ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ И ДЕТЬМИ - ИНВАЛИДАМИ Цуранова В.С.1, Постникова А.А.2, Филимонова А.А.3
1Цуранова Виктория Степановна - учитель - логопед;
2Постникова Анастасия Александровна - учитель - дефектолог;
3Филимонова Анастасия Валерьевна - учитель - дефектолог; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Основная общеобразовательная
школа № 27» г. Абакан
Аннотация: цель статьи раскрыть особенности применения образовательных технологий в коррекционной работе с детьми школьного возраста с ОВЗ и детьми - инвалидами. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе образовательного учреждения, в деятельности логопедов, дефектологов и педагогов, работающих с детьми с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. Ключевые слова: образовательные технологии, дети с ОВЗ, дети - инвалиды.
В наше время мы, учителя, работающие с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами, находимся в постоянном поиске наиболее эффективных технологий в коррекционной работе. Наша задача создать адекватное образовательное пространство с учётом принципов инклюзии. Это является необходимым и решающим условием успешной социализации наших учеников. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути модернизации учебного процесса и различные способы повышения мотивации к учебе.
К наиболее эффективным и доступным технологиям относятся: здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; информационные технологии; технологии дифференциации и индивидуализации обучения [2].
Здоровьесберегающие технологии несут в себе фактор эффективного образования и являются методом формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. В данном виде применяем во время занятий физкультминутки, динамические паузы, гимнастики: дыхательная, зрительная и пальчиковая, различные виды релаксации. Коррекционные занятия составляем с учетом частой смены видов деятельности. Выбираем здоровьесберегающие технологии в зависимости от программы и конкретных условий, также от диагноза, выставленного ребёнку. Например, у умственно отсталого ребёнка развитие замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, это создает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на сохранных детей. Для таких ребят обучение с применением здоровьесберегающих технологий будет иметь решающее значение для развития и реабилитации в обществе. Для учеников с ДЦП важным методом, показавшим свою эффективность на занятиях, является кинезиотерапия. Этот метод позволяет создавать новые нейронные связи и улучшать межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кинезиологические упражнения по развитию мелкой моторики развивают координацию, чувство ритма, мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей.
Использование игровых технологий это повышение мотивации у учеников, увеличение результативности, развитие любознательности. И как сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пытливости и любознательности». Игры, конечно, надо адаптировать для учета особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, разрабатывать специальные варианты игр. Игровые технологии надо настраивать для соответствия конкретным потребностям наших детей. Также, нельзя забывать, что игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам. Игровая деятельность должна соответствовать изучаемому материалу и базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения [4].
Преимуществом применения технологии дифференциации и индивидуализации обучения является исключение усреднения детей и возможность оказания помощи каждому ребенку. Значение дифференциации состоит в том, что учитель понимает: учебные возможности школьника; его личные качества, которые могут играть большую роль в усвоении учебных навыков; опирается на обратную связь с ребенком на каждом занятии. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей детей в обучении с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Основа уровневой дифференциации это наличие нескольких вариантов программ, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными видами нарушений предлагается усвоить самый адекватный вариант программы для каждого. Эта технология создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности ребят.
Конечно, в современном образовании нельзя обойтись без информационных технологий, которые содействуют речевой и познавательной активности у детей, облегчают усвоение (изучение, закрепление) учебного материала. Внедрение компьютерной техники в коррекционное обучение необходимо для того, чтобы научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности и использовать новые компьютерные технологии для коррекции нарушений развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения: при разъяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации. Эти задачи решаются с помощью различных средств. Аппаратные - компьютер, принтер, сканер, звукозаписывающие устройства, мультимедиа. Программные - виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет.
Таким образом, использование эффективных технологий при организации процесса обучения наших детей имеет огромный потенциал для создания инклюзивной среды, адаптации обучения под индивидуальные потребности и конечно мотивации детей к обучению. Дети развивают навыки, осуществляют самореализацию и учатся взаимодействовать в обществе, что делает использование эффективных технологий в образовании детей с ОВЗ необходимым и важным аспектом современной педагогики.
Список литературы
1. Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-1. - С. 76-78.
2. Щербатова Н.Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый [Электронный ресурс]. 2015. №19. URL https://moluch.ru/archive/99/22199/ (дата обращения: 06.11.2024).
3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
4. Сергеева И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016.- 112 с.