Научная статья на тему 'Применение современных психолого-педагогических технологий в процессе формирования уверенности у сотрудников ОВД'

Применение современных психолого-педагогических технологий в процессе формирования уверенности у сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уверенность / уверенное поведение / активное обучение / сотрудник полиции / confidence / confident behavior / active learning / police officer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустам Олегович Бештоев

В статье обсуждаются содержательное наполнение и эффективность применения современных психолого-педагогических технологий формирования уверенности как главного компонента личностного качества сотрудника ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the formation of emotional intelligence among police officers in the advanced training system

The article discusses the content and effectiveness of the use of modern psychological and pedagogical technologies for the formation of confidence, as the main component of the personal quality of an internal affairs officer.

Текст научной работы на тему «Применение современных психолого-педагогических технологий в процессе формирования уверенности у сотрудников ОВД»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 171 — 173. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):171—173.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-1/22-040

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-171-173 MOSURED: 77/27-004-2022-01-240

Применение современных психолого-педагогических технологий в процессе формирования уверенности у сотрудников ОВД

Рустам Олегович Бештоев

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, shmv1978@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждаются содержательное наполнение и эффективность применения современных психолого-педагогических технологий формирования уверенности как главного компонента личностного качества сотрудника ОВД.

Ключевые слова: уверенность, уверенное поведение, активное обучение, сотрудник полиции Для цитирования: Бештоев Р.О. Применение современных психолого-педагогических технологий в процессе формирования уверенности у сотрудников ОВД // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 171 — 1 73. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-171-173.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Criteria for the formation of emotional intelligence among police officers in the advanced training system

Rustam O. Beshtoev

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article discusses the content and effectiveness of the use of modern psychological and pedagogical technologies for the formation of confidence, as the main component of the personal quality of an internal affairs officer.

Keywords: confidence, confident behavior, active learning, police officer

For citation: Beshtoev R.O. Criteria for the formation of emotional intelligence among police officers in the advanced training system // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1): 171 — 173. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-171-173.

Введение. Одной из актуальных задач ведомственного образования системы МВД России выступает обучение сотрудников ОВД навыкам уверенного поведения. Развитость указанного личностного качества позволяет сотрудникам ОВД эффективно воздействовать на правосознание и поведение граждан при реализации своих профессиональных функций.

Уверенное поведение сотрудника представляет собой психологическую основу успеха в восприятии гражданами «образа полицейского» и

© Бештоев Р.О., 2022

выражается в готовности уважать полицию и подчиняться ее требованиям [1; 5].

Постановка проблемы. Социально-психологическое содержание уверенности и уверенного поведения заставляет выбирать соответствующие психолого-педагогические технологии развития.

Исследователи трактуют уверенность как способность и готовность личности предъявлять запросы и требования в соответствии с социальным окружением. Уверенность сотрудника полиции состоит в психическом состоянии, выражающемся в убежденности в эффективности собственных действий [3; 4]. Структуру уверенности сотрудника полиции составляют личност-

ный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Краткий анализ подходов к пониманию феномена уверенности в себе и уверенного поведения позволяет определить стратегические направления формирования указанного качества у сотрудников полиции.

Обоснование. Процесс обучения у сотрудников полиции строится на основе применения современных психолого-педагогических технологий и направлен:

■ на формирование умений уверенного поведения в профессионально важных ситуациях общения;

■ перевод сформированного умения на уровень осознанного владения (навык);

■ спонтанное, неосознанное владение приобретенными умениями и навыками в процессе реализации профессиональных функций [2; 3].

При выборе формы обучения в образовательных организациях МВД России предпочтение отдается такой педагогической технологии, как тренинг, которому присущи следующие особенности:

■ многофункциональность, направленная на преднамеренное изменение психологических феноменов человека, группы, организации с целью гармонизации профессиональной деятельности;

■ специализированность на малых группах, члены которых при активной деятельности ведущего включаются в процесс интенсивного взаимодействия для решения различных психологических качеств, развития личностных качеств участников, приобретения знаний, умений и навыков;

■ социально-психологическая направленность, создающая для участников адаптационные трудности и эмоциональный дискомфорт, позволяющий обучающимся преодолеть их самостоятельно или с помощью группы;

■ опора на опыт, состоящая в преднамеренном изменении личности в рамках занятия и основанная на освоении и переживании актуальности и важности знаний, умений и навыков, востребованных в профессиональной деятельности и корректирующая личностные убеждения посредством принятия опыта, предложенного группой;

■ оценочный потенциал, состоящий в возможности немедленной оценки качества применимости полученного знания, жизненного и профессионального опыта;

■ когнитивный потенциал, создающий возможность для гармонизации группового и индивидуального опыта в контексте психологического «пробуждения» и активации в социальном пространстве, а также формирование навыка находить опору в самом себе в трудной жизненной ситуации;

■ личностное самосовершенствование, детерминантами которого являются нормализация самооценки, рост уважения к собственной персоне, преодоление болезненной фиксации на собственных трудностях, выражение открытой эмоциональной реакции, эмпатия, рефлексия, идентификация, ответственность, спонтанная фиксация [1; 2; 4; 5].

По нашему мнению, основу тренинга должны составлять следующие тактические аспекты:

■ постановка целей и задач, как ближайших, так и отдаленных, в соответствии с перспективами саморазвития личностей участников;

■ разработка принципов взаимодействия участников тренинга, а также методов и приемов достижения поставленных целей.

Таким образом, при организации тренинга задача руководителя группы состоит в формировании прежде всего психического здоровья у участников, аспектами которого являются овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом, а также уверенности как личностного качества и уверенного поведения в профессиональной деятельности. Вместе с тем при организации тренинга руководитель ответственен за соблюдение этических норм, за складывающуюся на занятии атмосферу (которая должна быть доброжелательной), а также за поведенческие аспекты участников (каждый из которых должен активно вовлекаться в процесс) [1—3].

Заключение. Отметим, что критериями качественного обучения уверенности и уверенного поведения можно считать субъективную положительную оценку участника собственных достижений, а также объективную оценку, выставляемую руководителем занятия на основе успешности освоения учебной программы.

Список источников

1. Бештоев P.O. Формирование уверенного поведения у молодых сотрудников полиции с применением активных методов обучения / / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. №№ 3 (44). С. 102—110.

172

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1

Теория и методика обучения и воспитания

2. Бештоев P.O. Педагогические принципы развития уверенности в себе у молодых сотрудников органов внутренних дел / / Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: сб. ст. V Все-рос. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2021. С. 30—35.

3. Кораблев С.Е. Феномен уверенного поведения в контексте социально-психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел / / Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования: сб. материалов науч. семинаров. Воронеж, 2020. С. 81—85.

4. Кораблев С.Е. Методические и содержательные аспекты тренинга развития навыков уверенного поведения полицейских // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4 (84). С. 200—212.

5. Кравцов О.Г., Балашова ВЛ., Цветков ВЛ. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 60—64.

References

1. Beshtoev R.O. Formation of confident behavior among young police officers using active

teaching methods / / Scientific support for the system of advanced training of personnel. 2020. No. 3 (44). p. 102—110.

2. Beshtoev R.O. Pedagogical principles for the development of self-confidence among young employees of the internal affairs bodies / / Science, Society, Culture: Problems and Prospects of Interaction in the Modern World. Collection of articles of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. Petrozavodsk, 2021. P. 30—35.

3. Korablev S.E. The phenomenon of confident behavior in the context of the socio-psychological competence of employees of the internal affairs bodies // Topical issues of social and humanitarian knowledge in the system of higher education. Collection of materials of scientific seminars. Voronezh, 2020. P. 81—85.

4. Korablev S.E. Methodical and substantive aspects of training for the development of skills of confident behavior of police officers / / Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 4 (84). P. 200—212.

5. Kravtsov O.G., Balashova VA., Tsvetkov V.L. Features of the social positioning of operational police officers // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2018. No. 4 (75). P. 60—64.

Информация об авторе

Р.О. Бештоев — преподаватель кафедры физической подготовки, старший лейтенант полиции.

Information about the author R.O. Beshtoev — teacher of the department of physical training, senior police lieutenant.

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.