Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубров Алексей Александрович

В статье рассматриваются концептуальные основы инклюзивного образования. Конкретно, изучаются соответствующая терминология, представления об инклюзивности на современном этапе развития российского образования, нормативно-правовые аспекты образовательной инклюзии, а равно особые образовательные потребности обучающихся. Исследование производится в контексте опыта профессионального сообщества, как российского, так и международного. Повышение потребности в качественном обучении детей с ОВЗ, с одной стороны, и ограниченный ресурс квалифицированных преподавателей в данной сфере, с другой стороны, детерминируют поиск новых подходов к реализации программ инклюзивного образования. Основной целью их внедрения должно стать качественное осуществление учебно-воспитательного процесса, ориентированного на все категории детей и молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article examines the conceptual foundations of inclusive education. Specifically, the relevant terminology, ideas about inclusivity at the present Russian education development stage, regulatory and legal aspects of educational inclusion, as well as the students’ special educational needs are studied. The research is carried out in the context of the professional community experience, both Russian and international. The increasing need for high-quality disabled children education, on the one hand, and the limited resource of qualified teachers in this field, on the other hand, determine the search for new approaches to the implementation of inclusive education programs. The main goal of their implementation should be the high-quality implementation of the educational process aimed at all categories of children and youth.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы о том, что для большей вовлечённости студентов в процесс обучения необходимо смело применять новые цифровые инструменты, использование которых позволяет повысить эффективность работы со студентами на практическом занятии. Важным показателем успешного внедрения цифровых технологий в процесс обучения является обратная связь студентов и диагностическое тестирование обучающихся (срез остаточных знаний).

На примере дисциплины «Спортивное волонтёрство» [8] авторами были показаны информационные инструменты, применяемые в процессе преподавания, которыми следует пользоваться для достижения наилучшего результата освоения материала будущими менеджерами спортивной индустрии.

Литература:

1. Индийская компания по разработке программного обеспечения для образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizizz.com/admin (дата обращения: 22.02.2023).

2. Квиз: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizizz.com/admin/reports/63f3a97dd9877c001dd56081/players (дата обращения: 22.02.2023).

3. Конструктор кроссвордов. Кроссворд «Спортивное волонтёрство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlinetestpad.com/sq4cuvb7darjc (дата обращения: 22.02.2023).

4. Конструктор тестов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlinetestpad.com/ (дата обращения: 22.02.2023).

5. Краснова, М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля "Спортивный менеджмент" к организации деятельности спортивных волонтёров / М.Ю. Краснова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 168-170

6. Краснова, М.Ю. Опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству / М.Ю. Краснова, Н.У. Ярычев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 186-189

7. Краснова, М.Ю. Реализация волонтерских программ в отечественной и зарубежной практике / М.Ю. Краснова, Д.А. Петренко, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 254-256

8. Леднев, В.А. Волонтер - настоящее лицо Игр в Сочи / В.А. Леднев // Качество образования. - 2014. - №3. -С. 52-55

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры физического воспитания Дубров Алексей Александрович

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основы инклюзивного образования. Конкретно, изучаются соответствующая терминология, представления об инклюзивности на современном этапе развития российского образования, нормативно-правовые аспекты образовательной инклюзии, а равно особые образовательные потребности обучающихся. Исследование производится в контексте опыта профессионального сообщества, как российского, так и международного. Повышение потребности в качественном обучении детей с ОВЗ, с одной стороны, и ограниченный ресурс квалифицированных преподавателей в данной сфере, с другой стороны, детерминируют поиск новых подходов к реализации программ инклюзивного образования. Основной целью их внедрения должно стать качественное осуществление учебно-воспитательного процесса, ориентированного на все категории детей и молодёжи.

Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, преподаватели, компетенции.

Annotation. The article examines the conceptual foundations of inclusive education. Specifically, the relevant terminology, ideas about inclusivity at the present Russian education development stage, regulatory and legal aspects of educational inclusion, as well as the students' special educational needs are studied. The research is carried out in the context of the professional community experience, both Russian and international. The increasing need for high-quality disabled children education, on the one hand, and the limited resource of qualified teachers in this field, on the other hand, determine the search for new approaches to the implementation of inclusive education programs. The main goal of their implementation should be the high-quality implementation of the educational process aimed at all categories of children and youth.

Key words: inclusive education, special educational needs, students with disabilities, disability, teachers, competencies.

Введение. Современная стадия развития человеческого общества связана с существенной интенсификацией научно-технического прогресса (Д.Т. Атнагулов, В.В. Васильев, М.М. Давлетшин, Р.Р. Ибрагимов, М.Х. Муллагулов, Т.С. Набиев, В.Н. Пермяков) [1, С. 112]. В свою очередь, соответствующие процессы способствуют более глубокой интеграции в социум людей с ограниченными возможностями [19]. Она требует внесения определённых изменений в систему образования.

В частности, актуализируется ряд вопросов, связанных с обучением по программам инклюзивного образования (А.Ж. Абиева, С.В. Алёхина, А.А. Аубакирова, Н.Н. Малофеев) [27]. Их успешное решение во многом зависит от определения его концептуальных основ (С.В. Алёхина, А.А. Аубакирова, И.В. Бодрова, Т.С. Набиев, В.Н. Пермяков). Последним посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Говоря об инклюзивном образовании, следует, в первую очередь, принять в расчёт следующие его аспекты:

- правозащитные;

- практические;

- моральные;

- юридические [7, С. 58].

Первые из перечисленных аспектов нашли своё отражение, например, во Всеобщей декларации прав человека [2]. Кроме того, эти аспекты упоминаются в тексте принятой в 2006 г. международной Конвенции о правах инвалидов [24].

Указанные документы послужили источниками для соответствующего законодательства в ряде стран. Так, в Великобритании после зачитанного в 1978 г. Доклада Уорнока [26], всемирного заявления, озвученного в 1994 г. Саламанке [25] и, в особенности, после ратификации вышеупомянутой Конвенции о правах инвалидов, в этой области фиксируется определённые изменения. Вместо констатации права человека на образование вводится понятие всеобщей правовой презумпции основного образования [18, С. 800]. Исходя из данной концепции, специальные школы и специальные условия

в обычных школах являются частью общей школьной системы в этой стране [21, С. 270]. При этом законодательством Великобритании защищаются следующие права участников образовательного процесса:

- на качественное образование для каждого ученика;

- на выбор типа образования родителями таких детей [20].

В правовом пространстве Российской Федерации датируемая 2012 г. ратификация Конвенции о правах инвалидов [14] послужила отправной точкой для формирования законодательной базы данного направления в её современном виде [10, С. 142-143]. Так, в том же году был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий в т.ч. права лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение качественного образования [13]. Сохраняет свою силу и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [15].

Как видим, сегодня важность проблем инклюзивного образования, а, значит, и его концептуальных основ, осознаётся законодателями, в т.ч. на международном уровне. При этом, однако, приходится констатировать, что на данный момент в мировой педагогической науке и практике нет разделяемого большинством педагогов толкования дефиниции «образовательная инклюзия» [11, С. 58-59]. При определённом плюрализме в данной области представляется возможным говорить о нескольких наиболее распространённых точках зрения на данный вопрос (Табл. 1).

Таблица 1

Наиболее распространённые толкования термина «образовательная инклюзия»

Автор Суть трактовки

А.И. Ахметзянова Инклюзивное обучение - обучение, которое основано на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы. Такое пространство предполагает существование различных образовательных маршрутов, предназначенных для тех или иных категорий участников [1, С. 6-7].

М. Валекер Главная отличительная черта инклюзивного образования - возможность учащихся с ОВЗ проводить большую часть своего школьного дня, взаимодействуя с педагогами общей практики вместе со сверстниками, наличием ОВЗ не характеризующимися.

А. де Вроеу Инклюзивная культура ОО, представляет собой отражение общих ценностей и убеждений, сотрудничества, ответственности и границ, принятых в её сообществе в отношении разнообразия. Соответственно, её интеграция подразумевает установление чётких ролей и обязанностей, процедур и руководящих принципов для координации, мониторинга и оценки образовательных программ, их поддержки и осмысления [8, С. 34].

Р. Гарроте Инклюзия - предоставление учащимся с ОВЗ возможности жить и учиться рядом с типично развивающимися детьми того же возраста, считаясь при этом полноправными членами сообщества [23, С. 319].

Дж. Леудерс Инклюзия - подготовка материалов, предназначенных для обучения, придание им доступности с точки зрения совместного осуществления плодотворной образовательной деятельности [22].

О.Л. Леханова Инклюзивное образование - форма предоставления образовательных услуг лицам, характеризующимся ограниченными возможностями здоровья, при котором они имеют возможность выбора типа ОО. При этом, в не зависимости от этого, последнего, они продолжают получать необходимую специализированную помощь в специально организованных условиях [7, С. 17].

С. Робертс Инклюзия в образовании - это включение всех представителей подрастающих поколений в школьное сообщество как его полноправных членов.

Г. Сзумски Организация инклюзивного образования - такая организация учебно-воспитательного процесса, которая являлась бы оптимальной для всех учащихся [3, С. 38].

А.Ю. Шеманов Обучение по программам инклюзивного образования предполагает рациональные действия с учетом особенностей контингента учащихся и образовательных ресурсов [17, С. 40-41].

На сегодняшний день не существует и общепринятой методики оценки эффективности реализации программ такого образования [17, С. 28-29]. С другой стороны, исследователи и практики сходятся во мнении, что при углублении и расширении внедрения инклюзии в образование роль учителей, методистов и администрации ОО во многом сводится к поиску способов, позволяющих достигнуть уровня инклюзивности, установленного в качестве цели для конкретной ступени образования [16, С. 22]. При этом, конечно, нельзя оставлять без внимания традиции, характерные для национальной образовательной системы [12, С. 268]. В любом случае, важной составляющей концепции инклюзивного обучения является представление о типах образовательных потребностей учащихся (Табл. 2).

Таблица 2

Типы образовательных потребностей

Тип Краткая характеристика

Общие В основном сводятся к получению качественного образования (Н.А. Борисова, Р.В. Демьянчук, Л.А. Пепик) [9, С. 481.

Особые Характерны для конкретных групп обучающихся с ОВЗ.

Уникальные Возникают в результате сочетания двух первых типов [5, С. 95].

Реализация особых образовательных потребностей учащихся связана с объективной оценкой их окружения. Последняя, в свою очередь, подразумевает:

- изучение реакции школьников в соответствующей среде;

- выявление барьеров, возникающих у них по ходу обучения;

- ликвидацию таких барьеров - трансформацию окружающей среды для обеспечения его оптимального обучения и развития [6].

Потребности обучающихся, относящиеся к данному типу включают определённые компоненты (Табл. 3).

Таблица 3

Компоненты особых образовательных потребностей

Потребности Компоненты

Коммуникация и взаимодействие Потребности в речи, языке и общении.

Обусловленные наличием расстройств аутистического спектра [4, С. 23].

Обусловленные проблемами со здоровьем Обусловленные проблемами с социальным здоровьем.

Обусловленные проблемами с эмоциональным здоровьем.

Обусловленные проблемами с психическим здоровьем.

Обусловленные проблемами с физическим здоровьем [12, С. 268].

Сенсорные и/или физические Нарушение зрения.

Нарушения слуха.

Мультисенсорные нарушения.

Инвалидность с физическими недостатками.

Трудности в обучении Умеренные.

Серьёзные.

Глубокие и множественные.

Специфические.

При этом учащиеся с ОВЗ зачастую испытывают значительные затруднения больше, чем в одной области. Следовательно, занимаясь выявлением особых потребностей, специалисты должны комплексно учитывать их [19].

Теоретическим основанием процесса дальнейшего формирования концепции инклюзивного образования в нашей стране может служить Биоэкологическая теория человеческого развития У Бронфенбреннера [18, С. 811-812]. В русле данной концепции развитие личности понимается как результат её повседневной деятельности и взаимоотношений с непосредственным окружением. Эти аспекты исследователь называет движущими силами развития [18, С. 815].

Также в качестве значимых факторов, влияющих на его ход, рассматриваемый автор называет следующие:

- личностные характеристики обучаемого;

- более широкая социальная среда;

- личностные характеристики других участников учебно-воспитательного процесса;

- способ распределения тематических уроков, а равно и конкретных видов деятельности по расписанию;

- изменения в личностных характеристиках учеников, фиксирующиеся по мере взросления [18, С. 819].

Таким образом, с целью повышения качества инклюзивного образования в ходе внедрения его элементов следует сосредоточиться на поиске составляющих биоэкологической среды ученика, которые должны быть изменены (Табл. 4).

Таблица 4

Составляющие биоэкологической среды, оказывающие влияние на успешность реализации программ

инклюзивного образования

Составляющие Факторы, на которые необходимо обратить внимание в ходе организации инклюзивного образования

Инклюзия как концепция в рамках конкретной макросистемы Соотношение между трактовками инклюзии в современной педагогике с одной стороны и характерными для участников образовательного процесса, осуществляемого в данной ОО - с другой [7, С. 85-86].

Школа как система Роль руководителя школы в процессе реализации образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.

Роль координатора образовательной онлайн платформы в процессе реализации образовательных потребностей учащихся с ОВЗ [9, С. 49].

Связи образовательной организации с родителями обучающихся, а также с внешними специалистами Способность членов педагогического коллектива к определению образовательных потребностей учеников.

Вопросы привлечения родителей детей с ОВЗ к активному участию в образовательном процессе.

Конкретные вопросы функционирования ОО в целях наиболее эффективной реализации образовательных потребностей учащихся с ОВЗ при наличии внешней поддержки [18, С. 821].

Учебный класс как микросистема Проблемы эффективного использования помощников учителей и вспомогательного персонала для оказания поддержки учащимся, характеризующимся наличием инвалидности или ограниченных возможностей здоровья (А.Ж. Абиева, С.В. Алёхина, В.В. Васильев, М.М. Давлетшин, В.П. Лебедева, В.А. Орлов).

Возможности различных вариантов инклюзии в плане достижения обучающимися образовательных результатов.

Факторы, влияющие на эффективность использования целевых вмешательств.

Проблема повышения качества обучения школьников с ОВЗ.

Проблема степени независимости учащихся по ходу реализации инклюзивных образовательных программ [5, С. 99-100].

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

Выводы. Таким образом, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что одной из главных примет современной стадии существования человеческого социума является ускорение темпов научно-технического прогресса. Это, в свою очередь, способствует более глубокой интеграции в него лиц, характеризующихся наличием инвалидности или ограниченных возможностей здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышеописанная ситуация требует внесения определённых изменений в систему образования.

Прежде всего, фиксируется существенная актуализация вопросов, связанных с обучением по программам инклюзивного образования. Успешное же решение таких вопросов во многом зависит от определения его концептуальных основ.

Сегодня важность проблем инклюзивного образования, а, значит, и его концептуальных основ, осознаётся законодателями, в т.ч. на международном уровне. При этом, однако, приходится констатировать, что на данный момент в мировой педагогической науке и практике нет разделяемого большинством педагогов толкования дефиниции «образовательная инклюзия».

Также не существует общепринятой методики оценки эффективности реализации программ такого образования.

С другой стороны, педагоги-исследователи и практики сходятся во мнении, что при углублении и расширении внедрения инклюзии в образование роль учителей, методистов и администрации ОО во многом сводится к поиску способов, позволяющих достигнуть уровня инклюзивности, установленного в качестве цели для конкретной ступени образования.

В любом случае, важной составляющей концепции инклюзивного обучения является представление о типах образовательных потребностей учащихся.

В число последних входят: общие, которые в основном сводятся к получению качественного образования; особые, характерные для конкретных групп обучающихся с ОВЗ; уникальные, возникающие в результате сочетания двух первых типов.

При этом реализация особых образовательных потребностей учащихся связана с объективной оценкой их окружения. Последняя, в свою очередь, подразумевает: изучение реакции школьников в соответствующей среде; выявление барьеров, возникающих у них по ходу обучения; ликвидацию таких барьеров - трансформацию окружающей среды для обеспечения его оптимального обучения и развития.

Далее, теоретическим основанием процесса дальнейшего формирования концепции инклюзивного образования в нашей стране может служить Биоэкологическая теория человеческого развития У Бронфенбреннера. В русле данной концепции развитие личности понимается как результат её повседневной деятельности и взаимоотношений с непосредственным окружением. Эти аспекты исследователь называет движущими силами развития.

Таким образом, с целью повышения качества инклюзивного образования в ходе внедрения его элементов следует сосредоточиться на поиске составляющих биоэкологической среды ученика, которые должны быть изменены.

К таким составляющим относятся: инклюзия как концепция в рамках конкретной макросистемы; школа как система; связи образовательной организации с родителями обучающихся, а также с внешними специалистами; учебный класс как микросистема.

Литература:

1. Ахметзянова, А.И. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева. - Казань: Казанский федеральный университет, 2015. - 224 с.

2. Всеобщая декларация прав человека (резолюция 217 А (III) от 10.12.1948 г.). - URL: https://base.garant.ru/10135532/ (дата обращения: 10.02.2023).

3. Гильмутдинова, Р.И. Проблемы инклюзивного физического воспитания студентов / Р.И. Гильмутдинова, Г.Б. Глазкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 6. - С. 38.

4. Демченко, И.И. Инклюзивное образование в рамках подготовки будущих учителей: методологический аспект / И.И. Демченко // Балканско научно обозрение. - 2019. - Т. 3. - № 1(3). - С. 21-25

5. Кожанова, Н.С. Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Кожанова // Гуманитарные науки. - 2021. - № 2. - С. 92-100

6. Леонова, О.А. Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации / О.А. Леонова. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN122. (дата обращения: 09.02.2023).

7. Леханова, О.Л. Инклюзивное образование: учебное пособие / О.Л. Леханова, Н.А. Борисова, И.А. Букина // Череповец: ЧГУ, 2016. - 162 с.

8. Лубовский, В.И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями /

B.И. Лубовский // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 32-37

9. Моделирование инклюзивного физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / Г.Б. Глазкова, Ю.В. Шакирова, Л.М. Столяр, Ф.А. Щербина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. -

C. 47-49

10. Нормативно-правовые основы оказания физкультурных услуг лицам с инвалидностью / С.И. Филимонова, О.Ф. Жуков, Г.Б. Глазкова, Л.Б. Андрющенко. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. - 260 с.

11. Самсонова, Е.В. Инклюзия - стратегия выхода из тупика для современной системы образования / Е.В. Самсонова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 5. - С. 55-63

12. Тимченко, И.В. Исследование состояния инклюзивной грамотности будущих специалистов помогающих профессий / И.В. Тимченко // Проблемы современного педагогического образования». - 2023. - Вып. 78. - Ч. 2. -С. 266-269

13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 12.02.2023).

14. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/ (дата обращения: 12.02.2023).

15. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ). -URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 12.02.2023).

16. Шельшакова, Н.Н. Сравнительный анализ понятий «дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития» / Н.Н. Шельшакова // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - Т. 11. - №5. - С. 19-24

17. Шеманов, А.Ю. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 6. - С. 28-46

18. Bronfenbrenner, U. The bioecological model of human development / U. Bronfenbrenner, P.A. Morris // Handbook of Child Psychology: theoretical models of human development. - New York: Wiley, 2006. - Pp. 793-828

19. Cullen, M.A. Special Educational Needs in Mainstream Schools: Evidence Review / M.A. Cullen, G. Lindsay, R. Hastings, L. Denne. - URL: https://educationendowmentfoundation.org.uk/public/files/Publications/Send/EEF_SE (дата обращения: 10.02.2023).

20. Department for Education. Special educational needs and disability code of practice: 0-25 years. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/send-code-of-practice-0-to-25 (дата обращения: 10.02.2023).

21. Goransson, K. Conceptual diversities and empirical shortcomings - a critical analysis of research on inclusive education / K. Goransson, C. Nilholm // European Journal of Special Needs Education. - 2014. - No. 29(3). - 265-280

22. IDEA Regulations. - URL: https://sites.ed.gov/idea/regs/b/a/300.8 (дата обращения: 10.02.2023).

23. Lewis, A. Mapping a pedagogy for special educational needs / A. Lewis, B. Norwich // British Education Research Journal. - 2001. - No. 27(3). - Pp. 313-329

24. United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities. - URL: https://www.un.org/development/desa/disabilities/convention-on-therights-of-persons-with-disabilities/article-24-education.html (дата обращения: 10.02.2023).

25. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.The Salamanca Statement and Framework for Action on special needs education. - URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/salamanca-statement-and-framework.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

26. Warnock, M. Special educational needs: Report of the Committee of Inquiry into the education of handicapped children and young people. - URL: http://www.educationengland.org.uk/documents/warnock/warnock1978.html (дата обращения: 11.02.2023).

27. Zablotsky, B. Prevalence and Trends of Developmental Disabilities among Children in the United States / B. Zablotsky, L.I. Black, M.J. Maenner. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31558576/ (дата обращения: 11.02.2023).

Педагогика

УДК 37.091.33:543

кандидат химических наук, доцент Заика Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ХИМИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

11 КЛАССОВ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье предлагается методика проведения мероприятия по профессиональной ориентации на кафедре химии Оренбургского государственного педагогического университета. В качестве одной из форм профориентационной работы выбрано проведение практикума в лаборатории аналитической химии. Действия, выполняемые в ходе мероприятия, призваны расширить представления будущих выпускников о профессиях химического профиля, познакомить с особенностями проведения качественного анализа, и актуализировать теоретические знания, полученные на уроках. На занятии обучающимся 11 классов предлагается изучить основные способы идентификации катионов металлов в их растворах. Школьников знакомят с основными вехами становления химического анализа. Проведение качественных реакций сопровождается записью уравнений химических реакций, выбором формулировок при описании наблюдаемых явлений и объяснением протекающих процессов. В конце занятия старшеклассникам предлагается дать объяснение разнообразной цветовой гамме соединений d-металлов. Знания, полученные на мероприятии, могут быть полезны при подготовке к выпускным экзаменам и олимпиадам. Навыки работы в аналитической лаборатории позволят будущим выпускникам сформировать правильное представление о профессиях, в которых трудовая деятельность связана с химией. Мероприятие в форме практикума призвано способствовать совершенствованию навыков практическио работы с химическими веществами.

Ключевые слова: профориентация, химический анализ, качественные реакции, d-металлы, визуальные эффекты, наблюдения, осадки.

Annotation. The article proposes a methodology for conducting a professional orientation event at the Department of Chemistry of the Orenburg State Pedagogical University. As one of the forms of career guidance, a workshop was chosen in the laboratory of analytical chemistry. The actions performed during the event are designed to expand the ideas of future graduates about the professions of the chemical profile, to introduce them to the features of conducting a qualitative analysis, and to update the theoretical knowledge gained in the lessons. At the lesson, students of grade 11 are invited to study the main methods for identifying metal cations in their solutions. Schoolchildren are introduced to the main milestones in the development of chemical analysis. Carrying out qualitative reactions is accompanied by writing the equations of chemical reactions, the choice of formulations in the description of the observed phenomena and the explanation of the ongoing processes. At the end of the lesson, high school students are invited to give an explanation of the various colors of d-metal compounds. The knowledge gained at the event can be useful in preparing for final exams and olympiads. The skills of working in an analytical laboratory will allow future graduates to form a correct idea of professions in which labor activity is related to chemistry. The event in the form of a workshop is designed to improve the skills of practical work with chemicals.

Key words: career guidance, chemical analysis, qualitative reactions, d-metals, visual effects, observations, precipitation.

Введение. При изучении химии очень важно раскрыть практическую значимость предмета, показать возможность применения полученных знаний. Так формируются первичные профессиональные знания, которые в дальнейшем помогут выпускникам сориентироваться в поле собственных интересов и правильно выбрать будущую профессию. Кроме того, в школьной программе, предмет химия наилучшим образом демонстрирует связь теоретических знаний с их практическим применением в жизни общества. Это и получение представлений о химических процессах, происходящих в объектах окружающей среды и знания о превращении вещества и энергии, лежащие в основе производственных процессов, изготовление и контроль качества пищевых продуктов и лекарственных средств [3].

Практический опыт показывает, что выпускники, поступая в высшие учебные заведения, часто имеют довольно размытые представления о будущей профессии и, зачастую руководствуются только престижностью будущего занятия [5].

Профориентационная деятельность представляет собой подготовку будущих выпускников среднеобразовательных школ к осознанному выбору профессии [3]. У обучающихся должны сложиться определенные представления о требованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.