УДК 796.077.5 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11110
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВОЛОНТЕРАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Ю.А. Селезнева, В.В. Борисова, В.И. Афонский
Рассмотрены вопросы организации работы с волонтерами при подготовке и проведении спортивных соревнований. Раскрыты методы подбора и подготовки волонтеров, особенности их мотивации и системы взаимодействия со штатными сотрудниками организатора мероприятия. Приведены примеры учебного кейса организации работы волонтёров на спортивных соревнованиях.
Ключевые слова: спортивный волонтер, спортивное соревнование, задачи для волонтеров, инструктаж, мотивация волонтера, организация работы, учебный кейс.
ORGANIZATION OF WORK WITH VOLUNTEERS WHEN CARRYING OUT
SPORTS COMPETITIONS
Selezneva Ju.A., candidate of psychological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Borisova V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5 @rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy, Afonsky V.I., candidate of pedagogical sciences, associate professor, v.afonskiy@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
The article deals with the organization of work with volunteers in the preparation and conduct of sports competitions. Methods of selection and training of volunteers, features of their motivation and systems of interaction with staff members of the event organizer are revealed. Examples of a training case of organizing the work of volunteers at sports competitions are given.
Key words: sports volunteer, sports competition, tasks for volunteers, instruction, volunteer motivation, work organization, training case.
наиболее значимых причин такого положения дел, на наш взгляд, является проблема мотивации спортивных волонтеров.
Цель нашего исследования: мотивация и анализ основных составляющих содержания волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях.
Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Афонский Владимир Игорьевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Спортивное волонтерство, широко распространенное во всем мире, активно развивается и в нашей стране [2-4, 7, 9, 10]. Особенно выраженным это движение стало после проведения XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани - 2013 и Зимних Олимпийских игр -2014 в Сочи [5, 8, 11].
К сожалению, высокая планка спортивного волонтерства, заданная на международных соревнованиях, далеко не всегда поддерживается на региональном и муниципальном уровнях. Одной из
Для достижения цели последовательно решались следующие
задачи:
1) выявить основные направления деятельности спортивных волон -теров на основе анализа и обобщения научно-методической литературы, нормативных документов и собственного опыта;
2) структурировать мотивы волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях;
3) сформулировать практические рекомендации по организации волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях.
Каждое спортивное соревнование, вне зависимости от его уровня, -это мобилизация самых разнообразных сил и ресурсов в одном месте. Чтобы сделать проведение соревнований более комфортным для его уча -стников и зрителей, организаторы приглашают спортивных волонтеров.
Задачи, которые могут выполнять волонтеры на соревнованиях, принято разделять на шесть функциональных групп.
1-я группа - информационная. Задача волонтеров, находящихся в ключевых местах проведения соревнований, помочь участникам и гостям мероприятия. Подсказать дорогу к спортивной арене, раздевалкам, местам для спортивной разминки и отдыха и т. п., подсказать время, предусмотренное для предстартовой разминки, выступления и пр.
2-я группа - коммуникационная. Волонтерам можно поручить встречу и сопровождение иногородних команд и гостей мероприятия, помощь оргкомитету соревнований в регистрации участников и гостей.
3-я группа - сопровождение УГР-гостей и представителей СМИ. Волонтеры могут встретить гостей и журналистов, раздать пресс-релизы, подвести представителей прессы к спортсменам и тренерам - героям будущего репортажа, проводить к арене проведения соревнований, вызвать такси и т. п.
4-я группа - судейство. Очень важная и ответственная работа, требующая качественной профессиональной подготовки. Однако практически в каждом виде спорта есть технические судьи и на соревнованиях клубного, муниципального, а в ряде видов спорта - регионального и даже федерального уровней, эту функцию успешно выполняют волонтеры.
5-я группа - организация и проведение церемонии награждения. Помощь волонтеров в выносе кубков, медалей и призов позволяет сделать торжественную церемонию более четкой и менее растянутой во времени.
6-я группа - выполнение подготовительных и технических задач. Работа не самая эффектная, но крайне необходимая. Помощь на парковках, в раздевалках, организации питания, установке/разборе оборудования, раз -даче печатных материалов, развеске афиш и расписаний соревнований и т. п.
К сожалению, не все организаторы спортивных мероприятий понимают, что волонтеры - это не бесплатная рабочая сила, а добровольные помощники, а задача пригласивших их организаторов - создать или актуализировать мотивацию волонтеров.
Мы проанализировали мотивы спортивных волонтеров и выделили из них основные:
1) познакомиться с известными людьми;
2) посмотреть соревнования высокого уровня;
3) получить красивую спортивную экипировку;
4) стать частью большого события;
5) получить новые знания, выработать профессиональные умения и навыки;
6) оказать помощь людям.
Чтобы ввести волонтеров в курс дела, перед началом соревнований необходимо провести вводный инструктаж. Для помощников судей -организовать предварительное обучение.
Определение количества волонтеров для решения каждой задачи будет уместно обсудить с руководителем волонтерской организации. Их должно быть ровно столько, чтобы все задачи были выполнены, а сами волонтеры не чувствовали себя «лишними» и «ненужными». Если волон -теры работают более 4 часов подряд, необходимо спланировать перерывы на отдых и прием пищи.
Повысить эффективность взаимодействия при решении практиче -ских задач по организации спортивных мероприятий позволит определе -ние ответственных за работу с волонтерами по каждому из заявленных направлений.
Объявлять набор / приглашать волонтеров на соревнование имеет смысл не позднее чем за две недели до его начала, чтобы волонтеры могли скорректировать свои планы, а организаторы - спокойно, без суеты провести инструктаж и обучение добровольных помощников. Реестр волон -терских организаций нашего региона размещен на Интернет-портале Правительства Тульской области: https://mmp.tularegion.ru/activities/resursnyy-volonterskiy-tsentr/. Можно пойти и другим способом, привлекая к организации и проведению соревнований студентов спортивных и психолого -педагогических факультетов региональных вузов и ссузов.
Завершив набор волонтеров, необходимо провести предваритель-ный инструктаж, четко сформулировав задачи, которые организаторы просят выполнять волонтеров. Познакомить волонтеров с основными организаторами мероприятия, в том числе с ответственными за каждое направление, в котором задействованы волонтеры.
Важно обращать внимание на эмоциональный тон взаимодействия, ведь волонтер, как уже отмечалось, - это не бесплатная рабочая сила, а добровольный помощник, которому важны эмоции, уважительное отно-
шение к его миссии. Привлекая волонтеров, необходимо помнить о моти -вах наших добровольных помощников и предоставить им возможность познакомиться с известными людьми, посмотреть соревнования, получить спортивную экипировку (футболки, толстовки, накидки, банданы с логотипом соревнования), освоить новые знания, выработать профессиональ -ные умения и навыки, помочь людям.
В дни проведения спортивных мероприятий волонтеров приглашают заранее, чтобы координаторы по направлениям смогли спокойно развести их по местам работы. На плечи координаторов по направлениям ложатся не только задачи по контролю и подстраховке волонтеров, но также по обеспечению перерывов в работе волонтеров, в среднем через два часа, для того чтобы они могли отдохнуть или попить кофе, принять пищу, если работают более 4 часов в день.
Подведение итогов совместной работы позволяет волонтерам чувствовать себя частью единой команды, а анализ достижения поставленных целей - понимать вектор дальнейшего развития. Поэтому по завершении соревнований желательно проводить детальный разбор мероприятий, бла -годарить волонтеров, вручать им памятные сувениры, дипломы, сертификаты и т. п.
В качестве учебного кейса мы предлагаем рассмотреть опыт орга -низации «Открытого Кубка Федерации города Тулы по художественной гимнастике в личном первенстве и групповых упражнениях» с привлечением волонтеров [1, 6].
Турнир проходил в октябре 2019 г., в нем участвовало более 400 гимнасток от 7 до 16 лет из 10 регионов России. Три дня девочки соревновались в личном первенстве и групповых упражнениях. В качестве волонтеров были приглашены студенты 2-го и 5-го курсов факультета физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
В организации и проведении соревнований было задействовано 50 добровольных помощников, из них 10 чел. помогали в решении организационно-технических и информационных задач, 40 чел. стали членами судейской бригады.
Судейство на турнире потребовало специальной теоретической подготовки, которая была осуществлена в рамках дисциплин «Основы организации соревнований по спортивной и художественной гимнастике» и «Основы организации соревнований в эстетических видах спорта» учеб -ного плана направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Физическая культура и дополнительное образование». Практическая реализация полученных теоретических знаний состоялась в рамках «Открытого Кубка Федерации города Тулы по художественной гимнастике в личном первенстве и груп-
повых упражнениях». Под руководством опытных судей студенты-волонтеры выполняли функции судей на линии, судей-информаторов, судей-хронометристов, судей при участниках и т. п. Для повышения мотивации среди добровольных помощников был проведен конкурс «Лучший судья-волонтер спортивных соревнований (художественная гимнастика)».
Конкурс проходил очно в форме конкурсных испытаний в течение всего турнира, участники которого соревновались в следующих номинациях:
• «судья на линии»;
• «судья- информатор»;
• «судья-хронометрист»;
• «ответственный судья»;
• «судья при участниках»;
• «судья по музыке»;
• «судья-ассистент»;
• «выводящие судьи»;
• «судья-контролер»;
• «судья группы награждения».
Критериями для определения победителей стали: знание регламента соревнований, судейская дисциплина, профессиональная компетентность (знание и применение на практике теоретических основ судейства), умение обосновать свою позицию в спорных ситуациях.
Победитель конкурса определялся по количеству баллов (от 0 до 5), набранных в каждой номинации по результатам голосования жюри, в состав которого вошли преподаватели вуза, тренеры и профессиональные судьи по виду спорта «Художественная гимнастика». Победителями стали спортивные волонтеры, набравшие от 45 до 50 баллов (сумма баллов по всем номинациям).
Конкурс позволил студентам-волонтерам продемонстрировать профильные теоретические знания и освоенные ими новые практические умения и навыки в области организации и проведения спортивных меро -приятий, а также в области осуществления судейства на соревнованиях по художественной гимнастике. Дополнительным стимулом для спортивных волонтеров стала автоматическая сдача победителями конкурса-зачета по дисциплине «Организация соревнований по спортивной и художественной гимнастике».
Таким образом, грамотная организация деятельности спортивных волонтеров позволяет не только повысить качество проведения соревнований, но и мотивировать студентов на участие в проведении спортивных мероприятий, а также привнести новые смыслы в изучение традиционных учебных дисциплин.
Список литературы
1. Борисова В.В., Титова А.В., Шестакова Т.А. «Конкурс судей» как инновационная технология обучения при реализации дисциплины «Организация соревнований по спортивной и художественной гимна -стике» // Совершенствование организационной и методической работы университета для повышения качества подготовки по программам выс -шего образования: материалы ХКНУ учеб .-метод. конф. проф.-преп. состава, аспир., магистр., соис. ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 69-70.
2. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. М.: Мосволонтер, 2018. 108 с.
3. Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 1. С. 63-71.
4. Кочетова С.В. Волонтерское движение, его значение и роль в организации спортивных соревнований // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10-1. С. 177-181.
5. Кравченко О.А. Мотивация спортивных волонтеров // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 3 (13). С. 72-76.
6. Опыт развития спортивного волонтерства в России и за рубежом: монография / под ред. Ж.В. Фоминой. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2017. 158 с.
7. Потапова И.А., Джумагалиева Г.Р. Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учеб. пособие. Астрахань: Издат. дом АГУ, 2012. 68 с.
8. Починкин А.В., Димитров И.Л., Зайцев А.О. Спортивное во-лонтерство с позиции коммерческой выгоды организаторов соревнований // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 219-223.
9. Тихоновская Я.С., Мартиросова Т.А., Евсюкова К.М. Спортивное волонтерство как одна из важных составляющих проведения спортивных состязаний международного уровня // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 4. С. 12-15.
10. Шаповалова И.С., Маликова Е.В. Реализация государственной молодежной политики в России: региональный аспект // Теория и практика общественного развития. 2018. № 6. С. 22-26.
11. Шиняева О.В. Спортивное волонтерское движение в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гума -нитарные науки. 2017. № 3. С 126-132.
References
1. Borisova V.V., Titova A.V., Shestakova T.A. «Konkurs sudej» kak innovacion-naya tekhnologiya obucheniya pri realizacii discipliny «Organizaciya sorevnovanij po spor-tivnoj i hudozhestvennoj gimnastike» ["Competition of judges" as an innovative teaching technology in the implementation of the discipline "Organization of competitions in artistic and rhythmic gymnastics"] // Improving the organizational and methodological work of the university to improve the quality of training in higher education programs: materials XLIV study method. conf. prof.-teacher composition, graduate., master., sois. TSPU them. L. N. Tolstoy. Tula: Publishing house of TSPU im. L.N. Tolstoy, 2017. P. 69-70.
2. Gorlova N.I. Mir sportivnogo volonterstva [The world of sports volunteering]. M.: Mosvolonter, 2018.108 p.
3. Kisilenko A.V. Volonterstvo: potencial samoorganizacii rossijskoj molodezhi [Volunteering: the potential for self-organization of Russian youth] // Nauchnyj rezul'tat. So-ciologiya i upravlenie [Scientific result. Sociology and management]. 2018.Vol. 4.No. 1. P. 63-71.
4. Kochetova S.V. Volonterskoe dvizhenie, ego znachenie i rol' v organizacii spor-tivnyh sorevnovanij [Volunteer movement, its importance and role in organizing sports competitions] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International journal of humanities and natural sciences]. 2018. No. 10-1. P. 177-181.
5. Kravchenko O.A. Motivaciya sportivnyh volonterov [. Motivation of sports volunteers] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2015. No. 3 (13). P. 72-76.
6. Opyt razvitiya sportivnogo volonterstva v Rossii i za rubezhom [Experience in the development of sports volunteering in Russia and abroad]: monograph / ed. J.V. Fomina. Volgograd: Publishing house "Sfera", 2017. 158 p.
7. Potapova I.A., Dzhumagalieva G.R. Volonterskoe dvizhenie: proshloe i nas-toyashchee [Volunteer movement: past and present]: textbook. allowance. Astrakhan: Publ. House of ASU, 2012. 68 p.
8. Pochinkin A.V., Dimitrov I.L., Zajcev A.O. Sportivnoe volonterstvo s pozicii kommercheskoj vygody organizatorov sorevnovanij [Sports volunteering from the standpoint of the commercial benefit of the organizers of the competition] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2015. No. 11 (129). P. 219-223.
9. Tihonovskaya Ya.S., Martirosova T.A., Evsyukova K.M. Sportivnoe volonterstvo kak odna iz vazhnyh sostavlyayushchih provedeniya sportivnyh sostyazanij mezhdunarod-nogo urovnya [Sports volunteering as one of the important components of international sports competitions] // Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoj Sibiri [Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia]. 2016. No. 4. P. 12-15.
10. Shapovalova I.S., Malikova E.V. Realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj po-litiki v Rossii: regional'nyj aspekt [Implementation of the state youth policy in Russia: the regional aspect] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2018. No. 6. P. 22-26.
11. Shinyaeva O.V. Sportivnoe volonterskoe dvizhenie v sovremennoj Rossii [Sports volunteer movement in modern Russia] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences]. 2017. No. 3. P 126-132.