Научная статья на тему 'Специфика развития качеств, необходимых сотрудникам УИС для действий в сложной оперативной обстановке'

Специфика развития качеств, необходимых сотрудникам УИС для действий в сложной оперативной обстановке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ / DEVELOPMENT OF QUALITIES / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / EXTREME SITUATIONS / ПЕРСОНАЛ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL STAFF / СЛОЖНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / DIFFICULT OPERATIONAL SITUATION / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / OFFICIAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

для действий в сложной оперативной обстановке сотрудники должны обладать не только определенными профессиональными навыками и умениями, но и специальными качествами, развитие которых является одной из важнейших задач служебной подготовки, проводимой в органах и учреждениях уголовноисполнительной системы (УИС). Так, основными особенностями методики развития у сотрудников УИС качеств, необходимых для действий в сложных ситуациях, по нашему мнению, являются: активизация психических процессов и состояний, связанных с конкретным качеством; постепенное повышение соответствующей развиваемому качеству психологической активности; вооружение обучающихся рекомендациями по вопросам, как различать, сравнивать, выявлять, анализировать, координировать, действовать и т. п., приемами выполнения таких операций с практической их отработкой; постоянное варьирование ситуаций, условий, трудностей, проблем, связанных с необходимостью проявления развиваемого качества, и их постепенным усложнением; создание ситуаций, условий, трудностей, проблем, требующих проявления развиваемого качества в комплексе с другими качествами, умениями, навыками и действиями; всемерное повышение и поддержание увлеченности, усердия, настойчивости, интереса обучающихся к тренингу по развитию специальных качеств. Качества, необходимые сотрудникам УИС для действий в сложной оперативной обстановке, могут сформироваться при соблюдении во время учебных занятий (тренировок) следующих педагогических условий: применение разнообразных учебных задач и способов их решения; широкое и частое введение элементов неясности обстановки, неполного понимания происходящего и его причин, отсутствия достаточной информации; введение трудно предсказуемых перемен, при возникновении которых, тем не менее, необходимо действовать и принимать решение; выполнение необычных задач, возложение на обучаемого обязанностей и поручений, не характерных для его должностной принадлежности; приучение самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки находить целесообразные решения. Следует отметить, что развитие специальных качеств, необходимых сотрудникам для действий при осложнении оперативной обстановки в учреждениях УИС, не исчерпывается перечисленными методиками и условиями, а предполагает использование и иных педагогических приемов, например, таких как совместные учения и тренировки с персоналом других правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT SPECIFICS OF PENAL STAFF QUALITIES NEEDED FOR ACTIONS IN A DIFFICULT OPERATIONAL SITUATION

the author recognizes that for acting in a difficult operational situation the penal staff has to possess not only certain professional skills, but also special qualities which development is one of the most im portant tasks of official training in penal bodies and establishments (penal system). So, in author's opinion the main peculiarities of development technique of penal staff qualities needed for acting in difficult situations are the following: activation of mental processes and states connected with the certain quality; gradual increase of psychological activity corresponding to the developed quality; arming the learners with recommendations how to distinguish, compare, reveal, analyze, coordinate, act, etc. and methods of performance of these operations with their practical drill; permanent variation of situations, conditions, difficulties and problems connected with the necessity of manifestation of the developed quality and their gradual complication; creation of situations, conditions, difficulties and problems demanding the manifestation of the developed quality with other qualities, abilities, skills and actions; promoting and keeping enthusiasm, diligence, persistence and interest of learners in training on development of special qualities... the author recognizes that for acting in a difficult operational situation the penal staff has to possess not only certain professional skills, but also special qualities which development is one of the most im portant tasks of official training in penal bodies and establishments (penal system). So, in author's opinion the main peculiarities of development technique of penal staff qualities needed for acting in difficult situations are the following: activation of mental processes and states connected with the certain quality; gradual increase of psychological activity corresponding to the developed quality; arming the learners with recommendations how to distinguish, compare, reveal, analyze, coordinate, act, etc. and methods of performance of these operations with their practical drill; permanent variation of situations, conditions, difficulties and problems connected with the necessity of manifestation of the developed quality and their gradual complication; creation of situations, conditions, difficulties and problems demanding the manifestation of the developed quality with other qualities, abilities, skills and actions; promoting and keeping enthusiasm, diligence, persistence and interest of learners in training on development of special qualities. The qualities needed for acting in a difficult operational situation can be developed within trainings by observing the following pedagogical conditions: use of various training tasks and ways of solving them; a broad and frequent use of elements of ambiguous situations and incomplete understanding of events and their reasons; absence of sufficient information; introduction of difficult predictable changes at which arising it is necessary to act and make some decisions; solving unusual problem situations, charging the learners with duties and tasks which are not typical for their job positions; training to make expedient decisions without help and preliminary drill. It should be noted that the development of special qualities needed for penal staff acting in a difficult operational situation in penal establishments isn't restricted by methods and conditions mentioned above. It means the use of other pedagogical methods, for example trainings with staff of other law enforcement bodies. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Специфика развития качеств, необходимых сотрудникам УИС для действий в сложной оперативной обстановке»

УДК 159.9:343.83 Александр Михайлович Киселев,

ББК 88.472 доктор педагогических наук, доцент,

К44 профессор кафедры мобилизационной

и тактико-специальной подготовки юридического факультета

(Академия ФСИН России) Е-шай: [email protected].

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ СОТРУДНИКАМ УИС ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В СЛОЖНОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКЕ

Реферат: для действий в сложной оперативной обстановке сотрудники должны обладать не только определенными профессиональными навыками и умениями, но и специальными качествами, развитие которых является одной из важнейших задач служебной подготовки, проводимой в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). Так, основными особенностями методики развития у сотрудников УИС качеств, необходимых для действий в сложных ситуациях, по нашему мнению, являются: активизация психических процессов и состояний, связанных с конкретным качеством; постепенное повышение соответствующей развиваемому качеству психологической активности; вооружение обучающихся рекомендациями по вопросам, как различать, сравнивать, выявлять, анализировать, координировать, действовать и т. п., приемами выполнения таких операций с практической их отработкой; постоянное варьирование ситуаций, условий, трудностей, проблем, связанных с необходимостью проявления развиваемого качества, и их постепенным усложнением; создание ситуаций, условий, трудностей, проблем, требующих проявления развиваемого качества в комплексе с другими качествами, умениями, навыками и действиями; всемерное повышение и поддержание увлеченности, усердия, настойчивости, интереса обучающихся к тренингу по развитию специальных качеств.

Качества, необходимые сотрудникам УИС для действий в сложной оперативной обстановке, могут сформироваться при соблюдении во время учебных занятий (тренировок) следующих педагогических условий: применение разнообразных учебных задач и способов их решения; широкое и частое введение элементов неясности обстановки, неполного понимания происходящего и его причин, отсутствия достаточной информации; введение трудно предсказуемых перемен, при возникновении которых, тем не менее, необходимо действовать и принимать решение; выполнение необычных задач, возложение на обучаемого обязанностей и поручений, не характерных для его должностной принадлежности; приучение самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки находить целесообразные решения.

Следует отметить, что развитие специальных качеств, необходимых сотрудникам для действий при осложнении оперативной обстановки в учреждениях УИС, не исчерпывается перечисленными методиками и условиями, а предполагает использование и иных педагогических приемов, например, таких как совместные учения и тренировки с персоналом других правоохранительных органов.

Ключевые слова: психолого-педагогические технологии, развитие качеств, экстремальные ситуации, персонал уголовно-исполнительной системы, сложная оперативная обстановка, служебная подготовка.

Для уверенных действий в сложной оперативной обстановке сотруднику уголовно-исполнительной системы (УИС) нужны, кроме навыков и умений, определенные качества. Их развитие - одна из важных задач служебной подготовки.

Развитие качеств - процесс более сложный и длительный, чем формирование навыков и умений, однако его возможности достаточно велики. Это связано в первую очередь с развитием нервной системы и психофизиологии человека. Особенно актуально развитие экстремально необходимых качеств для молодых (18-25 лет) специалистов УИС, не обладающих богатым, нарастающим жизненным и профессиональным опытом,

находящихся на этапе формирования основ многих качеств.

Специальными исследованиями В. Л. Марищу-ка доказано, что «при отсутствии патологических изменений недостатки в ряде психических, психомоторных и физических качеств могут быть в относительно короткое время (2-4 месяца) корригированы до некоторого среднего уровня, обеспечивающего достаточно успешную профессиональную подготовку» [1, с. 5].

Овладение специальными навыками и умениями связано с активизацией психофизиологических механизмов, и это вносит свой вклад в развитие соответствующих качеств. Повышенные возможности специального развития качеств, нужных для

действий в сложных ситуациях, обусловлены еще и тем, что речь идет не об общем, а об избирательном специальном развитии: не об общей устойчивости, а об устойчивости к определенным факторам и обстоятельствам, не о бдительности вообще, а о бдительности к определенным угрозам и опасностям, характерным для отдельной конкретной ситуации. В связи с этим целесообразно в качестве примера привести опыт А. М. Столяренко по развитию специальной памяти у операторов радиолокационных станций (запоминание отметок от целей на экране и их перемещений), который подходит и для использования при подготовке некоторых категорий сотрудников ФСИН России. Выделялось несколько экспериментальных и контрольных учебных групп. В экспериментальных группах в течение 9 месяцев проводились тренировки по целенаправленному развитию специальной памяти операторов РЛС. Результат оказался впечатляющим. У обучавшихся в экспериментальных группах показатели специальной памяти улучшились в среднем на 395 % (вместо 3 «целей», которые они были способны помнить и прослеживать в начале эксперимента, в конце обучения они работали уже с 12), в то время как в контрольных группах улучшение (по механизму стихийного обучения в обычной практике работы на экране) составило около 66 % (с 3 «целей» до 5). Показатели общего развития памяти в экспериментальных группах за то же время (9 месяцев) улучшились в среднем на 22 %, а в контрольных - всего на 3 %.

Заслуживает внимания опыт профессиональной подготовки персонала других силовых ведомств. Приведем такой пример: в 80-х годах ХХ века группой отечественных психологов и педагогов (Н. Р. Битянова, А. А. Волков, В. А. Данилов, И. Б. Пономарев, Н. А. Токарев, Н. М. Фатеев) для развития пофессионально значимых качеств сотрудников МВД был разработан специальный психологический тренинг. Он был опробован первоначально для развития профессиональной чувствительности, профессионального восприятия и наблюдательности, профессионального внимания. Его психолого-педагогическая технология пригодна и для использования в системе служебной подготовки персонала УИС, особенно при подготовке сотрудников к действиям в условиях сложной оперативной обстановки.

Для развития профессионального восприятия, например, с обучаемыми проводились тренировки по развитию глазомера, определению источника звука и расстояния до него, ознакомления со звуковыми и световыми раздражителями, типичными для ночного времени, и получения их идентификации.

Развитие профессиональной памяти проводилось на тренировках по запоминанию инструкций, адресов, номеров автомашин и телефонов, паспортных данных.

Развитие профессиональной общительности осуществлялось путем упражнений по оценке ситуации общения, выбору тактики общения, средств и личной позиции, установлению психологического контакта, преодолению психологических барьеров и трудностей общения.

Каждую тренировку (при необходимости и отдельное упражнение) руководитель занятия предварял пояснениями и советами, а завершал разбором, длительность которых не превышала 10-15 мин. По истечении четырех месяцев тренировок, проводившихся пять раз в неделю, показатели развитости соответствующих качеств персонала повысились в 2-3 раза.

Основными особенностями методики развития у сотрудников УИС качеств, необходимых для действий в сложных ситуациях, по мнению автора, должны стать:

- активизация психических процессов и состояний, связанных с конкретным качеством;

- постепенное повышение соответствующей развиваемому качеству психологической активности;

- вооружение обучающихся рекомендациями по вопросам как различать, сравнивать, выявлять, анализировать, координировать, действовать и т. п., приемами выполнения таких операций с практической их отработкой;

- постоянное варьирование ситуаций, условий, трудностей, проблем, связанных с необходимостью проявления развиваемого качества, и их постепенным усложнением;

- создание ситуаций, условий, трудностей, проблем, требующих проявления развиваемого качества в комплексе с другими качествами, умениями, навыками и действиями;

- всемерное повышение и поддержание увлеченности, усердия, настойчивости, интереса обучающихся к тренингу по развитию специальных качеств.

Развитие специальных качеств, необходимых для действий в условиях сложной оперативной обстановки, имеет свои методические особенности. Богатые возможности для этого содержатся в методике проведения занятий по тактико-специальной подготовке. Чтобы развивать у сотрудников готовность действовать решительно в любой момент, переходить от ожидания к действиям, быстро мобилизовывать свои возможности, целесообразно проводить неожиданные тревоги и проверки готовности на фоне длительно сохра-

няющихся стабильных и спокойных условий; на занятиях «взрывным» образом создавать сложные ситуации, постоянно вводить элементы внезапности по времени, месту, характеру, направлению и факторам; создавать условия, когда нет времени на подготовку, а действовать требуется немедленно; обеспечивать высокий темп учебных действий и т. д.

Находчивость, сообразительность, смекалка, необходимые сотрудникам УИС для действий в сложной оперативной обстановке, могут сформироваться при соблюдении во время учебных занятий (тренировок) следующих педагогических условий:

- применение разнообразных учебных задач и способов их решения;

- широкое и частое введение элементов неясности обстановки, неполного понимания происходящего и его причин, отсутствия достаточной информации;

- введение трудно предсказуемых перемен, при возникновении которых, тем не менее, необходимо действовать и принимать решение;

- выполнение необычных задач, возложение на обучаемого обязанностей и поручений, не характерных для его должностной принадлежности;

- приучение самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки, находить целесообразные решения.

Если руководитель или начальник создает на занятиях с сотрудниками примитивную, предельно упрощенную обстановку из-за боязни ответственности за возможные случайности, то это свидетельствует о недостатках его собственных управленческих качеств. Если ответственность и риск непосильны для него в учебной обстановке, то в экстремальной он, вероятнее всего, окажется беспомощным. Элементы опасности и риска, требующие смелости, решительности, стойкости пе-

ред ответственностью, вводятся на занятиях следующими способами:

- создание и получение одобрения принимать решения самостоятельно и брать на себя ответственность за их исполнение (неисполнение);

- введение учебных ситуаций, в которых возможно несколько вариантов решений, причем, очевидно предпочтительного нет, но необходимо срочно выбирать наиболее эффективный;

- постоянное ограничение времени на оценку и принятие решений;

- решение сложных задач в неблагоприятных условиях, чередующихся возможностями срыва и неудач;

- создание обстановки, затрудняющей выполнение задач по времени, погодным условиям и т. п.;

- высокие физические нагрузки;

- доведение темпа занятий до максимального;

- последовательное наращивание трудностей от занятия к занятию.

В заключение необходимо отметить, что развитие уверенности в себе, своих товарищах, в общем успехе действий при осложнении оперативной обстановки в учреждениях УИС не исчерпывается перечисленными выше психолого-педагогическими технологиями, методиками и условиями, а предполагает использование в ходе занятий и других эффективных форм, способствующих формированию специальных качеств, необходимых сотрудникам уголовно-исполнительной системы для действий в подобных условиях, например: совместные учения (тренировки) с персоналом других правоохранительных органов; проведение занятий опытными сотрудниками, побывавшими в сложных ситуациях (участниками боевых действий, специальных операций, ликвида-ций последствий чрезвычайных ситуаций и крупных аварий, тушения пожаров и пр.); анализ и применение зарубежного опыта профессиональной подготовки личного состава силовых структур.

Список литературы

1. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982. С. 5.

Aleksangr Mikhailovich Kiselyov, Professor of the Chair of Mobilization and Tactical Training, DSc in Pedagogics, Associate Professor the Academy of the FPS of Russia

DEVELOPMENT SPECIFICS OF PENAL STAFF QUALITIES NEEDED FOR ACTIONS IN A DIFFICULT OPERATIONAL SITUATION

The abstract: the author recognizes that for acting in a difficult operational situation the penal staff has to possess not only certain professional skills, but also special qualities which development is one of the most im-

portant tasks of official training in penal bodies and establishments (penal system). So, in author's opinion the main peculiarities of development technique of penal staff qualities needed for acting in difficult situations are the following: activation of mental processes and states connected with the certain quality; gradual increase of psychological activity corresponding to the developed quality; arming the learners with recommendations how to distinguish, compare, reveal, analyze, coordinate, act, etc. and methods of performance of these operations with their practical drill; permanent variation of situations, conditions, difficulties and problems connected with the necessity of manifestation of the developed quality and their gradual complication; creation of situations, conditions, difficulties and problems demanding the manifestation of the developed quality with other qualities, abilities, skills and actions; promoting and keeping enthusiasm, diligence, persistence and interest of learners in training on development of special qualities.

The qualities needed for acting in a difficult operational situation can be developed within trainings by observing the following pedagogical conditions: use of various training tasks and ways of solving them; a broad and frequent use of elements of ambiguous situations and incomplete understanding of events and their reasons; absence of sufficient information; introduction of difficult predictable changes at which arising it is necessary to act and make some decisions; solving unusual problem situations, charging the learners with duties and tasks which are not typical for their job positions; training to make expedient decisions without help and preliminary drill.

It should be noted that the development of special qualities needed for penal staff acting in a difficult operational situation in penal establishments isn't restricted by methods and conditions mentioned above. It means the use of other pedagogical methods, for example trainings with staff of other law enforcement bodies.

Key words: psychological and pedagogical technologies, development of qualities, extreme situations, penal staff, difficult operational situation, official training.

References

1. Marishhuk V. L. Psihologicheskie osnovy formirovanija professional'no znachimyh kachestv [Psychological bases for development of professionally important qualities] : avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. Leningrad, 1982, p. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.