ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-2-350-362 УДК 378.14.015.62
Актуальные вопросы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
Е. С. ЛОБАНОВА
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8957-7417, е-таП: [email protected] Т. В. КИРИЛЛОВА
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8394-897X, е-таП: tatiana-kirillova@ rambler.ru
В. В. СМЫКОВСКИЙ
УФСИН России по Архангельской области, г. Архангельск, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9503-2897, е-mail: [email protected]
Реферат
Введение: статья посвящена анализу возможностей и актуальных проблем формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в образовательном процессе учебных заведений с учетом требований компетентностного подхода. Цель: на основе обобщения педагогического опыта применения компетентностного подхода в образовании, требований профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, анализа содержания образовательных программ и программ учебных дисциплин определить проблемы формирования готовности курсантов к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы и способы их решения. Методы: метод теоретического анализа проблемы исследования, теоретические методы формальной и диалектической логики, анализ документов и статистических данных, опрос, интерпретационный метод. Результаты: анализ содержания образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, требований профессиональной и служебной деятельности, диктуемых повышенным уровнем криминальной опасности лиц, отбывающих наказания в условиях лишения свободы, уровня профессиональной подготовки сотрудников, ожиданий руководителей пенитенциарных учреждений в отношении профессиональной компетентности сотрудников - выпускников образовательных учреждений - показал необходимость реализации комплексного подхода для формирования когнитивного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельств, дополнения профессиональных компетенций, отражающих обсуждаемую готовность, в отно-
шении различных специальностей, регулярности проведения подготовки в данном направлении, особенно на старших курсах обучения. Выводы: для эффективного формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы целесообразно уделять внимание не только когнитивному и деятельностному компонентам, на которые преимущественно направлено содержание учебных дисциплин, но и мотивационно-ценностному. Эта работа предполагает наряду с изучением специальных дисциплин организацию психологической подготовки курсантов, что способствует реализации комплексного подхода. Уместно формирование общей профессиональной компетенции курсантов, отражающей аспекты готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вне зависимости от получаемой специальности. Важна актуализация знаний и навыков действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств на заключительном этапе обучения.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; готовность к действиям; компетентностный подход; компетентность; профессиональные компетенции; образовательный процесс; образовательная программа; комплексный подход.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Лобанова Е. С., Кириллова Т. В., Смыковский В. В. Актуальные вопросы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 2 (54), с. 350-362. DOI 10.46741/2686-9764-2021 -15-2-350-362.
Developing the Readiness of Correctional Officers to Act in Emergency Situations in the Context oflmplementation of the Competence-Based Approach in Educational Process
ELENA S. LOBANOVA
Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8957-7417, e-mail: [email protected]
TAT'YANA V. KIRILLOVA
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8394-897X, e-mail: tatiana-kirillova@
rambler.ru
VASILII V. SMYKOVSKII
Directorate of FSIN Russia in the Arkhangelsk Oblast, Arkhangelsk, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9503-2897, e-mail: [email protected]
Abstract
Introduction: the article analyzes possibilities and topical issues of developing the readiness of correctional officers to act in emergency situations in educational process in educational institutions, taking into account requirements of the competence-based approach. Aim: to identify problems and ways to address them in the framework of developing cadets' readiness to act in emergency situations in penal institutions; the aim is achieved with the help of the following means: generalization of pedagogical experience in the application of the competence-based approach in education and the requirements of professional activity of penitentiary system staff; and analysis of the content of educational programs and programs of academic disciplines. Methods: theoretical analysis of the research problem, theoretical methods of formal and dialectical logic, analysis of documents and statistical data, survey, interpretation. Results: analysis of the content of educational programs implemented in educational institutions of the Federal Penitentiary Service, analysis of the requirements of professional and official activities dictated by the
increased level of criminal danger of persons serving sentences in conditions of deprivation of liberty, analysis of the level of professional training of staff, analysis of the expectations of the heads of penitentiary institutions regarding the professional competence of graduates of educational institutions who are then employed as correctional staff - all this has shown the need to implement a comprehensive approach so as to form cognitive, behavioral, and motivational-value components of readiness for emergency situations, the need to supplement professional competencies that reflect the discussed readiness in relation to various specialties, and the need to conduct regular training in this area, especially in senior courses. Conclusions: in order to develop readiness in correctional staff efficiently, it is advisable to pay attention not only to the formation of cognitive and activity-based components, which are mainly focused on the content of educational disciplines, but also to the motivational and value-based components; the formation of the readiness involves, along with the study of special disciplines, organization of psychological training of cadets, which contributes to the implementation of an integrated approach; it is appropriate to develop general professional competence in cadets that would reflect aspects of readiness to act in emergency situations regardless of the specialty obtained; it is important to update the knowledge and skills of how to act in the event of emergencies at the final stage of training.
Keywords: emergency situations; readiness for action; competence-based approach; competence; professional competencies; educational process; educational program; integrated approach.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education.
For citation: Lobanova E.S., Kirillova T.V., Smykovskii V.V. Developing the readiness of correctional officers to act in emergency situations in the context of implementation of the competence-based approach in educational process. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 2 (54), pp. 350-362. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-2-350-362.
Введение
Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы реализуется в условиях повышенной опасности, неопределенности и рисков, что выдвигает в качестве одного из основных требований к уровню их профессиональной подготовки готовность к организации действий при возникновении внештатных ситуаций кризисного, чрезвычайного характера. За последние несколько лет на объектах УИС чрезвычайные обстоятельства возникали неоднократно, при этом основную их часть продолжают составлять групповые эксцессы и массовые противоправные действия осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
К числу чрезвычайных обстоятельств в УИС относятся групповые неповиновения, массовые беспорядки, захват заложников, побеги из-под охраны, вооруженные нападения на учреждения. При этом ситуации групповых неповиновений, носящие условно пассивный характер, выражающиеся в групповом отказе принимать пищу, выходить из помещения, на работу, групповом акте членовредительства, имеющем демонстративно-шантажный смысл и ставящем целью добиться послаблений режимных требований, могут перерасти в активные разрушительные действия, обладающие высокой
степенью опасности для жизни и здоровья ее участников. Групповые неповиновения могут привести к массовым беспорядкам и сопровождаться пожарами, погромами, драками, расправой с неугодными, взятием заложников. Примером перехода групповых неповиновений в массовые беспорядки являются события, произошедшие в апреле 2020 г. в ИК-15 г. Ангарска ГУФСИН России по Иркутской области. Подобные события характеризуются как стрессогенные, выходящие за пределы норм и установленных правил, что требует от сотрудников умения быстро ориентироваться в обстановке, оценивать ее и прогнозировать дальнейшие события, принимать решения, выполнять регламентированные нормативно-правовыми актами алгоритмы действий по пресечению чрезвычайных обстоятельств, обеспечивать личную безопасность с учетом конкретной обстановки, организовывать взаимодействие не только с сотрудниками УИС, но и с представителями других органов, проявлять навыки самоконтроля и мобилизации ресурсов для выполнения служебных задач в изменившихся условиях и т. д.
Готовность к действиям в экстремальных ситуациях определяется учеными как комплексное явление, не имеющее единого толкования. Так, понятие готовности трактуется
как способности и свойства личности [7], как состояние перед выполнением конкретной деятельности или под влиянием какого-либо фактора [9], как сложное психологическое образование психических процессов, эмоциональных компонентов, мотивов поведения [13], как состояние, сформированное на основе приобретенных знаний, опыта, качеств, а также включающее психологические компоненты, к которым необходимо отнести мотивы, установки, стратегии совладающего поведения и др. [19]
Д. В. Егоренков в структуре готовности к преодолению экстремальных ситуаций выделяет три компонента: мотивационно-цен-ностный, когнитивный и деятельностный, каждый из которых реализуется через соответствующую ему функцию [3]. В рамках этого подхода мотивационно-ценностный компонент включает в себя совокупность мотивов, установок, приоритетов, ценностей, определяющих отношение к необходимости выполнения деятельности в экстремальных условиях. Когнитивный компонент складывается из системы знаний по анализу ситуации экстремального характера, проектированию и выбору действий в данных условиях, субъективных представлений о выполнении задач, основанных на собственном или чужом опыте работы в ситуациях экстремального характера. Деятель-ностный компонент проявляется в умениях, навыках решения профессиональных задач, реализуемых в имитируемых и реальных чрезвычайных обстоятельствах, в том числе при принятии решений, организации индивидуальных и совместных действий в составе функциональных групп, взаимодействии с другими участниками ситуации.
Готовность к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств рассматривается как одна из компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая находит отражение в образовательных программах учебных заведений ФСИН России. Ее аспекты формируются в рамках отдельных учебных дисциплин специализации. Однако стоит обратить внимание на то, что перечень этих дисциплин (а следовательно, объем и содержание формируемых знаний) неравнозначен для различных специальностей. Например, в учебных планах для специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность профессиональная компетенция, отражающая готовность сотрудников к действиям при возникновении
чрезвычайных обстоятельств, формируется при изучении таких дисциплин, как «Деятельность исправительных учреждений при чрезвычайных обстоятельствах», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Обеспечение безопасности», «Психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях», «Специальная профессиональная подготовка», в то время как для специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности соответствующие профессиональные компетенции находят отражение в дисциплинах «Психология толпы и массовых беспорядков», «Психология безопасного поведения», «Психология общения и переговоров». Общая дисциплина - «Тактико-специальная подготовка», а также едины учения. Данный факт может отразиться в дальнейшем при выполнении задач служебной деятельности при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях УИС. Безусловно, специальные знания учитываются при назначении на определенные роли, например, психолог обязательно входит в состав группы ведения переговоров, однако в силу объективных ситуативных обстоятельств сотрудник может быть включен практически в любую функциональную группу вне зависимости от специальности по диплому.
Формирование компетенций в рамках учебных дисциплин традиционно реализуется через элементы знаний, умений и владений, поэтому можно сказать, что в образовательном процессе акцент делается на развитии когнитивного компонента, формируются аспекты деятельностного компонента, но не в полной мере реализуются задачи по становлению мотивационно-ценностно-го компонента готовности к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах. Именно когнитивный и деятельностный компоненты проверяются в учебном процессе, поскольку здесь можно определить более конкретные параметры, признаки, подвергающиеся оцениванию в соответствии с измеряемой шкалой.
В целом термин «готовность» в формулировках профессиональных компетенций определяется как совокупность знаний приемов, правил организации действий, навыков их реализации, то есть «подготовлен» означает «снабжен набором необходимых знаний и умений». Такой подход нивелирует личностную составляющую профессиональной компетентности, что может отраз-
иться на качестве выполнения служебных задач.
В связи с вышеизложенным становятся актуальными задачи по анализу имеющихся условий для формирования компонентов готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в образовательном процессе, а также поиску оптимальных и эффективных средств и способов развития личностной профессиональной компетентности в указанной сфере профессиональной деятельности в рамках реализации компетентност-ного подхода.
Методы
Для реализации поставленных исследовательских задач использовался ряд методов. С целью изучения понятия готовности к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, современного состояния компетентностного подхода в образовании применялся метод теоретического анализа проблемы. Одновременно осуществлялся анализ статистических данных, отражающих характеристику лиц, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России, количество преступлений и чрезвычайных обстоятельств, в частности групповых неповиновений и массовых беспорядков, за последние пять лет. При определении содержания профессиональных компетенций, отражающих готовность к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, применялся анализ документов (образовательных программ, учебных планов, программ дисциплин, реализуемых в образовательных организациях ФСИН России). Для конкретизации содержания компетенций сотрудников, необходимых для реализации задач по пресечению и ликвидации чрезвычайных обстоятельств в учреждениях и органах УИС с учетом должностной категории, использовались результаты констатирующего эксперимента. Дополнительно применялся опрос руководителей учреждений ФСИН России, направленный на выявление их ожиданий и предложений по поводу подготовки курсантов к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Анализ и обсуждение результатов
Чрезвычайные обстоятельства на объектах УИС, к числу которых относятся групповые неповиновения, массовые беспорядки, захваты осужденными заложников, побеги
из-под охраны, вооруженные нападения на учреждения, представляют собой криминальные явления повышенной общественной опасности. Они характеризуются открытостью и демонстративностью действий, физическим и психологическим насилием, причинением материального вреда с целью оказать давление на администрацию, представителей власти; создают реальную угрозу безопасности общества, сотрудников учреждения, лиц, осужденных к лишению свободы; приводят к непредсказуемым криминальным последствиям, дезорганизации деятельности учреждений УИС, для ликвидации чего необходимы огромные затраты человеческих и материальных ресурсов. Об этом свидетельствуют массовые беспорядки, произошедшие в Кировоградской воспитательной колонии ГУФСИН России по Свердловской области, ИК-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Жигулевской воспитательной колонии ГУФСИН России по Самарской области.
Несмотря на снижение общей численности лиц, осужденных к лишению свободы, можно отметить ежегодное ухудшение их криминогенной характеристики. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте ФСИН России, на протяжении шести лет растет такой показатель, как уровень преступности на 1000 чел. спецконтингента: с 1,59 в 2015 г. до 2,59 в 2020 г. Несмотря на снижение количества осужденных с 671 649 в 2015 г. до 482 888 в 2020 г., увеличилось число совершенных в исправительных учреждениях преступлений (с 838 в 2015 г. до 1011 в 2020 г.). Изменение количества преступлений по ч. 3 ст. 321 УК РФ (действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения) не имеет четкой тенденции (в 2015 г. - 13, в 2016 г. - 8, в 2017 г. - 6, в 2018 г. - 13, в 2019 г. - 17, в 2020 г. - 13).
Большая часть содержащихся в исправительных учреждениях осужденных - это лица, криминально зараженные, зачастую социально и психологически неблагополучные. Риск возникновения по их инициативе опасных ситуаций существует постоянно, вне зависимости от условий отбывания наказаний.
Согласно статистическому анализу правонарушений и преступлений в пенитенциарных учреждениях различных стран одним из наиболее опасных деяний является нападение на персонал. При этом наименьшее значение показателя зафиксировано в
России (0,5 %), наибольшее - во Франции (24,61 %). Проблемы с безопасностью персонала имеют место в таких странах, как Франция, Латвия, Испания и Великобритания. К опасным преступлениям относятся побеги из-под стражи или при конвоировании. Так, в Норвегии доля побегов составляет 1,05 % от общего количества правонарушений и преступлений, в США - 0,585 %, в Латвии - 0,027 %, в Великобритании - 0,013 %, в России - 0,004 %. Низкие величины данных показателей могут интерпретироваться как свидетельство высокого уровня действий
сотрудников при возникновении чрезвычайного обстоятельства [4, с. 20-21].
Согласно сведениям управления охраны и конвоирования ФСИН России количество побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из-под охраны временных караулов в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения с 2016 по 2020 г. составило два случая. В таблице приведена статистическая информация о чрезвычайных обстоятельствах в УИС за последние пять лет.
Таблица
Сведения о количестве случаев массовых беспорядков и групповых неповиновений осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях УИС
Чрезвычайные обстоятельства 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Массовые беспорядки 2 2 3 2 1
Групповые неповиновения 20 13 21 20 12
Всего 22 15 24 22 13
Несмотря на относительно низкие значения показателей указанной преступности и снижение количества случаев возникновения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях ФСИН России, они имеют место быть. Следовательно, вопрос о выработке у сотрудников умений оперативно и эффективно действовать в ситуациях кризисного, экстремального характера остается актуальным.
В вопросе о готовности важно обратить внимание не только на необходимость быстрого включения в ситуацию, но и на важность сохранения физической и умственной работоспособности в течение длительного времени [16; 20], поскольку чрезвычайные обстоятельства могут длиться довольно долго. Так, например, в зарубежной практике (США) известны случаи двух- и четырехдневного бунтов в пенитенциарных учреждениях, унесших жизни 33 и 43 чел. соответственно. В современной истории России на особом месте стоят массовые неповиновении в ИК-2 г. Салават ГУФСИН России по Республике Башкортостан, где обстановка стабилизировалась силами и средствами нескольких территориальных органов ФСИН России более месяца.
Таким образом, формирование аспектов готовности к действиям в экстремальных ситуациях у сотрудников УИС остается необходимым условием успешной реализации ими профессиональной деятельности.
При этом становятся актуальными вопросы о возможностях такого формирования с учетом современных требований образовательного процесса. Представляется целесообразным проанализировать образовательные программы на предмет отражения в них задач по формированию изучаемого вида готовности, а учебные планы, содержание программ дисциплин и условий образовательного процесса - в ракурсе требований компетентностного подхода.
Реализуемый в настоящее время компе-тентностный подход в образовании соответствует современным международным требованиям и нацелен на достижение результата, выражающегося в развитии личности, профессионализации, самореализации. Проблема изучения компетентностного подхода в педагогике отражена в работах И. А. Зимней, А. В. Хуторского, Л. М. Мити-ной, А. К. Марковой и др. Идеи компетентностного подхода в рамках высшего образования исследовались В. И. Байденко, В. Д. Шадриковым, С. В. Шмелевой и др.
В исследованиях И. А. Зимней понятие «компетентность» рассматривается как совокупность личностных, мотивацион-но-ценностных и когнитивных составляющих [5]. А. В. Хуторской определяет компетенцию как «задаваемую по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимую совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
способов деятельности, системы ценностей и отношений), обеспечивающую ее потенциальную способность продуктивно решать определенный класс задач» [15].
Компетентность рассматривается не просто как набор компетенций, система знаний, реализуемых в определенной сфере деятельности, - ученые подчеркивают важность именно личностной ее составляющей. Так, В. И. Назаров и Г. А. Засобина выделяют личностно-профессиональную компетентность как комплексную характеристику развивающейся личности специалиста, которая обеспечивает высокие результаты его профессиональной деятельности, а также саморазвитие и самоопределение в профессии [12].
Как отмечает Л. В. Куклина, компетент-ностный подход в образовании предполагает его приоритетную ориентацию на цели, конечный результат, в качестве которых в системе профессионального образования выступает компетентный специалист, обладающий всеми необходимыми компонентами, способный принимать решения в ситуациях профессиональной деятельности с высокой степенью неопределенности [8].
Необходимо подчеркнуть, что формированию личностного компонента профессиональной компетентности по сравнению с когнитивным в образовательном процессе уделяется меньше внимания. Так, состав формируемых профессиональных компетенций традиционно определяется как перечень необходимых знаний, умений и навыков, поскольку именно они в первую очередь отражают содержание науки и практики и контролируются в учебном процессе.
Трудности возникают в сфере формирования и оценки развития личностного компонента. Формирование личностных свойств, как правило, рассматривается в качестве задачи психологической подготовки, и действительно сложно составить педагогический инструмент, измеряющий уровень сформированности личности как составляющей профессиональной компетентности. Даже оценка сформирован-ности когнитивного компонента не дает точной картины, поскольку она осуществляется в учебной, а не в реальной практической ситуации профессиональной деятельности. Перечисленные моменты актуальны для большинства формируемых профессиональных компетенций, но в отношении развития готовности к деятельно-
сти в экстремальных условиях становятся еще более выраженными.
А. А. Герасимов рассматривает подготовку сотрудников УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств как «системный процесс, направленный на формирование у сотрудников необходимых компетенций и профессионально важных качеств личности, способствующих осуществлению грамотных и эффективных действий в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств». Им подчеркивается, что наибольшая часть подготовки сотрудников УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется при проведении служебной подготовки по месту службы, а примерно треть всего объема подготовки -в ходе реализации программ высшего и дополнительного профессионального обучения в образовательных учреждениях ФСИН России.
В опубликованных в 2017 и 2019 гг. результатах эмпирических исследований, направленных на изучение мнения сотрудников УИС о качестве подготовки к деятельности при возникновении чрезвычайных обстоятельств, в рамках обсуждаемой темы представляют интерес следующие моменты: 43 % опрошенных указали на «необходимость пересмотра содержания учебных и учебно-тематических планов служебной подготовки сотрудников УИС в части увеличения занятий по направлению правовой и психологической подготовки», около 70 % респондентов подчеркнули «необходимость организации комплексного обучения сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах как в образовательных организациях ФСИН России, так и в ходе служебной подготовки» [2, с. 87].
С целью формирования компонентов готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств традиционно реализуется практическое обучение [17, с. 64-73], методы которого позволяют создать у обучающихся четкое представление об алгоритме действий в экстремальных условиях, направленных на решение конкретных задач, развивают практические навыки [18]. Практическая работа в этом случае заключается в выполнении обучающимися функциональных обязанностей в составе сводных отрядов в течение продолжительного времени и в условиях, максимально приближенных к реальным [6]. Практические тренировки и упражнения представля-
ют собой комплексные занятия по закреплению теоретических знаний и выглядят как система учебных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях чрезвычайных обстоятельств [11].
Важным при реализации компетентностного подхода является развитие когнитивных способностей в части умения оперативно анализировать информацию, определять главную, второстепенную и недостающую составляющие в информационном потоке, устанавливать причинно-следственные связи, делать прогноз развития ситуации, принимать обоснованные решения с учетом имеющихся ресурсов и особенностей ситуации в условиях недостатка информации о реальной обстановке. Для этого наиболее эффективны, как представляется, методы активного и проблемного обучения. Так, для развития у курсантов оперативного мышления и формирования практических действий в чрезвычайных обстоятельствах В. В. Ма-нышев и А. А. Брагин предлагают использовать деловую игру, поскольку она позволяет организовать работу по поиску решения проблемной ситуации. Авторы отмечают, что «приемами и способами для создания проблемных ситуаций будут являться побуждение курсантов к объяснению условий сложившейся оперативной обстановки, непосредственно сама оценка обстановки и решение противоречий между возможными способами выполнения поставленной задачи». В зависимости от своей сложности деловая игра предполагает анализ оперативной обстановки, проведение расчетов и выбор решения в рамках конкретного случая, выполнение определенных должностных обязанностей сотрудников оперативного штаба в процессе разыгрывания ролей, возможность психологически подготовиться к решению задач, возникающих в реальной обстановке, и в целом обеспечивает наглядность принимаемых решений и их последствий при имитации оперативной обстановки [10, с. 23-24]. Примером деловой игры, применяемой в рамках подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, является разработанная сотрудниками Самарского юридического института ФСИН России игра «Побег из мест лишения свободы или из-под стражи» [1].
В учебном процессе невозможно полностью воссоздать потенциально опасную и реалистичную экстремальную ситуацию со всеми деталями и особенностями об-
становки, и, как следствие, не проявляются естественные психологические реакции обучающихся в ответ на угрозу, необходимость принимать решения и действовать в условиях рисков и неопределенности. Поэтому обучающийся не может осознать собственные реальные ресурсы и ограничения для осуществления деятельности в нестандартных критических обстоятельствах. В качестве основных направлений подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях рассматриваются создание при обучении условий, близких к таковым, и «глубокая актуализация социальной значимости решаемых задач в экстремальных условиях исполнения служебных обязанностей» [14]. При этом возникает вопрос о том, как это реализовать на практике, поскольку смоделировать можно лишь часть предметной, информационной и психологической обстановки. Стоит отметить, что в качестве фактора психологического напряжения у обучающихся в подобных моделируемых обстоятельствах в большей степени будет выступать ситуация экспертной оценки действий со стороны преподавателя, нежели ощущение угрозы жизни и здоровью, так как реальной опасности в учебной ситуации не существует.
Для определения актуальных задач по совершенствованию процесса подготовки будущих сотрудников органов и учреждений УИС целесообразно проанализировать имеющиеся проблемы, недочеты, которые усматривают непосредственно в своей деятельности по предупреждению и пресечению чрезвычайных обстоятельств практикующие сотрудники, выпускники образовательных учреждений. С этой целью В. В. Смыковским было проведено эмпирическое исследование, анализ результатов которого, а также опыт практической работы позволили нам определить некоторые проблемы, обозначенные на уровне компетентности сотрудников разных должностных и функциональных категорий.
Компетенция органов управления включает в себя набор знаний, практического опыта и личностных качеств руководителей, входящих в орган управления учреждения ФСИН России, позволяющих качественно решать задачи координации и контроля для стабилизации оперативной обстановки в учреждении или пресечения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств. Данная компетенция предполагает развитое ана-
литическое мышление, прогностические способности, умение делать выбор среди альтернативных вариантов с оценкой каждого из них, умение принимать решение, четко его формулировать и доводить до начальников функциональных групп, контролировать его выполнение, планировать тактику и стратегию действий с учетом поступающей информации и оценкой имеющихся ресурсов и т. д.
Компетенция среднего начальствующего состава соответствует обязанностям руководителя функциональной группы, формируемой в условиях чрезвычайных обстоятельств. Данная роль заключается в управлении временно подчиненными исполнителями для выполнения задач, поставленных органом управления по стабилиза-
ции оперативной обстановки в учреждении ФСИН России или пресечению и ликвидации чрезвычайных обстоятельств.
Компетенция исполнителя предполагает наличие знаний, навыков, практического опыта, психологических свойств у сотрудника, входящего в ту или иную функциональную группу, формируемую в соответствии с характером выполняемых задач по стабилизации оперативной обстановки в учреждении ФСИН России или пресечению и ликвидации чрезвычайных обстоятельств.
Указанные три компетенции были сформулированы на основании эмпирического исследования. Они обнаруживают взаимосвязь в процессе пресечения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств в учреждениях УИС, как это показано на рисунке.
Рис. Схема взаимодействия компетенций сотрудников УИС при пресечении и ликвидации чрезвычайных
обстоятельств через своих носителей
В рамках обучения курсантов в образовательных учреждениях ФСИН России преимущественно реализуются задачи по формированию компетенций исполнителей и среднего начальствующего состава. В связи с этим в программы дисциплин включают задачи для получения знаний о тактико-технических характеристиках и порядке применения вооружения и специальных средств, используемых подразделениями уголовно-
исполнительной системы, тактике действий служебных нарядов и элементов оперативной группировки при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств и при ведении специальной операции, основных положениях по организации и ведению специальных операций на объектах ФСИН России, а также умений индивидуально и в составе подразделений выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые за-
дачи в любых условиях обстановки, оценивать оперативную обстановку, принимать целесообразные решения в роли начальников групп боевого порядка при ведении специальных операций, грамотно ставить задачи подчиненным, организовывать деятельность служебных нарядов и элементов оперативной группировки при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах и при проведении специальных операций и руководить ею, навыков управленческой деятельности в условиях чрезвычайных обстоятельств и т. д.
В образовательных программах, реализуемых в учебных заведениях ФСИН России, аспекты готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств отражены в рамках профессиональных компетенций с учетом содержания профессиональной деятельности будущих специалистов. Например, в образовательной программе высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (ведомственная специализация - организация режима в УИС) данная компетенция определена как «способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач» (ПК-23). В образовательной программе высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности соответствующие моменты отражены в ПК-16: «способность эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности».
Возможно, данный факт является причиной того, что во время тактико-специальных занятий в процессе служебной подготовки в пенитенциарных учреждениях при выполнении обязанностей в составе иных функциональных групп выпускники ведомственных вузов нередко испытывают затруднения. Еще одной причиной возникновения последних может являться тот факт, что ос-
новной (общей для разных специальностей) дисциплиной, ориентированной на формирование обсуждаемой компетенции, является тактико-специальная подготовка, изучение которой, согласно учебным планам, проходит, как правило, на втором курсе. Получается, что при поступлении на службу выпускники обнаруживают так называемые остаточные знания спустя более трех лет после освоения темы. Плюс к этому к выпускным курсам акцент в образовательном процессе делается на дисциплинах специализации, и сами курсанты фокусируют внимание на совершенствовании компетенций, отражающих содержание непосредственно получаемой профессии, а не служебной деятельности.
По прибытии в учреждение выпускники назначаются на должности среднего начальствующего состава, инспекторов отделов режима, охраны и т. д., и им вменяется в обязанности проведение занятий с личным составом по служебной подготовке, инструкторско-методических занятий. Следовательно, в образовательном процессе важно уделять внимание формированию компетенций, отражающих навыки методической и педагогической деятельности в области тактико-специальной подготовки. Отдельное направление подготовки будущих сотрудников УИС составляет формирование управленческих навыков, необходимых для осуществления руководства функциональными группами, организуемыми при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях.
По мнению руководителей ряда учреждений, достичь сформированности элементов готовности курсантов к действиям при чрезвычайных обстоятельствах можно в случае выполнения следующих условий:
- в максимальной мере реализовывать практико-ориентированное обучение на занятиях по вышеперечисленным дисциплинам;
- широко использовать моделирование оперативной обстановки при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
- привлекать для проведения занятий практических работников из территориальных органов, в которых подготовка к действиям при чрезвычайных обстоятельствах находится на высоком уровне;
- внести изменения в программы практик курсантов старших курсов, дополнив их участием в тактико-строевых занятиях, прово-
димых в учреждении, а также проведением пробных инструктивных занятий с личным составом учреждений;
- проводить в территориальных органах ФСИН России трехдневные учебные сборы выпускников образовательных учреждений, направленные на совершенствование элементов готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Одной из актуальных проблем современного образования в условиях пандемии является ограниченность возможности реализовать практико-ориентированное обучение в рамках дистанционного подхода, когда акцент делается на изучении теории. Этот факт может негативно отразиться и на уровне сформированности готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Кроме того, в процессе обучения в ведомственных образовательных организациях можно сформировать лишь часть компетенций, отражающих готовность к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Это обусловлено большими перерывами между занятиями такого рода по дисциплинам профиля, а также сложностью освоения материала обучаемыми.
Заключение
Формирование готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств является актуальной задачей, которая реализуется в учебном процессе образовательных учреждений ФСИН России и далее в рамках служебной подготовки сотрудников в пенитенциарных учреждениях. Компетентностный подход, осуществляемый в образовательном процессе, предполагает формирование профессиональных компетенций, в содержание которых включены и компоненты готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Акцент традиционно делается на формировании когнитивного и деятельност-ного компонентов указанной готовности, которые обеспечиваются за счет теоретического и практического обучения специальным дисциплинам. При этом получаемые знания и навыки в большей степени отражают задачи профессиональной деятельности, соответствующей получаемой специальности. Этот факт имеет одновременно и положительное, и отрицательное значение. С одной стороны, специализированные знания помогают дифференцировать служеб-
ные задачи сотрудников и обеспечивают их эффективное выполнение представителями конкретных профессиональных групп. С другой стороны, отсутствие дополнительных знаний создает препятствия для эффективного выполнения служебных задач в составе иных функциональных групп, индивидуально или в составе подразделений.
Основной задачей и одновременно проблемой формирования готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств является моделирование эпизодов, максимально отражающих реальные ситуации подобных обстоятельств. В связи с этим в образовательном процессе целесообразно использовать методы активного обучения, в частности деловые игры и учения. Однако возможности частого применения подобных методов ограничены по причине их большого удельного веса в тематическом планировании, а также требованиями материально-технического обеспечения (имеется в виду наличие дополнительных специализированных помещений и пространств, необходимость выезда на загородные учебные базы и т. д.).
Наибольшие сложности обнаруживаются в отношении мотивационно-ценностно-го компонента готовности к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Они связаны с поиском оптимальных и эффективных способов его формирования, а также контроля и оценки уровня сформиро-ванности. Исследователями и практиками подчеркивается важность организации психологической подготовки в формировании готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Следовательно, возникает вопрос о том, включать указанную психологическую подготовку в содержание учебных дисциплин или реализовывать ее в рамках отдельного направления деятельности психологических служб образовательных учреждений. Тем не менее необходимость комплексного подхода к формированию готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств является обоснованной. Учет наряду с компонентами знаний, умений и навыков формирования профессиональных мотивов, ценностей и профессионально важных качеств позволяет в полной мере реализовать компетент-ностный подход в образовании.
Проведенный анализ позволил выявить возможности и проблемы формирования готовности сотрудников уголовно-исполни-
тельной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учебном процессе образовательных учреждений ФСИН России, значимые с точки зрения реализации компетентностного подхода. Рас-
смотренные моменты могут стать темой для обсуждения и условием совершенствования учебно-воспитательного процесса в направлении формирования профессиональной компетентности сотрудников УИС.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вотинов, А. А. О применении педагогических интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущего офицера УИС / А. А. Вотинов, Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3 (27). - С. 60-71.
2. Герасимов, А. А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств / А. А. Герасимов // Вопросы современной науки и практики. - 2020. - № 2 (3). - С. 86-88.
3. Егоренков, Д. В. Формирование готовности старшеклассника к преодолению экстремальных ситуаций : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Егоренков Дмитрий Владимирович. - Волгоград, 2013. - 25 с.
4. Зарубежный опыт профилактики негативных процессов, происходящих в пенитенциарных учреждениях, и совершения содержащимися в них лицами правонарушений и преступлений : аналитический обзор / Л. Ф. Пертли [и др.] - Москва : НИИ ФСИН России, 2017. - 108 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. № 5. - С. 34-42.
6. Кареев, В. В. Тактико-специальные занятия как форма практической подготовки сотрудников ФСИН России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах / В. В. Кареев // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы международной научно-практической межведомственной конференции / под общей редакцией А. А. Вотинова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 268.
7. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1972. - 255 с.
8. Куклина, Л. В. Особенности становления ключевых компетенций у обучающихся с разной профессиональной направленностью / Л. В. Куклина, И. И. Корягина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. -№ 4 (97). - С. 234-243.
9. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1969. -424 с.
10. Манышев, В. В. Деловая игра как один из способов реализации проблемного обучения в учебном ситуационном центре оперативного управления / В. В. Манышев, А. А. Брагин // Проблемы правоохранительной деятельности. -2014. - № 2. - С. 22-25.
11. Мачехин, М. С. Массовые беспорядки и групповые неповиновения, совершаемые в исправительных учреждениях: характеристика, причины и меры противодействия : монография / М. С. Мачехин. - Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2020. - 105 с.
12. Назаров, В. И. Становление личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях заочного обучения / В. И. Назаров, Г. А. Засобина. - Иваново : Ивановский государственный университет, 2010. -216 с. - ISBN 978-5-7807-0848-3.
13. Рудик, П. А. Психология / П. А. Рудик. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 239 с.
14. Хомяков, О. В. Подготовка сотрудников специальных подразделений ФСИН России по конвоированию к действиям при экстремальных условиях / О. В. Хомяков // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2018. - С. 356-358.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 59-64.
16. Baldi, K. A. An overview of Physical Fitness of Female Cadets at the Military Academies / K. A. Baldi // Military Medicine. -1991. - № 10. - Рр. 537-539.
17. Coyle, D. CLIL: Content and Language Integrated Learning / Do Coyle, Philip Hood, David Marsh. - Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2010. - 184 p. - ISBN 9780521112987.
18. Graevenitz, G. G.-W. Ausbildung des americanischen Offizers. Beispiel: US Air Force Academy / G. G.-W. Graevenitz // Truppenpraxis. - 1988. - № 1. - Рр. 72-75.
19. Smykovsky, V. Opportunities of readiness formation of the criminal-executive system employees to actions in the emergency circumstances / Vasily Smykovsky, Elena Lobanova, Alexander Kiselev // Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference «Psychology of Extreme Professions» (ISPCPEP 2019). - URL: https://www.atlantis-press. com/proceedings/ispcpep-19/125909644 (дата обращения: 26.02.2019).
20. Thomas, Y Woman's Sports and fitness programs of the US Air Force Academy / Y Thomas // Physician and Sportsmedicine. - 1979. - № 7. - Рp. 59-68.
■ REFERENCES
1. Votinov A.A., Timofeeva E.A. About the application of interactive teaching technologies in the process of professional training of future officers of the penitentiary system. VestnikSamarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki=Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences, 2015, no. 3 (27), pp. 60-71. (In Russ.).
2. Gerasimov A.A. Topicalissues of training of correctional staff to act in emergency situations. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki=Issues of Modern Theory and Practice, 2020, no. 2(3), pp. 86-88. (In Russ.).
3. Egorenkov D.V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnika k preodoleniyu ekstremal'nykh situatsii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoistepenikandidata pedagogicheskikh nauk [Formation of high school student's readiness to overcome emergency situations: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Volgograd, 2013. 40 p.
4. Pertli L.F. et al. Zarubezhnyi opyt profilaktiki negativnykh protsessov, proiskhodyashchikh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh, i soversheniya soderzhashchimisya v nikh litsami pravonarushenii i prestuplenii: analiticheskii obzor [Foreign experience in the prevention of negative processes occurring in penitentiary institutions and the commission of offenses and crimes by incarcerated persons: an analytical review]. Moscow: NII FSIN Rossii, 2017. 108 p.
5. Zimnyaya I.A. Key competencies - a new paradigm of education results. Vysshee obrazovanie segodnya=Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russ.).
6. Kareev V.V. Special tactical classes as a form of practical training of staff of the Federal Penitentiary Service of Russia for actions during emergencies. In: Votinova A.A. (Ed.). Ugolovno-ispolnitel'naya sistema na sovremennom etape: vzaimodeistvie nauki i praktiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi mezhvedomstvennoi konferentsii [Penal system at the present stage: the interaction of science and practice: materials of the international research-to-practice interdepartmental conference]. Samara: Samarskii yuridicheskii institut FSIN Rossii, 2016. P. 268. (In Russ.).
7. Krutetskii V.A. Osnovy pedagogicheskoi psikhologii [Fundamentals of pedagogical psychology]. Moscow: Prosveshchenie, 1972. 255 p.
8. Kuklina L.V., Koryagina I.I. Features of the formation of key competencies in students with different professional orientation. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta=Bulletin of Cherepovets State University, 2020, no. 4 (97), pp. 234-243. (In Russ.).
9. Levitov N.D. Psikhologiya kharaktera [Psychology of character]. Third edition, revised and supplemented. Moscow: Prosveshchenie, 1969. 424 p.
10. Manyshev V.V., Bragin A.A. Business game as one of the ways to implement problem-based learning in the training situational center of operational management. Problemy pravookhranitel'noi deyatel'nosti=Problems of Law Enforcement Activity, 2014, no. 2, pp. 22-25. (In Russ.).
11. Machekhin M.S. Massovye besporyadkiigruppovye nepovinoveniya, sovershaemye vispravitel'nykh uchrezhdeniyakh: kharakteristika, prichinyimeryprotivodeistviya: monografiya [Mass riots and group disobedience committed in correctional institutions: characteristics, causes and measures of counteraction: a monograph]. Perm: Permskii institut FSIN Rossii, 2020. 105 p.
12. Nazarov V.I., Zasobina G.A. Stanovlenie lichnostno-professional'noi kompetentnosti budushchikh spetsialistov v usloviyakh zaochnogo obucheniya /"Formation of personal and professional competence of future specialists in the conditions of distance learning]. Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, 2010. 216 p.
13. Rudik P.A.Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1976. 239 p.
14. Khomyakov O.V. Training of staff of special divisions of FSIN Russia on escorting to act in emergency situations. In: Penitentsiarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodeistviya: sbornik materialov V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Penal system and society: experience of interaction: collection of materials of the 5th international research-to-practice conference]. Perm: Permskii institut FSIN Rossii, 2018. Pp. 356-358. (In Russ.).
15. Khutorskoi A.V. Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education. Narodnoe obrazovanie=PublicEducation, 2003, no. 2, pp. 59-64. (In Russ.).
16. Baldi K.A. An overview of physical fitness of female cadets at the military academies. Military Medicine, 1991, no. 10, pp. 537-539.
17. Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2010.184 p.
18. Graevenitz G. G.-W. Ausbildung des americanischen Offizers. Beispiel: US Air Force Academy. Truppenpraxis, 1988, no. 1, pp. 72-75. (In Russ.).
19. SmykovskyV., Lobanova E., Kiselev A. Opportunities of readiness formation of the criminal-executive system employees to actions in the emergency circumstances. In: Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (ISPCPEP 2019). Available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ ispcpep-19/125909644 (accessed February 26, 2019).
20. Thomas Y Woman's sports and fitness programs of the US Air Force Academy. Physician and Sportsmedicine, 1979, no. 7, pp. 59-68.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / Ш
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ЛОБАНОВА - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8957-7417, е-таН: [email protected]
ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-2 Научно-исследовательского института ФСИН России, г Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8394-897X, е-таН: [email protected]
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СМЫКОВСКИЙ - начальник организационно-аналитического отдела УФСИН России по Архангельской области, г. Архангельск, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9503-2897, е-mail: [email protected]
ORMATION ABOUT THE AUTHORS
ELENA S. LOBANOVA - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, associate professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Psychological Faculty of Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8957-7417, e-mail: [email protected]
TAT'YANA V. KIRILLOVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher at the Research Center of the Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8394-897X, e-mail: [email protected] VASILII V. SMYKOVSKII - Head of the Organizational and Analytical Department of the Directorate of FSIN Russia in the Arkhangelsk Oblast, Arkhangelsk, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9503-2897, e-mail: [email protected]
Статья поступила 02.04.2020