Научная статья на тему 'Применение средств и методов занятий армспортом в учебно-тренировочном процессе курсантов (на примере подготовки курсантов вузов МВД России)'

Применение средств и методов занятий армспортом в учебно-тренировочном процессе курсантов (на примере подготовки курсантов вузов МВД России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАНЯТИЯ АРМСПОРТОМ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА / ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРМСПОРТА / CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / VOCATIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / ARMWRESTLING / METHODS AND MEANS / APPLIED IMPORTANCE OF THE SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Анна Олеговна, Балашов Александр Викторович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессионально ориентированной физической подготовки курсантов вузов МВД России. Автором выявлена актуальность данной проблематики и представлена степень научной разработанности проблемы. Также в статье актуализируется применение в процессе физической подготовки курсантов вузов средств и методов занятий армспортом в рамках учебно-тренировочного процесса. Автор анализирует методологическую ценность занятий армспортом с позиций как одного их основных путей решения задач качественной профессиональной физической подготовки, так и с позиций широкого спектра прикладных возможностей армспорта для решения иных профессионально важных двигательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Анна Олеговна, Балашов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of funds and methods of lessons by armwrestling in the educational-training process of cadets (on the example of training cadets at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

The article deals with the issues of improving the professionally oriented physical training of cadets from the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author reveals the relevance of this problem and presents the degree of scientific development of the problem. Also in the article, the application in the process of physical training of cadets of higher educational institutions of means and methods of employment by armsport within the framework of the training process is actualized. The author analyzes the methodological value of classes as an armsport from the standpoint of both one of the main ways of solving problems of qualitative professional physical training, and from the standpoint of a wide range of applied possibilities of arm sport for solving other professionally important motor tasks.

Текст научной работы на тему «Применение средств и методов занятий армспортом в учебно-тренировочном процессе курсантов (на примере подготовки курсантов вузов МВД России)»



UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

44

APPLICATION OF FUNDS AND METHODS OF LESSONS BYARMWRESTUNGINTHE EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS OF CADETS (ONTHE EXAMPLE OFTRAINING CADETS ATTHE UNIVERSITIES OFTHE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)

Zaytseva Anna Olegovna, Lecturer

Balasho v A lexander Viktoro vich, deputy chief, Departmen t of Physical Training, East-Siberian institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk

The article deals with the issues of improving the professionally oriented physical training of cadets from the universities of the Ministry of internal Affairs of Russia. The author reveals the relevance of this problem and presents the degree of scientific development of the problem. Also in the article, the application in the process of physical training of cadets of higher educational institutions of means and methods of employment by armsport within the framework of the training process is actualized. The author analyzes the methodological value of classes as an armsport from the standpoint of both one of the main ways of solving problems of qualitative professional physical training, and from the standpoint of a wide range of applied possibilities of arm sport for solving other professionally important motor tasks.

Keywords: cadets of the higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia; vocational training; physical training; arm-wrestling; methods and means; applied importance of the sport.

УДК 378.147+796/799 ВАК РФ 13.00.04

© Зайцева А.О., 2018 © Балашов А.В., 2018

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ЗАНЯТИЙ АРМСПОРТОМ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ)

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессионально ориентированной физической подготовки курсантов вузов МВД России. Автором выявлена актуальность данной проблематики и представлена степень научной разработанности проблемы. Также в статье актуализируется применение в процессе физической подготовки курсантов вузов средств и методов занятий армспортом в рамках учебно-тренировочного процесса. Автор анализирует методологическую ценность занятий армспортом с позиций как одного их основных путей решения задач качественной профессиональной физической подготовки, так и с позиций широкого спектра прикладных возможностей армспорта для решения иных профессионально важных двигательных задач. Ключевые слова: курсанты вузов МВД России; профессиональная подготовка; физическая подготовка; занятия армспортом; методы и средства; прикладное значение армспорта.

ЗАЙЦЕВА Анна Олеговна,

преподава тель

БАЛАШОВ Александр Викторович, заместитель начальника

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск

Процесс физической подготовки и физического совершенствования формирования профессионально значимых физических и психофизиологических качеств курсантов вузов МВД России представляет собой специфическую область профессиональной подготовки, которая имеет достаточно тесную взаимосвязь с процессами, происходящими в социально-политической, а также общественно-экономической жизни нашей страны. Профессиональные стандарты предполагают достаточно тщательный учет изменений в жизни общества, которые предвосхищают усложнение задач будущей профессиональной деятельности данной категории обучающихся в связи с изменением качественных и сущностных параметров современной преступности и, соответствующей, эффективности решения любых профессиональных ситуаций в области правоохранительной деятельности [6, с. 90].

В связи с этим возрастает значимость совершенствования физической подготовки в рамках освоения курсантами образовательных программ высших учебных заведений МВД. Данная задача является на сегодняшний день одной из приоритетных, так как недооценка физической подготовленности будущего служащего может стать причиной, приводящей к неоправданным потерям и неисправимым профессиональным ошибкам [3, с. 45].

Необходимо также отметить, что область профессий, к которой относится профессиональная служба в рядах МВД, является первой в списке экстремальных профессиональных областей, требующих усиления физической подготовленности будущих специалистов с учетом осуществления профессиональной деятельности в сложных и опасных для жизни профессионала экстремальных ситуациях. Для успешных решений таких профессиональных ситуаций, конечно же, необходима систематическая физическая профессионально направленная подготовка, включающая учебно-тренировочную деятельность курсантов.

Сегодня уровень физической подготовки курсантов вузов МВД не отвечает требованиям того уровня, который диктуют усложняющиеся условия их профессионального труда. Такая ситуация повлекла за собой необходимость научного подхода к решению указанной проблемы. Стал осуществляться поиск решений и разработки путей модернизации процесса физической подготовки курсантов.

Так, повышению физической подготовленности данной категории обучающихся средствами плиометрических упражнений посвящены работы С.М. Струганова, A.B. Бакина и А.К. Иванова (2017) [6]. Разработка методики физической подготовки, включающей использование техники и тактики самбо освещена в исследованиях В.В. Пужаева (2016) [5]. Преодоление препятствий, а также специально-подготовительные упражнения, направленные на совершенствование техники бросков и развитие на этой основе волевых качеств курсантов подробно изучены A.C. Дзюбой (2015), Д.А. Платоновым (2016), В.Л. Дементьевым (2015) [2, с. 100; 4].

Особое значение в процессе совершенствования продуктивности и результативности физической подготовки курсантов вузов МВД России приобретает фактор доступности средств физического развития, а также формирования профессионально значимых качеств личности, что делает процесс физической подготовки более целенаправленным и удовлетворяющим усложняющимся требованиям на этапах начальной и последующей профессиональной подготовки и самореализации. К таким доступным и продуктивным видам достижения профессионально ориентированной физической подготовленности относятся методы и средства занятий армспортом в тренировочном процессе курсантов вузов МВД России. Этому направлению также посвяща-

ли свои исследования A.A. Коник, И.С. Беляев, А.Ю. Дорохин (2015), В. А. Демидов, Ф. А. Шему-ратов, Р. А. Акмалетдинов и др. (2007) [1; 3].

Тем не менее, тема остается актуальной и востребованной в процессе профессиональной подготовки курсантов, так как средства и приемы, используемые при занятиях армспортом, способствуют формированию прочных навыков применения боевых приемов борьбы, а доступность данных средств в процессе физической подготовки курсантов коренным образом влияет на сохранение устойчивости данных навыков.

Известно, что наибольшую продуктивную ценность в физической подготовке курсантов вузов МВД имеют занятия силовыми видами спорта, что также отдает предпочтение в профессиональной подготовке методам и средствам армспорта. Включение занятий армпс-портом в учебно-тренировочный процесс курсантов обеспечивает учет разнообразия тактических приемов при ведении поединка, а также повышение уровня физических кондиций курсантов, чем формирует высокий уровень прикладного значения данного вида учебно-тренировочной деятельности.

Среди профессионально востребуемых качеств, которые воспитываются с помощью средств и методов армспорта следует отметить такие как:

- развитие и совершенствование силы хвата, причем результативность данного качества для успешной профессиональной физической подготовленности возрастает с присутствием параметра изометричности, который реализуется при занятиях армспортом;

- сила мышц и связочного аппарата плечевого пояса, целенаправленное развитие которой средствами армспорта значительно снижает вероятность успешности болевого приема, который может нанести соперник;

- высокий уровень мышечной координации (как межмышечной, т и внутримышечной), что позволяет будущему профессионалу добиться развития реактивной реакции в действиях с противником и менять ход ведения поединка в соответствии с профессиональным замыслом;

- повышение нервно-психической устойчивости будущего профессионала, которая позволяет не только сохранять самообладание, но и в некоторой степени повысить реактивность импульса при сократимости мышечного волокна, что становится достаточно важным

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

46

при осуществлении быстрых реакций в процессе поединка;

- расширение спектра прикладного значения занятий армспортом, которое позволяет наиболее продуктивно и результативно использовать формируемые посредством занятий армспортом навыки и возможность их использовать в других видах физической подготовки курсантов;

- эффективное формирование скоростно-силовых качеств будущего служащего, обеспечивающее достижение наивысших показателей в развитии взрывной силы и др.

При выборе средств, приемов и методов занятий армспортом в подготовке курсантов вузов МВД к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать, что проявление силы в армспорте носит разнообразный характер. Статические мышечные усилия чередуются с динамическим. Степень напряженности может изменяться от малых усилий до максимальных, это необходимо учитывать в учебно-тренировочных занятиях, в процессе которых наиболее целесообразным будет использование метода максимальных, а также метод изометрических усилий и т.п. Необходимо также помнить, что нервно-мышечная устойчивость и регуляция в том и ином случае также различна, что требует грамотного сочетания и чередования методов тренировки.

Таким образом, видим, что потребность в применении средств и методов занятий армспортом в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России актуальная и требует ее рассмотрения с позиций реализации активных технологий в подготовке, отвечающих требованиям интенсификации и результативности учебно-тренировочного процесса.

Средства, приемы и методические пути использования занятий армспортом в физической подготовке курсантов имеют прикладное значение высокой ценности, что позволяет им быть рассматриваемыми с позиций наибольшей максимальной возможности осуществления продуктивных решений в профессионально ориентированных ситуациях.

Литература:

1. Демидов В.А. Функциональная надежность решения двигательных задач в армспорте / В.А. Демидов, Ф.А. Шемуратов, P.A. Акмалетдинов, Д.Ф. Ше-муратов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 1 (2). - С. 14-20.

2. Дзюба A.C. Актуальные аспекты подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России по преодолению препятствий / A.C. Дзюба // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 1 (27). - С. 100-101.

3.Коник A.A. Применение средств и методов занятий армспортом в учебно-тренировочном процессе курсантов/ A.A. Коник, И.С. Беляев, А.Ю. До-рохин // Вестник Белгородского юридического института МВД Рооссии. - 2015. - № 1. - С. 43-47.

4. Платонов Д.А. Развитие волевых качеств вучеб-но-воспитательном процессе подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России / Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев // Вестник экономи ческой безопасности. - 201 б. - № 4. - С. 330332.

5. Пужаев В.В. Разработка методики обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / В.В. Пужаев // Вестник экономической безопасности. - 2016. -№ 2. - С. 369-374.

6. Струганов С.М. Повышение физической подготовленности курсантов и слушателей МВД России посредством плиометрических упражнений / С.М. Струганов, A.B. Бакин, А.К. Иванов // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2017.-№4(71).-С. 88-93.

THE USE OF THEACTIVE METHOD OF TEACHING "SCIENTIFIC STEND UP"AND METHODICAL RECEPTION "SHARING"

IN THE TEACHING OF THEORETICAL DISCIPLINES

Zakalyapina Leila Aleksandrovna, PhD of Juridical sciences, Lecturer

Ryasov Aleksandr Alekseevich, PhD of Juridical sciences, Associate Professor

Uvarov Nikolai A leksee vich. Senior L ecturer

Krasnodar University of the Ministry of interior of Russia (branch), Stavropol

The article emphasizes the relevance of the use in the teaching process in the teaching of theoretical disciplines of modern educational technologies, active and interactive receptions and methods in accordance with the competence approach and proposes for implementation in higher education approved by the authors of the new active method for conducting classes of a seminar type "scientific stend up" and methodical reception "sharing".

Keywords: educational technologies; higher education; competence; active and interactive methods; scientific stend up; methodical reception; sharing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.