Научная статья на тему 'Использование активного метода обучения "научный стендап" и методического приема "шеринг" в преподавании теоретических дисциплин'

Использование активного метода обучения "научный стендап" и методического приема "шеринг" в преподавании теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНЫЙ СТЕНДАП / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ШЕРИНГ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION / COMPETENCE / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS / SCIENTIFIC STEND UP / METHODICAL RECEPTION / SHARING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закаляпина Лейла Александровна, Рясов Александр Алексеевич, Уваров Николай Алексеевич

В статье подчеркивается актуальность использования в образовательном процессе при преподавании теоретических дисциплин современных образовательных технологий, активных и интерактивных приемов и методов в русле компетентностного подхода и предлагается к внедрению в высшей школе апробированный авторами новый активный метод обучения для проведения занятий семинарского типа "научный стендап", а также методический прием "шеринг".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the active method of teaching "Scientific stend up" and methodical reception "sharing" in the teaching of theoretical disciplines

The article emphasizes the relevance of the use in the teaching process in the teaching of theoretical disciplines of modern educational technologies, active and interactive receptions and methods in accordance with the competence approach and proposes for implementation in higher education approved by the authors of the new active method for conducting classes of a seminar type "scientific stend up" and methodical reception "sharing".

Текст научной работы на тему «Использование активного метода обучения "научный стендап" и методического приема "шеринг" в преподавании теоретических дисциплин»



LH

s ^

ü LH

<

d

LH

46

при осуществлении быстрых реакций в процессе поединка;

- расширение спектра прикладного значения занятий армспортом, которое позволяет наиболее продуктивно и результативно использовать формируемые посредством занятий армспортом навыки и возможность их использовать в других видах физической подготовки курсантов;

- эффективное формирование скоростно-силовых качеств будущего служащего, обеспечивающее достижение наивысших показателей в развитии взрывной силы и др.

При выборе средств, приемов и методов занятий армспортом в подготовке курсантов вузов МВД к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать, что проявление силы в армспорте носит разнообразный характер. Статические мышечные усилия чередуются с динамическим. Степень напряженности может изменяться от малых усилий до максимальных, это необходимо учитывать в учебно-тренировочных занятиях, в процессе которых наиболее целесообразным будет использование метода максимальных, а также метод изометрических усилий и т.п. Необходимо также помнить, что нервно-мышечная устойчивость и регуляция в том и ином случае также различна, что требует грамотного сочетания и чередования методов тренировки.

Таким образом, видим, что потребность в применении средств и методов занятий армспортом в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России актуальная и требует ее рассмотрения с позиций реализации активных технологий в подготовке, отвечающих требованиям интенсификации и результативности учебно-тренировочного процесса.

Средства, приемы и методические пути использования занятий армспортом в физической подготовке курсантов имеют прикладное значение высокой ценности, что позволяет им быть рассматриваемыми с позиций наибольшей максимальной возможности осуществления продуктивных решений в профессионально ориентированных ситуациях.

Литература:

1. Демидов В.А. Функциональная надежность решения двигательных задач в армспорте / В.А. Демидов, Ф.А. Шемуратов, P.A. Акмалетдинов, Д.Ф. Ше-муратов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 1 (2). - С. 14-20.

2. Дзюба A.C. Актуальные аспекты подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России по преодолению препятствий / A.C. Дзюба // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 1 (27). - С. 100-101.

3.Коник A.A. Применение средств и методов занятий армспортом в учебно-тренировочном процессе курсантов/ A.A. Коник, И.С. Беляев, А.Ю. До-рохин // Вестник Белгородского юридического института МВД Рооссии. - 2015. - № 1. - С. 43-47.

4. Платонов Д.А. Развитие волевых качеств вучеб-но-воспитательном процессе подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России / Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев // Вестник экономи ческой безопасности. - 201 б. - № 4. - С. 330332.

5. Пужаев В.В. Разработка методики обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / В.В. Пужаев // Вестник экономической безопасности. - 2016. -№ 2. - С. 369-374.

6. Струганов С.М. Повышение физической подготовленности курсантов и слушателей МВД России посредством плиометрических упражнений / С.М. Струганов, A.B. Бакин, А.К. Иванов // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2017.-№4(71).-С. 88-93.

THE USE OF THEACTIVE METHOD OF TEACHING "SCIENTIFIC STEND UP"AND METHODICAL RECEPTION "SHARING"

IN THE TEACHING OF THEORETICAL DISCIPLINES

Zakalyapina Leila Aleksandrovna, PhD of Juridical sciences, Lecturer

Ryasov Aleksandr Alekseevich, PhD of Juridical sciences, Associate Professor

Uvarov Nikolai A leksee vich. Senior L ecturer

Krasnodar University of the Ministry of interior of Russia (branch), Stavropol

The article emphasizes the relevance of the use in the teaching process in the teaching of theoretical disciplines of modern educational technologies, active and interactive receptions and methods in accordance with the competence approach and proposes for implementation in higher education approved by the authors of the new active method for conducting classes of a seminar type "scientific stend up" and methodical reception "sharing".

Keywords: educational technologies; higher education; competence; active and interactive methods; scientific stend up; methodical reception; sharing.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ "НАУЧНЫЙ СТЕНДАП" И МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА "ШЕРИНГ" В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье подчеркивается актуальность использования в образовательном процессе при преподавании теоретических дисциплин современных образовательных технологий, активных и интерактивных приемов и методов в русле компетентностного подхода и предлагается к внедрению в высшей школе апробированный авторами новый активный метод обучения для проведения занятий семинарского типа "научный стендап", а также методический прием "шеринг".

Ключевые слова: образовательные технологии; высшая школа; компетенции; активные и интерактивные методы обучения; научный стендап; методический прием; шеринг.

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08

©ЗакаляпинаЛ.А., 2018 © Рясов А. А., 2018 © Уваров Н.А., 2018

Современные тенденции развития высшего образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Формирование единого образовательного пространства, развитие системы многоуровневого образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты, реализация компетентностного подхода определяют необходимость нового подхода к организации обучения. В настоящее время преподавателю высшей школы уже недостаточно выполнять функцию транслятора теоретических знаний, поскольку одновременно он должен уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, оперировать современными образовательными технологиями, направленными как на создание требуемых организационно-педагогических условий, обеспечение эффективного и успешного обучения, так и на придание учебному процессу креативной, творческой атмосферы. По мнению Т.Г. Мухиной, "акцент в такой деятельности переносится на партнерство, соуправле-ние, а характер взаимоотношений преподавателя и студентов можно определить как субъект-субъектные" [1,4].

Безусловно, современные педагоги должны умело использовать активные и интерактивные формы и технологии проведения занятий: тренинги, игровое проектирование, кейсы, креативные техники и ряд других приемов, поскольку именно они позволяют эффективнее развивать ключевые компетентности и метакомпетентности обучающихся, формировать необходимые для будущей профессии умения и навыки и психологическую готовность внедрять их в практическую деятельность [5, 36].

В русле компетентностного подхода главной составляющей психолого-педагогической основы обучения является активная познавательная деятельность обучающихся, формирующая умение творчески мыслить, применяя приобретенные в ходе образовательной деятельности знания, навыки и умения [6,15]. Активные методы обучения и формы проведения занятий побуждают обучающихся к поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности, способствуют разнообразному (индивидуальному и групповому) изучению теоретических и практических проблем, активному взаимодействию с преподавателем, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и путей ее использования на практике [2, 62-64].

ЗАКАЛЯПИНА Лейла Александровна, кандидат юридических наук, преподаватель

РЯСОВ Александр Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент

УВАРОВ Николай Алексеевич, старший преподава тель

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (филиал), Ставрополь

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

48

В современной высшей школе семинар относится к основным формам проведения занятий по теоретическим дисциплинам (наряду с лекционными и практическими занятиями), выполняет познавательную (обучающую), развивающую, методическую, контрольную и воспитательную функции, обеспечивает углубленное и систематизированное изучение наиболее важных и типичных для будущей профессиональной деятельности практических ситуаций. Помимо традиционной формы проведения, на семинаре используются различные активные методы обучения (конференция, беседа, дискуссия, исследование, проблемный семинар, кейс-семинар, тренинг и пр.). Нами предлагается апробированный лично и доказавший свою эффективность такой метод проведения занятия семинарского типа, как "научный стенда п".

Родина стендапа - Великобритания, где всегда любили чеканные формулировки и оригинальный юмор. Еще в XVIII-XIX вв. артисты мюзик-холлов разыгрывали короткие моноспектакли, обращались к актуальным темам и подшучивали над залом. К концу XX в. стен-дап стал признанным классическим комедийным жанром, отличительные черты которого - камерность и демократичность, распространение практики "открытого микрофона", когда подняться на сцену и рассказать что-то веселое и злободневное может любой желающий. Судья тут только один - публика. "Научный стендап" появился в России благодаря международному проекту Science Slam, зародившемуся в Германии 10 лет назад. В рамках этого интеллектуального шоу молодые ученые выходят к микрофону, чтобы доступно и интересно рассказать о своих исследованиях. Победителя выбирает зал: чем громче аплодисменты, тем сильнее реакция на науку. Для определения громкости используется шумомер. В 2018 году программу "Научный стендап" запустили на телеканале "Культура" при поддержке Фонда инфраструктурных образовательных программ Группы РОСНАНО. Вопросы применения данного метода в сфере вузовского образования в учебно-методической и методической литературе, а также в периодических изданиях ранее не освещались.

Проведение семинара по теоретической дисциплине с применением активного метода обучения "научный стендап" включает подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе примерно за 7-10 дней до проведения занятия продолжительностью два академических часа препо-

даватель выбирает из числа обучающихся четырех спикеров с различной степенью успеваемости и обсуждает с ними темы будущих докладов в соответствии с учебными вопросами, подлежащими изучению на запланированном семинарском занятии. В работе со спикерами формируется представление о задачах и сути исследования, акцентируется их внимание на ненаучности изложения материала, которое должно отличаться не только информативностью и емкостью, но и доступностью, эмоциональностью и, возможно, парадоксальностью. Подготовка докладов и презентаций (видеопрезентаций) к ним является внеаудиторной самостоятельной работой спикеров. Остальные обучающиеся готовятся к семинарскому занятию в обычном режиме и по заданию преподавателя разрабатывают возможные вопросы для ведения дискуссии.

На подготовительном этапе преподаватель проверяет содержание представленных спикерами научных докладов и презентаций, их музыкальное оформление (при наличии), а также готовит технические средства обучения и проводит консультации с теми обучающимися, которые недостаточно разобрались в изучаемой теме.

На основном этапе семинарского занятия спикеры выступают перед обучающимися с докладами при временном ограничении не более десяти минут на каждое выступление. Научный стендап - это уникальный формат для популяризации науки, в том числе юриспруденции, поскольку, во-первых, в аудитории создается неформальная обстановка; во-вторых, спикеры говорят с аудиторией на одном языке, минимизируя академичность и использование сложных юридико-технических оборотов, но при этом доступно излагают результаты своего исследования. В итоге создаются возможности "зацепить" слушателя, сформировать обратную связь с аудиторией и провести обсуждение доклада после завершения выступления. Наука, создавая сложную методологию, инструментарий и терминологию, становится непростой в понимании среднестатистическим обучающимся. Для преодоления таких барьеров эффективно использование активного метода обучения "научный стендап", характеризующегося краткими пересказами, эмоциональной подачей и парадоксальными тезисами. Смысл метода не в том, чтобы сводить науку к шуткам, а в том, что наука может быть понятной и интересной. Ограничение времени выступления до десяти минут позволяет обучающимся приобрести навык

системно и структурировано излагать свои мысли.

После выступления каждого спикера происходит обсуждение его доклада, возможно дискуссионное опровержение тезисов, приветствуются критические вопросы,адресованные аудиторией выступающему. Качество задаваемых вопросов и активность участия свидетельствуют обуровне овладения материалом обучающимися и позволяют преподавателю объективно оценить их знания по изученной теме (разделу дисциплины). Кроме того, дискуссия как одна из важнейших форм коммуникации является вместе с тем и своеобразным способом познания, предусматривающим обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. У каждого из ее участников формируются определенные представления относительно обсуждаемого предмета, однако итог дискуссии - не сумма имеющихся частных, зачастую полярных мнений, а общее наиболее объективное суждение, поддерживаемое всеми или большинством участников обсуждения. Итоги каждой дискуссии, проводимой после доклада спикера, подводятся преподавателем либо наиболее подготовленным обучающимся. После завершения дискуссии по последнему докладу аудиторией осуществляется оценка качества и "ненаучности" докладов, оригинальности их подачи посредством аплодирования: чем громче аплодисменты, тем выше оценка.

Оценивание преподавателем внеуадитор-ной и аудиторной работы обучающихся осуществляется комплексно на заключительном этапе. На занятии с использованием активного метода обучения "научный стендап" спикеры имеют возможность продемонстрировать уровень владения материалом,умение структурировать информацию, оригинальность своего подхода к изложению материала, парадоксальность тезисов, чувство юмора, находчивость. Обучающимся в ходе дискуссии предоставляется возможность продемонстрировать степень овладения знаниями, полученными на лекции и в ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию, а также умение анализироватьдоклады спикеров, критически относиться к их тезисам и выводам, формулировать вопросы, участвовать в дискуссии. Углубленное изучение учебного материала обеспечивается за счет самостоятельной подготовки докладов спикерами и их критического осмысления аудиторией.

Активный метод проведения семинарского занятия "научный стендап" вбирает в себя некоторые черты иных, схожих с ним методов, но не тождественен с ними. Так, от семинара-конференции он отличается ненаучностью, оригинальностью изложения материала и способом оценивания выступлений спикеров (ап-лодированием); от семинара-дискуссии - наличием докладчиков; от семинара-исследования - проведением дискуссии.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание не только дидактических, но и психологических условий, в которых обучающийся может проявить как интеллектуальную и познавательную активность, так и личную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Внедрение адаптированных к высшей школе технологий зарубежной практики или других сфер социальной и профессиональной деятельности в образовательный процесс происходит через овладение технологиями общения, сотрудничества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, через самопознание и самооценку, самообразование со стороны обучающихся. В связи с этим мы предлагаем дополнить используемый на заключительном этапе занятий семинарского типа инструментарий методическим приемом "шеринг", апробированным авторами при преподавании теоретических дисциплин и ранее упоминавшимся в периодических изданиях [3,147148; 4,110-111].

Шеринг (от англ. - делиться, совместно пользоваться) применяется, как правило, в психологии после проведения групповой работы, в коучинге и бизнес-тренингах для закрепления личностного роста. Суть шеринга заключается в инициативном поочередном "проговоре" участниками пережитых эмоций, чувств, настроений, о динамике их изменения; приветствуется высказывание мнений о примененных методах, об извлеченной пользе, а равно высказывание пожеланий по совершенствованию методов; возможно оценивание поведения остальных участников без перехода к обсуждению их личностей. Готовность доверить другим важный личный опыт и собственные впечатления может дать участнику шеринга чувство полной завершенности (при условии, что остальные участники будут воздерживаться от анализа и оценок высказанной точки зрения, от её интерпретации). Преподаватель должен осуществлять контроль за поведением аудитории и помочь обучающимся

LU

s sc о

LU

< ct

UJ

*

50

выявить сильные и слабые стороны своих поведенческих стратегий путем озвучивания стандартных проблематизирующих вопросов:

- Насколько Вы удовлетворены полученными результатами?

- Что помогало и что мешало достичь наилучшего результата?

- Что Вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?

- Что Вы думали о себе и аудитории?

- Какие действия были конструктивными и приближали Вас к успеху?

- Какие действия были деструктивными и отдаляли Вас от успеха?

- Какое отношение это поведение имеет к Вашей будущей профессиональной деятельности?

Задача проведения шеринга - определить вектор "ближайшего развития", "белые пятна" в умениях и навыках, наличие иррациональных установок, мешающих успешной деятельности, и зон собственной некомпетентности.

Цель проведения шеринга - повышение мотивации к обучению, когда программа не "спускается сверху", не предлагается авторитетным лицом (преподавателем), а "пишется собственными руками" после осознания недостатков своей коммуникативной деятельности.

Шеринг не является тренингом, поскольку отсутствует практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия, но с его помощью происходит открытие, осознание и демонстрация поведенческих реакций, манер, индивидуального стиля коммуникации и др.

Таким образом, апробация и внедрение преподавателем высшей школы активных и интерактивных методов и технологий обучения, создание новых форм проведения занятий яв-

ляется назревшей потребностью и должны осуществляется с учетом направлений подготовки и личной интерпретации понимания сущности, структуры, развивающего влияния обучения на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и метакомпетентности обучающихся. Активный метод обучения "научный стендап" и методический прием "шеринг", успешно апробированные авторами при проведении занятий семинарского типа по теоретическим дисциплинам, способствуют повышению качества обучения и мотивации к нему, а также заслуживают активного использования в образовательном процессе.

Примечания:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. -Н.Новгород : ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Закаляпина Л.А., Ибрагимов М.А. Лекция - пресс-конференция как путь развития у студентов творческих способностей // В сборнике : материалы II Всероссийских научно-методических чтений Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП / под общей ред. В.Н. Глаза, С.А. Турко. -2015.-С. 62-64.

3. Никитин О.Д. Интеграция знаний и опыта в педагогической практике // Педагогика искусства. - 2010.-№3.-С. 140-148.

4. Семенова Л.М. Потенциал тренинговой технологии в формировании имиджелогической компетентности будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки.-2017.-Т. 12.- №2. -С. 105-111.

5. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. -М.: КноРус, 2016.-432 с.

6. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов : Наука, 2009. - 52 с.

INCLUSIVE APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS Zemsh Marina Borisovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Organization of Remote Support, Institute of Additional Education, State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuyevo

The article is devoted to the problem of implementation of an inclusive approach to the organization of vocational training of students with disabilities with the use of remote technologies. The author reveals the relevance of distance education for the purpose of training students with disabilities for future professional activities. The article raises the problem of readiness of teachers of higher education to implement adapted, personality-oriented models of professional education of students with disabilities.

Keywords: disabilities; vocational training; inclusive education; distance learning en vironment; distance technology-adaptive educational environment; a student with a disability; the education for persons with disabilities; barrier-free educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.