самоконтроля, авторские анкеты, а также тесты достижений и действий, позволяющие оценить уровень знаний и умений в рамках реализации профессиональных задач в условиях ЧО.
В рамках основного этапа исследования (формирующего эксперимента) применялись такие формы организации обучения, как тактико-строевые занятия, штабные тренировки, командно-штабные учения, тактико-специальные учения, инструктивные и инструкторско-методические занятия. В учреждениях экспериментальной группы вместо обычных тактико-строевых занятий проводились тактико-специальные занятия с привлечением руководителей занятий и их помощников из числа сотрудников, прошедших повышение профессионального мастерства в образовательных организациях, подведомственных
Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России). В процессе подготовки осуществлялось обучение руководителей подразделений, формирование умений тактических действий сотрудников в составе функциональных групп при пресечении ЧО, тренировка навыков тактического слаживания сил и средств учреждений ФСИН России, использовалось моделирование различных видов чрезвычайных обстоятельств.
Для формирования готовности персонала к действиям при ЧО при реализации формирующего эксперимента дополнительно внимание уделялось решению следующих организационно-педагогических задач:
- создание условий для осознания личным составом требований нормативных актов, понимания целей коллективной и персональной деятельности, уяснения задачи;
- тренировка умений анализировать ситуацию и определять последовательность действий, необходимых для выполнения служебных задач;
- актуализация знаний, связанных с решением задач подобного рода;
- формирование умений оценивать оперативную обстановку, в которой будут протекать предстоящие действия;
- обучение навыкам прогноза своих эмоциональных, интеллектуальных, мотива-ционных и волевых процессов, оценки и соотношения собственных умений с уровнем сложности выполняемой задачи;
- демонстрация и тренировка приемов мобилизации сил в соответствии с условиями и задачами, необходимыми для достижения цели при выполнении самостоятельных и совместных действий в условиях ЧО.
Аспекты мотивационно-волевого компонента готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств диагностировались при помощи психодиагностических методик и наблюдения, когнитивный компонент определялся посредством авторских анкет и учебного тестирования, поведенческий - с помощью экспертной оценки деятельности сотрудников при решении профессиональных задач в ситуациях, имитирующих чрезвычайные обстоятельства в исправительных учреждениях.
Результаты наблюдения за проявлением аспектов мотивационно-волевого и дея-тельностного компонентов у экспериментальной группы, занимающейся по специальной методике, показали, что наиболее напряженными были первые тактико-специальные занятия и штабные тренировки. К третьему, четвертому занятиям после осмысления обучаемыми порядка их проведения и понимания принципов действий подчиненных сил и средств напряженность спадает, появляется уверенность в своих силах и возможностях.
Итогом формирующего эксперимента стали, в частности, заметные положительные изменения в компонентах готовности персонала к действиям при ЧО.
Так, показатели шкалы активности-оптимизма позволили нам определить, что по степени выраженности оптимизма-пессимизма и активности-пассивности сотрудники экспериментальной и контрольной групп стали различаться. В экспериментальной группе рост числа реалистов и активных оптимистов произошел за счет пассивных пессимистов и пассивных оптимистов, что свидетельствует об увеличении количества сотрудников, уверенных в своих силах и в положительном исходе своей активности. В то же время количество активных пессимистов, сотрудников, которые против всего нового, в обеих группах осталось на прежнем уровне. Данный факт актуализирует воспитательную работу с обучаемыми по коррекции их убеждений.
При оценке выраженности у сотрудников мотивации избегания неудач в контрольной группе выявлен рост числа респондентов с подобным мотивом. Это, по нашему мнению, позволяет констатировать несовершенство дисциплинарной практики в органах
и учреждениях, когда за каждую ошибку, допущенную при выполнении служебных задач, неотвратимо следует наказание, вызванное авторитарностью, отсутствием анализа ситуации, диалога и индивидуального подхода. Такое положение дел способствует формированию и устойчивому проявлению мотивации избегания неудач, развитию у сотрудников таких свойств, как скованность, замкнутость, недовольство собой и другими. Этот момент можно считать наиболее отрицательным в существующей системе профессионального обучения персонала УИС.
В нашем исследовании мотив достижения напрямую связан с актуальным состоянием позитивных ожиданий в отношении своей деятельности. В экспериментальной группе количество сотрудников, которые считают реальной для себя возможность достижения поставленной цели, видят у себя необходимые способности, знания, умения, силу воли, трудоспособность, увеличилось на 15 %. В контрольной же группе данные изменения носят незначительный характер и находятся в пределах 5 %.
Далее исследовался баланс использования сотрудниками трех копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблемы. Адаптивными копингами при решении задач служебной деятельности сотрудников в первую очередь можно считать стратегию разрешения проблемы. При этом может быть целесообразна и стратегия поиска социальной поддержки, когда необходимо получить поддержку коллег, попросить о помощи. Однако она условно относится к пограничному уровню. Дезадаптивным копингом является бегство от проблемы, поскольку это может привести к опасным последствиям в экстремальной ситуации. По итогам эксперимента выявлено, что количество сотрудников с адаптивным копингом увеличилось в экспериментальной группе с 15 до 27 %, с дезадаптативным копингом - уменьшилось на 7 %. Доминирующим остался пограничный копинг. В контрольной группе значительных изменений не выявлено.
Незначительные, с точки зрения статистики, изменения стратегий совладающего поведения можно объяснить тем, что данные свойства требуют длительного времени и сознательной тренировки. К тому же используемая психодиагностическая методика замеряет копинги в различных сферах жизни человека как общую стратегию поведения в стрессовых ситуациях, где не выделяется профессиональная деятельность сотрудника УИС. Тем не менее результаты исследования свидетельствуют о том, что при попадании в экстремальную ситуацию или при проведении специальной операции по ликвидации ЧО около 1/3 сотрудников из экспериментальной группы имеют адаптивные механизмы выхода из сложной ситуации, прикладывая активные действия в направлении решения возникшей задачи.
Несмотря на необходимость выполнять распоряжения, действовать по заданным алгоритмам, при решении служебных задач важна и самостоятельность, которая значима для начала реализации известных необходимых действий, принятия решения в конкретных обстоятельствах [4, с. 56]. В нашем исследовании были определены пять уровней самостоятельности, начиная с минимального, когда сотрудник полагается на других (первая группа), и заканчивая неконтролируемым самоуправством (превышением должностных полномочий и т. п.) (пятая группа).
При проведении эксперимента работа с персоналом была организована дифференцированно. Так, в первой группе сотрудников тренировали начинать необходимые действия, регулировать свое состояние и целенаправленно продолжать деятельность; во второй - давались нужные разъяснения, стимулировалось развитие самостоятельности сотрудников; в третьей - обсуждались предлагаемые решения участников; в четвертой -
устанавливался круг полномочий в соответствии с квалификацией и опытом сотрудников, проводился совместный с сотрудником анализ его решений на предмет оптимальности; в пятой - определялся круг полномочий в соответствии с квалификацией и опытом сотрудника, однако при этом следили, чтобы его самостоятельность не переходила в самоуправство, когда решения принимаются за пределами полномочий или о решениях не докладывается старшему начальнику. Итоги исследования показали, что в экспериментальной группе самостоятельность оптимальной середины проявляется чаще пограничных значений первой и пятой групп.
Вовлеченность сотрудников экспериментальной группы в решение задач при ликвидации ЧО в ходе эксперимента также претерпела изменения в положительную сторону. Так, количество сотрудников с уровнем вовлеченности в решение задач службы при ЧО ниже среднего уменьшилось в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе значительных изменений не обнаружено. В экспериментальной группе количество участников, которые демонстрируют средний уровень вовлеченности и правильно понимают поставленные задачи, составило 80 %. Сотрудников, которые демонстрируют более высокий уровень вовлеченности, рекомендуется рассматривать в качестве кадрового резерва учреждений.
Показатель дисциплинированности в рамках исследования оценивался по следующим критериям: исполнительность, умение выполнять полученные приказы быстро и беспрекословно. В принятом нами контексте мы больше склоняемся к оценке самодисциплины сотрудника, заключающейся в самоорганизации, самоконтроле и способности выстраивать собственную деятельность в соответствии с принятым планом, а не с эмоциональным состоянием, которое преобладает у субъекта в (перед) той или иной экстремальной ситуации (ей). Так, к завершению эксперимента внешние и внутренние проявления дисциплинированности четко прослеживались в экспериментальной группе, где и результаты тестирования показали рост числа сотрудников с высоким уровнем дисциплинированности, и практические действия подтвердили, что во всех функциональных группах приказы и команды выполнялись четко и в срок, время на выполнение указаний не затягивалось.
Вышеперечисленные результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня сформированности мотивационно-волевого компонента готовности к действиям при возникновении ЧО.
Одним из аспектов когнитивного компонента выступало качество знаний сотрудников по темам тактико-специальной подготовки, которые измерялись с помощью учебных тестов. Качество знаний было условно разделено на три уровня: оптимальный, допустимый и недопустимый. Увеличение доли сотрудников, демонстрирующих оптимальный уровень знаний о действиях при возникновении ЧО, произошло в экспериментальной группе на 30 %, в контрольной - на 3 %. Недопустимый уровень знаний сократился в обеих группах: минус 16 и 3 % в экспериментальной и контрольной группах соответственно.
Качество выполнения практических действий также претерпело значительные изменения в положительную сторону в экспериментальной группе и незначительные - в контрольной группе. Увеличение оптимального уровня практических навыков произошло в учреждениях экспериментальной группы на 25-35 %. Эксперты отметили высокую слаженность сотрудников при выполнении ими совместных действий и отличное качество исполнения индивидуальных тактических приемов.
Отмечены в лучшую сторону действия дежурных смен и караулов учреждений экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой, где тактико-строевые занятия
проводились без отработки действий сотрудников указанных должностей. Группы преследования показали высокие результаты при отработке навыков в ситуации имитации побега из учреждения. Дежурные отрабатывали алгоритм действий в ситуациях захвата заложников или возникновении групповых неповиновений и также продемонстрировали высокий уровень сформированности необходимых навыков в ситуации экспертной оценки. Некоторые вовлеченные в мероприятия сотрудники предлагали целесообразные рекомендации по изменению алгоритмов действий дежурных смен, которые могут быть внедрены в повседневную служебную деятельность учреждений.
На внезапных проверках готовности к действиям при возникновении ЧО количество личного состава, имеющего уровень готовности к действиям при ЧО на оптимальном уровне, в контрольной группе не изменилось; в экспериментальной же группе при итоговом срезе оно увеличилось на 11 %. Этот факт демонстрирует целесообразность отработки приобретенных навыков в условиях неожидаемого контроля, что еще в большей степени будет способствовать повышению уровня готовности персонала УИС к действиям при ЧО.
Представления о ЧО, оценка возможного исхода развития ситуации, прогнозы по решению подобных ситуаций также являются аспектами когнитивного компонента готовности к действиям в указанных обстоятельствах. Для изучения этих аспектов применялось анкетирование, результаты которого показали, что повышение осведомленности и совершенствование практических навыков при совместном развитии мотивационно-волевого компонента способствуют более частому проявлению у респондентов позитивной оценки имеющихся человеческих ресурсов, необходимых для эффективного решения ситуаций возникновения ЧО в условиях конкретного пенитенциарного учреждения.
Одной из специфических функциональных групп, выполняющих профессиональные обязанности, как правило, только при ЧО, является группа ведения переговоров, к компетенции которой предъявляются особые требования. В рамках формирующего эксперимента проводилось обучение сотрудников, входящих в состав групп ведения переговоров пенитенциарных учреждений, посредством реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сотрудников УИС. Программа включала в себя обучение умениям саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях, навыкам взаимодействия в группе при решении профессиональных задач, сбора и анализа информации, применения коммуникативных приемов, необходимых для проведения переговоров в ситуации групповых неповиновений, массовых беспорядков и захвата заложников в исправительном учреждении.
Результаты обучения функциональной группы ведения переговоров показали, что примененная учебная программа [5, с. 1-38] способствует развитию перечисленных компонентов исследуемой готовности. Возможность детального анализа аспектов ведения переговоров в экстремальных ситуациях, тренировка необходимых коммуникативных навыков, аналитических и прогностических умений, приемов сбора, анализа информации, планирования тактики переговорного процесса позволяют развить дея-тельностный и когнитивный компоненты. Применение таких педагогических приемов, как разрешение на допущение ошибок во время тренировки, последующее осознание их причин, поиск оптимального варианта действий в процессе группового обсуждения, использование рекомендаций эксперта, способствуют успешному решению предлагаемых учебных задач, формированию мотивов достижения успеха, снижению напряженности, ориентации на сотрудничество и ответственное отношение к реализации задач профессиональной подготовки.
Как и в других сферах профессионального обучения к деятельности при ЧО, результативность в подготовке персонала функциональной группы ведения переговоров во многом определялась как общими способностями, степенью активности и интереса, так и уровнем индивидуального развития сотрудников. В связи с этим степень позитивных изменений изучаемых компетенций сотрудников имела индивидуальный характер. Перечисленные формы работы одновременно помогли дифференцировать потенциальные возможности сотрудников с целью их дальнейшего эффективного распределения по ролям участников группы ведения переговоров.
В целом результаты формирующего эксперимента можно оценить положительно и констатировать факт достижения поставленных исследовательских целей.
Выводы
1. Оперативная обстановка в учреждениях УИС характеризуется повышенной степенью вероятности возникновения ЧО и требует поиска оптимальных методов и форм подготовки сотрудников к эффективным действиям. Готовность персонала к действиям при возникновении ЧО становится все более значимым показателем результативности их общей профессиональной подготовленности.
2. Оценка результата формирования готовности сотрудников к действиям при ЧО проводилась на основании совокупности мотивационно-волевого, когнитивного, дея-тельностного компонентов, что позволило объективно и всесторонне оценить степень ее сформированности.
3. Результаты эксперимента позволили констатировать позитивные изменения когнитивного и деятельностного компонентов изучаемой готовности, которые проявились в углублении знаний и приобретении навыков реализации алгоритмов действий, эффективности принимаемых решений, согласованности действий сотрудников при выполнении задач, направленных на ликвидацию ЧО. Повышение компетентности сотрудников стало причиной проявления мотивации достижения успеха, снижения напряженности и роста уверенности при выполнении ими задач в условиях ЧО.
Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили состоятельность апробированных педагогических путей, обеспечивающих повышение уровня готовности персонала уголовно-исполнительной системы к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах.
Библиографический список
1. Егоренков Д. В. Формирование готовности старшеклассника к преодолению экстремальных ситуаций : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 186 с.
2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 1998. 672 с.
3. Schuller, I. & Comunian, A. 1997, 'Cross-Cultural Comparison of Arousability and Optimism Scale (AOS)', in 18th International Conference of Stress and Anxiety Research Sociery, Dusseldorf.
4. Кугно Э. Э. Формирование личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 193 с.
5. Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации «Организация и проведение переговоров при осложнении оперативной обстановки при возникновении ЧО в учреждениях УИС» для сотрудников учреждений и органов УИС. Новосибирск : Специализированный межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Новосибирской области, 2018. 38 с.