Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Зорина Оксана Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье раскрывается проблема цифровой трансформации физической культуры и спорта в Российской Федерации. Цель статьи заключается в обосновании возможностей использования цифровых инструментов и сервисов в подготовке будущих учителей физической культуры на примере дисциплины «Физическая культура и спорт». Значительное внимание уделяется содержанию практических занятий по дисциплине, которое рассчитано на синхронное и асинхронное обучение, представлено в виде эскиз-проектов по видам спорта. Для каждого раздела программы разработаны творческие задания, рассчитанные на использование мобильных Приложений, симуляторов, цифровых инструментов и сервисов видеоконференции. Автор утверждает, что активное применение цифровых ресурсов способствует развитию креативного и критического мышления, коммуникации и кооперация в цифровой среде, саморазвитию будущих учителей физической культуры в условиях неопределенности.
Ключевые слова: цифровая среда, цифровые инструменты, цифровые сервисы, учитель физической культуры, профессиональная подготовка, эскиз-проекты.
Annоtation. The article reveals the problem of digital transformation of physical culture and sports in the Russian Federation. The object of the article is to justify the possibilities of using digital tools and services in the training of future physical education teachers on the example of the discipline «Physical Culture and Sport». Considerable attention is paid to the content of practical classes on a discipline that is designed for synchronous and asynchronous learning, presented in the form of sketch projects for sports. Creative tasks for each section of the program have been designed involving mobile Applications, simulators, digital tools and services of Video conferencing. The author claims that the active use of digital tools develops creative and critical thinking, communication and cooperation in the digital environment, self-development of the future physical education teachers in conditions of uncertainty.
Key words: digital environment, digital tools, digital services, physical education teacher, professional training, sketch projects.
Введение. Одной из тенденций современного стремительно меняющегося мира является трансформация высшего профессионального образования в условиях цифровой среды. Основой конкурентоспособности современного специалиста является должный уровень физической подготовленности и стрессоустойчивости, которые позволяют ему быстро принимать решения и реагировать на изменения в профессиональной деятельности, эффективно распределять свои ресурсы и управлять временем, контролировать свое состояние и концентрироваться на конкретной задаче [1].
Ряд исследователей (А.С. Артамонова, Е.Н. Волкова, С.В. Юдин) указывает на то, что цифровая трансформация физической культуры и спорта в Российской Федерации «сталкивается со следующими ключевыми проблемами: недостаточное развитие и становление ...процессов цифровизации спорта и физической культуры; недостаточное количество высококвалифицированных кадров в данной области, способных быстро адаптироваться.; недостаточная раскрутка и пропаганда спорта и здорового образа жизни, в том числе, посредством использования цифровых и информационных технологий, мобильных приложений и смарт-гаджетов» [10, С. 8-9].
Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе, по мнению Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлана, Н.В. Рыжкина, предполагает активное внедрение цифровых инструментов, обеспечение возможности онлайн-обучения по индивидуальному плану, применения онлайн-курсов с интерактивным участием обучающихся [9, С. 12-13].
Все вышесказанное обуславливает потребность в овладении выпускником компетенциями в сфере информационных и «сквозных» технологий, в частности, способностями использовать цифровые ресурсы в профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Цель исследования - обосновать возможности использования цифровых инструментов и сервисов в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры на примере дисциплины «Физическая культура и спорт».
Актуализирована рабочая программа дисциплины «Физическая культура и спорт» для обучающихся Гуманитарно-педагогической академии направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности».
Изложение основного материала статьи. В словаре терминов и понятий цифровой дидактики «цифровизация -процесс, направленный. на формирование сетевых платформ взаимодействия, с целью получения прогнозируемого и гарантированного результата от любого управляющего воздействие» [6, С. 31].
Мы разделяем точку зрения Т.Н. Шутовой о том, что цифровые инструменты и сервисы являются инновационным способом преподавания и создания учебных материалов по физической культуре и спорту [8, С. 91].
Выявление планируемых результатов обучения будущих учителей физической культуры является тем основанием, на котором строится подбор цифровых ресурсов онлайн-образования. Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса цифровизация индикаторов достижения по дисциплине «Физическая культура и спорт» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Цифровизация планируемых результатов обучения на примере дисциплины «Физическая культура и спорт»
Планируемые результаты Индикаторы достижений
Знать - цифровые средства совместной работы и коллективных коммуникаций; - онлайн-ресурсы для самообразования по физической культуре и спорту; - алгоритм практического применения мобильных Приложений для поддержания должного уровня физической подготовленности; - функциональные возможности Программ для умных часов и браслетов на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Уметь - составлять собственные комплексы физических упражнений в мобильных Приложениях; - выстраивать индивидуальную траекторию физической подготовки и спортивного совершенствования посредством фитнес-Приложений; - применять методику развития выносливости по ЧСС через спортивные Приложения; - использовать методики восстановления общей работоспособности, профилактики перенапряжения в Приложениях ЗОЖ.
Владеть - навыками применения симуляторов для овладения технико-тактическими действиями, правилами соревнований и судейства по разделам программы; - способностью создавать презентации по видам спорта; - навыками записи обучающего видео, создания стилизованных иллюстраций техники выполнения физических упражнений; - способностью создавать интерактивный контент по физической культуре и спорту; - навыками использования ресурсов для визуализации (облако слов, инфографика, фишбоун) по разделам дисциплины.
Содержание практических занятий по дисциплине рассчитано на синхронное и асинхронное обучение, представлено такой творческой формой организации учебной деятельности студента, как эскиз-проекты по видам спорта [3].
Данный выбор обусловлен тем, что подготовка и защита эскиз-проектов способствуют коммуникации и кооперации в цифровой среде, развитию креативного и критического мышления, профессиональной самоорганизации и самоактуализации будущих учителей физической культуры [1].
Первостепенное значение для решения поставленных нами задач, имеют цифровые ресурсы, обеспечивающие вовлеченность за счет реализации творческого потенциала обучающихся, организации их командной работы и продуктивной деятельности, раскрывающие новые инструментальные возможности преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» (табл. 2).
Таблица 2
Цифровые ресурсы по дисциплине «Физическая культура и спорт»
Разделы программы Приложения Симуляторы Цифровые инструменты Сервисы видео-конференц-связи
Легкая атлетика: ходьба, бег, прыжки, метания «Aaptiv», «Пробеги 5км», «RunKeeper», «Nike+Run Club» «London 2012» «Canva», «Удоба», «Яндекс.Формы» «Pruffme», «Яндекс. Телемост»
Волейбол «J&J Official 7» «London 2012», «Xtreme Beach Volleyball Kasumi» «Mentimeter», «Kvikpic», «Onlinetestpad» «BigBlueButton», «Вебинар.ру»
Баскетбол «NBA 2K19» «Удоба», «Joyteka», «Облакослов» «BigBlueButton», «Яндекс. Телемост»
Фитнес: базовая аэробика, бодибилдинг, стретчинг, йога «ASICS Studio», «Freeletics Bodyweight», «JEFIT», «Keelo»,«MapMyFitne ss», «PEAR Personal Fitness Coach», «Pocket Yoga», «Seven», «StrongLifts», «Sworkit», «Yoga Studio», «Workout Trainer» «Infogram», «Canva», «Movavi» «Pruffme», «Вебинар.ру»
Как видно из табл. 2, раздел легкой атлетики представлен эскиз-проектом «Использование информационных технологий и цифровых инструментов для совершенствования двигательных возможностей средствами легкой атлетики». Его реализация предполагала выполнение обучающимися таких творческих заданий:
1. Создать интерактивный контент по легкой атлетике используя ресурсы сервиса «Удоба». В частности, разработать:
■ «Логический опрос» с альтернативами по классификации и характеристике легкоатлетических упражнений;
■ «Флеш-карты» в паре вопрос-ответ по основам техники легкоатлетических видов;
■ «Сравнение последовательности изображений» для определения последовательности задач в методике обучения технике бега, прыжка, метания;
■ «Пары изображений» по правилам соревнований в беге, прыжках и метаниях [6].
При этом основные ошибки в технике конкретного вида легкой атлетики необходимо было визуализировать посредством инструмента фишбоун: причины возникновения и способы их устранения по задачам обучения.
2. Совершенствовать выносливость посредством спортивных Приложений «Aaptiv», «Пробеги 5 км», «RunKeeper», «Nike+Run Club» [4].
3. Используя симулятор «London 2012», овладеть основными технико-тактическими действиями, правилами соревнований по видам легкой атлетики.
В свою очередь раздел программы по волейболу предполагал практическую реализацию эскиз-проекта «Использование «сквозных» технологий и цифровых сервисов для формирования двигательных умений и навыков игры в волейбол». Для обучающихся были разработаны такие задания:
1. Создать презентацию-обзор лучших волейболистов мира при помощи цифрового сервиса Mentimeter.
2. Составить собственный комплекс физических упражнений в Приложении «J&J Official 7», сделать стилизованные иллюстрации каждого упражнения посредством цифрового инструмента Kvikpic [2, 6].
3. Используя сервис Onlinetestpad создать:
■ «кроссворд» на знание технических элементов;
■ «логическую игру» по применению технико-тактических действий в процессе игры;
■ «комплексный опрос» правил игры в волейбол [8].
4. Используя симуляторы «Xtreme Beach Volleyball Kasumi», «London 2012» овладеть приемами технико-тактических действий игры, правилами судейства.
Между тем раздел баскетбола представлен эскиз-проектом «Использование информационных технологий и цифровых инструментов для совершенствования двигательных возможностей средствами баскетбола». Согласно его целевым установкам студентам следовало выполнить такие задания:
1. Создать интерактивное видео игры в уличный баскетбол посредством цифрового сервиса Удоба, Joyteka.
2. Сконструировать облако слов из основных технических элементов защиты и нападения в баскетболе.
3. Используя симулятор «NBA 2K19», овладеть основными технико-тактическими действиями, правилами игры в баскетбол [6, 9].
И наконец, раздел фитнеса охватывал реализацию эскиз-проекта «Использование «сквозных» технологий для совершенствования физических качеств и двигательных возможностей средствами фитнеса». При этом суть заданий сводилась к следующему:
1. Сконструировать индивидуальную траекторию физической подготовки и спортивного совершенствования в Приложениях с учетом гендерных предпочтений по направлениям фитнеса:
■ Базовая аэробика («ASICS Studio», «MapMyFitness», «Seven»).
■ Бодибилдинг («ASICS Studio», «Freeletics Bodyweight», «JEFIT», «Keelo», «PEAR Personal Fitness Coach», «StrongLifts», «Workout Trainer»).
■ Стретчинг («Seven», «Sworkit»).
■ Йога («Pocket Yoga», «Sworkit», «Yoga Studio») [2, 4, 10].
2. Представить результаты самостоятельных занятий в течение 1 месяца в виде динамики функционального состояния и физической подготовленности посредством инструмента визуализации Infogram.
3. Создать в сервисе Movavi видео с музыкой и эффектами для фитнеса.
4. Записать обучающее видео (взаимообучение в парах) 5-ти минутного фрагмента занятия, применяя цифровой инструмент Movavi [6].
Здесь уместно обратить внимание на то, что каждый из представленных выше эскиз-проектов необходимо было защитить в микрогруппах, используя цифровые средства совместной работы и коллективных коммуникаций («BigBlueButton», «Вебинар.ру», «Pruffme», «Яндекс. Телемост»).
Помимо этого в рамках СРС по дисциплине «Физическая культура и спорт» будущим учителям физической культуры предлагалось:
> ознакомиться с платформой виртуальных спортивных классов;
> пройти викторину по Государственному музею спорта и получить электронную грамоту о прохождении игры;
> зарегистрироваться на ЕИП по направлению «Физическая культура и спорт в образовании»;
> ознакомиться с базой спорт-тех стартапов и представить один из них в виде интерактивного мультимедийного плаката посредством инструмента Thinglink;
> применять онлайн-ресурсы для самообразования и подготовки рефератов по физической культуре и спорту: «Видеотека Лекториум», «Российская Спортивная Энциклопедия», «Спорт для меня», «Цифровой образовательный контент»;
> изучить функционал, сделать краткий обзор одного Приложения ЗОЖ, описать опыт его практического применения в рабочем листе Wizer.Me: Blimb (тренажер для глаз); Eye Care 20 20 20 (снятие компьютерного напряжения глаз); Happify (психическое здоровье); MyFitnessPal (питание и спорт); Micro Breaks (напоминание для здоровых привычек); Sleep Cycle Alarm Clock (качество сна); Stretchly (перерыв во время работы на компьютере); Quit Genious (отказ от никотина) [5, 7].
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что активное применение цифровых ресурсов способствует развитию креативного и критического мышления, коммуникации и кооперация в цифровой среде, саморазвитию будущих учителей физической культуры в условиях неопределенности.
Выводы. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что использование цифровых инструментов и сервисов повышает вовлеченность студентов в синхронное и асинхронное обучение за счет реализации творческого потенциала, организации их командной работы и продуктивной деятельности, раскрывает новые инструментальные возможности преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт».
Литература:
1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.
2. Лучшие фитнес-приложения для ваших умных часов и браслетов. - URL: https://watch-pro.ru/luchshie-fitnes-prilozhenija-dlja-vashih-umnyh-chasov-i-brasletov/ (дата обращения 18.04.2022).
3. Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В, Арифулина Р.У. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры. - М.: Спорт, 2018. - 288 с.
4. 14 лучших приложений с программой спортивных тренировок - URL: https://geeker.ru/education/programma-trenirovok-na-smartfon (дата обращения 03.03.2022).
5. 10 приложений, которые помогут стать здоровее и счастливее. - URL: https://style.rbc.ru/health/61cc6dd29a7947199d6c346c (дата обращения 07.04.2022).
6. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; авт.-сост.: Ломовцева Н.В., Заречнева К.М., Ушакова О.В., Ярина С.Ю. - Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. - 84 с.
7. 6 удобных приложений, которые помогают следить за здоровьем. - - URL: https://style.rbc.ru/health/5cfa42609a7947beddea9c6e (дата обращения 07.04.2022).
8. Шутова Т.Н. Передовой зарубежный опыт внедрения информационных и цифровых технологий в образовании, физической культуре и спорте // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2020. - №9. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novaya-informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-po-fizicheskoy-kulture-i-sportu-v-vuze (дата обращения 23.04.2022).
9. Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б., Орлан И.В., Рыжкин Н.В. Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе // ТИПФК. - 2021. - №3. - URL: https://cyberienmka.m/article/n/tsifrovoy-podhod-v-organizatsii-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-vuze (дата обращения 18.04.2022).
10. Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров: материалы Межрегионального круглого стола, 22 апреля 2021 года / Под ред. М.А. Новоселова. - М.: РГУФКСМиТ, 2021. - 156 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Игнатова Ольга Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
студент Тоирова Ление Серановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье описан характер и особенности инновационной деятельности в образовательном учреждении. Основываясь на анализе профессиональной литературы, автор определил инновационный потенциал преподавательского состава важности развития педагогического коллектива как педагогической проблемы. Кроме того, в данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на перспективы инновационного процесса управленческого образования, а также выдвигаются основные антиинновационные препятствия и планы по преодолению этих препятствий.
Ключевые слова: инновации, антиинновационные барьеры, образовательные новаторы, традиция, человеческий фактор, педагогический коллектив.
Annotation. The article describes the nature and features of innovative activity in an educational institution. Based on the analysis of professional literature, the author identified the innovative potential of the teaching staff of the importance of the development of the teaching staff as a pedagogical problem. In addition, this article examines the main factors that have a positive and negative impact on the prospects of the innovation process of management education, and also puts forward the main antiinnovation obstacles and plans to overcome these obstacles.
Key words: innovations, anti-innovation barriers, educational innovators, tradition, human factor, teaching staff.
Введение. Актуальность темы обусловлена, тем, что инновации в образовательной практике, включая их индивидуальные и коллективные аспекты, в настоящее время активно изучаются теоретиками и практиками по всему миру. Это связано со многими факторами, среди которых мы отметили поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексных и целевых планов развития образовательных учреждений и т.д.
Все аспекты инноваций в образовательной практике изучаются науками, связанными с педагогикой: психологией, социологией и др. Инновационная деятельность имеет своих носителей - индивидуальных и коллективных субъектов инновационного процесса. В то же время мы считаем, что больше внимания следует уделять его отдельным субъектам -учителям, воспитателям, социальным педагогам, психологам, руководителям образовательных учреждений.
Изложение основного материала статьи. Исследование направлено на анализ развития педагогического коллектива образовательного учреждения в процессе инновационной деятельности как педагогической проблемы, в том числе преподавательского состава образовательного учреждения как фактора собственного развития. В свою очередь, развивающийся педагогический коллектив - это благоприятная среда для профессионального и личностного развития учителей, что, безусловно, влияет на эффективность всего образовательного процесса образовательных учреждений.
По мнению Ванькина И.В. «анализ существующего опыта образовательных учреждений, опыта школ, описанного в литературе, и основных положений инноваций позволяют определить следующие противоречия в инновационной организации педагогического коллектива:
- между возможностью внести свой вклад в развитие преподавательского коллектива посредством инноваций и неспособностью организовать этот процесс в образовательном учреждении, что часто происходит на практике;
- между ожидаемыми и фактическими результатами развития инновационного процесса индивидуальных и коллективных участников образовательного процесса;
- между необходимостью вовлечения образовательных учреждений в инновационный процесс и неразвитым характером успешного развития того или иного инновационного механизма» [6].
Инновация или новация - это характеристика любой профессиональной деятельности человека, поэтому она изучается, анализируется и внедряется. Инновации сами по себе не появляются, они являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и всего коллектива. Понятие «инновация» происходит от