Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СПОРТИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ'

ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СПОРТИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ / СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Марина Юрьевна, Ярычев Насруди Увайсович

На примере ряда прошедших в РФ спортивных событий, в частности Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ анализируется опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству. Непосредственно перед этим демонстрируется необходимость использования спортивных волонтёров как квалифицированных специалистов в ходе подготовки и проведения такого рода мероприятий. Рассматривается специфика деятельности спортивных волонтёров и её отличие от работы волонтёров событийных. Далее изучаются действия Департамента по работе с волонтерами в ходе проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Делаются выводы как о прогрессивных нововведениях, появившихся в практике волонтёрского движения благодаря работе Департамента, так и о ряде проблем вкупе с путями их решения, которые его деятельность позволила выявить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ATTRACTING STUDENTS TO SPORTS VOLUNTEERING

Using the number of sporting events that took place in the Russian Federation example, in particular the 2018 FIFA World Cup in Russia™, the experience of attracting students to sports volunteering is analyzed. Immediately before this, the necessity of using sports volunteers as qualified specialists in such events preparation and conduct is demonstrated. The specifics of the sports volunteers’ activity and its difference from the event volunteers work are considered. Next, the actions of the Department for working with volunteers during the 2018 FIFA World Cup in Russia™ are being studied. Conclusions are drawn both about the progressive innovations that have appeared in the practice of the volunteer movement thanks to the Department work, and about a number of problems, coupled with ways to solve them, which its activities have revealed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СПОРТИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ»

Педагогика

УДК 378.147

преподаватель Краснова Марина Юрьевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебной работе Ярычев Насруди Увайсович

ФГБОУ «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СПОРТИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ

Аннотация. На примере ряда прошедших в РФ спортивных событий, в частности Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ анализируется опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству. Непосредственно перед этим демонстрируется необходимость использования спортивных волонтёров как квалифицированных специалистов в ходе подготовки и проведения такого рода мероприятий. Рассматривается специфика деятельности спортивных волонтёров и её отличие от работы волонтёров событийных. Далее изучаются действия Департамента по работе с волонтерами в ходе проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Делаются выводы как о прогрессивных нововведениях, появившихся в практике волонтёрского движения благодаря работе Департамента, так и о ряде проблем вкупе с путями их решения, которые его деятельность позволила выявить.

Ключевые слова: волонтерское движение, развитие волонтёрского движения в России, спортивное волонтерство, подготовка и проведение спортивных событий, студенческая молодёжь.

Annotation. Using the number of sporting events that took place in the Russian Federation example, in particular the 2018 FIFA World Cup in Russia™, the experience of attracting students to sports volunteering is analyzed. Immediately before this, the necessity of using sports volunteers as qualified specialists in such events preparation and conduct is demonstrated. The specifics of the sports volunteers' activity and its difference from the event volunteers work are considered. Next, the actions of the Department for working with volunteers during the 2018 FIFA World Cup in Russia™ are being studied. Conclusions are drawn both about the progressive innovations that have appeared in the practice of the volunteer movement thanks to the Department work, and about a number of problems, coupled with ways to solve them, which its activities have revealed.

Key words: volunteer service, development of the volunteer service in Russia, sports volunteering, preparation and holding of sports events, student youth.

Введение. Для нашей страны первая четверть XXI в. была ознаменована подготовкой и проведением целого ряда крупных мероприятий международного формата (Табл. 1).

Таблица 1

Международные события, проведённые в РФ в первой четверти XXI в.

Год Наименование

2005;2011 Чемпионаты мира по фигурному катанию

2007 Чемпионат мира по хоккею с шайбой

2008 Финал Лиги Чемпионов по футболу

2009 Евровидение

2013 Универсиада

2014 Олимпийские зимние игры; IX Паралимпийские зимние игры

2015 Чемпионат мира по водным видам спорта

2018 Чемпионат Мира по футболу

В два столь насыщенных различными событиями десятилетия естественным образом обострилась необходимость в дополнительном квалифицированном обслуживающем персонале. Последний может быть задействован в ходе как подготовки, так и непосредственного их проведения. При этом, учитывая короткую протяженность проектов и ограниченный бюджет, целесообразно задействовать волонтеров [1-2; 5; 7; 11].

Развитие волонтёрского движения на территории РФ представляет собой закономерную часть процесса его широкого распространения на международной арене [3-5; 10; 12; 14]. Волонтеры, таким образом, представляют собой традиционную и полноправную часть команд, организующих события международного уровня, принимающих лучших мировых спортсменов и представляющих свою страну.

Соответственно, вопросы развития волонтёрского движения значимы также в плане успешности организации и проведения такого рода мероприятий. В частности, для более успешной работы соответствующих команд необходим анализ опыта привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству. Он будет проведён в рамках настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. В повседневной практике понятие «спортивное волонтерство» нередко смешивают с понятием «событийное волонтерство». Наиболее существенная причина такого явления - тот факт, что на практике спортивные соревнования зачастую обозначают термином «спортивные события» [6; 8; 15].

Главное отличие между этими видами волонтёрской деятельности состоит в том, что работа спортивных волонтеров напрямую связана с проведением спортивных соревнований [1; 3-4]. Отсюда вытекают главные требования к спортивным волонтёрам:

- наличие системы определенных знаний о спорте;

- знание специфики проведения спортивных соревнований.

Таким образом, спортивное волонтерство является такой областью волонтерской деятельности, которая осуществляется:

- непосредственно в зоне проведения спортивных состязаний;

- в тренировочных и разминочных зонах спортивных сооружений;

- в зонах пребывания спортсменов во время соревнований;

- в зонах пребывания болельщиков и зрителей [5, С. 142].

В этой связи мы можем говорить о нескольких категориях спортивных волонтеров (Табл. 2).

Таблица 2

Категории спортивных волонтеров

Категория Характеристика Требования

Спортивные волонтеры-специалисты Осуществляют свою деятельность на спортивных сооружениях, площадках и трассах. Наличие развитой системы специальных знаний, умений и навыков, подкрепленных спортивными разрядами и званиями.

Спортивные волонтеры общего профиля Действуют в местах нахождения спортсменов во время соревнований [7, С. 17]. Знание иностранных языков, наличие р азвитых коммуникативных навыков.

Спортивные волонтеры, работающие со зрителями Работают в зонах нахождения болельщиков и зрителей как в пространстве спортивных сооружений, так и в фан-зонах. Наличие развитой системы компетенций коммуникационного характера [8; 11; 14].

Спортивные волонтеры общефункционального назначения Осуществляют свою деятельность на объектах общей инфраструктуры спортивных соревнований, выполняя преимущественно сервисные функции. Знание иностранных языков, наличие развитых коммуникативных навыков.

Опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству может быть исследован при анализе соответствующей практики применительно к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России™.

В ходе подготовки и проведения данного спортивного события за работу с волонтерами отвечал Департамент по работе с волонтерами, организованный в составе Блока по управлению персоналом Оргкомитета [9]. На эту структуру была возложена задача разработки волонтерской программы ЧМ-2018 и её последующей реализации. Согласно разработанной в Департаменте концепции, роль волонтеров заключалась в:

- формировании и продвижении позитивного образа Чемпионата, как на территории РФ, так и за рубежом;

- участии в организации на высшем уровне;

- создании атмосферы праздника [9].

Миссия реализуемой в рамках подготовки к данному событию и его проведения волонтерской программы заключалась в формировании профессиональной команды волонтеров, которая смогла бы продемонстрировать российское гостеприимство и радушие [12].

В целях реализации этой миссии была организована деятельность по привлечению волонтеров. Она, в свою очередь, осуществлялась в шести направлениях (Табл. 3).

Таблица 3

Направления деятельности по привлечению волонтеров

№ п/п Наименование

1 Создание волонтерских центров

2 Создание ИТ-пространства

3 Привлечение и отбор волонтеров Чемпионата, а также на Кубок Конфедераций-2017 и другие мероприятия на пути к Чемпионату мира, такие как Финальная Жеребьевка

4 Обучение волонтёров

5 Организация и менеджмент работы

6 Мотивация и признание [9]

При этом создание волонтерских центров на базе организаций высшего образования представляло собой один из важнейших этапов данной деятельности. Отбор волонтерских центров осуществлялся путём проведения открытого конкурса. Он включал:

- объективный отбор лучших из числа потенциальных волонтерских центров;

- использование принципа открытого доступа к конкурсу для всех желающих;

- максимально прозрачные процедуры оценки и отбора [9; 12].

В вышеуказанном конкурсе приняли участие свыше 40 вузов РФ. При этом удовлетворены были лишь пятнадцать заявок. Далее в одиннадцати городах-организаторах было создано пятнадцать волонтерских центров. Из этих центров каждый получил функциональные направления, по которым в дальнейшем осуществлялась процедура отбора и обучения спортивных волонтёров. В качестве контрольного мероприятия для волонтерских центров выступало проведение ежеквартального рейтинга городов-организаторов по реализации волонтерской программы [5; 7; 14].

Основными задачами, стоявшими перед оргкомитетом и волонтерскими центрами, были:

- обработка целевого количества заявок, составлявшего 200 тыс.;

- охват 80% волонтеров, проживавших в городе-организаторе Чемпионата;

- осуществление отбора волонтёров с учетом 40 % резерва.

При этом были задействованы следующие категории волонтёров:

- студенты;

- корпоративные волонтеры (работающее население);

- волонтеры «серебряного возраста»;

- иностранные волонтеры [9].

С целью вхождения в число спортивных волонтёров каждый желающий в мире мог заполнить анкету на официальном волонтерском портале http://welcome2018.com. При работе с ней, помимо персональных данных, кандидатам в спортивные волонтеры были предоставлены возможности для рассказа о своих личных компетенциях и опыте, выбора предпочтительного направления. В зависимости от выбранного функционального направления деятельности и места проживания, кандидат прикреплялся к волонтерскому центру, который проводил следующие этапы отбора. При корректном

заполнении анкеты и прохождении возрастного ценза (от 18 до 80 лет на 10.05.2018), кандидат получал на электронную почту ссылки на онлайн-тесты:

- тест на знание английского языка от компании English First;

- тест на выявление личностных качеств от компании Detech.

В случае успешного прохождения тестов волонтерский центр приглашал кандидата в спортивные волонтеры для прохождения очного интервью [13].

31 декабря 2016 г. набор волонтеров был завершен. На момент окончания периода подачи заявок число анкет в базе данных составило порядка 180 тыс. Это стало рекордным числом заявок за историю Чемпионатов мира по футболу FIFA™ [5; 10; 12].

В ходе столь широкомасштабной работы по привлечению студентов в качестве спортивных волонтеров был выявлен ряд проблем, сопровождавших реализацию волонтёрской программы, а равно и определены пути их решения (Табл. 4).

Таблица 4

Проблемы реализации волонтёрской программы и пути их решения

Проблема Пути решения

Низкий уровень профессиональной и языковой подготовки волонтеров Повышение качества отбора спортивных волонтёров

Обучение волонтёров иностранным языкам по специальным программам

Привлечение большего количества волонтёров, характеризующихся достаточным уровнем владения иностранными языками

Недостаточно высокий уровень менеджмента Проведение с персоналом Оргкомитета тренингов по управлению волонтерами

Возникновение недовольства со стороны кандидатов в волонтеры, не прошедших отбор Осуществление своевременной коммуникации с кандидатами по результатам отбора

Предоставление не прошедшим отбор кандидатам возможности становления городскими волонтерами

Низкий уровень мотивации волонтеров к работе на позициях функции транспорт и других вне соревновательных объектов Более широкое привлечение в качестве волонтеров курсантов вузов Министерства обороны РФ

Реализация дополнительной мотивационной программы для волонтёров

Невыход волонтеров на смены Реализация программы Engagement (англ. - Вовлечение/включение)

Соблюдение нормативов, связанных с продолжительностью рабочих смен волонтеров

Предоставление спортивным волонтёрам качественных сервисов питания и экипировки [12]

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что насыщенность спортивными событиями двух последних десятилетий обуславливает возрастание необходимости в дополнительном квалифицированном обслуживающем персонале.

Учитывая короткую протяженность проектов и ограниченный бюджет, в этом качестве целесообразно использовать волонтёров, в т.ч. волонтёров-студентов.

Спортивное волонтерство является такой областью волонтерской деятельности, которая может осуществляться непосредственно в зоне проведения спортивных состязаний, в тренировочных и разминочных зонах спортивных сооружений, в зонах пребывания спортсменов во время соревнований, в зонах пребывания болельщиков и зрителей.

Опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному хорошо прослеживается на примере подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™.

В ходе подготовки к данному событию продемонстрировала свою эффективность система, при которой Департамент по работе с волонтерами делегировал их отбор и обучение 15 волонтёрским центрам, организованных на базе вузов Российской Федерации.

Силами этих центров были отобраны и применены эффективные методики тестирования и очного интервьюирования волонтеров.

Кроме того, их работа позволила выявить ряд проблем, могущих возникнуть в ходе реализации волонтерских программ, а равно и пути их решения.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абакумова, М.М. Волонтерское движение в контексте развития социума / М.М. Абакумова, Р.Г. Абакумов // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - № 1(5). - С. 73-78

2. Благовская, Е.В. Волонтерство как пропаганда здорового образа жизни и массового спорта / Е.В. Благовская, К.Ю. Штырняева // Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодёжи в современном Российском обществе: сборник статей по материалам I Международного научно-практического форума. - Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. - С. 13-16

3. Ерина, И.А. Волонтерское и добровольческое движение: опыт и перспективы / И.А. Ерина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3(70). - С. 378-380

4. Ермилова, А.В. Региональное проблемное поле волонтерства / А.В. Ермилова, И.А. Исакова, В.И. Игнатьева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2018. - № 2(50). - С. 88-97

5. Заблоцкая, Ю.В. Значимость спортивного волонтерства в студенческом социально-образовательном пространстве вузов физической культуры и спорта / Ю.В. Заблоцкая, Э.В. Мухина, И.А. Грец // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3(205). - С. 141-146

6. Зборовский, А.Г. Проблема волонтерства в структуре социологического знания / А.Г. Зборовский // Вестник Пермского национального политехнического университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. -С. 8-23

7. Иванов, В.Д. Волонтерское движение и спорт в современном мире / В.Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 14-19

8. Инертбаева, Г.С. Волонтерское движение как средство развития активной жизненной позиции студентов костанайского строительного колледжа / Г.С. Инертбаева // Педагогическая наука и практика. - 2019. - № 1(230. -С. 116-119

9. Концепция волонтерской программы // Электрон. издан. - Режим доступа: URL: https://www.ntf.ш/sites/default/Шes/Концепция.pdf (Дата обращения: 09.08.2022)

10. Кочетова, С.В. Волонтерское движение, его значение и роль в организации спортивных соревнований / С.В. Кочетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 10. - С. 177-179

11. Крепс, Т.В. Пропаганда волонтерского движения среди студентов туристических специальностей / Т.В. Крепс // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 11(53). - С. 52-55

12. Леднев, В.А. Волонтер - настоящее лицо Игр в Сочи / В.А. Леднев // Электрон. издан. - Режим доступа: URL: http://volunteer.mfpa.ru/2842 (Дата обращения: 10.08.2022)

13. Руководство по проведению интервью по компетенциям, Detech, 2012 г. // Электрон. издан.: Режим доступа: URL: https://www.detech-group.ru/wp-content/uploads/intervyu-po-kompetencziyam.pdf (Дата обращения: 11.08.2022)

14. Руцкова, Е.А. Методики организации деятельности волонтёров / Е.А. Руцкова // Синергия наук. - 2018. - № 30. -С. 426-431

15. Skokova, Y. The Non-profit Sector in Today's Russia: Between Confrontation and Co-optation / Y. Skokova, U. Pape, I. Krasnopolskaya // Europe-Asia Studies. - 2018. - № 4(70). - Pp. 531-563

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье анализируются требования, предъявляемые к руководителю профессиональной образовательной организации. При помощи метода анкетирования мы смогли составить портрет личности руководителя профессиональной образовательной организации. Выявлены требования, которые предъявляет общество к руководителям в современных условиях развития нашей страны. Вопросы, представленные в анкете, затрагивали как внешние, физиологические характеристики руководителя, так и профессиональные знания, умения и навыки. Обозначены факторы, влияющие на формирование личности руководителя профессиональной образовательной организации. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического объединения, отвечающего требованиям современной жизни - необходимое условие совершенствования системы образования. Обосновывается эффективность профессиональной подготовки руководителя профессиональной образовательной организации. Выявлены механизмы зависимости управленческой функции и личности руководителя. Обоснована управленческо-профессиональная деятельность руководителя. Раскрыты особенности функционирования профессиональной образовательной организации за счет деятельности руководителя.

Ключевые слова: организационная структура управления, руководитель, профессиональная образовательная организация, управление образовательным процессом.

Anmtation. This article analyzes the requirements for the head of a professional educational organization. Using the questionnaire method, we were able to draw up a portrait of the personality of the head of a professional educational organization. The requirements that society imposes on leaders in the current conditions of development of our country are revealed. The questions presented in the questionnaire touched upon both the external, physiological characteristics of the manager, and professional knowledge, skills and abilities. The factors influencing the formation of the personality of the head of a professional educational organization are indicated. Raising the professional level of teachers and the formation of a pedagogical association that meets the requirements of modern life is a necessary condition for improving the education system. The effectiveness of professional training of the head of a professional educational organization is substantiated. The mechanisms of dependence of the managerial function and the personality of the leader are revealed. The administrative-professional activity of the head is substantiated. The features of the functioning of a professional educational organization due to the activities of the leader are revealed.

Key words: organizational structure of management, head, educational organization, educational process management.

Введение. Одним из главных структурных компонентов организационно-иерархической системы управления является руководитель. Под термином «руководитель» понимается лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. В частности, хотелось бы акцентировать внимание на понятии «руководитель образовательной организации». Руководителем образовательной организации является физическое лицо, которое является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство всей деятельностью данной организации. При подборе кандидатов на указанную должность необходимо руководствоваться определенными требованиями.

Руководитель играет особо важную роль в образовательной организации, так как от качества его работы зачастую зависит функционирование учебного учреждения, а также достижение уставных целей и задач, ради которых создавалась организация. Именно поэтому перед каждым руководителем образовательной организации стоит задача в постоянном усовершенствовании своих как педагогических знаний и навыков, так и профессиональных: участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, организация мастер-классов, открытых уроков и предоставление динамики развития обучающихся, а также личных заслуг обучающихся по определенным предметам.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического объединения, отвечающего требованиям современной жизни - необходимое условие совершенствования системы образования. Руководитель как работодатель, заинтересован в высоком уровне профессионализма своих педагогов. Эффективность управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.