7. Terkulova I.N. Cifrovaya sreda kakpedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschihsya vo Frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2019.
8. Belyaev G.Yu. Social'no-cifrovaya sreda kak istochnik novyh vozmozhnostej i novyh riskov dlya sovremennogo obrazovaniya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020; № 4: 109 - 121.
9. Voropaev M.V. Virtual'nye i smeshannye real'nosti i vospitanie. Pedagogika. 2011; № 5: 45 - 51.
10. Pleshakov V.A. O social'nom vospitanii v kontekste kibersocializacii cheloveka. Voprosy vospitaniya. 2010; № 4 (5): 89 - 98.
11. Schwier R.A. Bayesian belief network approach for analysis of intercultural collaboration in virtual communities using social capital theory. 2007. Available at: http://portal.acm.org/ citation.cfm?id=1769929
Статья поступила в редакцию 15.06.22
УДК 378
Krasnova M.Yu, teacher, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE BACHELORS OF THE PROFILE "SPORTS MANAGEMENT" TO ORGANIZE ACTIVITIES OF SPORTS VOLUNTEERS. The given article discusses the most significant theoretical aspects of professional training of future sports management bachelors to organize sports activities by volunteers. In order to fully disclose its topic, the meanings of the terms "volunteer" and "sports volunteering" are first clarified. Experience of training future sports managers to organize the activities of sports volunteers is analyzed by the faculty of the Department of Sports Management of the Moscow Financial and Industrial University "Synergy" in the "Sports volunteering" course. Specific training tasks are studied. On this basis, the author makes some conclusions about the role and place of skills in future sports managers to organize sports activities in their professional training structure.
Key words: higher education, sports volunteering, professional training of sports managers, student, teacher.
М.Ю. Краснова, преп., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЁРОВ
В данной статье рассмотрены наиболее существенные теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. С целью наиболее полного раскрытия её темы сначала уточняются значения терминов «волонтёр» и «спортивное волонтерство». Затем анализируется опыт подготовки будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров силами профессорско-преподавательского состава кафедры Спортивного менеджмента НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» в рамках курса «Спортивное волонтерство». Изучаются конкретные примеры используемых при этом учебных заданий. На этом основании делается вывод о роли и месте формирования у будущих спортивных менеджеров навыков организации деятельности спортивных волонтёров в структуре их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: высшее образование, спортивное волонтерство, профессиональная подготовка спортивных менеджеров, студент, преподаватель.
Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день физическая культура и спорт являются важными составляющими сбалансированного развития государства [1-2]. По этой причине соответствующие аспекты человеческой деятельности упоминаются в нескольких национальных программах, определяющих процесс поступательного развития нашей страны на период до 2030 г:
- «Демография»;
- «Жильё и городская среда»;
- «Здравоохранение»;
- «Образование».
Вышеописанная тенденция, в свою очередь, объясняет тот факт, что программа подготовки 38.03.02 Менеджмент со специализацией Спортивный менеджмент [3] в последние годы не теряет своей актуальности и популярности среди абитуриентов.
В последнее время фиксируется определённое возрастание актуальности подготовки будущих спортивных менеджеров к организации деятельности спортивных волонтёров. Действительно, роль спортивного волонтерства в социальном развитии признана на международном уровне. Участие тысяч волонтеров в проведении Олимпийских игр - сложившаяся за десятилетия международная практика. Волонтеры стали традиционной и полноправной частью команды, организующей игры, принимающей лучших мировых спортсменов и представляющей страну [2, с. 11-12].
Соответственно, возрастает важность различных вопросов, связанных с профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Их рассмотрению посвящена настоящая статья.
Исходя из вышеизложенного, её цель - изучение наиболее существенных теоретических аспектов профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров.
Поставленной цели соответствуют задачи:
- уточнить значения терминов «волонтёр» и «спортивное волонтерство»;
- проанализировать опыт подготовки будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров силами профессорско-преподавательского состава кафедры Спортивного менеджмента НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» в рамках курса «Спортивное волонтерство»;
- продемонстрировать роль и место обучения будущих спортивных менеджеров основам организации деятельности спортивных волонтёров в структуре их профессиональной подготовки.
Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают анализ специальной литературы и педагогического опыта её автора.
Научная новизна статьи заключается во всестороннем рассмотрении основных теоретических аспектов профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров.
Её теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации опыта подготовки будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров силами профессорско-преподавательского состава кафедры Спортивного менеджмента НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» в рамках курса «Спортивное волонтерство».
Практическая значимость - в определении места обучения будущих спортивных менеджеров основам организации деятельности спортивных волонтёров в структуре их профессиональной подготовки, а значит - и перспектив дальнейшего развития соответствующего сегмента отечественной системы ВО.
С латинского термин «волонтёр» переводится как «доброволец». То есть такого рода активист, который, исходя из самой этимологии этого слова, готов помогать по собственной воле, не ожидая материального вознаграждения за свой труд и помощь.
Сказанное подводит нас к вопросу об определении термина «спортивное волонтерство». Обычно его трактуют как добровольческую деятельность, которая связана с участием в организации и (или) проведении на территории РФ физкультурных и спортивных мероприятий на различных уровнях [1; 2; 3].
К настоящему моменту различными организациями накоплен большой опыт использования передовых методик и педагогических технологий в процессе подготовки спортивных волонтеров к проведению спортивных событий. В числе таких структур:
- Ассоциация волонтерских центров России;
- Национальный фонд подготовки кадров;
- АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»;
- Ресурсный центр «Мосволонтёр» [2, с. 65-66].
С учётом этого опыта осуществляется подготовка будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров в образова-
тельном пространстве Московского финансово-промышленного университета «Синергия». На кафедре спортивного менеджмента разработана и реализуется дисциплина «Спортивное волонтерство». Она относится к вариативной части и преподаётся как дисциплина по выбору [3].
Изучение данной академической дисциплины ориентировано на вооружение будущих спортивных менеджеров системой знаний, умений и навыков, имеющих отношение к спортивному волонтерству как уникальному для индустрии спорта общественному явлению. Цель освоения дисциплины «Спортивное волонтерство» - формирование представлений о спортивном волонтерстве как уникальном явлении в индустрии спорта. В этой связи основными задачами её изучения являются:
- постижение студентами сущности и закономерностей спортивного во-лонтерства как общественного явления;
- определение функций спортивных волонтеров при проведении спортивных событий;
- роль спортивного волонтерства при проведении крупных международных спортивных соревнований;
- формирование у будущих спортивных менеджеров умения анализировать проблемы и находить решения при организации работы спортивных волонтеров на спортивных соревнованиях;
- формирование навыков организации работы спортивных волонтеров во время проведения спортивных событий [3].
Дисциплина рассчитана на 72 часа и предусматривает изучение пяти тем (табл. 1).
Таблица 1
Темы, изучаемые в рамках курса «Спортивное волонтёрство»
Тема 1. Спортивное волонтерство: основные понятия и характеристика
Тема 2. Эволюция развития спортивного волонтерства
Тема 3. Обязанности и функционал спортивных волонтеров
Тема 4. Система отбора, обучения и подготовки спортивных волонтеров
Тема 5. Организация работы со спортивными волонтерами на спортивных соревнованиях [3]
В рамках изучения данных тем предусматривается проведение лекционных и семинарских занятий, а равно и самостоятельной работы. При этом для каждого семинарского занятия существует система тем исследовательских проектов студентов. Темы объявляются в начале изучения дисциплины, и студенты заранее распределяют их между собой, готовят их в виде проектов, которые в дальнейшем представляются в форме мультимедийных презентаций.
При этом каждое семинарское занятие начинается с теоретического обсуждения вопросов, связанных с его темой (табл. 2).
Таблица 2
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях в ходе изучения дисциплины «Спортивное волонтёрство»
№ темы Вопросы для обсуждения
Что такое спортивное волонтерство?
Чем отличается спортивное волонтерство от событийного волонтерства?
1. Какова нормативно-правовая база для развития в России спортивного волонтерства?
Что в себя включает деятельность объединений и ассоциаций, объединяющих спортивных волонтеров?
Каковы основные требования к волонтерской деятельности в спорте?
Как развивается спортивное волонтерство в мире?
Как развивается спортивное волонтерство в России?
Что из представляет собой период развития спортивного волонтерства до игр в Сочи?
2. Как осуществлялась разработка волонтерской программы «Сочи 2014»?
Каковы этапы реализации волонтерской программы «Сочи 2014»?
В чем заключается помощь спортивных волонтеров при организации спортивных соревнований?
Каковы категории спортивных волонтеров? Приведите примеры.
Какие функции выполняют спортивные волонтеры - специалисты?
Какие функции выполняют спортивные волонтеры общего профиля?
3. Какие функции выполняют спортивные волонтеры, работающие со зрителями?
Какие функции выполняют спортивные волонтеры общефункционального назначения [3]?
Какова система отбора спортивных волонтеров?
Какова система обучения спортивных волонтеров?
4. Какова система подготовки спортивных волонтеров?
Какова роль спортивного волонтерства для дальнейшего профессионального и карьерного развития?
Что собой представляет спортивное волонтерство среди студентов?
Какова мотивация спортивных волонтеров? Приведите примеры.
5. Как осуществляется взаимодействие спортивных волонтеров с организаторами спортивных соревнований?
Какова система управления спортивными волонтерами?
Каков набор требований к спортивным волонтерам на соревнованиях различного уровня (массовые, официальные, международные) [3]?
После устного обсуждения вопросов проходит демонстрация проектов, которые студенты подготовили заранее.
При подготовке к проектам студенты самостоятельно добывают информацию по тематике, проводят серьёзную исследовательскую работу.
С учётом того, что дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре, многие студенты к этому времени уже, как правило, привлекались к деятельности в качестве волонтёра на различных спортивных мероприятиях различного уровня, которые в большом количестве проводятся на спортивных площадках города Москвы. Особенно ценным в выступлениях студентов на семинарах является тот момент, когда они в мультимедийных презентациях своих проектов демонстрируют личный опыт.
Данные факторы учитывались нами в ходе разработки тем выступлений (табл. 3).
Таблица 3
Темы проектов по дисциплине «Спортивное волонтёрство»
№ темы Темы проектов
1. Спортивное волонтерство: понятие и характеристика
Спортивное волонтерство как часть событийного волонтерства
Нормативно-правовая база для развития в России спортивного волонтерства
Деятельность объединений и ассоциаций, объединяющих спортивных волонтеров
Основные требования к волонтерской деятельности в спорте
2. Развитие спортивного волонтерства в мире
Развитие спортивного волонтерства в России
Период развития спортивного волонтерства до Игр в Сочи
Разработка волонтерская программа «Сочи 2014»
Этапы реализации волонтерской программы «Сочи 2014»
Помощь спортивных волонтеров при организации спортивных соревнований [3]
3. Категории спортивных волонтеров
Спортивные волонтеры - специалисты
Спортивные волонтеры общего профиля
Спортивные волонтеры, работающие со зрителями
Спортивные волонтеры общефункционального назначения
4. Система отбора спортивных волонтеров
Система обучения спортивных волонтеров
Система подготовки спортивных волонтеров
Роль спортивного волонтерства для дальнейшего профессионального и карьерного развития
5. Мотивация спортивных волонтеров
Взаимодействие спортивных волонтеров с организаторами спортивных соревнований
Система управления спортивными волонтерами
Набор требований к спортивным волонтерам на соревнованиях различного уровня (массовые, официальные, международные) [3]
В целом можно отметить, что для изучения академической дисциплины «Спортивное волонтерство» требуются знания и навыки обучающихся по таким дисциплинам, как «Менеджмент спортивных соревнований», «Введение в спортивный менеджмент», «Спорт и общество».
Знания и навыки по дисциплине «Спортивное волонтерство» могут использоваться при прохождении производственных практик и написании выпускной квалификационной работы по соответствующей тематике.
Как показал наш опыт преподавания на факультете индустрии и спорта Московском финансово-промышленный университете «Синергия», привлечение студентов к волонтерской деятельности и дальнейшая их подготовка к организации спортивных волонтеров для крупных соревнований является эффективным
Библиографический список
средством повышения результативности профессиональной подготовки будущих спортивных менеджеров.
Полученный ими опыт и система теоретических знаний помогает лучше ориентироваться в функционировании индустрии спорта как таковой, что позволяет рассматривать подготовку спортивных менеджеров к организации деятельности спортивных волонтёров как важную часть профессионального образования данного направления.
1. Леднев В.А. Волонтер - настоящее лицо Игр в Сочи. Качество образования. 2014; № 3: 52 - 55.
2. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. Москва: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018.
3. 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ. Спортивный менеджмент. Available at: https://ifur.ranepa.ru/abitur/bakalavriat/sportivniy-menedzhment?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
References
1. Lednev V.A. Volonter - nastoyaschee lico Igr v Sochi. Kachestvo obrazovaniya. 2014; № 3: 52 - 55.
2. Gorlova N.I. Mir sportivnogo volonterstva. Moskva: GBU goroda Moskvy «Mosvolonter», 2018.
3. 38.03.02 MENEDZhMENT. Sportivnyj menedzhment. Available at: https://ifur.ranepa.ru/abitur/bakalavriat/sportivniy-menedzhment?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
Статья поступила в редакцию 03.08.22
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR WORK AT A UNIVERSITY. The paper reveals the most significant features of modern Russian university students' classroom and extracurricular work. In order to fully disclose its subject matter, the definition of the term "classroom work" is first given, its specifics are studied in a modern university during the foreign language study. The main forms of classroom work practiced in the modern university educational space are considered. The work investigates the specifics of extracurricular work of modern university students. It is proved that in the modern higher education educational organization space its role is steadily increasing. It is said about the main advantages of various extracurricular work forms on the example of students majoring in a foreign language. The research presents the main features of some independent work forms for modern university students.
Key words: modern university, classroom work, extracurricular work, student, teacher.
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В настоящей статье рассматриваются наиболее значимые особенности аудиторной и внеаудиторной работы студентов современного российского вуза. В целях наиболее полного раскрытия её тематики сначала даётся определение термина «аудиторная работа», изучается её специфика в современном вузе в ходе изучения студентами иностранного языка. Затем рассматриваются основные формы аудиторной работы, практикуемой в образовательном пространстве современного вуза. Далее исследуется специфика внеаудиторной работы студентов современного вуза. Доказывается, что в образовательном пространстве современной организации ВО её роль неуклонно возрастает Говорится об основных преимуществах различных форм внеаудиторной работы на примере освоения студентами учебной программы по дисциплине «Иностранный язык». Производится раскрытие основных особенностей некоторых форм самостоятельной работы студентов современного вуза.
Ключевые слова: современный вуз, аудиторная работа, внеаудиторная работа, студент, преподаватель.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что в современном вузе учебный процесс включает в основном две части: аудиторную (практические занятия, лекции) и внеаудиторную (различные организационные формы самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям, заполнение рабочей тетради, самостоятельное изучение тем курса, написание рефератов и др.) [1-6]. Деление на эти составляющие в последнее время становится все более ощутимым. Сегодня данная картина выглядит следующим образом:
- 40% - аудиторные занятия;
- 60% - внеаудиторная работа.
Скорее всего, подобный разрыв в пользу второй части будет со временем увеличиваться.
Вышеописанная тенденция способствует возникновению объективной необходимости интенсификации учебного процесса. В свою очередь, перспективным направлением этой, последней, является разработка новых форм организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы будущих профессионалов [5-12].
Подобная интенсификация требует детального изучения особенностей организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов современного вуза. Их анализу посвящена настоящая статья.
В связи с вышеизложенным её цель - изучение основных особенностей аудиторной и внеаудиторной работы в современном вузе.
С поставленной целью коррелируются следующие задачи:
- изучение специфики аудиторной работы в современном вузе;
- рассмотрение основных форм аудиторной работы, практикуемой в образовательном пространстве современного вуза;
- исследование специфики внеаудиторной работы студентов современного вуза;
- раскрытие основных особенностей некоторых форм самостоятельной работы студентов современного вуза.
При подготовке статьи использовались такие методы исследования, как анализ специальной литературы и педагогического опыта автора.
Её научная новизна состоит в том, что были определены ключевые особенности аудиторной и внеаудиторной работы студентов современного вуза в целях дальнейшего совершенствования соответствующих форм работы.
Теоретическая значимость - в исследовании наиболее значимых особенностей аудиторной и внеаудиторной работы в российском вузе на настоящем этапе его развития. Это, в свою очередь, позволит в дальнейшем исследовать пути их интенсификации.
Практическая значимость состоит в том, что исследование особенностей аудиторной и внеаудиторной работы в современном вузе позволит в дальнейшем произвести эффективную интенсификацию соответствующих аспектов образовательной деятельности.