Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ АРБАЛЕТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ АРБАЛЕТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРЕЛЬБА ИЗ АРБАЛЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейнин Александр Анатольевич, Ларин Александр Николаевич, Лузин Сергей Васильевич, Федотов Денис Валерьевич, Ворожейкин Антон Владимирович

В статье подробно освещается, что качество подготовки спортсменов в стрельбе из арбалета напрямую зависит от их личности, от качества полученных знаний и формирования двигательных умений и навыков на учебно-тренировочных занятиях, адаптации к условиям непредсказуемо меняющейся жизни, состоянии здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной активности. Отмечается, что важнейшая роль в профессиональном становлении отводится физической культуре, которая способна формировать и преобразовывать личность спортсмена, повышать профессиональное мастерство, работоспособность, поддерживать наиболее значимые специальные и психофизические качества для успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейнин Александр Анатольевич, Ларин Александр Николаевич, Лузин Сергей Васильевич, Федотов Денис Валерьевич, Ворожейкин Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERNPED-AGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF ATHLETES IN CROSSBOW SHOOTING THROUGH PERSONIFICATION OF MOTOR ACTIVITY

The article highlights in detail that the quality of training athletes in crossbow shooting directly depends on their personality, on the quality of the knowledge gained and the formation of motor skills and abilities in training sessions, adaptation to the conditions of an unpredictably changing life, health status, high performance and constant motor skills activity. It is noted that the most important role in professional development is assigned to physical culture, which is able to form and transform the personality of an athlete, improve professional skills, performance, maintain the most significant special and psychophysical qualities for successful professional activity.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ АРБАЛЕТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

4. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged in sport walking", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.1 (203), pp. 272-277.

5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 118-123.

6. Medvedev, I.N. and Savchenko, A.P. (2010), "Platelet activity correction by regular training in young people with high normal blood pressure", Rossijskij kardiologicheskij zhurnal, Vol. 15, No. 2, pp. 35-40.

7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S., and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (4), pp.67-71.

8. Vorobyeva, N.V., Skripleva, E.V., Skriplev, A.V., and Skoblikova, T.V. (2018), "Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia", Annual Research & Review in Biology, Vol. 24, No. 3, pp. 1-9.

9. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity on functional status in asthenia", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 112.

10. Medvedev, I.N. and Makhov, A.S. (2022), "Functional features of the heart in young basketball players", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 45.

11. Demochkina, T.N. (2019), "Features of the use of tools and methods at the stage of initial training in basketball", Science-2020, No. 9 (34), pp. 23-30.

12. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A., and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No. 13 (4), pp. 1842-1846.

Контактная информация: victor200758@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2022

УДК 799.322.6

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ АРБАЛЕТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Александр Анатольевич Шейнин, кандидат технических наук, научный сотрудник, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Сергей Васильевич Лузин, старший преподаватель, Денис Валерьевич Федотов, инженер, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь; Антон Владимирович Ворожейкин, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Калининградский институт управления, г. Калининград

Аннотация

В статье подробно освещается, что качество подготовки спортсменов в стрельбе из арбалета напрямую зависит от их личности, от качества полученных знаний и формирования двигательных умений и навыков на учебно-тренировочных занятиях, адаптации к условиям непредсказуемо меняющейся жизни, состоянии здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной активности. Отмечается, что важнейшая роль в профессиональном становлении отводится физической культуре, которая способна формировать и преобразовывать личность спортсмена, повышать профессиональное мастерство, работоспособность, поддерживать наиболее значимые специальные и психофизические качества для успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: комплекс педагогических условий, физическое развитие, учебно-тренировочные занятия, самосовершенствование, двигательная активность, стрельба из арбалета.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p493-497

APPLICATION OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF ATHLETES IN CROSSBOW SHOOTING THROUGH PERSONIFICATION OF MOTOR ACTIVITY

Alexander Anatolyevich Sheynin, the candidate of technical sciences, researcher, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad; Aleksandr Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Sergey Vasilyevich Luzin, the senior teacher, Denis Valeryevich Fedotov, the

engineer, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm; Anton Vladimirovich Vorozheikin, the candidate of pedagogical sciences, docent, senior researcher, Kaliningrad Institute of Management, Kaliningrad

Abstract

The article highlights in detail that the quality of training athletes in crossbow shooting directly depends on their personality, on the quality of the knowledge gained and the formation of motor skills and abilities in training sessions, adaptation to the conditions of an unpredictably changing life, health status, high performance and constant motor skills activity. It is noted that the most important role in professional development is assigned to physical culture, which is able to form and transform the personality of an athlete, improve professional skills, performance, maintain the most significant special and psychophysical qualities for successful professional activity.

Keywords: complex of pedagogical conditions, physical development, training sessions, self-improvement, physical activity, crossbow shooting.

Сверхвысокие темпы развития информационных технологий кардинально меняют все стороны жизни общества. Осуществляется процесс глобализации науки, культуры, образования. В связи с этим во многих странах, в том числе и в России, осуществляется глубокие реформы системы образования, ориентированные на текущие и перспективные потребности общества.

Проводимые в настоящее время реформы в системе высшего профессионального образования указали на необходимость совершенствования физической подготовки в военных институтах. Одним из аспектов совершенствования физической подготовки стало качество подготовки спортсмена в стрельбе из спортивного арбалета. Данная подготовка напрямую зависит от личности спортсмена, от качества полученных знаний и формирования двигательных умений и навыков на учебно-тренировочных занятиях, адаптации к условиям непредсказуемо меняющейся жизни, состоянии здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной активности [1, 4, 5].

Анализ научных исследований в области физической культуры и спорта (Л.А. Вер-дер-Дубровин, 1961; В.И. Тютин, 1970; В.Е. Шабашов, 1972; В.Л. Динер, 1973; Д.Д. Пархоменко, 1974; В.В. Горожанин, 1975; Ш.З. Хуббиев, 1977; И.И. Варжеленко, 1978; Б.М. Чепелкин, 1979; Л.И. Попов, 1978; Э.С. Кристина, 1978; А.А. Горячев, 1980; И.А. Кузнецов, 1980; Л.М. Куликов, 1984; А.С. Мункуев, 1989; В.А. Сабина, 1998) показал, что на современном этапе пристальное внимание в образовании должен ставится акцент на приобретение обучаемыми ключевых и предметных компетенций.

Компетентность в области физической культуры проявляется в умении средствами физической культуры изменять свое физическое состояние в направлении, необходимом для человека. Для достижения результата образования (компетентностей) условиями являются развивающее обучение и деятельностный подход [2].

Важнейшая роль в подготовке спортсменов к соревнованиям по стрельбе из спортивного арбалета отводится физической культуре, которая способна формировать и преобразовывать их личность, повышать профессиональное мастерство, работоспособность, поддерживать наиболее значимые специальные и психофизические качества для успешной профессиональной деятельности. С учетом дефицита времени, отводимого на учебно-тренировочные занятия, физическая культура должна в образовательном порядке пла-

нироваться на формах физической подготовки и осуществляться ежедневно: утренняя физическая зарядка; учебные занятия; спортивно-массовая работа; самостоятельная физическая тренировка.

Указанная проблема требует более тщательного и углубленного ее изучения, а также поиска наиболее эффективных и оптимальных путей решения. Следовательно, если не компенсировать недостатки развития моторики в процессе тренировок, то на «пике форы» можно получить спортсмена с достаточным уровнем знаний, но с плохой физической подготовленностью. Последнее может стать серьезной преградой для эффективной реализации полученных знаний в последующей спортивной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс военных институтов комплекса педагогических условий и согласованность самостоятельных занятий физическими упражнениями с плановыми учебными занятиями по физической подготовке может стать эффективным способом решения многих задач в учебно-воспитательном процессе курсантов, связанных как с улучшением состояния их здоровья. Наиболее актуальным и приоритетным аспектами повышения физической подготовленности будущих военных специалистов в военных институтах следует считать совершенствование содержания и структуры обучения физической подготовке [3].

Структура обучения - это принцип организации учебного процесса, особенности планирования и построения обучения преподаваемой дисциплины. Поэтому для совершенствования физической подготовленности спортсменов по стрельбе из арбалета необходимо пересмотреть существующие программы тренировок, т. е. обновить качественно новым содержанием.

У начинающих спортсменов по стрельбе из арбалета недостаточно сформированы навыки по специальной и профессионально-прикладной физической подготовке, что не позволяет их практически применять в процессе профессиональной деятельности. Для устранения указанного недостатка необходимо, чтобы проверить многократно в соревновательной обстановке надежность сформированных навыков и возможность их применения в профессиональной деятельности [5, 6].

На основании вышеизложенного можно заключить, что для повышения уровня физической подготовленности спортсменов необходимо:

- разработать комплекс педагогических условий и комплекс физических упражнений, основанных на мониторинге физического развития и физической подготовленности;

- обосновать эффективность использования в учебно-воспитательном процессе по физической подготовке согласованность плановых учебных занятий и самостоятельных форм занятий физическими упражнениями во внеучебное время;

- увеличить количество специализированных залов с учетом потребностей и интересов обучающихся, укомплектовать их современными тренажерами и оборудованием;

- расширить формы участия преподавателей кафедры физической подготовки и спорта в учебном процессе военных институтов с целью обмена и обобщения практического опыта работы в преподавании изучаемой дисциплины;

- на интернет-сайте военного института необходимо вести пропаганду положительного влияния занятий спортом на организм человека с целью формирования у обучающих позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Комплексный контроль за количественной и качественной оценками физического состояния спортсменов требует, чтобы в ходе учебно-тенировочных занятий производился мониторинг различных показателей (физическая и психическая работоспособность, функциональное состояние) [7, 8, 9].

Таким образом, для каждого человека чрезвычайно важно найти область деятельности, в большей степени соответствующую его интересам, склонностям, способностям, так как правильное использование сил и возможностей каждого - одно из ведущих усло-

вий оптимизации процесса протекания всех сфер жизнедеятельности человека (интеллектуальной, эмоциональной, трудовой). Это служит основной для непрерывности образования, достижения высокого профессионализма, профессионального роста и мобильности, проявления творчества, комфортности на производстве, в семье и в межличностном общении, что, в свою очередь, способствует всестороннему развитию личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёхин И.А. Инновационные процессы интеграции информационных и дидактических ресурсов в высшем образовании / И.А. Алёхин, И.В. Тренин, С.В. Захаренко // Мир образования -образование в мире. - 2016. - № 4 (64). - С. 254-258.

2. Кручинина К.С. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / К.С. Кручинина, А.Н. Ларин // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.

3. Ларин А.Н. Инновации в физическом самосовершенствовании курсантов средствами рукопашного боя / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии. - Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2020. - С. 103-109.

4. Особенность методики физического самосовершенствования в процессе практических занятий по боевым приемам в вузах Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2020. - № 3. - С. 82-87.

5. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов, А.Н. Ларин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 483-485.

6. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

7. Шейнин, А.А. Закон энергетического баланса человеческого организма: Трактат о здоровье. - Калининград : КИЦ «Техноценоз». - 2020. - URL: http://gnatukvi.ru/troz.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

8. Шейнин, А.А. Управление двигательной активностью морских специалистов в рейсе с использованием интеллектуальных технологий / В.И. Гнатюк, А.А. Зайцев, А.А. Шейнин // Морские интеллектуальные технологии. - 2019. - Т. 4, № 4 (46). - С. 88-93.

9. Методика подбора рациона питания в системе физической подготовки курсантов на основе рангового анализа / А.В. Бугаев, В.Н. Лавренчук, А.Н. Шарипов, А.А. Шейнин, А.Н. Ларин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 482-486.

REFERENCES

1. Alekhin, I.A., Trenin, I.V. and Zakharenko, S.V. (2016), "Innovative processes of integration of information and didactic resources in higher education", The world of education - education in the world, Vol. 64, No. 4, pp. 254-258.

2. Kruchinina, K.S. and Larin, A.N. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

3. Larin, A.N., Fedak E.I. and Ryzhov K.S. (2020), "Innovations in physical self-improvement of cadets by means of hand-to-hand combat", Pedagogy in physical culture, sports and choreography. St. Petersburg: NSU im. P.F. Lesgaft, pp. 103-109.

4. Larin, A.N., Fedak E.I., Ryzhov K.S., Luzin S.V. and Kruchinina K.S., "The peculiarity of the methodology of physical self-improvement in the process of practical training in combat techniques in the universities of the Russian Guard", World of Education - Education in the World, No. 3. pp. 82-87.

5. Ryzhov, K.S., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Larin, A.N. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of Russian Guard universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

6. Fedak, E.I., Larin, A.N., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Russian Guard", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

7. Sheinin, A.A. (2020), The law of the energy balance of the human body: A treatise on health, KIC "Technocenosis", Kaliningrad, available at: http://gnatukvi.ru/troz.pdf (accessed date: 06/01/2022).

8. Sheinin, A.A., Gnatyuk, V.I. and Zaitsev, A.A. (2019), "Management of motor activity of marine specialists on a voyage using intelligent technologies", Marine Intelligent Technologies, Vol. 4, No. 4 (46), pp. 88-93.

9. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V., Lavrenchuk, V.N., Sharipov, A.N. and Larin, A.N. (2022), "Methodology for selecting a diet in the system of physical training of cadets based on rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 482-486.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2022

УДК 373.31

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Юрьевна Волчегорская, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Проблематика статьи является актуальной на сегодняшний день в связи с цифровизацией образовательного процесса. В то же время наблюдается рост зависимых от компьютера детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены причины зависимости. Проведенное исследование показывает довольно большое количество детей, подверженных компьютерной зависимости. Сделаны выводы и необходимости ведения целенаправленной работы в данном направлении и прежде всего, с семьями детей, потому что родители зачастую занимают противоборствующую позицию в данном вопросе. В статье рассмотрены основные и наиболее эффективные направления работы педагога с семьями по профилактике компьютерной зависимости.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, компьютерная зависимость, профилактика, младшие школьники, семья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p497-501

CURRENT DIRECTIONS OF THE TEACHER'S WORK WITH FAMILIES ON THE PREVENTION OF COMPUTER ADDICTION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Marina Vladimi-rovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Vladimirovna Frolova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Evgeniya Yurievna Volchegorskaya, professor of Pedagogical sciences, professor, South Ural state humanitarian-pedagogical University,

Chelyabinsk

Abstract

The problems of this article are relevant today in connection with the digitalization of the educational process. At the same time, there is an increase in computer-dependent children of primary school age. The article discusses the causes of addiction. The study shows a large number of children exposed to computer addiction. Conclusions are drawn and the need to conduct purposeful work in this direction and, above all, with the families of children, because parents often take an opposing position on this issue. The article discusses the main and most effective areas of work of a teacher with families on the prevention of computer addiction.

Keywords: addictive behavior, computer addiction, prevention, primary school children, family.

На сегодняшний день трудно представить жизнь современного человека без компьютерных технологий. Гаджеты и персональные компьютеры используются повсемест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.