Научная статья на тему 'Критерии сформированное эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации'

Критерии сформированное эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / эмоциональная саморегуляция / сотрудник полиции / критерии сформированности / emotional intelligence / emotional self-regulation / police officer / formation criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенгиз Идрисович Доттуев

В статье представлен теоретический анализ педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации. На основании проведенного анализа приводятся структура эмоциональной саморегуляции, модель их формирования и критерии сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the formation of emotional intelligence among police officers in the advanced training system

The article presents a theoretical analysis of the pedagogical conditions for the formation of emotional intelligence among police officers in the system of advanced training. On the basis of the analysis carried out, the structure of emotional self-regulation, the model of their formation and the criteria for their formation are given.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированное эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 197—199. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):197—199.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-1/22-046

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-197-199 MOSURED: 77/27-004-2022-01-246

Критерии сформированное™ эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации

Тенгиз Идрисович Доттуев

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, shmv1978@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации. На основании проведенного анализа приводятся структура эмоциональной саморегуляции, модель их формирования и критерии сформированности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная саморегуляция, сотрудник полиции, критерии сформированности

Для цитирования: Доттуев Т.И. Критерии сформированности эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в системе повышения квалификации // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 197—199. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-197-199.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Criteria for the formation of emotional intelligence among police officers in the advanced training system

Tengiz I. Dottuev

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the pedagogical conditions for the formation of emotional intelligence among police officers in the system of advanced training. On the basis of the analysis carried out, the structure of emotional self-regulation, the model of their formation and the criteria for their formation are given. Keywords: emotional intelligence, emotional self-regulation, police officer, formation criteria For citation: Dottuev T.I. Criteria for the formation of emotional intelligence among police officers in the advanced training system // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):197 — 199. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-197-199.

Введение. Определением эмоционального интеллекта служит способность человека к пониманию эмоций и управлению ими. Эмоциональный интеллект связан с социальными явлениями и направлен на повышение продуктивности деятельности, т.е. его уровень позволяет прогнозировать социальную успешность субъекта.

Формированию эмоционального интеллекта способствуют способности к эмоционально-волевой саморегуляции, структуру которых состав-

© Доттуев Т. И., 2022

ляют умения субъекта понимать собственные эмоциональные переживания и состояния, а также сознательно регулировать их для эффективного решения повседневных задач. Стало быть, для понимания эмоций, эффективной коммуникации и адаптации к социальной среде необходимо наличие способностей, связанных с эмоциональным интеллектом.

Постановка проблемы. Таким образом, эмоциональный интеллект является основным детерминантом благополучия социальных взаимоотношений субъекта. Являясь одним из гибких навыков, эмоциональный интеллект формирует

Педагогические науки

успешность индивида во многих жизненных сферах. Отсюда очевидно его значение для повышения эффективности в обучении и профессиональной деятельности.

Активное обсуждение возможностей развития эмоционального интеллекта порождает множество споров в научных кругах. Мнения ученых здесь разделились. Одни считают, что эмоциональный интеллект — величина устойчивая, и его развитие возможно только в определенных сферах, другие придерживаются мнения, что эмоциональный интеллект подлежит развитию в широком диапазоне возможностей [3; 4].

Обоснование. В настоящее время уже имеется практический опыт развития эмоционального интеллекта, который свидетельствует о том, что его развитие возможно в ходе специально организованного обучения, направленного на формирование умений распознавать эмоции и сознательно их регулировать.

Если исходить из понимания интеллекта как способности к саморегуляции, то неизбежно встает вопрос о механизмах, обеспечивающих возможность адекватного отражения мира, формирования репрезентативной системы и выбора способов самоконтроля, самоизменения и самовоздействия в адаптационной активности субъекта. К этому способна личность, обладающая интеллектуальной зрелостью и адекватностью, способная к воссозданию разумной структуры мира, иными словами, обладающая умениями эмоционально-волевой саморегуляции [2; 3].

Эмоционально-волевая саморегуляция проявляется в повседневной профессионально-служебной и служебно-боевой деятельности, что связано с решением задач обучения, воспитания сотрудников полиции, руководством ими при выполнении задач службы. Особенно ярко эмоционально-волевые качества проявляются в стрессовых и экстремальных ситуациях, чаще всего связанных с риском для жизни.

Исследование структуры эмоционального интеллекта привело к пониманию того, что эффективная деятельность субъекта в карьере обусловливается способностью к оценке эмоционального состояния и значения эмоционального интеллекта. Применительно к избранной профессиональной деятельности структуру эмоциональной саморегуляции и эмоционального интеллекта следует рассматривать в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, таких как:

■ мотивационный — профессиональный интерес, потребность в саморазвитии и са-

мосовершенствовании, стремление к профессиональному росту;

■• когнитивный — базовые знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе повышения квалификации;

■ деятельностный — умение владеть собой в экстремальной ситуации, способность принимать решение в ограниченное время;

■ личностно-корректирующий — личная уравновешенность в конфликтных ситуациях и способность переносить значительные физические и психические нагрузки без снижения работоспособности [1; 2; 4].

Таким образом, нами установлено, что наличие высокого уровня эмоционального интеллекта и эмоциональной саморегуляции в правоохранительной деятельности является значимым компонентом профессионализма сотрудника. Сделан вывод, что содержание обучения должно быть направлено на развитие самостоятельности в восприятии и понимании эмоций, способности рассуждать о сущности наблюдаемых и переживаемых эмоциональных состояний, рефлексивно регулировать эмоции. Важным этапом обучения должны стать самостоятельные индивидуальные тренировки, построенные в соответствии с заданиями тренера [2; 4].

Заключение. Уровнем сформированности эмоционального интеллекта должны стать: высокий (профессиональный), когда сотрудником выражается готовность к активной профессиональной деятельности, творческому решению задач, адекватной оценке профессиональных ситуаций и принятию эффективных решений; средний (адаптационный), когда сотрудник полиции в системе повышения квалификации приобретает способности к адресному применению знаний, дающих оптимальный результат; низкий (критический), когда сотрудником полиции оперативно-служебные и служебно-боевые задачи выполняются слабо и без инициативы, а профессиональный опыт нарабатывается методом «проб и ошибок» и применяется фрагментарно.

Список источников

1. Доттуев Т.И. Эмоционально-волевая саморегуляция в системе важных профессиональных качеств полицейского / / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск, 2020. С. 341 — 345.

198

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1

2. Доттуев Т.И. Эмоциональный интеллект и регуляция воли в структуре профессиональных качеств сотрудников полиции / / Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й всерос. науч.-практ. конф. с дистанционным и международным участием. Ульяновск, 2021. С. 427—429.

3. Жидкова O.A. Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения / / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 1 (80). С. 32—36.

4. Марков A.M. Основания и структура эмоционально-волевой компетентности курсантов военных институтов / / Вестник университета. 2014. № 21. С. 286—291.

References

1. Dottuev T.I. Emotional-volitional self-regulation in the system of important professional qualities of a policeman / / Integration of metho-

dical (scientific-methodical) work and the system of professional development of personnel. Proceedings of the XXI International Scientific and Practical Conference. Rep. editor D.F. Ilyasov. Chelyabinsk, 2020. P. 341—345.

2. Dottuev T.I. Emotional intelligence and regulation of will in the structure of professional qualities of police officers // In the collection: The category of "social" in modern pedagogy and psychology. Materials of the 9th All-Russian scientific-practical conference with remote and international participation. Ulyanovsk, 2021. P. 427—429.

3. Zhidkova OA. Development of abilities for emotional-volitional self-regulation of police officers at the initial stage of vocational training // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020. V. 25. No. 1 (80). P. 32—36.

4. Markov A.M. Foundations and structure of emotional-volitional competence of cadets of military institutes / / Bulletin of the University. 2014. No. 21. P. 286—291.

Информация об авторе Т.И. Доттуев — преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции.

Information about the author T.I. Dottuev — teacher of the department of physical training, police major.

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 1 4.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 1 4.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.