Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО» БУДУЩИМ МЕНЕДЖЕРАМ СПОРТА'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО» БУДУЩИМ МЕНЕДЖЕРАМ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушина Валерия Валерьевна, Петренко Дмитрий Андреевич, Магин Владимир Алексеевич

В статье рассмотрены способы применения цифровых инструментов, направленных на повышения интерактивности занятий в высшей школе, на примере дисциплины «Спортивное волонтёрство». Проанализированы информационные ресурсы и выявлены кейсы применения "сквозных" технологий РФ и мире. Продемонстрирована практика применения современных технологических трендов, "сквозных" технологий в рамках предмета изучения дисциплины «Спортивное волонтёрство». Также говорится о разработанных и уже применённых инструментах (опросах, квизах, викторинах, симуляторах и др.) для включения в учебный процесс по данной дисциплине. В статье делается вывод о том, что интерактивная структура общения, а именно организация деятельности учащихся на занятиях, повышает уровень заинтересованности и вовлечённости студентов, влияет на мотивацию и создаёт необходимую среду для достижения эффективности образовательного процесса. Применение конкретных цифровых технологий позволяет сформировать чёткое представление о функционале спортивного волонтёра, что позволяет будущему спортивному менеджеру развить управленческие и межличностные навыки, навыки принятия решений. Целью статьи является рассмотрение применения современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Спортивное волонтёрство» будущим специалистам, которые выбрали своим основным видом профессиональной деятельности работу в индустрии спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушина Валерия Валерьевна, Петренко Дмитрий Андреевич, Магин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE "SPORTS VOLUNTEERING" FOR FUTURE MANAGERS SPORTS

The article considers the ways of using digital tools aimed at increasing the interactivity of classes in higher education, using the discipline "Sports volunteering" as an example. Information resources are analyzed and cases of application of "end-to-end" technologies of the Russian Federation and the world are revealed. The practice of applying modern technological trends, "cross-cutting" technologies within the subject of study of the discipline "Sports volunteering" is demonstrated. It also talks about the developed and already applied tools (surveys, quizzes, quizzes, simulators, etc.) for inclusion in the educational process in this discipline. The article concludes that the interactive organization of students' activities in the classroom increases the level of interest and involvement of students, affects motivation and creates the necessary environment to achieve the effectiveness of the educational process. The use of specific digital technologies makes it possible to form a clear idea of the functionality of a sports volunteer, which allows the future sports manager to develop managerial and interpersonal skills, as well as decision-making skills. The purpose of the article is to consider the use of modern information technologies in the process of teaching the discipline "Sports volunteering" to future specialists who have chosen their main type of professional activity to work in the sports industry.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО» БУДУЩИМ МЕНЕДЖЕРАМ СПОРТА»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Грушина Валерия Валерьевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Петренко Дмитрий Андреевич Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий физической культуры и спорта Магин Владимир Алексеевич Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО» БУДУЩИМ МЕНЕДЖЕРАМ СПОРТА

Аннотация. В статье рассмотрены способы применения цифровых инструментов, направленных на повышения интерактивности занятий в высшей школе, на примере дисциплины «Спортивное волонтёрство». Проанализированы информационные ресурсы и выявлены кейсы применения "сквозных" технологий РФ и мире. Продемонстрирована практика применения современных технологических трендов, "сквозных" технологий в рамках предмета изучения дисциплины «Спортивное волонтёрство». Также говорится о разработанных и уже применённых инструментах (опросах, квизах, викторинах, симуляторах и др.) для включения в учебный процесс по данной дисциплине. В статье делается вывод о том, что интерактивная структура общения, а именно организация деятельности учащихся на занятиях, повышает уровень заинтересованности и вовлечённости студентов, влияет на мотивацию и создаёт необходимую среду для достижения эффективности образовательного процесса. Применение конкретных цифровых технологий позволяет сформировать чёткое представление о функционале спортивного волонтёра, что позволяет будущему спортивному менеджеру развить управленческие и межличностные навыки, навыки принятия решений. Целью статьи является рассмотрение применения современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Спортивное волонтёрство» будущим специалистам, которые выбрали своим основным видом профессиональной деятельности работу в индустрии спорта.

Ключевые слова: спортивное волонтёрство, преподавание, цифровые технологии, интерактивные технологии, менеджмент.

Annotation. The article considers the ways of using digital tools aimed at increasing the interactivity of classes in higher education, using the discipline "Sports volunteering" as an example. Information resources are analyzed and cases of application of "end-to-end" technologies of the Russian Federation and the world are revealed. The practice of applying modern technological trends, "cross-cutting" technologies within the subject of study of the discipline "Sports volunteering" is demonstrated. It also talks about the developed and already applied tools (surveys, quizzes, quizzes, simulators, etc.) for inclusion in the educational process in this discipline. The article concludes that the interactive organization of students' activities in the classroom increases the level of interest and involvement of students, affects motivation and creates the necessary environment to achieve the effectiveness of the educational process. The use of specific digital technologies makes it possible to form a clear idea of the functionality of a sports volunteer, which allows the future sports manager to develop managerial and interpersonal skills, as well as decision-making skills. The purpose of the article is to consider the use of modern information technologies in the process of teaching the discipline "Sports volunteering" to future specialists who have chosen their main type of professional activity to work in the sports industry.

Key words: sports volunteering, teaching, digital technologies, interactive technologies, management.

Введение. Внедрение современных технологий в процесс обучения в высшей школе является одним из самых эффективных способов организации работы со студентами, с целью максимального погружения в азы любой гуманитарной дисциплины. Используя комбинацию основных элементов любого практического занятие со студентами - соблюдение позитивной установки, интерактивной структуры общения, честность, требовательность и справедливость преподавателя, а также использование современных цифровых инструментов - повышает интерактивность занятия и демонстрирует повышенный интерес к получению знаний и необходимых навыков у студентов.

Задачей настоящей статьи является наглядная демонстрация применения цифровых инструментов в процессе преподавания дисциплины «Спортивное волонтёрство» для будущих спортивных менеджеров, позволяющих повысить эффективность успешного восприятия и освоения материала обучающимися. Данные технологии позволяют улучшить понимание между преподавателем и студентами, что благотворно сказывается на результатах освоения дисциплины студентами и развитии профессиональных навыков у преподавателя [5-7].

В статье продемонстрированы конкретные инструменты, которые были разработаны и применены авторами с целью повышения качества преподавания дисциплины «Спортивное волонтёрство». Необходимость использования современных цифровых инструментов в процессе преподавания продиктована стремительным техническим процессом, который побуждает преподавателей развивать свои профессиональные компетенции, с целью извлечения максимального потенциала из студентов.

Стремление преподавателей использовать интерактивные методы обучения демонстрирует неутомимое рвение достижения новых профессиональных высот. В свою очередь студенты активнее взаимодействуют с более прогрессивными преподавателями, что благоприятно сказывается на результатах обучения.

Изложение основного материала статьи. Использование цифровых методов в процессе преподавания в России является необходимостью и преимуществом для всей системы образования. Комплексное оснащение образовательных учреждений создаёт все необходимые условия для внедрения и использования современных информационных технологий в процессе преподавания.

Требования к рабочим программам дисциплин также актуализированы и включают в себя использование необходимого оснащения учебного помещения для предоставления качественного обучающего материала. В таких прогрессивных условиях необходимо переформатировать некоторые элементы практического занятия, а именно придать новую форму известным инструментам, преобразив их в цифровые. Исключаем необходимость печатать тестовые бланки/кроссворды и раздавать печатные экземпляры студентам, также использование пишущих предметов не является обязательным условиям проведения испытательных мероприятий.

В данной статье в качестве примера внедрения современных цифровых технологий в процессе преподавания мы будем использовать целый ряд доступных цифровых инструментов. Рассмотрим то, как организована часть практического занятия со студентами, изучающими дисциплину «Спортивное волонтёрство».

Первый из рассматриваемых авторами инструментов является онлайн конструктор тестов, опросов и кроссвордов «Online Test Pad» [3]. С помощью онлайн конструктора у студентов появилась возможность выполнить кроссворд с использованием телефона или компьютера.

Доступность и беспрепятственная возможность заполнения клеток кроссворда с помощью мобильного устройства, позволяет студентам дисциплины «Спортивное волнтёрство» узнать, например, интересные факты о прошедших спортивных событиях в России и в мире, таких как Олимпийские Игры, Чемпионат мира по футболу, Универсиада и т.д., также проверить насколько хорошо они усвоили пройденный материал по первым трём темам дисциплины:

Тема 1. Спортивное волонтерство: основные понятия и характеристика.

Тема 2. Эволюция развития спортивного волонтерства.

Тема 3. Обязанности и функционал спортивных волонтеров.

Данный онлайн конструктор позволяет с лёгкостью создать макет кроссворда. Помимо кроссворда, с помощью «Online Test Pad», авторами были созданы тесты с задания следующих типов:

1. Закрытое тестовое задание.

2. Открытое тестовое задание (с одним, несколькими вариантами правильных ответов).

3.Тестовое задание на установление соответствия.

4. Тестовое задание на установление правильной последовательности.

5. Компетентностные задания.

£ Одиночный выбор +

Множественный выбор +

с® Весд числа +

с® Весд текста +

Ш Ответ в свободной форме +

Н Установление п оследоват... +

<р Установление соответствий +

с® Заполнение пропусков (ло... +

= Заполнение пропусков (сп... +

Интерактивный дикгакт +

Рисунок 1. Фрагмент рабочего поля для составления тестовых упражнений 4 ^ 4ю27

Цепь» Олимпийского комитета России является ,., (выберите один вариант ответа)

О Подготовка олимпийского резерва

Ф Обесгтнче ние еди ной п олитики развития спорта высших /юстакен ий

О Подготовка олимпийских команд

О Представительская функция на Олимпийских играх

«1 *

Рисунок 2. Пример открытого тестового задания

Установите соответствие

5 из 25

Олимпийские 3 I 1 виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие

виды спорта -

Национальные 1 | виды спорта -

Неопимпийше 2 I виды спорта-

социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного региона государства.

2 виды спорта, признанные в качестве официальных видев спорта, развиваемые на территории государств, но не входящие в программу летних и зимних олимпийских игр.

3 виды спорта, признанные Международным олимпийским комитетом и входящие в программу летних и зимних олимпийских игр.

Рисунок 3. Пример тестового задания на установление соответствия

Одно из преимуществ онлайн конструктора заключается в том, что результаты пройденного студентом интерактивного задания приходят на почту преподавателю благодаря удобной форме регистрации и прогресс всех его студентов отображается у преподавателя в личном кабинете.

Форма регистрации:

ФИО:

Группа: П, ШШ

Дата выполнения теста: 14.02.2023

Результат теста:

Количество правильных ответов: 20 Процент правильных ответов (%): 80

Ссылка на результат

С уважением, Ваш Online Test Pad.

Рисунок 4. Результаты выполнения тестовых заданий студентами

Ещё одним цифровым инструментом является сервис для викторин «QUIZIZZ» [4], который позволяет преподавателям создать здоровую конкурентную среду во время занятия, побуждая студентов соревноваться друг с другом, стремясь получить наивысшее количество очков за участие в викторине по теме «Система отбора, обучения и подготовки спортивных волонтеров».

Как показывает наш опыт преподавания дисциплины «Спортивное волонтерство», включение в учебный процесс соревновательный элемент средствами викторины очень активизирует студентов, вызывает у них неподдельный интерес и привлекает к такому виду деятельности, как управление спортивными волонтерами, что крайне важно современному спортивному менеджеру.

Рисунок 5. Результаты участия студентов в викторине в процессе обучения [1]

В рамках данной статьи выделим ещё ряд инструментов, которыми пользуются участники практического занятия в процессе обучения:

1. Онлайн доска PADLET ( https://padlet.com/dashboard).

2. Онлайн-сервис для создания профессиональной инфографики Venngage (https://ru.venngage.com/).

3. Веб-приложение для создания бизнес презентаций Piktochart (https://piktochart.com/templates/education/).

4. Виртуальная доска Miro (https://miro.com/ru/).

5. Быстрый конструктор онлайн курсов (https://www.ispring.ru/ispring-suite).

6. Озвучка текста голосами нейросетей (https://texttospeech.ru/).

7.

Рисунок 6. Фрагмент использование онлайн доски в процессе преподавания

Все вышеперечисленные цифровые инструменты позволяют создать уникальную атмосферу во время занятия, так как студенты могут беспрепятственно справиться с любым интерактивным заданием. Студенты создают диалоговый тренажёр, используя быстрый конструктор онлайн курсов и ресурс по озвучке текста; создают презентацию с результатами исследования, используя Venngage и Piktochart; занимаются командной проектной деятельностью на платформе виртуальной доски Miro или Padlet.

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы о том, что для большей вовлечённости студентов в процесс обучения необходимо смело применять новые цифровые инструменты, использование которых позволяет повысить эффективность работы со студентами на практическом занятии. Важным показателем успешного внедрения цифровых технологий в процесс обучения является обратная связь студентов и диагностическое тестирование обучающихся (срез остаточных знаний).

На примере дисциплины «Спортивное волонтёрство» [8] авторами были показаны информационные инструменты, применяемые в процессе преподавания, которыми следует пользоваться для достижения наилучшего результата освоения материала будущими менеджерами спортивной индустрии.

Литература:

1. Индийская компания по разработке программного обеспечения для образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizizz.com/admin (дата обращения: 22.02.2023).

2. Квиз: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizizz.com/admin/reports/63f3a97dd9877c001dd56081/players (дата обращения: 22.02.2023).

3. Конструктор кроссвордов. Кроссворд «Спортивное волонтёрство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlinetestpad.com/sq4cuvb7darjc (дата обращения: 22.02.2023).

4. Конструктор тестов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlinetestpad.com/ (дата обращения: 22.02.2023).

5. Краснова, М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля "Спортивный менеджмент" к организации деятельности спортивных волонтёров / М.Ю. Краснова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 168-170

6. Краснова, М.Ю. Опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству / М.Ю. Краснова, Н.У. Ярычев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 186-189

7. Краснова, М.Ю. Реализация волонтерских программ в отечественной и зарубежной практике / М.Ю. Краснова, Д.А. Петренко, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 254-256

8. Леднев, В.А. Волонтер - настоящее лицо Игр в Сочи / В.А. Леднев // Качество образования. - 2014. - №3. -С. 52-55

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры физического воспитания Дубров Алексей Александрович

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основы инклюзивного образования. Конкретно, изучаются соответствующая терминология, представления об инклюзивности на современном этапе развития российского образования, нормативно-правовые аспекты образовательной инклюзии, а равно особые образовательные потребности обучающихся. Исследование производится в контексте опыта профессионального сообщества, как российского, так и международного. Повышение потребности в качественном обучении детей с ОВЗ, с одной стороны, и ограниченный ресурс квалифицированных преподавателей в данной сфере, с другой стороны, детерминируют поиск новых подходов к реализации программ инклюзивного образования. Основной целью их внедрения должно стать качественное осуществление учебно-воспитательного процесса, ориентированного на все категории детей и молодёжи.

Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, преподаватели, компетенции.

Annotation. The article examines the conceptual foundations of inclusive education. Specifically, the relevant terminology, ideas about inclusivity at the present Russian education development stage, regulatory and legal aspects of educational inclusion, as well as the students' special educational needs are studied. The research is carried out in the context of the professional community experience, both Russian and international. The increasing need for high-quality disabled children education, on the one hand, and the limited resource of qualified teachers in this field, on the other hand, determine the search for new approaches to the implementation of inclusive education programs. The main goal of their implementation should be the high-quality implementation of the educational process aimed at all categories of children and youth.

Key words: inclusive education, special educational needs, students with disabilities, disability, teachers, competencies.

Введение. Современная стадия развития человеческого общества связана с существенной интенсификацией научно-технического прогресса (Д.Т. Атнагулов, В.В. Васильев, М.М. Давлетшин, Р.Р. Ибрагимов, М.Х. Муллагулов, Т.С. Набиев, В.Н. Пермяков) [1, С. 112]. В свою очередь, соответствующие процессы способствуют более глубокой интеграции в социум людей с ограниченными возможностями [19]. Она требует внесения определённых изменений в систему образования.

В частности, актуализируется ряд вопросов, связанных с обучением по программам инклюзивного образования (А.Ж. Абиева, С.В. Алёхина, А.А. Аубакирова, Н.Н. Малофеев) [27]. Их успешное решение во многом зависит от определения его концептуальных основ (С.В. Алёхина, А.А. Аубакирова, И.В. Бодрова, Т.С. Набиев, В.Н. Пермяков). Последним посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Говоря об инклюзивном образовании, следует, в первую очередь, принять в расчёт следующие его аспекты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правозащитные;

- практические;

- моральные;

- юридические [7, С. 58].

Первые из перечисленных аспектов нашли своё отражение, например, во Всеобщей декларации прав человека [2]. Кроме того, эти аспекты упоминаются в тексте принятой в 2006 г. международной Конвенции о правах инвалидов [24].

Указанные документы послужили источниками для соответствующего законодательства в ряде стран. Так, в Великобритании после зачитанного в 1978 г. Доклада Уорнока [26], всемирного заявления, озвученного в 1994 г. Саламанке [25] и, в особенности, после ратификации вышеупомянутой Конвенции о правах инвалидов, в этой области фиксируется определённые изменения. Вместо констатации права человека на образование вводится понятие всеобщей правовой презумпции основного образования [18, С. 800]. Исходя из данной концепции, специальные школы и специальные условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.