Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ И ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ И ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Артемьева Наталья Константиновна

Рассмотрены некоторые аспекты эффективного применения информационных технологий в спорте и при организации деятельности спортивных волонтеров. Перед изучением основного предмета уделяется внимание современному состоянию развития физической культуры и спорта в нашей стране. На основании исследования его основных особенностей доказывается необходимость рассмотрения ряда вопросов, имеющих отношение к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере физкультуры и спорта вообще и при организации волонтёрской активности в частности. Затем демонстрируются возможности ИКТ в таких аспектах спортивной и волонтерской деятельности как научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов и волонтеров, использование ИКТ на спортивных соревнованиях, их применение для проведения научных исследований и подготовки теоретических материалов, организация процесса подготовки спортсменов и волонтеров, а также их обучение иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SPORTS AND IN THE ORGANIZATION OF SPORTS VOLUNTEERING

Some effective information technologies using in sports and in organizing the sports volunteers’ activities features are considered. Before studying the main subject, attention is paid to the current physical culture and sports development stage in our country. Based on the its main features study, the necessity of considering a number of issues related to the information and communication technologies (ICT) using in the field of physical education and sports in general and in the volunteer activity organization in particular is proved. Then the possibilities of ICT are demonstrated in such aspects of sports and volunteer activities as scientific and methodological support for the athletes and volunteers training, the use of ICT at sports competitions, their use for scientific research and the theoretical materials preparation, the organization of the athletes and volunteers training process, as well as their foreign languages teaching.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ И ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); студентка 1 курса Артемьева Наталья Константиновна

ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ И ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО

ВОЛОНТЕРСТВА

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты эффективного применения информационных технологий в спорте и при организации деятельности спортивных волонтеров. Перед изучением основного предмета уделяется внимание современному состоянию развития физической культуры и спорта в нашей стране. На основании исследования его основных особенностей доказывается необходимость рассмотрения ряда вопросов, имеющих отношение к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере физкультуры и спорта вообще и при организации волонтёрской активности в частности. Затем демонстрируются возможности ИКТ в таких аспектах спортивной и волонтерской деятельности как научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов и волонтеров, использование ИКТ на спортивных соревнованиях, их применение для проведения научных исследований и подготовки теоретических материалов, организация процесса подготовки спортсменов и волонтеров, а также их обучение иностранным языкам.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивное волонтерство, информационные технологии, образование.

Annotation. Some effective information technologies using in sports and in organizing the sports volunteers' activities features are considered. Before studying the main subject, attention is paid to the current physical culture and sports development stage in our country. Based on the its main features study, the necessity of considering a number of issues related to the information and communication technologies (ICT) using in the field of physical education and sports in general and in the volunteer activity organization in particular is proved. Then the possibilities of ICT are demonstrated in such aspects of sports and volunteer activities as scientific and methodological support for the athletes and volunteers training, the use of ICT at sports competitions, their use for scientific research and the theoretical materials preparation, the organization of the athletes and volunteers training process, as well as their foreign languages teaching.

Key words: physical education, sports, sports volunteering, information technology, education.

Введение. История физической культуры и спорта Российской Федерации в первой четверти XXI в. во многом связана с организацией мероприятий по подготовке и проведению целого ряда крупных международных событий. К таковым относятся:

- чемпионаты мира по фигурному катанию в 2005 и 2011 гг.;

- чемпионат мира по хоккею с шайбой в 2007 г.;

- финал Лиги чемпионов по футболу в 2008 г.;

- XXII Зимние Олимпийские игры и IX Паралимпийские зимние игры в 2014 г.;

- чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 г.;

- чемпионат мира по футболу в 2018 г. [7, С. 168-169].

Организация такого рода событий, в свою очередь, требует привлечения большого количества квалифицированного обслуживающего персонала. Учитывая их небольшую протяженность во времени и ограниченные бюджеты, целесообразным представляется использование спортивных волонтеров [1, С. 76]. Эти, последние представляют собой полноправную часть команд, занимающихся подготовкой и проведением спортивных событий на различных уровнях, включая международный (И.А. Ерина, А.В. Ермилова, С.В. Кочетова, Е.А. Руцкова) [6, С. 16].

Таким образом, вопросы, связанные с различными аспектами деятельности спортивных волонтеров являются на сегодняшний день весьма актуальными.

С другой стороны, рассматривая процесс развития человеческого общества на протяжении последних десятилетий, нельзя обойти вниманием неуклонный рост той роли, которую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют во всех аспектах его жизни (Л. Лю, Г.А. Пискун, В.К. Попова, Л.Г. Свитич, И.Д. Фомичева, А.А. Ширяева) [9, С. 374]. Не составляют в этом смысле исключения физкультура и спорт (М.Ф. Ежелева, Ю.Д. Клусова, В.С. Медведева) [3, С. 259-260]. В свою очередь, вопросы оптимизации деятельности спортивных волонтеров обладают определённой важностью с точки зрения дальнейшего развития данной сферы. Следовательно, обостряются и проблемы применения ИКТ в ходе организации их активности.

Частичному решению таковых посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Самый ранний случай широкого применения информационных технологий в спорте зафиксирован в 1960 г. Они использовались на VIII Зимних Олимпийских играх для предоставления участникам возможности отслеживать свои результаты по ходу соревнований [2, С. 24-25]. С тех пор их использование в соответствующей сфере является необходимым слагаемым успешности процессов подготовки и проведения спортивных событий.

1992 г. датируется появление письменных требований к спортивным волонтерам. Их можно обнаружить в концепции волонтерства, разработанной в ходе подготовки к проведению олимпиады 1992 г. в г. Барселона [5, С. 51]. В дальнейшем развитие института олимпийских волонтеров в немалой степени способствовало широкому распространению спортивного волонтёрского движения в целом (А.В. Бабаян, Е.А. Глазкова, Е.А. Коган, Т.А. Черепнина, В.З. Юсупов).

В Российской Федерации термин «спортивное волонтерство» широко используется с 2007 г. Именно тогда вступил в силу закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12]. В этом нормативно-правовом акте мы впервые можем встретить упоминания интересующего нас феномена [12].

Таким образом, ИКТ свыше полувека применяются в сфере физической культуры и спорта. При этом спортивное волонтерство, зародившееся в период их бурного развития, и вовсе нельзя представить без широкого использования возможностей, которые предоставляют такого рода технологии (Н.В. Быстрова, Е.А. Глазкова, С.В. Есина, Т.А. Черепнина).

Накопленный за эти годы опыт позволяет с определённой долей уверенности говорить о нескольких сферах применения информационных технологий в практической и теоретической составляющих спорта в целом и деятельности спортивных волонтеров в частности.

Прежде всего, стоит сказать о научно-методическом обеспечении подготовки как спортсменов, так и волонтеров [1, С. 75]. Данная составляющая подразумевает широкую интеграцию информационных технологий в соответствующий процесс [3, С. 260]. Последняя, в свою очередь, связана с применением различных цифровых устройств и их систем в целях контроля и мониторинга прогресса подготовки волонтеров и спортсменов. В число таких приспособлений входят:

- системы, позволяющие оптимизировать ход планирования рассматриваемого процесса [2, С. 25];

- системы виртуальной реальности, позволяющие моделировать и прогнозировать различные ситуации [6, С. 17].

Подобные устройства и их системы позволяют не только получать и исследовать информацию о состоянии

подготовленности соответствующих кадров, но и делать выводы об объеме и эффективности учебных нагрузок.

Далее стоит сказать об использовании ИКТ на спортивных соревнованиях. Как уже говорилось в настоящей статье, сегодня сложно представить процесс организации и проведения сколь-нибудь значимых спортивных событий без использования информационных технологий. В ходе подобных мероприятий необходима чёткая фиксация результатов, являющихся важнейшими показателями при выявлении победителя [7, С. 169].

Стоит сказать и о применении интересующих нас технологий в спорте и при организации спортивного волонтерства для проведения научных исследований и подготовки теоретических материалов [4, С. 28-29]. В данном случае они находят своё применение по ходу решения следующих задач:

- поиск необходимой информации;

- создание нормативно-правовых документов, регулирующих соответствующую деятельность;

- генерация баз данных по актуальным вопросам физического воспитания и спортивного волонтерства;

- автоматизация рутинных процессов [9, С. 375-376].

Также не следует обходить вниманием такую сферу применения этих технологий, как организация процесса подготовки спортсменов и волонтеров. Действительно, сегодня информатизация в сфере образования значительно упрощает подход к обучению (А.В. Ермилова, В.С. Медведева, Л.Г. Свитич, Д.Ф. Телепаева, И.Ф. Файзуллин, В.З. Юсупов, Ф.А. Якупов). Данная тенденция фиксируется в следующих направлениях:

- замена бумажных учебников и учебных пособий электронными;

- организация компьютеризированных учебных курсов;

- применение экспертных систем учебного назначения с элементами искусственного интеллекта [5, С. 50];

- повышение квалификации педагогических работников средствами дистанционного и смешанного обучения [11, С. 127].

Далее, так как деятельность спортивных волонтеров представляется особенно важной в ходе решения проблем организации и проведения международных спортивных событий, то естественным образом обостряется вопрос их обучения иностранным языкам [8, С. 178].

В этой связи, прежде всего, следует отметить, что использование в данном процессе цифровых образовательных технологий позволяет учитывать особенности мышления современных студентов, т.е. представителей того социального слоя, из которого, в первую очередь, осуществляется рекрутинг спортивных волонтеров на современном этапе развития движения [10, С. 58]. Их применение в ходе обучения соответствующего контингента иностранным языкам создаёт возможность для более продуктивного и рационального использования временных ресурсов, что представляется особенно актуальным в условиях ограниченности таковых. Их интеграция в соответствующий процесс позволяет развивать самостоятельность волонтеров, что также немаловажно с точки зрения повышения эффективности работы последних [6, С. 17-18].

Цифровые технологии способствуют реализации ряда методических принципов обучения иностранному языку (Табл. 1).

Таблица 1

Методические принципы, реализации которых благоприятствует применение ИКТ в целях обучения спортивных волонтеров иностранному языку

Наименование Роль ИКТ в процессе реализации данного принципа

Принцип активности Широкое использование рассматриваемых технологий неотъемлемо от самостоятельной обучаемых, связанной с поиском необходимой информации в сети Интернет, выполнению различных заданий и т.д. [4, С. 31].

Принцип наглядности Применение средств ИКТ позволяет наглядно представить разнообразные понятия и абстрактные закономерности из области изучаемого языка [8, С. 180].

Принцип доступности и посильности Применение цифровых технологий расширяет возможности для реализации указанного принципа, т.к. современные программы для компьютеров и мобильных устройств позволяют составлять задания, дифференцируемые по уровню сложности.

Принцип сознательности При помощи ИКТ участники волонтерского движения студент могут оптимальным образом организовывать процесс собственного обучения иностранному языку.

Принцип индивидуализации обучения Применение информационных технологий позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику, учитывающий его индивидуальные возможности [11, С. 128-129].

Сегодня возможности рассматриваемых технологий позволяют формировать аутентичную языковую среду. Это, в свою очередь открывает существенные перспективы для их использования в практике обучения спортивных волонтеров иностранным языкам [10, С. 32]. Кроме того, в такой среде педагоги могут осуществлять обмен опытом, аккумулировать свои инновационные педагогические технологии, идеи и методы (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Л.О. Филатова) [13, С. 245].

Кроме того, использование рассматриваемых технологий в ходе обучения иностранным языкам вызывает неизменный интерес у волонтеров. Таким образом, их усвоение становится интерактивным. Тем самым увеличивается эффективность процесса формирования положительной мотивации учения [11, С. 129]. Её росту также в немалой степени способствует обеспечиваемый посредством цифровых технологий доступ к аутентичным языковым материалам [13, С. 245-246].

Работа с источниками такого плана позволяет не только существенно повысить уровень владения изучаемым языком, но также позволяет обучаемым активно участвовать в диалоге культур [8, С. 180]. Таким образом, интенсифицируется процесс формирования готовности волонтеров к установлению контактов с иностранными гостями в ходе проведения международных спортивных событий (Н.И. Гез, В.Л. Карпенко, Д.Ф. Телепаева, Л.О. Филатова).

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что современный этап развития физической культуры и спорта в Российской Федерации во многом связан с организацией мероприятий по подготовке и проведению целого ряда крупных международных событий.

Это, в свою очередь, требует привлечения большого количества квалифицированного обслуживающего персонала. Учитывая небольшую протяженность таких мероприятий во времени и в ряде случаев - ограниченные бюджеты, целесообразным представляется использование спортивных волонтеров.

При этом нельзя обойти вниманием неуклонный рост той роли, которую информационно-коммуникационные ИКТ играют во всех аспектах жизни современного общества. Физкультура и спорт исключением не являются. Таким образом, фиксируется определённая актуализация проблем применения ИКТ в ходе организации активности как спортсменов, так и волонтеров.

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет говорить о нескольких сферах применения информационных технологий в практической и теоретической составляющих спорта в целом и деятельности спортивных волонтеров в частности.

В этой связи, прежде всего, необходимо упомянуть научно-методическое обеспечение подготовки как спортсменов, так и волонтеров. В данном случае цифровые устройства и их системы позволяют не только получать и исследовать информацию о состоянии подготовленности соответствующих кадров, но и делать выводы об объеме и эффективности учебных нагрузок.

Далее стоит упомянуть применение ИКТ на спортивных соревнованиях. В ходе подобных мероприятий необходима чёткая фиксация результатов, являющихся важнейшими показателями при выявлении победителя.

Необходимо также сказать о применении этих технологий в спорте и при организации спортивного волонтерства для проведения научных исследований и подготовки теоретических материалов. В данном случае они находят своё применение по ходу решения следующих задач: поиск необходимой информации; создание нормативно-правовых документов, регулирующих соответствующую деятельность; генерация баз данных по актуальным вопросам физического воспитания и спортивного волонтерства; автоматизация рутинных процессов.

Не следует обходить вниманием и такую сферу применения ИКТ, как организация процесса подготовки спортсменов и волонтеров. Они значительно упрощает подход к обучению.

Так как деятельность спортивных волонтеров представляется особенно важной в ходе организации и проведения международных спортивных событий, естественным образом обостряется вопрос их обучения иностранным языкам. В этой связи, прежде всего, следует отметить, что использование в данном процессе цифровых образовательных технологий позволяет учитывать особенности мышления современных студентов, т.е. представителей того социального слоя, из которого, в первую очередь, осуществляется рекрутинг спортивных волонтеров на современном этапе развития движения.

Литература:

1. Абакумова, М.М. Волонтерское движение в контексте развития социума / М.М. Абакумова, Р.Г. Абакумов // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - № 1(5). - С. 73-78

2. Архандеева, Л.В. Информатизация отрасли физическая культура и спорт / Л.В. Архандеева // Вектор науки ТГУ. -2010. - № 3. - С. 24-26

3. Бокова, О.А. Моделирование волонтёрской деятельности: актуальный тренд современного воспитания / О.А. Бокова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 257-262

4. Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие / И.А. Воронов. - Санкт-Петербург: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 80 с.

5. Горлова, Н.И. Современная историография волонтерства в России: тенденции и перспективы изучения / Н.И. Горлова // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. - 2018. - Т. 28. - Вып. 1. - С. 49-55

6. Иванов, В.Д. Волонтерское движение и спорт в современном мире / В.Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5. -№ 2. - С. 14-19

7. Краснова, М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров / М.Ю. Краснова // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 4(95). - С. 168-170

8. Лихачева, Е.В. Цифровые технологии в обучении волонтеров международных мероприятий иностранному языку / Е.В. Лихачева // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 176-184

9. Олейников, С.В. Медиатизация науки на примере журнала «Век информации» (сетевое издание) / С.В. Олейников, Д.В, Кулакова, А.С. Пую // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 374-378

10. Потапова, И.А. Волонтерское движение: прошлое и настоящее / И.А. Потапова, Г.Р. Джумагалиева. - Астрахань: Издательский дом АГУ, 2012. - 68 с.

11. Пургани, А.И. Использование интернета в образовательном процессе как важный фактор повышения его эффективности / А.И. Пургани // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 127-129

12. Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12.2007 N 310-ФЗ // Электрон дан. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72966/ (Дата обращения: 29.08.2022)

13. Шаламова, О.О. Педагогические обоснования использования интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам студентов гуманитарных вузов в условиях искусственной языковой среды / О.О. Шаламова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 244-246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.