Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхуллин Тимур Дамирович, Белоусов Сергей Иванович, Ерофеев Владислав Валерьевич, Ларин Александр Николаевич, Кручинина Кристина Сергеевна

Статья посвящена работе по формированию здоровьесберегающей компетенции в процессе физического воспитания курсантов военных вузов и их влияние на физическую подготовку Актуальность статьи обоснована тем, что современный подход к сфере физической подготовки и спорта ориентирует преподавателей на формирование и оценку компетенций в образовательном процессе. Методологической основой исследования выступают компоненты, критерии и особенности развития профессионального образования, разработка педагогической технологии формирования здоровьесберегающей компетенции в образовательном процессе и определение педагогических условий её эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайхуллин Тимур Дамирович, Белоусов Сергей Иванович, Ерофеев Владислав Валерьевич, Ларин Александр Николаевич, Кручинина Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF MILITARY HIGHER EDUCATION CADETS AND THEIR INFLUENCE ON PHYSICAL TRAINING

The article is devoted to the work on the formation of health-saving competence in the process of physical education of cadets of military universities and their influence on physical training. The relevance of the article is justified by the fact that the modern approach to the field of physical training and sports orients teachers to the formation and assessment of competencies in the educational process. The methodological basis of the study is the components, criteria and features of the development of vocational education, the development of pedagogical technology for the formation of health-saving competence in the educational process and the determination of the pedagogical conditions for its effective functioning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ»

imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

3. Nageikina, S.V., Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2022), "On the issue of improving knowledge of physical culture in higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 271-274.

4. Yakushin, S.A., Chibrikov, E.A., Koldashov, A.I., Chibrikova, M.E. and Baklanov, V.D. (2020), "Preparation of students of the Moscow State Regional University with the help of the game method at physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 607-611.

Контактная информация: eduard.chibrikov.70@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 37.037.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ

Тимур Дамирович Шайхуллин, доцент, Сергей Иванович Белоусов, преподаватель, Владислав Валерьевич Ерофеев, преподаватель, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Сызрань; Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

Статья посвящена работе по формированию здоровьесберегающей компетенции в процессе физического воспитания курсантов военных вузов и их влияние на физическую подготовку. Актуальность статьи обоснована тем, что современный подход к сфере физической подготовки и спорта ориентирует преподавателей на формирование и оценку компетенций в образовательном процессе. Методологической основой исследования выступают компоненты, критерии и особенности развития профессионального образования, разработка педагогической технологии формирования здоро-вьесберегающей компетенции в образовательном процессе и определение педагогических условий её эффективного функционирования.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая компетенция, деятельность, технология, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p602-606

FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF MILITARY HIGHER EDUCATION CADETS AND THEIR INFLUENCE ON PHYSICAL TRAINING

Timur Damirovich Shaikhullin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sergey Iva-novich Belousov, the teacher, Vladislav Valeryevich Erofeev, the teacher, Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and YuA. Gagarin ", Syzran; Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm

Abstract

The article is devoted to the work on the formation of health-saving competence in the process of physical education of cadets of military universities and their influence on physical training. The relevance of the article is justified by the fact that the modern approach to the field of physical training and sports orients teachers to the formation and assessment of competencies in the educational process. The methodo-

logical basis of the study is the components, criteria and features of the development of vocational éducation, the development of pedagogical technology for the formation of health-saving competence in the educational process and the determination of the pedagogical conditions for its effective functioning.

Keywords: health, health-saving competence, activity, technology, physical education.

В настоящее время уделяется особое внимание вопросам здоровьесбережения в процессе физического воспитания курсантов военных Вузов, формирование современного представления по данному вопросу ориентирует преподавателей на реализацию эффективной здоровьесберегающей деятельности.

Здоровьесберегающую компетенцию следует рассматривать как служебную обязанность и профессиональный долг каждого преподавателя физической подготовки [2].

Понятие «компетентность» и «компетенция» отличны друг от друга. Компетентность - это личностные особенности, основанные на обладании определёнными компетенциями, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, а под компетенцией понимается совокупность знаний, умений, навыков, готовность к выполнению профессиональной деятельности.

В современных условиях жизни на качестве образовательной деятельности и текущих результатах по физической подготовке негативно сказывается низкий уровень здоровья обучающихся, которые выбрали для себя профессию военнослужащего и поступили в военные Вузы. Причины такого уровня здоровья могут быть достаточно разнообразными: отсутствие понимания по сохранению и поддержанию здоровья в семье; неблагоприятное влияние социальной среды; отсутствие самой мотивации к ведению здорового образа жизни [3].

В связи с вышеизложенным, преподавателю кафедры физической подготовки и спорта отводится определенная роль по формированию мотивации к сохранению и укреплению здоровья курсантов, поэтому особое внимание уделяется актуализации здо-ровьесберегающей деятельности.

На сегодняшний день недостаточно раскрыта сущность здоровьесберегающей компетенции в процессе физического воспитания курсантов военных Вузов в аспекте профессиональной деятельности. Педагогическая технология формирования здоро-вьесберегающей компетенции не разработана, и педагогические условия эффективного функционирования не определены.

Актуальность исследования обуславливается противоречиями между: государственным заказом общества по сохранению и самосовершенствованию здоровья курсантов; наличием здоровьесберегающей компетенции и недостаточным представлением ее содержания; необходимой потребностью в поиске и применении современных методов, форм и средств формирования здоровьесберегающей компетенции.

Методологическую основу исследования составляют компоненты, критерии и особенности развития профессионального образования, разработка педагогической технологии формирования здоровьесберегающей компетенции в образовательном процессе и определение педагогических условий эффективного функционирования.

Теоретическое понимание сформированное™ данной компетенции предполагает выявление компонентов, которые определяются в соответствии с научно-обоснованными показателями [6].

В ходе анализа научных трудов мы разработали собственное понимание здоро-вьесберегающей компетенции как готовности преподавателей военных Вузов анализировать и корректировать здоровьесберегающую деятельность в процессе воспитания курсантов, связанную с выполнением требований сохранения и укрепления здоровья для реализации конкретной профессиональной деятельности.

Профилактическая работа по недопущению травматизма является важнейшей задачей преподавателей. Нарушения, которые приводят к травматизму на занятиях по физической подготовке и носят организационный, методический и санитарно-

гигиенический характеры.

Нарушение положений о проведении различных видов занятий, методические ошибки при их проведении, которые выражаются в нарушении основных дидактических принципов обучения, низкий уровень материально-технического обеспечения, а также низкий уровень воспитательной работы с обучаемыми приводят к нарушению воинской дисциплины, к невнимательности и несерьёзному отношению курсантов к занятиям, что впоследствии ведет к получению травм различной степени тяжести.

Исходя из сказанного, особое значение приобретают знания преподавателей по аспектам медицинского обеспечения физической подготовки, которые связанны с сохранением здоровья и повышением работоспособности курсантов. Опыт в сфере физической подготовки и спорта, анализ статистики заболеваний и травматизма позволяет утверждать, что преподаватели имеют знания, умения, навыки, но при этом не обладают готовностью применить их в реальных условиях из-за отсутствия опыта в практической деятельности [3]. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, модернизация научно аргументированной педагогической технологии формирования здоровьесберегающей компетентности в процессе физического воспитания курсантов военных Вузов и их влияние на физическую подготовку, как следствие формирование осознанного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни средствами современной педагогики.

Предлагается выделить в качестве основных направлений разрабатываемой педагогической технологии формирования здоровьесберегающей компетенции: ценность собственного здоровья; приобретение знаний о здоровье, сохранение и его приумножение; реализация собственной разработанной педагогической технологии к особенностям своего организма; самостоятельный поиск средств и методов сохранения и поддержания собственного здоровья.

Здоровьесберегающая компетенция - это умение составлять программу здоровья, организовать здоровьесберегающую образовательную деятельность, владение методами организации профессиональной деятельности по здоровьесбережению, применение педагогического мастерства при реализации педагогических технологий по сохранению здоровья.

В теоретическом обосновании педагогической технологии формирования здоро-вьесберегающей компетенции раскрываются следующие понятия и их характеристики: «здоровье», «здоровьесберегающая деятельность», «подготовка преподавателей военных Вузов», «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая технология».

При рассмотрении проблем подготовки преподавателей к здоровьесберегающей деятельности конкретизирована педагогическая сущность понятия «здоровье», как многогранный и долговременный процесс, обусловленный внутренними и внешними причинами [1, 2].

«Здоровьесберегающая педагогика» представляет собой систему способностей и готовность к применению высокого уровня педагогического мастерства для создания условий по здоровьесбережению обучаемых.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в модернизации российского образования стало часто упоминаться в настоящее время.

По мнению Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие технологии» - качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность приёмов, принципов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития здоро-вьесбережения. Уточняя определение для данного исследования считаем, что «здоро-вьесберегающие образовательные технологии» - это психолого-педагогические концепция, программы, методы, которые направленны на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование

представления о здоровье как ценности, а также на развитие мотивации, связанной с ведением здорового образа жизни [4, 5].

Цель педагогической технологии - повышение эффективности образовательного процесса в достижении гарантированных результатов по воспитанию, обучению и развитию.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к образовательной технологии и показывает реализацию конкретной педагогической технологии по решению сохранности своего здоровья и здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии являются совокупностью образовательного процесса по применению приёмов, средств и методов обучения согласно рабочей программе дисциплины и тематическому плану.

В содержание тематического плана включены общие вопросы теории и методики профессионального образования, понятия о здоровом образе жизни, особенности модернизированной здоровьесберегающей технологии в педагогической деятельности. Практическая направленность показывает необходимость в совершенствовании знаний о здоро-вьесбережении и здоровьесберегающих технологиях обучения, которые должным образом соответствовать современному уровню образования.

Таким образом, формирование здоровьесберегающей компетенции в процессе физического воспитания курсантов военных Вузов является одним из важных направлений современного военного образования, это обусловлено спецификой образовательного процесса в военных Вузах, в условиях непрерывного и напряженного обучения. Происходит обновление теоретических и практических навыков в связи с потребностью освоения современных технологических методов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кручинина К.С. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / К.С. Кручинина, А.Н. Ларин // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.

2. Ларин А.Н. Инновации в физическом самосовершенствовании курсантов средствами рукопашного боя / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 103-109.

3. Ларин А.Н. К проблеме самовоспитания и самосовершенствования в процессе физической подготовки курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Кручинина, К.С. Рыжов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 483-485.

4. Влияние комплекса педагогических условий на физическое самосовершенствование курсантов вузов Росгвардии / Е.И. Федак, А.Н. Ларин, К.С. Рыжов, С.В. Лузин, К.С. Кручинина // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 4 (76). - С. 266-273.

5. Методика подбора рациона питания в системе физической подготовки курсантов на основе рангового анализа / А.В. Бугаев, В.Н. Лавренчук, А.Н. Шарипов, А.А. Шейнин, А.Н. Ларин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 482-486.

REFERENCES

1. Kruchinina, K.S. and Larin, A.N. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", CITIZE, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

2. Larin, A.N., Fedak, E.I. and Ryzhov, K.S. (2020), "Innovations in physical self-improvement of cadets by means of hand-to-hand combat", Pedagogy in physical culture, sports and choreography, collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 103-109.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov, K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of Rosgvardiya universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

4. Fedak, E.I., Larin, A.N., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

5. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V., Lavrenchuk, V.N., Sharipov, A.N. and Larin, A.N. (2022), "Methodology for selecting a diet in the system of physical training of cadets based on rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 482-486.

Контактная информация: larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2022

УДК796.012.134:796.325

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Вера Ивановна Шалгинова, кандидат педагогических наук, доцент; Любовь Ивановна Минеева, старший преподаватель, Марина Леонидовна Куликова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация.

Введение. Детско-юношеский спорт как структурная часть образовательной деятельности, имеет функцию обеспечения целого ряда возможностей для увеличения показателей интеллектуальной работы, физического развития и двигательной подготовленности. Поэтому, при её реализации, повышение показателей физического состояния, рассматривается как разностороннее развитие личности, при этом, существует возможность проявить себя в области спортивной и профессиональной деятельности. Цель исследования. Совершенствовать методику развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет в конкретно созданных условиях, и в рамках практической апробации на тренировочных занятиях выявить уровень её эффективности. Методика и организация исследования. Реализация исследования происходила в условиях МБУ «Спортивная школа по игровым видам спорта» в г. Абакане, отделение - волейбол. Выборка испытуемых состояла из спортсменов со стажем занятий 3-3,5 годам, квалификационный уровень - 2 юношеский разряд, Методика акцентирована на применении метода «вариативного воздействия», при реализации упражнений с чередованием дозирования в облегченном, соревновательном и увеличенном сопротивлении. Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальной группе уровень развития скоростно-силовых способностей оказался с более высоким приростом в отличие от контрольной группы. Выводы. Анализ результаты исследования позволил констатировать, что примененные методические приемы, методы и средства оказали высокий уровень воздействия на двигательную сферу испытуемых.

Ключевые слова: волейбол, спортсмены 13-14 лет, спортивная школа, скоростно-силовые способности, методика, средства развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p606-609

SPEED AND STRENGTH TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS AGED 13-14, ENGAGED IN SPORTS SCHOOL CONDITIONS

Vera Ivanovna Shalginova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyubov Ivanovna Mineeva, the senior teacher, Marina Leonidovna Kulikova, the senior teacher, Khakass State University named after N.F. Katanov, Abakan

Abstract

Introduction. Youth sports as structural part of the educational activities has the function of providing a number of opportunities to increase the indicators of intellectual work, physical development and motor fitness. Therefore, when it is implemented, the increase in the indicators of physical condition is considered as versatile development of personality, while there is an opportunity to express themselves in the field of sports and professional activities. The purpose of the study. To improve the methodology for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.