Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОГЕННЫЙ / МЕНЕДЖМЕНТ МНОГООБРАЗИЯ / ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ / HETEROGENEOUS / DIVERSITY MANAGEMENT / INTERNAL MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна

В статье описана проблема гетерогенной образовательной организации и пути решения с помощью внутреннего маркетинга организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL MARKETING AS A WAY TO SOLVE THE PROBLEM OF HETEROGENEOUS ORGANIZATION

The article describes the problem of heterogeneous educational organization and ways to solve it with the help of internal marketing of the organization.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Ключевые слова: дистанционное обучение, платформа Учи.ру, платформа ЯКласс, платформа Дневник.ру.

Annotation. The article provides an analysis of platforms for the implementation of distance learning in school.

Keywords: distance learning, platform uchi.ru, platform YaClass, platform dnevnik.ru.

Литература:

1.БолкуновИ.А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля / И.А. Болкунов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 33-36.

2. Горбунова Н.В. Особенности и преимущества дистанционного образования / Н.В. Горбунова // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 6. -С. 18-19.

3. ДонинаИ.А. Технологии "смешанного обучения" в процессе профессиональной подготовки будущих магистров - образовательных менеджеров / И.А. Донина // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 3 (35). - С. 362-367.

4. Донина И.А. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога / И.А. Донина, Л.В. Тайкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6,- С. 865.

5.ДонинаИ.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей / И.А. Донина // Международный журнал экспериментального образования. -2011,-№6,-С. 34-35.

6. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.

7. Овсянников В.И. Дистанционное образование: теоретические проблемы и противоречия / В.И. Овсянников // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. Бжегодник № 7. - М. 1999.

УДК: 371.3

ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород);

учитель математики Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 17» (г. ВеликийНовгород)

Постановка проблемы. Проблема профессионального развития педагогического персонала школы как гетерогенной организации на современном этапе актуально не только для России, но и других стран мира. Обусловлена она влиянием усиления миграционных процессов, развитием инклюзивного образования в школе, наличием в школе детей, как с ограниченными способностями, так и творчески одаренных детей.

Изложение основного материала исследования. Само понятие «гетерогенный» переводится как неоднородный, разный по своему составу.

Гетерогенность также свойственна и школе, причем в последнее время происходит ее усиление за счет инклюзии в образовании. Так, например, у школьников она выражается в выделении групп: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, многонациональность в классах, разное социальное происхождение и т.д. У педагогов также можно наблюдать гетерогенность: по различной степени квалификации, по социальному положению, по занимаемой должности, возрасту, национальности. Отсюда возникает вопрос, как помочь современной школе выполнять поставленные требования об обеспечении процесса инклюзии различных социальных групп в единое образовательное сообщество [4; 6; 7; 8].

В данной ситуации огромный груз ответственности ложится на плечи директора образовательного учреждения. В его компетенции подбор квалифицированного персонала, постоянного его развития за счет тренингов, курсов и т.п. Потому что только все вместе, с высоким уровнем профессионализма педагоги найдут пути решения поставленных задач, освоении новых технологий и форм обучения вышеназванных категорий обучающихся [3; 5].

Руководитель гетерогенной образовательной организации должен эффективно организовать работу внутри педагогического коллектива. При этом он сталкивается со следующими группами проблем:

- общеуправленческие: руководитель в любой спорной управленческой ситуации должен владеть современными приемами, методами и средствами для решения конкретных проблем.

- научно-теоретические: руководителю необходимы знания основ психологии, этнопедагогики, билингвизма, межкультурной коммуникации.

- коммуникативные: руководитель должен организовывать эффективное взаимодействие педагогов, учеников и их родителей, организовывать их совместную деятельность доя достижения целей образовательной организации.

- психолого-педагогические: для эффективной работы с гетерогенным коллективом: педагоги, учащиеся; руководитель должен знать их психологические особенности, их психологические закономерности обучения, развития, адаптации, социализации [7].

Основная цель менеджмента многообразия - эффективное использование индивидуальных компетенций и опыта сотрудников, интеграции опыта взаимодействия с различными гетерогенными группами [7]. То есть в данной ситуации необходим маркетинговый подход к управлению образовательной организацией.

Согласно точке зрения М.Бейкера «Внутренний маркетинг - это процесс определения, установления, поддержки, расширения и, при необходимости завершения взаимоотношений с сотрудниками и другими внутренними потребителями на всех уровнях организации, с целью удовлетворения требований всех задействованных сторон, что достигается посредством обмена взаимными обязательствами и их исполнения. Внутренний маркетинг нужно рассматривать не только как совокупность отношений между менеджерами и

сотрудниками организации, но и как управление всеми взаимоотношениями, существующими на внутреннем рынке на всех уровнях организации» [2].

В образовательной организации концепция внутреннего маркетинга предполагает взаимоотношения организации и потребителей ее услуг. Школа предлагает конкретный «продукт», определенную должность со своими правами и обязанностями, а «клиент» приобретает данный товар, оплачивая его своей трудовой деятельностью. Тогда клиент удовлетворяет свои потребности за счет благоприятных условий труда, заработной платой, климатом в коллективе.

Выводы. Таким образом, внутренний маркетинг образовательной организации ориентирован на обеспечение эффективного выполнения сотрудниками поставленных задач.

Внутренний маркетинг позволяет правильно организовать работу персонала, обеспечить его профессиональное развитие, эффективно мотивировать на выполнение той или иной деятельности. Это система отношений с педагогическим персоналом гетерогенной образовательной организации позволяющая обеспечить высокое качество образовательных услуг.

Аннотация. В статье описана проблема гетерогенной образовательной организации и пути решения с помощью внутреннего маркетинга организации.

Ключевые слова: гетерогенный, менеджмент многообразия, внутренний маркетинг.

Annotation. The article describes the problem of heterogeneous educational organization and ways to solve it with the help of internai marketing ofthe organization.

Keywords: heterogeneous, diversity management, internai marketing.

Литература:

1. Афонина B.B. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / В.В. Афонина, И.А. Донина, С.Д. Зиновьева,

A.В. Румянцева, Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования: коллективная монография. - Ульяновск, 2016. - С. 45-56.

2. Бейкер М.Дж. Теория маркетинга / М.Дж. Бейкер, М. Сарен, Б. Джонс, и др.; Пер. с англ. - СПб.: Питер,2002. -461 с.

3. Васёва О.Х. Мотивация персонала в практике управления современной образовательной организацией / О.Х. Васёва, П.Ю. Романов, В.А. Беликов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№62-1.-С. 69-72.

4. Донина И.А. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.

5.Куралева А.Ю. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации / А.Ю. Куралева, Э.Э. Абибуллаева // Педагогический вестник. - Научный журнал: -Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018,-Вып. 4. - С. 35-38.

6. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.

7. Певзнер М.Н. Менеджмент многообразия: учеб. пособие / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, И.А. Донина,

B.В. Стадник, У. Альгермиссен. - Великий Новгород, 2017. -451 с.

8. Шерайзина Р.М. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, Н.В. Александрова // Человек и образование. - 2017. -№ 2 (51). - С. 9-14.

УДК:37.017

ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск); учитель-дефектолог Образцова Елена Вячеславовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

Постановка проблемы. В современной России инклюзивное образование является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребёнка на образование [2]. Однако, во многих российских школах бытует мнение, что требования, предъявляемые к совместному обучению здоровых детей и детей с ОВЗ, сложно реализовать на практике [1]. В педагогической и родительской среде достаточно распространены предрассудки, связанные с включением детей с особенностями развития в систему общего образования. Вместе с тем, практика показывает, что барьеры не столь существенны, и в любой российской школе можно создать условия для равноправного включения в учебу и общественную жизнь каждого учащегося.

Целью статьи является распространения позитивного опыта инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Североморская школа полного дня».

Изложение основного материала исследования. Практику инклюзивного образования школа начала в 2013 году, когда Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида было преобразовано в общеобразовательное учреждение. В тот период обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществлялось только в специальных (коррекционных) классах и индивидуально на дому. В 2015 году в школе появляются классы, где дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются вместе со здоровыми сверстниками.

В настоящий момент в школе обучается 199 детей, из них 119 (59,8%) детей с ОВЗ, из которых 39 детей-инвалидов. На уровне начального общего образования из 87 школьников обучается 60 детей с инвалидностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.