Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В КИТАЕ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Линлин Чжэн

В статье проанализированы результаты подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование готовности китайских педагогов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. В качестве показателей готовности выбраны следующие параметры: знание особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, содержание курсов по темам инклюзивного образования, владение педагогическими навыками, полученными в ходе педагогических практик и стажировок. Сделаны выводы о неудовлетворительных результатах подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. На основе проведенного исследования предложены направления повышения эффективности подготовки педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Линлин Чжэн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE EDUCATORS TO WORK WITH CHILDRE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN CHINA

The article analyzes the results of training of future teachers to work in inclusive education from the point of view of their readiness for this activity. A theoretical and empirical study of the readiness of Chinese teachers to teach children with special educational needs has been conducted. The indicators of readiness are: knowledge of the special educational needs of children with disability, content of courses on inclusive education, possession of pedagogical skills acquired during pedagogical practices and internships. The article draws conclusions about unsatisfactory results of preparation of future teachers for work in conditions of inclusive education. On the basis of the conducted study the article offers directions of increase of effectiveness of preparation of teachers to work in conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В КИТАЕ»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 125-134. Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3 (79). P. 125-134 (In Rus)

Научная статья УДК 376

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -125-134

Готовность будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в Китае

Чжен Линлин

Чжэн Линлин (КНР)

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Москва, Россия E-mail: mangolingling@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализированы результаты подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование готовности китайских педагогов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. В качестве показателей готовности выбраны следующие параметры: знание особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, содержание курсов по темам инклюзивного образования, владение педагогическими навыками, полученными в ходе педагогических практик и стажировок. Сделаны выводы о неудовлетворительных результатах подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. На основе проведенного исследования предложены направления повышения эффективности подготовки педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, готовность будущих педагогов, показатели готовности, эффективность подготовки педагогов.

Для цитирования: Чжэн Линлин. Готовность

© Чжэн Линлин (КНР), 2022

будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в Китае // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 125-134. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -125-134

Original article

READINESS OF FUTURE EDUCATORS TO WORK WITH CHILDRE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN CHINA

Zheng Lingling (China)

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Abstract. The article analyzes the results of training of future teachers to work in inclusive education from the point of view of their readiness for this activity. A theoretical and empirical study of the readiness of Chinese teachers to teach children with special educational needs has been conducted. The indicators of readiness are: knowledge of the special educational needs of children with disability, content of courses on inclusive education, possession of pedagogical skills acquired during pedagogical practices and internships. The article draws conclusions about unsatisfactory results of preparation of future teachers for work in conditions of inclusive education. On the basis of the conducted study the article offers directions of increase of effectiveness of preparation of teachers to work in conditions of inclusive education.

Keywords: inclusive education, readiness of future teachers, indicators of readiness, effectiveness of training teachers.

For citation: Zheng Lingling (China). Readiness of future educators to work with children with special educational needs in China // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3(79). P. 125-134. (In Rus). https://doi. org/10.24412/2071-6427-2022-3 -125-134

В Китае, по состоянию на 2020 г., число детей с ОВЗ на обучении в обычных классах обычных школ приближается к 436 тыс., что составляет 49,5% от общего числа детей с особыми образовательными потребностями в обучении (см. табл.). За последние пять лет общее число «особых» учащихся увеличилось в 1,8 раза, с 490 тыс. до 880 тыс. Число учащихся с ОВЗ в обычных классах и в специальных классах обычных школ также возрастает из года в год.

Таблица

Число учащихся с ОВЗ и число учащихся с ОВЗ, обучающиеся в обычных школах в Китае

Годы 2016 2017 2018 2019 2020

Общее число учащихся с ОВЗ 491,740 578,826 665,942 794,612 880,800

Число учащихся с ОВЗ, обучающиеся в обычных школах 267,452 300,814 329,068 390,525 435,756

Поскольку в Китае уделяется всё больше внимания образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, в будущем значительное количество таких детей будет учиться в обычных классах. Педагоги, работающие в этих школах, окажутся в новой для себя среде, столкнутся с новыми задачами. Для их решения они должны будут освоить новые профессионалные знания и навыки. В этом большую поддержку оказывает государство, которое обозначило подготовку будущих педагогов инклюзивного образования как приоритетную и стратегически важную цель. Подтверждением этому являются соответствующие законы и постановления, такие как «Закон Китайской Народной Республики о защите инвалидов» (пересмотренный в 2008 г.) [2], «Положение об образовании инвалидов» (пересмотрено в 2017 г.) [8] и второй этап «Плана продвижения специального образования» (2017-2020 гг.) (пересмотренный в 2017 г.) [10], которые предусматривают, что «педагогические университеты, а также комплексные университеты или колледжи со специальностями в области педагогического образования должны предлагать курсы специального образования, чтобы студенты могли приобрести необходимые базовые знания и навыки для работы в условиях специального образования и удовлетворить образовательные и учебные потребности учащихся с ограниченными возможностями в обычном классе» [10]. В статье 40 «Положения об образовании инвалидов» [9] особое внимание уделено вопросу привлечения молодых учителей к работе с детьми с ОВЗ. Среди мер, принимаемых по стимулированию деятельности педагогов в системе инклюзивного образования, названы следующие: повышение их статуса и в профессинальной среде, и в обществе, увеличение зарплаты, улучшение условий труда и т.д. Чтобы привлечь квалифицированных молодых специалистов преподавать в специальных школах или других специальных учебных заведениях, правительство на разных уровнях может принимать такие меры, как введение бесплатного образования, сокращение платы за обучение, образовательные кредиты и т.д.

К сожалению, процессы по подготовке педагогов системы инклюзивного образования, происходящие в стране, не дали ожидаемых результатов.

Сказались и недостаточно четкая организация подготовки специалистов данной сферы, и отстутствие широкой поддержки как в семьях, имеющих детей с ОВЗ, так и в обществе в целом. Социальный статус этой группы педагогов по-прежнему оставался невысоким, также как и их финансовое положение [6]. В результате квалифицированные педагоги вынуждены были покинуть эту сферу деятельности. Можно сказать, что в настоящее время количество и качество выпускников специального образования не соответствует реальным потребностям [3, с.43].

С помощью анкетирования мы установили, что базовые знания и навыки студентов для осуществления инклюзивного образования нуждаются в улучшении. Участниками нашего исследования были студенты педагогических специальностей, анкеты заполнялись анонимно в режиме онлайн. В общей сложности было разослано и обработано 112 анкет, которые содержали 19 вопросов. Среди них были вопросы о степени знаний об инклюзивном образовании, об освоении дисциплин инклюзивного образования в период обучения, о положении со стажировками. Нас также интересовало мнение каждого респондента о развитии инклюзивного образования и перспективах их будущей карьеры.

На вопрос об овладении базовым набором знаний для инклюзивного образования, понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ 58,9% респондентов указали, что имеют ограниченное представление о физическом и психологическом развитии детей с особыми образовательными потребностями. Четверть респондентов составляют те, кто «не понимает особенности физического и психического развития особых детей», и только 16,1% будущих педагогов имеют полное представление об их развитии.

Более четверти респондентов (28,6%) заявили, что знают и понимают сущность инклюзивного образования, 51,8%,— имеют лишь ограниченное представление об этом и почти пятая часть (19,6%), как показали анкеты, ничего не знают об инклюзивном образовании.

Относительно способа получения образования более половины (69,7%) респондентов ответили, что детям с ограниченными возможностями здоровья лучше получать образование в специальных школах, 12,5% респондентов напротив высказались за обучение детей с ОВЗ вместе с обычными детьми, 8,9% анкетируемых считают, что им больше подходят специальные классы в обычных школах, а остальные 8,9% голосуют исключительно за домашнее обучение детей с ОВЗ.

Интересна позиция учителя обычной школы в отношении того, с какими недугами они смогли бы принять ребенка в свой класс. 50% респондентов готовы работать с детьми со следующими особенностями: физические недостатки (21,4%), нарушения слуха (14,3%), умственные нарушения (7,1%) и нарушения зрения (5,4%).

Наличие и эффективность курсов, связанных с инклюзивным образованием и организацией стажировок в колледжах и университетах

Более половины студентов (58,9%) заявили, что в их учебных программах не предлагались курсы по инклюзии или особым образовательным потребностям школьников. 41,1% от общего числа респондентов показали, что во время учебы им предлагались соответствующие курсы, такие как: «Теория и практика инклюзивного образования», «История специального образования», «Психология особых детей», «Разработка психологического консультирования», «Введение в специальное образование» и «Основы языка жестов».

Респондентам предлагалось назвать, какие знания по инклюзивному обучения они хотели бы получить? 71,4% предпочли бы освоить курс, связанный с «Психологическими особенностями детей с ОВЗ», 25% сочли интересными курсы по теме: «Стратегия управления инклюзивными классами», а 3,6% выбрали «Случаи поведенческого вмешательства для особых детей».

Среди прочих нас интересовал вопрос стажировок и практик. 39% опрошенных студентов заявили, что у них вообще не было никакой практики. В числе прошедших стажировку 32,4% указали, что она была организована вузом, 52,9% самостоятельно искали образовательное учреждение для практики, а 14,7% сообщили о том, что принимали участие в практических заятиях, организованных как вузами, так и ими самими. Из тех студентов, кто проходил практику или стажировку, 79,4% указали, что могли бы улучшить свои общепедагогические методы, используемые в практической работе, такие как составление учебных планов, проектирование учебной деятельности и т.д. Близкая к половине часть студентов (41,1%) проходила практику в течение последнего учебного года и только 19,6% сказали, что «организация практики будет корректироваться в соответствии с различными целями и задачами обучения в каждом году», остальные же 6% и 28,6% ответили,, что они

«не определились с формой стажировки» или «у них нет требований к практике».

Владение педагогическими навыками для инклюзивного образования

В настоящее время 16,1% респондентов были уверены в том, что в полной мере владеют профессиональными знаниями и навыками обучения детей с особыми образовательными потребностями. Более половины (55,4%) заявили, что морально они готовы к этой работе, но профессионально еще не в полной мере могут соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам данной сферы, и почти 17,8% респондентов, как оказалось, не имеют ни психологической подготовки, ни профессиональных навыков в работе в условиях инклюзивного образования.

Большинство студентов (62,5%) по-прежнему положительно относятся к инклюзивному образованию и поддерживают детей с особыми потребностями при поступлении в обычные классы, но менее трети (30,4%) выражают свое несогласие с тем, чтобы дети с особыми потребностями посещали обычные классы.

Почти половина (48,2%) студентов педагогических направлений подготовки сказали, что они будут заниматься образованием в будущем и могут согласиться на работу с детьми с ОВЗ. 12,5% заявили, что будут заниматься образованием, но не смогут работать с особыми учащимися и 16,1% заявили, что не рассматривают возможность работы в сфере образования. Оставшиеся респонденты (почти четверть) сообщили, что не уверены в своем будущем карьерном направлении и все ещё выбирают тип образовательной организации.

По результатам анкетирования мы выявили следующие проблемы действующей системы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Китае:

1. Среди студентов педагогических вузов существует недрстаточное понимание и непринятие детей с особыми образовательными потребностями, это же относится и к инклюзивному образованию. В большинстве университетов нет соответствующих курсов по инклюзии, которые могли бы помочь студентам, специализирующимся в области образования, узнать об особенностях детей с ОВЗ и способах развития инклюзивного образования. Из-за неподготовленности к инклюзивному образованию лишь единицы респондентов были готовы устроиться на

работу со школьниками с ОВЗ, большинство же студентов не готовы к этой раборте. Между тем, большинство студентов придерживается мнения, что детям с особыми образовательными потребностями лучше получать образование в специальных учебных заведениях.

2. Отсутствие или недостаточная продолжительность педагогической практики. Большинство из тех студентов, кто получил практический опыт преподавания во время обучения на последних курсах вуза, оценили его как возможность укрепить и углубить полученные в ходе обучения научно-теорнтические знания, сталкиваясь с реальным положением дел в учебном заведении, освоить такие организационные компетенции, как составление планов обучения, планирование педагогической деятельности и т.д. Однако продолжительность таких стажировок не является одинаковой в разных университетах. Согласно «Заключениям Министерства образования об усилении образовательной практики для студентов, обучающихся в педагогических учреждениях» [4], практика для студентов педагогических специальностей должна составлять не менее одного семестра. В «Стандартах профессиональной аккредитации специального образования» [7] установлено, что время практики студентов по специальности «Специальное образование» составляет не менее 18 недель. Результаты анкетирования показали, что далеко не все вузы соответствовали перечисленным выше нормативам. По нашим данным, самая короткая продолжительность практики составляла 5 дней, а самая длинная — 6 месяцев, самая распространенная продолжительность педагогической практики — 2 месяца.

3. Будущие педагоги не хотят работать по специальности. В настоящее время наиболее важным способом подготовки педагогов в Китае является обучение по специальности «Педагогическое образование» в вузах. После выпуска не все студенты, специализирующиеся в области образования, хотят работать в системе образования по многим причинам.

Можно сказать, что в настоящее время педагогическое образование и специальное педагогическое образование в Китае представляют собой две независимые друг от друга системы. В рамках первой системы готовятся педагоги исключительно для работы в обычных школах. Вторая направлена на подготовку профессиональных работников, занимающихся педагогической практикой и исследованиями в области специального образования. Но время идет, ситуация постепенно изменяется в связи с решением государства развивать образование детей с особыми об-

разовательными потребностями в форме инклюзивного образования. Центрально-китайский педагогический университет является первым университетом с факультетом инклюзивного образования в Китае, в котором в 2021 г. открыта новая специальность «Инклюзивное образование».

Вузы могут устанавливать различные обязательные, предварительные вводные или курсы по выбору студентов в соответствии с различными целями, такими как: распространение знаний об инклюзивном образовании и особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ, понимание специального образования и инклюзивного образования будущими педагогами. В любом случае главной целью будет формирование у педагогов установок принятия особых детей. Для этого целесообразно ввести курсы «Введение в специальное образование», «Введение в инклюзивное образование», «Психология особых детей», «Нормативная правовая документация по специальному образованию». Для укрепления качества и развития инклюзивного образования должны быть разработаны курсы: «Оценка детей с особыми потребностями», «Поведенческое вмешательство для особых детей», «Разработка и реализация индивидуальных планов обучения», «Технологии инклюзивного образования», «Управление инклюзивным классом» и т.д. Для студентов, которые планируют заниматься работой с детьми с ограниченными возможностями и с целью повышения их способностей к ведению реабилитационной работы в будущем, нужны курсы: «Прикладной анализ поведения», «Логопедия», «Навыки жестового языка», «Поддержка детей с ограниченными возможностями в обучении». В то же время вузы должны предоставлять необходимые и эффективные возможности практики для студентов педагогических специальностей, оптимизировать модель практики и увеличивать её продолжительность. Постепенно осуществляется переход от традиционной формы обучения студентов к новой практико-ориентированной модели. Педагогическая практика как метод обучения соединяет практическое занятие с теоретическим обучением, что повышает уровень понимания и готовность к педагогической деятельности, также как и различные внеклассные мероприятия для студентов, основанные на практическом обучении [1]. Согласно «Мнениям об укреплении образовательной практики для студентов педагогических специальностей» от Министерства образования КНР [5], в плане обучения предусмотрено достаточное количество курсов с практикой, должна быть создана комплексная система образователь-

ной практики, включая опыт педагогической этики, педагогическую практику, практику управления классом и исследовательскую практику и т.д. Для студентов педагогических специальностей практика должна проводиться не менее одного семестра [5].

В целях повышения способности будущих педагогов осуществлять инклюзивное образование вузам необходимо установить отношения сотрудничества с другими образовательными учреждениями, реабилитационными центрами или медицинскими учреждениями в регионе. Для того, чтобы сосредоточиться на развитии способности эффективно работать в условиях инклюзивного образования, вузам нужно способствовать организации контактов между студентами педагогических специальностей и детьми с особыми образовательными потребностями.

Литература

1. Dai Yifeng. Practical teaching should run through the whole teaching process [N]. Guangming Daily, 2012.04.18(4)

2. Law of the People's Republic of China on the Protection of Disabled Persons [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/test/2008-12/11/content_1174760. htm (дата обращения: 09.04.2022).

3. Liu Quanli, Liang Jiheng. Research on Problems and Strategies of Pre-service Training of Special Education Teacher in China, Journal of Modern Special Education (Academic). 1st Issue 2016. P. 43.

4. Opinions of the Ministry of Education on Strengthening Educational Practice for Students Enrolled in Teacher Training Institutions [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7011/201604/t20160407_237042.html (дата обращения: 09.04.2022).

5. Opinions on strengthening educational practice for students of pedagogical specialties [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/ s7011/201604/t20160407_237042.html (2016.03.21) (дата обращения: 09.04.2022).

6. Peng Xiaguang. Research on the current situation of special education development in China [J]. SpecialEducation of China, 2013(11):3-7.

7. Professional accreditation standards for special education [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A10/tongzhi/201910/t20191030_405965.html (дата обращения: 09.04.2022).

8. Regulation on the Education of the Disabled [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2017/content_5178184.htm (дата обращения: 09.04.2022).

9. Regulations on the education of persons with disabilities [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyxzfg/202109/t20210922_565679. html (дата обращения: 09.04.2022).

10. Second Phase of "Special Education Promotion Plan" (2017-2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-07/28/content_5214071.htm (дата обращения: 09.04.2022).

References

• Dai Yifeng. Practical teaching should run through the whole teaching process [N]. Guangming Daily, 2012.04.18(4) (in Chinese)

• Law of the People's Republic of China on the Protection of Disabled Persons [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gov.cn/test/2008-12/11/content_1174760.htm (data obrash-cheniya: 09.04.2022).(in Chinese).

• Liu Quanli, Liang Jiheng. Research on Problems and Strategies of Pre-service Training of Special Education Teacher in China, Journal of Modern Special Education (Academic). 1st Issue 2016. P. 43. (in Chinese).

• Opinions of the Ministry of Education on Strengthening Educational Practice for Students Enrolled in Teacher Training Institutions [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov. cn/srcsite/A10/s7011/201604/t20160407_237042.html (data obrashcheniya: 09.04.2022). (in Chinese).

• Opinions on strengthening educational practice for students of pedagogical specialties [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7011/201604/ t20160407_237042.html (2016.03.21) (data obrashcheniya: 09.04.2022). (in Chinese).

• Peng Xiaguang. Research on the current situation of special education development in China [J]. SpecialEducation of China, 2013(11):3-7. (in Chinese).

• Professional accreditation standards for special education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A10/tongzhi/201910/t20191030_405965.html (data obrash-cheniya: 09.04.2022). (in Chinese)

• 8. Regulation on the Education of the Disabled [Elektronnyj resurs].URL: http://www. gov.cn/gongbao/content/2017/content_5178184.htm (data obrashcheniya: 09.04.2022). (in Chinese)

• Regulations on the education of persons with disabilities [Elektronnyj resurs].URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyxzfg/202109/t20210922_565679.html (Accessed: 09.04.2022) (in Chinese).

• Second Phase of "Special Education Promotion Plan" (2017-2020) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-07/28/content_5214071.htm (data obrashcheniya: 09.04.2022). (in Chinese).

Информация об авторе

Чжэн Линлин (КНР) — аспирант факультета педагогического образования

МГУ имени М. В. Ломоносова

Information about the author

Zheng Lingling (China) — postgraduate student of the Faculty of Pedagogical Education

of Lomonosov Moscow State University

Статья поступила в редакцию 16.06.2022; одобрена после рецензирования 24.06.2022;

принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 16.06.2022; approved after reviewing 24.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.