Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна, Образцова Елена Вячеславовна

В статье представлен позитивный опыт организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Североморская школа полного дня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна, Образцова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE SCHOOL: POSITIVE EXPERIENCES

The article presents a positive experience in organizing the inclusive education of children with disabilities in the municipal budgetary educational institution "Severomorskay Full Day School".

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ»

сотрудниками организации, но и как управление всеми взаимоотношениями, существующими на внутреннем рынке на всех уровнях организации» [2].

В образовательной организации концепция внутреннего маркетинга предполагает взаимоотношения организации и потребителей ее услуг. Школа предлагает конкретный «продукт», определенную должность со своими правами и обязанностями, а «клиент» приобретает данный товар, оплачивая его своей трудовой деятельностью. Тогда клиент удовлетворяет свои потребности за счет благоприятных условий труда, заработной платой, климатом в коллективе.

Выводы. Таким образом, внутренний маркетинг образовательной организации ориентирован на обеспечение эффективного выполнения сотрудниками поставленных задач.

Внутренний маркетинг позволяет правильно организовать работу персонала, обеспечить его профессиональное развитие, эффективно мотивировать на выполнение той или иной деятельности. Это система отношений с педагогическим персоналом гетерогенной образовательной организации позволяющая обеспечить высокое качество образовательных услуг.

Аннотация. В статье описана проблема гетерогенной образовательной организации и пути решения с помощью внутреннего маркетинга организации.

Ключевые слова: гетерогенный, менеджмент многообразия, внутренний маркетинг.

Annotation. The article describes the problem of heterogeneous educational organization and ways to solve it with the help of internai marketing ofthe organization.

Keywords: heterogeneous, diversity management, internai marketing.

Литература:

1. Афонина B.B. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / В.В. Афонина, И.А. Донина, С.Д. Зиновьева,

A.В. Румянцева, Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования: коллективная монография. - Ульяновск, 2016. - С. 45-56.

2. Бейкер М.Дж. Теория маркетинга / М.Дж. Бейкер, М. Сарен, Б. Джонс, и др.; Пер. с англ. - СПб.: Питер,2002. -461 с.

3. Васёва О.Х. Мотивация персонала в практике управления современной образовательной организацией / О.Х. Васёва, П.Ю. Романов, В.А. Беликов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№62-1.-С. 69-72.

4. Донина И.А. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.

5.Куралева А.Ю. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации / А.Ю. Куралева, Э.Э. Абибуллаева // Педагогический вестник. - Научный журнал: -Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018,-Вып. 4. - С. 35-38.

6. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.

7. Певзнер М.Н. Менеджмент многообразия: учеб. пособие / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, И.А. Донина,

B.В. Стадник, У. Альгермиссен. - Великий Новгород, 2017. -451 с.

8. Шерайзина Р.М. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, Н.В. Александрова // Человек и образование. - 2017. -№ 2 (51). - С. 9-14.

УДК:37.017

ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск); учитель-дефектолог Образцова Елена Вячеславовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

Постановка проблемы. В современной России инклюзивное образование является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребёнка на образование [2]. Однако, во многих российских школах бытует мнение, что требования, предъявляемые к совместному обучению здоровых детей и детей с ОВЗ, сложно реализовать на практике [1]. В педагогической и родительской среде достаточно распространены предрассудки, связанные с включением детей с особенностями развития в систему общего образования. Вместе с тем, практика показывает, что барьеры не столь существенны, и в любой российской школе можно создать условия для равноправного включения в учебу и общественную жизнь каждого учащегося.

Целью статьи является распространения позитивного опыта инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Североморская школа полного дня».

Изложение основного материала исследования. Практику инклюзивного образования школа начала в 2013 году, когда Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида было преобразовано в общеобразовательное учреждение. В тот период обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществлялось только в специальных (коррекционных) классах и индивидуально на дому. В 2015 году в школе появляются классы, где дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются вместе со здоровыми сверстниками.

В настоящий момент в школе обучается 199 детей, из них 119 (59,8%) детей с ОВЗ, из которых 39 детей-инвалидов. На уровне начального общего образования из 87 школьников обучается 60 детей с инвалидностью

и ОВЗ (68,9%), на уровне основного общего образования из 105 обучающихся - 52 (49,5%), в коррекционных классах с углубленной трудовой подготовкой (10-11 классы) из 7 обучающихся - 7 человек (100%). Среди детей с ОВЗ 21% - дети с задержкой психического развития (ЗПР), 11,8% - дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), по 1,68% - дети с нарушениями слуха и расстройством аутистического спектра (РАС), 35,5% детей имеют умственную отсталость, 27,7% - тяжелые множественные нарушения (ТМН). К школе прикреплены 5 детей-инвалидов, осваивающих образовательную программу в форме семейного образования.

В школе реализуются различные модели инклюзии: точечная (обучение и воспитание детей-инвалидов по индивидуальным образовательным маршрутам, индивидуальное обучение на дому) - 12 человек, полная (обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе) - 40 человек, частичная инклюзия (обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в коррекционных классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) - 67 человек.

Важнейшим условием обеспечения инклюзивного образования является создание безбарьерной школьной среды [4]. Реализуя данное условие, в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в образовательном учреждении разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. По итогам обследования объекта доступности (от 15.02.2019 г.) установлено: доступность для всех категорий - условно доступно, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - частично доступно, для основной категории детей и детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - доступно полностью. В школе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ есть возможность беспрепятственного доступа: крыльцо имеет специальный пандус; входная группа с широкими дверными проемами, удобными для открывания дверьми; на входе в школу установлена кнопка вызова помощника; желтым цветом выполнена маркировка первой и последней ступени лестниц; пути движения внутри здания, пути эвакуации обозначены специальными знаками и доступны всем участникам образовательного процесса; оборудован санузел для инвалидов и маломобильных групп населения; информация на всех вывесках дублируется шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Школа обладает современной материально-технической базой. Кабинеты специалистов оснащены оргтехникой и оборудованием для индивидуальных и групповых занятий. Кабинеты логопедов оснащены дидактическими играми и пособиями, компьютерными обучающими программами. Кабинет дефектолога оборудован многофункциональным комплексом для инвалидов «Дон», комплектом коммуникативных и сенсорных игрушек. Кабинеты педагогов-психологов оснащены стандартизированным бланковым диагностическим материалом фирмы «Иматон», комплексом Effecton Studio («Психология в школе»), многофункциональной (гибридной) компьютерной диагностической системой Psychometric Expert. Для детей, испытывающих затруднения в вербальном общении приобретены коммуникативные книги (папки для карточек PECS), для детей-инвалидов - набор для игры Бочча, снегоступы. В школе оборудованы тренажерный зал, сенсорная, шунгитовая и мягкая комнаты. Библиотека обеспечена специальными учебниками и учебными пособиями для детей с ОВЗ.

Следующим немаловажным условием для развития инклюзивного образования является кадровое обеспечение сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ [1; 5]. Так, в школе работает 29 педагогов, из них 12 специалистов (41,4%). На одного специалиста приходится 10,8 детей с ОВЗ. Администрация школы создает условия для непрерывного профессионального развития педагогов: 7 педагогических работников (24,1%) прошли переподготовку по программе дополнительного профессионального образования по специальности «Педагог-дефектолог» и «Учитель-дефектолог». 72,4% педагогических работника прошли курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инклюзивного образования.

Координирует работу по инклюзивному образованию Служба сопровождения, деятельность которой осуществляют: заместитель директора по УВР, курирующий инклюзивное образование, 2 педагога-психолога, 3 учителя-дефектолога, 4 учителя-логопеда, 1 социальный педагог, 1 тьютор, 1 медицинская сестра. Доля специалистов службы сопровождения относительно общего педагогического состава составляет 41,4%. Большую роль в обеспечении комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ играет школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПк). Специалисты ШПМПк тесно взаимодействуют с территориальной и областной комиссиями по вопросам выполнения рекомендаций по созданию специальных условий получения образования детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Нормативно-правовую базу инклюзивного образования в школе обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации. Инклюзивный процесс и работу с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами регламентируют: Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Североморская школа полного дня», Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, Положение о социально-психологической службе, Положение о работе учителя-дефектолога, Положение о логопедическом пункте, Положение об организации работы тьютора.

Школа активно демонстрирует формирование инклюзивной политики, культуры и развитие инклюзивной практики через разработанную Концепцию реализации инклюзивного образования в МБОУ «Североморская школа полного дня». В ее основе лежит идея создания адаптивной и развивающей среды, обеспечивающей развитие каждого субъекта (ребенка, родителей, педагога). Концепция содержит совокупность ведущих идей, обоснование подходов и принципов создания среды, цели, задачи, подробное описание практики инклюзии.

Программно-методическое обеспечение инклюзивной практики ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися школы. В рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе реализуются: ООП НОО, ООП ООО, АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и 7.2), АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1), АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1), АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1), АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), СИПР, АООП общего

образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (специальных (коррекционных) классов школы VIII вида).

Для каждого ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида на основе заключений ЦПМПК, ТПМПК, с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) разрабатывается и реализуется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), включающий создание специальных образовательных условий и мониторинг психолого-педагогического развития.

Важной частью общеобразовательных программ являются коррекционно-развивающие программы индивидуальной и групповой работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами узких специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов) [3]. Во взаимодействии с ГОБУМОЦППМС-помощи реализуются программа социально-правового просвещения для детей с ограниченными возможностями здоровья «Найс (это интересно)» и коррекционно-развивающая программа для детей школьного возраста с низким уровнем развития коммуникативных умений и навыков «Мы в мире общения» (для детей 8-12 лет). В рамках работы классных руководителей действует программа занятий по пониманию инвалидности «Уроки доброты» (разработчик РООИ «Перспектива»), Достижению положительного результата в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов также способствует их активное участие в освоении Программ внеурочной деятельности и дополнительного образования (фотокоружок «Мир в кадре», ансамбль «Морошечка», кружок робототехники, объединение «Резьба по дереву).

Школа активно взаимодействует с родителями как субъектами образовательного процесса. Специалистами школы в системе проводятся тематические групповые и индивидуальные консультации для родителей (включая родителей детей, находящихся на семейном обучении) по актуальной тематике: адаптация к обучению в школе; практические рекомендации по общению с ребенком ОВЗ и ребенком-инвалидом; индивидуальные особенности ребенка, влияющие на обучение.

Одним из путей реализации инклюзивного образования является налаживание эффективного социального партнерства [1]. По вопросам оказания консультативно-методической помощи школа сотрудничает с областными ресурсными центрами. В вопросах воспитания и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ налажено сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, дополнительного образования, общественными организациями. Всего школой заключено 12 договоров о сотрудничестве.

Реализация системной работы в области инклюзивного образования дает свои итоги.

Обучающиеся школы, в том числе дети с ОВЗ и дети-инвалиды активно участвуют в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и спортивных соревнованиях, становятся победителями и призерами. В 2018 г. обучающийся школы стал победителем регионального этапа чемпионата «Абилимпикс» и принял участие IV Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в г. Москва. В 2018 и 2019 г. по два обучающихся с ОВЗ проходили отбор в сборную команду Мурманской области для участия во Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам в рамках программы «Специальная Олимпиада России». Педагоги школы распространяют опыт по инклюзивному обучению. На базе школы создана городская творческая лаборатория «Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Педагоги школы являются руководителями городских ВТК «Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» и «Апробация дополнительной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ «Играем в бочче»».

Выводы. Подводя итог, отметим, что системная политика школы в области инклюзивного образования, включающая создание доступной среды, кадровое, нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение, развитие социального партнерства ведет к формированию в школе инклюзивной культуры, проявляющуюся в особой атмосфере, показатели которой формализуются в таких категориях как отношения, ценности, сплоченность.

Аннотация. В статье представлен позитивный опыт организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Североморская школа полного дня».

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article présents a positive experience in organizing the inclusive éducation of children with disabilities in the municipal budgetary educational institution "Severomorskay Full Day School".

Keywords: inclusive éducation, children with disabilities.

Литература:

1. Афонина B.B. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / В.В. Афонина, И.А. Донина, С.Д. Зиновьева, А.В. Румянцева, Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования: коллективная монография. - Ульяновск, 2016. - С. 45-56.

2. Донина И.А. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.

3. Слюсарская Т.В. Адаптация детей с задержкой психического развития к условиям инклюзивного образования / Т.В.Слюсарская, Б.Б.Киселева, Ю.В.Федоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. - С. 297-300.

4. Шерайзина Р.М. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, Н.В. Александрова // Человек и образование. - 2017. -№ 2 (51). - С. 9-14.

5.Юмашина Ю.Ю. Формирование новых компетенций у учителя начальной школы в условиях инклюзии / Ю.Ю. Юмашина // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 3. - С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.