Научная статья на тему 'МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН НА ОСНОВЕ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ'

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН НА ОСНОВЕ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ / ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / МЕТОД ПОДГОТОВКИ / МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витушкин Александр Викторович, Юрков Михаил Николаевич

Дисциплина «Огневая подготовка» является неотъемлемой частью боевой подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС). От успешности освоения этой дисциплины во многом зависит способность сотрудника действовать в экстремальных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия. Программа дисциплины «Огневая подготовка» основана на приказе Минюста России от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы», однако практика показывает, что курсанты осваивают эту образовательную программу с разной степенью успешности. Ввиду наличия ограничений по количеству боеприпасов, выделяемых для обучения каждого курсанта, а также ограниченности трудоемкости дисциплины, необходимо изыскать такой метод организации учебной деятельности курсантов, который бы обеспечивал высокую интенсивность подготовки при соблюдении общей трудоёмкости дисциплины и лимитов специальных дидактических средств. Для повышения успешности освоения учебной программы, а также качества подготовки курсантов авторами статьи предлагается метод организации учебного процесса, представляющий собой адаптацию методики подготовки спортсменов-стрелков. Предлагаемый метод позволит повысить интенсивность двигательной деятельности курсантов на занятиях, что благотворно скажется на уровне освоения формируемых двигательных навыков, готовности обучающихся к промежуточной аттестации, и в итоге положительно отразится как на закреплении изученных навыков, так и на психологической подготовке обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витушкин Александр Викторович, Юрков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ORGANIZING TRAINING IN SHOOTING OF CADETS OFFSIN UNIVERSITIES ON THE BASIS OF ADAPTATION OF TRAINING METHODS FOR SHOOTING ATHLETES

The discipline "Fire training" is an integral part of the combat training of future employees of the penal system (hereinafter referred to as the UIS). The success of mastering this discipline largely depends on the ability of the employee to act in extreme situations requiring the use of firearms. The discipline program "Fire Training" is based on the order of the Ministry of Justice of Russia dated 26.02.2006 No. 24 "On Approval of the course of shooting from small arms for employees of the penal system," but practice shows that cadets master this educational program with varying degrees of success. Due to the restrictions in the number of ammunition allocated for the training of each cadet, as well as the limited labor intensity of the discipline, it is necessary to find the method for organizing the training activities of cadets that would ensure high intensity of training while observing the general labor intensity of the discipline and the limits of special didactic means. To increase the success of mastering the curriculum, as well as the quality of training cadets, the authors of the article propose a method for organizing the educational process, which is an adaptation of the methodology for training shooting athletes. The proposed method will increase the intensity of motor activity of cadets in classes, which will have a beneficial effect on the level of mastering the formed motor skills, the readiness of students for intermediate certification, and as a result will have a positive effect both on the consolidation of the studied skills and on the psychological training of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН НА ОСНОВЕ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ»

студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2013. - С. 363-365.

3. Козин В.В. Квази-ситуационный фактор в управлении технико-тактической деятельностью спортсменов командно-игровых видов спорта / В. В. Козин, Д. Ю. Витман // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 467-471.

4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие / В.Б. Коренберг. -Москва : Советский спорт. - 2005. - 232 с.

5. Расулова Л.В. Моделирование игровых ситуаций в учебно-тренировочном процессе баскетболистов для повышения эффективности бросков / Л.В. Расулова, Н.Б. Новикова // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе : материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала : Дагестанский государственный педагогический университет, 2020. - С. 157-159.

REFERENCES

1. Zubritskaya, E.L. (2014), "Features of the actions of basketball players in extreme game situations". Science - education, production, economics: materials of the XIX (66) Regional scientific and practical conference of teachers, researchers and graduate students: in 2 volumes, Vitebsk, Volume 1. -Vitebsk, pp. 387-389.

2. Zykov, A.V. and Kozin V.V. (2013), "Game situation as a connecting link in a holistic representation of the game process by young athletes", Prospects for the development of modern student sports. The results of the performances of Russian athletes at the 2013 Universidad in Kazan: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kazan, pp. 363-365.

3. Kozin, V.V. and Vitman, D.Yu. (2016), "Quasi-situational factor in the management of the technical and tactical activity of athletes in team sports", Modern problems of science and education. No, 6, pp. 467-471.

4. Korenberg, V.B. (2005), Fundamentals of sports kinesiology: textbook, Soviet sport, Moscow.

5. Rasulova, L.V. and Novikova, N.B. (2020), "Modeling of game situations in the training process of basketball players to improve the efficiency of throws", Problems of the theory and practice of the development of physical culture and sports at the present stage: Proceedings of the X All-Russian Scientific and practical conference, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, pp. 157-159.

Контактная информация: boykins90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 378.147

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН НА ОСНОВЕ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ

Александр Викторович Витушкин, кандидат технических наук, старший преподаватель, Михаил Николаевич Юрков, преподаватель, майор, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

Дисциплина «Огневая подготовка» является неотъемлемой частью боевой подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС). От успешности освоения этой дисциплины во многом зависит способность сотрудника действовать в экстремальных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия. Программа дисциплины «Огневая подготовка» основана на приказе Минюста России от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы», однако практика показывает, что курсанты осваивают эту образовательную программу с разной степенью успешности. Ввиду наличия ограничений по количеству боеприпасов, выделяемых для обучения каждого курсанта, а также ограниченности трудоемкости дисциплины, необходимо изыскать такой метод организации учебной деятельности курсантов, который бы обеспечивал высокую интенсивность подготовки при соблюдении общей трудоёмкости дисциплины и лимитов специальных дидактических

средств. Для повышения успешности освоения учебной программы, а также качества подготовки курсантов авторами статьи предлагается метод организации учебного процесса, представляющий собой адаптацию методики подготовки спортсменов-стрелков. Предлагаемый метод позволит повысить интенсивность двигательной деятельности курсантов на занятиях, что благотворно скажется на уровне освоения формируемых двигательных навыков, готовности обучающихся к промежуточной аттестации, и в итоге положительно отразится как на закреплении изученных навыков, так и на психологической подготовке обучающихся.

Ключевые слова: подготовка спортсменов-стрелков, огневая подготовка, обучение стрельбе, подготовка курсантов, метод подготовки, моторная плотность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p107-110

METHOD OF ORGANIZING TRAINING IN SHOOTING OF CADETS OF FSIN UNIVERSITIES ON THE BASIS OF ADAPTATION OF TRAINING METHODS FOR

SHOOTING ATHLETES

Alexander Viktorovich Vitushkin, the candidate of technical sciences, senior teacher, Mikhail Nikolaevich Yurkov, the teacher, major, Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

The discipline "Fire training" is an integral part of the combat training of future employees of the penal system (hereinafter referred to as the UIS). The success of mastering this discipline largely depends on the ability of the employee to act in extreme situations requiring the use of firearms. The discipline program "Fire Training" is based on the order of the Ministry of Justice of Russia dated 26.02.2006 No. 24 "On Approval of the course of shooting from small arms for employees of the penal system," but practice shows that cadets master this educational program with varying degrees of success. Due to the restrictions in the number of ammunition allocated for the training of each cadet, as well as the limited labor intensity of the discipline, it is necessary to find the method for organizing the training activities of cadets that would ensure high intensity of training while observing the general labor intensity of the discipline and the limits of special didactic means. To increase the success of mastering the curriculum, as well as the quality of training cadets, the authors of the article propose a method for organizing the educational process, which is an adaptation of the methodology for training shooting athletes. The proposed method will increase the intensity of motor activity of cadets in classes, which will have a beneficial effect on the level of mastering the formed motor skills, the readiness of students for intermediate certification, and as a result will have a positive effect both on the consolidation of the studied skills and on the psychological training of students.

Keywords: training of shooting athletes, fire training, shooting training, training of cadets, training technique, motor density.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Огневая подготовка» является одним из основных компонентов профессиональной подготовки сотрудников УИС и способствует формированию необходимых компетенций для обеспечения выполнения служебных задач в чрезвычайных обстоятельствах, и экстремальных условиях служебной деятельности. Специфика дисциплины такова, что её цель - формирование устойчивых навыков безопасного и эффективного обращения с боевым ручным стрелковым оружием, стоящим на вооружении учреждений и органов УИС. В связи с этим на практические занятия отводится свыше 95% аудиторной работы. Однако, в связи с высокой опасностью работы с боевым оружием и боеприпасами к нему, организация проведения занятий с учетом выполнения необходимых мер безопасности отнимает значительную часть отведенного на подготовку времени. Кроме того, существуют ограничения, установленные ведомственными нормативными актами, на количество боеприпасов, приходящееся на одного обучающегося. Указанные факторы снижают эффективность использования отведенного на подготовку времени.

Эволюционный характер спортивной деятельности способствует разработке эффективных методик обучения и подготовки атлетов. Следовательно, для повышения эффективности огневой подготовки обучающихся вузов Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) целесообразно адаптировать методики подготовки спортсменов-стрелков в соответствии с требованиями организации учебного процесса в вузе. Предлагается с помощью анализа методик подготовки спортсменов-стрелков разработать метод организации учебной деятельности, который позволит создать условия, способствующие более эффективному формированию огневой выучки курсантов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Планирование учебной деятельности начинается с периодизации этапов подготовки. По нашему мнению, обучающиеся должны выходить на пик формы, «в состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям» [1] незадолго до экзаменационной сессии, когда от них требуется выполнить задания промежуточного контроля на необходимый минимум для его прохождения. Значит, за макроцикл подготовки следует принять учебный семестр. В свою очередь макроцикл делится на три периода: подготовительный, сессионный и переходный.

Каждый подготовительный период занимает отрезок времени в три месяца: в осенний семестр - с сентября по ноябрь, в весенний - с марта по май. Кроме того, каждый подготовительный период делится на два этапа: первый этап посвящен освоению навыков и умений, составляющих технику стрельбы (изготовка, прицеливание, дыхание, отработка плавного спуска и т. п.) [2]; второй этап представляет собой конструирование целостной техники выполнения стрелковых упражнений. На втором этапе особое внимание уделяется психологической подготовке обучающегося, целью которой является формирование основы психологической самодиагностики и саморегуляции.

Анализ научных публикаций показывает, что для создания условий, при которых спортсмен готов к «спортивным достижениям» необходимо повышать интенсивность тренировок [3] за некоторое время до старта. Данный аспект можно учесть на этапе планирования графика прохождения дисциплины для повышения частоты практических занятий на втором этапе подготовительного периода.

Для того чтобы каждое занятие имело больший тренировочный эффект, его моторная плотность должна быть больше 50% [4]. Для выполнения этого условия каждая учебная группа может быть разбита на необходимое количество подгрупп, каждая из которых отрабатывает определенный двигательный навык. Через некоторый промежуток времени происходит смена подгрупп на учебных местах, что способствует повышению вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Интенсификации процесса подготовки в стрельбе способствует применение тренажеров беспулевой стрельбы, например, таких как SCAГT.

Поскольку стрельба и боевого ручного стрелкового оружия является сложно-координационной деятельностью, то его фундаментальной основой является физическая подготовка [5]. В исследовании [6] отмечено, что на стрельбу из огнестрельного оружия влияют такие показатели физической подготовленности обучающегося, как результат выполнения упражнения «челночный бег», а также результат выполнения забега на 5000 м. Эти аспекты необходимо учитывать при формировании графика прохождения дисциплины «Физическая подготовка», чтобы к сессионному периоду были сформированы не только специальные навыки, но и общая физическая готовность обучающегося. При осуществлении взаимного планирования прохождения дисциплин «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка» станет возможным использование элементов концентрированного обучения, что, несомненно, окажет положительное влияние на конечный результат подготовки будущего специалиста.

ВЫВОДЫ

Предлагаемый метод организации учебной деятельности за счет интенсификации и оптимальной периодизации подготовки позволит создать благоприятные условия для формирования устойчивых двигательных навыков, необходимых навыков психологической самодиагностики и саморегуляции, и, тем самым, повысить качество огневой подготовки курсантов вузов ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казначеев В.А. Специфика и значение служебного биатлона в профессиональной деятельности сотрудника ФСИН России / В.А. Казначеев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки.- 2020. - Том 22, № 74.- С. 31-35.

2. Сорокоусов А.В. Использование методик подготовки стрелков-спортсменов ОсОО «Федерация практической стрельбы России» в обучении огневой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России / А.В. Сорокоусов, В.А. Федин // Вестник Волгоградской академии МВД России.- 2009. - № 4 (11). - С. 173-177.

3. Никеров Д.И. К вопросу о подготовке к служебному биатлону во ФСИН России / Д.И. Никеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2022. - Том. 24, № 86.. - С. 31-35.

4. Гилев, А.М. Особенности специальной и технической подготовки стрелков из боевого оружия / А.М. Гилев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 82-86.

5. Тухфатуллин А.Н. Физическая подготовка стрелков-спортсменов из автомата Калашникова / А.Н. Тухфатуллин, Т.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2020. - № 12 (190). - С. 269-273.

6. Володин, А.М. Сопряженно-вариативная методика подготовки стрелков / А М. Володин // Вестник спортивной науки. - 2008. - №. 3. - С. 60-61.

REFERENCES

1. Kaznacheev, V.A. (2020), "Features and value of the official biathlon in the professional activity of the employee of the FPS of Russia", Izvestia of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Science. Social, Humanitarian, Biomedical Science, Vol. 22, No. 74, pp. 31-35.

2. Sorokousov, A.V. and Fedin V.A. (2009), "The use of shooters' training techniques of the Russian practical shooting federation (all-Russia sport public organization) in firearms training for cadets of the educational institutions of the ministry of interior of Russia", Journal of the Volgograd academy of the ministry of the Interior of Russia, Vol. 4, pp. 173-177.

3. Nikerov, D.I. (2022), "To the question of preparation for service biathlon in the federal penitentiary service of Russia", Izvestia of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Science. Social, Humanitarian, Biomedical Science, Vol. 24, No 86. pp. 31-35.

4. Gilev, A.M. (2019), "Features of special and technical training skilled of shooters from military weapons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 82-86.

5. Tukhfatullin, A.N. and Kirillova, T.V. (2020), "Physical training of shooters-athletes from Kalashnikov assault rifle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 269-273.

6. Volodin, A.M. (2008), "Attended-variative methodic for preparing shooters", Sports Science Bulletin, No. 3, pp. 60-61.

Контактная информация: mentisnoncorpus@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.332

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРЕАКТИВАЦИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Алексей Евгеньевич Войцехович, аспирант, Александр Викторович Привалов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.