Научная статья на тему 'Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования'

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2382
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОГОПЕД / ДЕФЕКТОЛОГ / ТЬЮТОР / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / CHILDREN WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / SPEECH THERAPIST / THERAPIST / TUTOR / SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касумова З. Н., Феталиева Л. П.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ве-дущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно раз-вивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способно-сти к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касумова З. Н., Феталиева Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE TEACHER-SPEECH THERAPIST IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Inclusive education in Russia increasingly takes a leading position in the education of children with disabilities (HIA) in the education system, as well as in other countries of the world, we mean the inclusion in the unified educational process of all children (typically developing students and children with disabilities), recognition of the value of their differences and learning abilities, individual and differentsirovaniya the approaches that are most appropriate for each child way.

Текст научной работы на тему «Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования»

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Касумова З.Н. ст. преп. ПЦК гуманитарных дисциплин,

Феталиева Л.П., к. фил. н., доцент кафедры педагогики и психологии,

e-mail:laura-p888@mail.ru ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, логопед, дефекто-лог, тьютор, социально-педагогическая работа.

THE WORK OF THE TEACHER-SPEECH THERAPIST IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Kasumawa Z.N., senior lecturer of the PTSK the gumanitarian disciplines, Fatalieva L.P., C. Phil. D., associate Professor of the Department of pedagogy and psychology, e-mail:laura-p888@mail.ru ChOO VO "Social pedagogical institute", Derbent

Abstract. Inclusive education in Russia increasingly takes a leading position in the education of children with disabilities (HIA) in the education system, as well as in other countries of the world, we mean the inclusion in the unified educational process of all children (typically developing students and children with disabilities), recognition of the value of their differences and learning abilities, individual and differentsirovaniya the approaches that are most appropriate for each child way.

Key words: children with disabilities, inclusive education, speech therapist, therapist, tutor, social-pedagogical work.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжа-нова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шмат-ко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное сопровождение ребенка учителем - логопедом и педагогом психологом

Диагностическое:

- определение уровня речевого и психологического развития ребенка;

- анализ полученных результатов.

Коррекционно - развивающее:

- личностно - ориентированный подход;

- принципы системности;

- учет структуры дефекта.

Аналитическое

- выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;

- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии - словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.

Например, планирование коррекционно - развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР - III уровня состоит из трех модулей:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой - то задачей

справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сокра-

тить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс кор-рекционно - логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно - ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно - логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 - 30 мин). Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

- использование компьютерных технологий и технических средств обучения

и т.д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология Способы реализации

Диалогового обучения Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно-компьютерного обучения Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здо-ровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги - это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Таким образом, можно полагать, что работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования будет способствовать оптимизации процесса обучения, воспитания, сохранения здоровья и дальнейшей социализации учащихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Литература:

1. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2011, №2.

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедическая гимнастика. Издательский дом «Литера». - М. 2007.

3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Издательство: Владос. - М. 2008.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Издательство: Книга по Требованию. - М. 2012.

5. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1.

6. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизно-шения. Издательство: Детство-Пресс. - М. 2006.

Literature:

1. Velichova D. S. the Development of inclusive education in Russia / Bulletin of the Dagestan state pedagogical University. - 2011, №2.

2. Vorobyeva T. A., Krupanek O. I. Speech therapy exercises. Publishing house "Litera". - M. 2007.

3. Inshakov O. B. Album for a speech therapist. Publisher: Vlados. - M. 2008.

4. Mess G. A. preschool children with impaired speech. Publisher: Book on Demand. - M. 2012.

5. Malofeev N. N. The basic model of integrated education // Defectology. 2008. No. 1.

6. Smirnova I. A. Speech therapy album for examination of defects. Publisher: Childhood-Press. - M. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.