Научная статья на тему 'Развитие прогностических умений методом симуляции в процессе повышения квалификации сотрудников МВД России '

Развитие прогностических умений методом симуляции в процессе повышения квалификации сотрудников МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогностические умения / симуляция / имитация / оперативные сотрудники / тренинг / predictive skills / simulation / imitation / operational staff / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аслан Хасанович Теуважуков

В статье рассмотрены вопросы развития прогностических умений у оперативных сотрудников МВД России посредством симуляционных технологий. Установлено, что применение данной технологии повышает познавательный потенциал обучающихся и формирует творческое мышление. Все сказанное способствует эффективной профессиональной деятельности оперативных сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of predictive skills by simulation in the process of advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the development of prognostic skills among operational officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia through simulation technologies. It has been established that the use of this technology increases the cognitive potential of students and forms creative thinking. All of the above contributes to the effective professional activity of operational employees.

Текст научной работы на тему «Развитие прогностических умений методом симуляции в процессе повышения квалификации сотрудников МВД России »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 256 — 258. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):256 — 258.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-1/22-062

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-256-258 MOSURED: 77/27-004-2022-01-262

Развитие прогностических умений методом симуляции в процессе повышения квалификации сотрудников МВД России

Аслан Хасанович Теуважуков

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, shmv1978@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития прогностических умений у оперативных сотрудников МВД России посредством симуляционных технологий. Установлено, что применение данной технологии повышает познавательный потенциал обучающихся и формирует творческое мышление. Все сказанное способствует эффективной профессиональной деятельности оперативных сотрудников.

Ключевые слова: прогностические умения, симуляция, имитация, оперативные сотрудники, тренинг Для цитирования: Теуважуков А.Х. Развитие прогностических умений методом симуляции в процессе повышения квалификации сотрудников МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 256 — 258. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-256-258.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Development of predictive skills by simulation in the process of advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Aslan Kh. Teuvazhukov

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article deals with the development of prognostic skills among operational officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia through simulation technologies. It has been established that the use of this technology increases the cognitive potential of students and forms creative thinking. All of the above contributes to the effective professional activity of operational employees.

Keywords: predictive skills, simulation, imitation, operational staff, training

For citation: Teuvazhukov A.Kh. Development of predictive skills by simulation in the process of advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):256-258. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-256-258.

Введение. Приобретение человеком прогностических умений направлено на необходимость предвидения дальнейшего развития ситуации вследствие принятия какого-либо решения. Наступление определенных событий может быть результатом как собственных действий человека, так и действий других лиц, а также в силу физических процессов, явлений природы и других факторов.

© Теуважуков А.Х., 2022

Способность к прогностической деятельности заложена в природе человека и развивается в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. В частности, прогностические умения очень важны для сотрудников МВД, поскольку оперативно-служебная деятельность требует от них решения обусловленных мыслительных задач [1; 2; 4].

Постановка проблемы. В рамках проводимого исследования проанализированы возможности прогностических умений в процессе повыше-

Теория и методика обучения и воспитания

ния квалификации сотрудников МВД с использованием метода симуляции. Выбор данного метода обусловлен требованиями, связанными с повышением интенсивности познавательного процесса, в который включаются обучающиеся, активизацией их творческого мышления в процессе повышения квалификации сотрудников оперативных подразделений.

Обоснование. Суть оперативно-розыскной прогностической деятельности состоит в организации мышления оперативника, поиска им ответов на вопросы, как может измениться оперативно-тактическая ситуация, как следует действовать в ожидаемой ситуации, как поведет себя противоборствующая сторона [2; 4].

Правильно выбранная тактика является основой успешного решения повседневных задач оперативного подразделения. Структуру тактики оперативно-розыскной прогностической деятельности составляет комплекс приемов, направленных на наиболее эффективное достижение поставленных целей. В числе элементов структуры также стоит назвать мышление оперативного сотрудника, посредством которого осуществляются анализ и оценка ситуации, предвидение ее дальнейшего развития, выбор и принятие решения, реализация решения и определение эффективности принятого решения. Стало быть, приобретение профессиональных навыков происходит посредством мышления. Следовательно, детерминируется необходимость развития мышления.

В условиях, когда оперативному сотруднику необходимо быстро ориентироваться в экстремальной ситуации и принимать тактически грамотные решения, их принятие должно происходить на подсознательном уровне, чему способствуют подготовка и опыт. Исходя из этого можно определить, что прогностическая деятельность в реальных ситуациях связана с жесткими ограничениями, лимитом времени, высокой ответственностью за принятое и исполненное решение [1; 5].

Внедрение в процесс обучения симуляцион-ных технологий является важным условием развития у оперативных сотрудников творческого мышления и прогностических умений. Применение данных технологий способствует приобретению навыка быстро ориентироваться в окружающей обстановке, понимания психологических особенностей других людей, предсказывать с большой долей вероятности их поступки, а также развитие тех или иных событий.

Симуляционные технологии позволяют наиболее точно воспроизвести практические ситуации и направлены на разработку и принятие решения, способствующего достижению желаемого результата. К данному методу относятся ролевые и конфликтные тренинги, тренинги принятия решений, деловые игры и т.д., которые основаны на таком элементе игры, как состязательность, объединение усилий участников, наличие определенных правил, максимально приближенных к реальной действительности [3; 4].

Таким образом, для повышения мотивации обучающихся, вовлечения за счет нестандартного подхода в процесс принятия решения с учетом всех, даже самых незначительных деталей идеально подходит имитация профессиональной деятельности. Активизации мышления обучающихся способствует преодоление различных препятствий, смоделированных на основе реальных ситуаций профессиональной деятельности. Все это способствует развитию прогностических умений у оперативных сотрудников.

Важно помнить, что для наибольшей результативности обучения симуляционные технологии необходимо применять после освоения обучающимися базовых и части специализированных дисциплин. Следует также иметь в виду, что симуляционные технологии могут носить как кратковременный характер — проходить в рамках одного занятия, так и долговременный — проходить в рамках нескольких занятий. Неопределенность, экстремальность, полное или частичное отсутствие информации являются необходимыми условиями освоения данной технологии [4; 5].

Процесс организации и проведения занятия необходимо разделить на следующие блоки:

■ подготовительный этап, в ходе которого участники ознакомляются с условиями и правилами задания, распределяют роли или делятся на группы;

■ практический этап, в ходе которого участниками выполняется полученное задание, а наблюдателями делаются соответствующие заметки и формируется собственное мнение;

■ подведение итогов, в ходе которого участники озвучивают принятые решения и защищают их [2; 5].

Заключение. Отметим, что развитие прогностических умений оперативных сотрудников способствует эффективной профессиональной деятельности. Одной из современных технологий, справляющейся с поставленной задачей, является метод симуляции.

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

257

Список источников

1. Калаков Н.И. Профессионально-прогностическая готовность будущих руководителей в государственной системе / / Человеческий капитал. 2019. № 3 (123). С. 68—76.

2. Маюров Н.П., Трофимова ТА. Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции / / Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2. С. 227—230.

3. Поляков A.B. Модель формирования прогностических умений средствами симуляцион-ных игровых технологий / / Новые научные исследования: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2021. С. 199—202.

4. Прядехо A.A., Прядехо А.Н. Прогнозирование как компонент познавательных способностей / / Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 79—84.

5. Федорова Т.В. Взаимосвязь прогнозирования и воображения / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 187—190.

References

1. Kalakov N.I. Professional and prognostic readiness of future leaders in the state system // Human capital. 2019. No. 3 (123). P. 68—76.

2. Mayurov N.P., Trofimova TA. The use of interactive educational technologies in the process of advanced training and retraining of police officers // Gaps in Russian legislation. 2012. No. 2. P. 227—230.

3. Polyakov A.V. Model of formation of prognostic skills by means of simulation gaming technologies / / New scientific research. Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021. P. 199—202.

4. Pryadekho AA., Pryadekho A.N. Forecasting as a component of cognitive abilities / / Bulletin of the Bryansk State University. 2014. No. 1. P. 79—84.

5. Fedorova T.V. The relationship of forecasting and imagination // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. V. 5. No. 3 (16). P. 187—190.

Информация об авторе

А.Х. Теуважуков — старший преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции.

Information about the author A.Kh. Teuvazhukov — senior lecturer of the fire training department, police captain.

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.