Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСЦИПЛИНА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна, Сверкунова Наталья Сергеевна

Раскрывается вопрос внедрения цифровых технологий в образовательный процесс будущих учителей физической культуры. Актуализирована значимость применения цифровых технологий на уроках физической культуры. Рассмотрена возможность внедрения цифровых технологий в преподавании дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» для обучающихся вуза по направлению «Педагогическое образование», профиль «физкультурное образование». Представлен авторский подход к проектированию программы дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» в целях оптимизации методической помощи будущим преподавателям и специалистам в области физической культуры и спорта в создании современной информационно-цифровой образовательной среды в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна, Сверкунова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING DISCIPLINE "THEORY AND METHODS OF TEACHING PHYSICAL CULTURE"

The importance of using digital technologies in physical education lessons has been highlighted. The possibility of introducing digital technologies in teaching the discipline “Theory and Methods of Teaching Physical Education” for university students in the specialization “Pedagogical Education”, field “Physical Education” is considered. Research methods: method of analysis of literary sources, method of studying documents and design method. Research results and discussion. The process of mastering the discipline “Theory and Methods of Teaching Physical Education” by university students in the field of “Physical education” should become innovative, moving towards the use of computer learning tools and knowledge control. Therefore, the solution of this problem is connected with the need to update the work program of the discipline with the inclusion of digital technologies in its content for the development of professional competencies. The author's approach to the project of the discipline program “Theory and methods of teaching physical culture” is presented in order to optimize the methodological assistance to the future teachers and specialists in the field of physical culture and sports for creating a modern information-digital educational environment in an educational organization. While developing the discipline work program “Theory and Methods of Teaching Physical Education” using digital technologies, various online platforms are included in the section “Indicators of achievement of competencies” (know, be able, own) various online platforms. The list of digital technologies is recommended for lecture and practical courses of the taught discipline. Conclusions. The introduction of digital technologies in teaching the discipline “Theory and Methods of Teaching Physical Education” will optimize the quality of education and prepare a competent physical education teacher for a modern school.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"»

УДК 796.01 ББК 75

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17403

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина, Н. С. Сверкунова

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия

Раскрывается вопрос внедрения цифровых технологий в образовательный процесс будущих учителей физической культуры. Актуализирована значимость применения цифровых технологий на уроках физической культуры. Рассмотрена возможность внедрения цифровых технологий в преподавании дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» для обучающихся вуза по направлению «Педагогическое образование», профиль «физкультурное образование». Представлен авторский подход к проектированию программы дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» в целях оптимизации методической помощи будущим преподавателям и специалистам в области физической культуры и спорта в создании современной информационно-цифровой образовательной среды в образовательной организации.

Ключевые слова: цифровые технологии, образовательный процесс, дисциплина, физическая культура, компетенции, общеобразовательная школа, образовательные ресурсы.

Актуальность

Современное обучение — это быстро изменяющиеся требования к образовательному процессу. Сегодня современный педагог мыслит по-новому при организации процесса обучения, используя для этого многообразие инновационных подходов, одним из которых является использование цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы для современного школьника становятся более эффективным средством изучения содержания преподаваемой дисциплины. Используя различные информационные компьютерные инновации, обучающийся повышает свой личностный потенциал, позволяющий формировать мотивационную активность к учебному занятию.

Следует отметить, что последние два года уроки в школе часто начали проводиться в дистанционном формате, в этой связи минимизируется личное общение учеников и учителей. Для учителей физкультуры встает проблема — как донести правильную информацию до детей, показать правильную технику изучаемых двигательных действий, рассказать историю возникновения видов спорта, и чтобы это было не простой лекцией или набором текста, а интересным и увлекающим занятием. Также возникает вопрос проверки знаний обучающихся. Здесь свою «руку помощи» предлагают интерактивные технологии с разнообразными возможностями, задачами и привлекающим дизайном.

Учебный предмет «физическая культура» в общеобразовательной школе предполагает осво-

ение обучающимися достаточно большого объема теоретического материала, где применение компьютерных технологий позволяет облегчить процесс как передачи информации педагогами, так и усвоения новых тем обучающимися.

Применение различных компьютерных программ позволяет сделать процесс обучения предмету «физическая культура» интересным, качественным и эффективным. В качестве примера можно отметить обучающую программу «LearшngApps», которая является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей [6. С. 282].

Использование компьютерной программы «MicrosoftPowerPoint» позволяет значительно повысить качество обучения девушек гимнастическим упражнениям с предметами, кроме этого позволяет сократить сроки освоения ими гимнастической терминологии и формирования умений и навыков выполнения гимнастических упражнений с предметами [4. С. 30].

Имеется опыт применения интерактивных досок на уроке физической культуры, что способствует более эффективному процессу обучения технически сложным, непонятным по смыслу движениям, присущих гимнастике, метаниям, техническим приемам в спортивных играх и др. При работе с интерактивной доской учитель может изучаемое двигательное действие разбить на части и соответственно демонстрировать их по отдельным слайдам [2. С. 432].

Существуют и другие информационные ресурсы, которые можно активно применять учителям физической культуры. К ним относятся следующие: электронный дневник и электронный журнал на веб-портале «Образование web2.0»; облачные технологии «GoogleDrive», «Яндекс.Диск», «Облако mail.ru»; система тестирования знаний у учащихся «РНскеш>; онлайн-сервис «OnlineTestPad»; «LerningApps»; использование видеосъемки на мобильные устройства для совершенствования техники двигательных действий; использование мобильного приложения «^Ьег» как средства коммуникации между учителем и учащимся. Следует отметить преимущество применения компьютерных тестов, при применении которых отмечается удобный способ их выполнения и моментальная обработка результатов онлайн-сервисами [1].

На уроке физической культуры такие технологии могут использоваться в трех направлениях: изучение теории, практики и контроль знаний и умений. Для теории используются видео, анимации, графики; для практики: мультимедийные средства, содержащие демонстрацию технических элементов в исполнении высококвалифицированных спортсменов. Для контроля же используют разработанные тестирующие программы. Главная задача учителя на уроках физической культуры — создать условия для практического овладения обучающимися знаниями. Поэтому проведение урока с применением информационно-коммуникационных технологий значительно выигрывает в современном мире [5. С. 125].

С учетом требований современной школы актуализируется вопрос качественной и современной подготовки обучающихся в вузах направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Физкультурное образование».

Цель исследования: рассмотреть возможность внедрения цифровых технологий в преподавании дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» для обучающихся вуза направления «Педагогическое образование», профиль «Физкультурное образование».

Задачи исследования: 1. Проанализировать содержание дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре». 2. Спроектировать рабочую программу дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» с применением цифровых технологий.

Материалы и методы исследования

База исследования: Вологодский государственный университет, кафедра физической культуры,

спорта и адаптивного физического воспитания.

Методы исследования: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, метод проектирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно учебным планам высшего образования по новым образовательным стандартам на всех профилях подготовки в среднем 50 % учебных дисциплин включают практическую подготовку, используя практико-ориентированное обучение. Отсюда главная задача педагога научить обучающихся использовать разнообразный информационно-методический материал в своей будущей профессии. Цифровые образовательные ресурсы предлагают разнообразный информационно-методический материал, который предоставляет большие возможности в деятельности обучающихся, и, в частности обучающихся по профилю подготовки «физкультурное образование» [3. С. 247].

Образовательные ресурсы на онлайн-платфор-ме «Облако знаний» позволяют обучающимся отбирать нужную для обучения информацию; образовательные ресурсы онлайн-платформ moodle и zoom позволяют планировать и осуществлять формы, методы и приемы контроля и оценки образовательной деятельности; использование интерактивной доски Jamboard позволяет проводить сравнительную характеристику содержания учебного материала; использование информационно-компьютерной платформы learningapps позволяет обучающимся самостоятельно составлять практические задания и контролировать их выполнение.

Процесс освоения дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» обучающимися вуза по профилю «физкультурное образование», должен стать инновационным, переходить к использованию компьютерных средств обучения и контроля знаний. Поэтому, решение этой задачи связано с необходимостью актуализации рабочей программы дисциплины с включением в ее содержание цифровых технологий для освоения профессиональных компетенций.

Дисциплина «Теория и методика обучения физической культуре» входит в базовый блок обязательной части изучаемых дисциплин вуза. Целями освоения дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» являются: формирование компетенций готовности к осуществлению профессиональной деятельности; овладение базовыми знаниями по теории и методике физического воспитания обучающихся

общеобразовательных организаций, закономерностями процесса обучения и воспитания, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.

Учитывая целеполагающие компоненты изучения дисциплины обучающимся необходимы знания и навыки в сфере информационных компьютерных технологий при достижении ими общепрофессиональных компетенций: для разработки программ формирования образовательных результатов с использованием информационных компьютерных технологий; для развития универсальных учебных действий и системы их оценивания с использованием информационных компьютерных технологий; для качественного освоения методологии предмета; для визуализации схемы процесса освоения двигательного действия и дальнейшего его применения в частных методиках физической культуры; для овладения процессом развития физических качеств занимающихся; для умения осуществлять контроль теоретических знаний обучающихся образовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»; для овладения технологией планирования учебной работы в школе по предмету «Физическая культура; для формирования образовательной среды в целях обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; для пропаганды здорового образа жизни, включая специальные физические упражнения с учетом возрастных и физиологических особенностей населения.

Таким образом, при проектировании нами рабочей программы дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» с применением цифровых технологий мы включили в раздел «индикаторы достижения компетенций» (знать, уметь, владеть) следующие онлайн-платформы:

— для индикатора «знать компоненты основных и дополнительных образовательных программ» включили онлайн-платформы: moodle; zoom; образовательная платформа «Облако знаний»; https://fgos.ru; https:// fgosreestr.ru;

— для индикатора «уметь планировать, отбирать, логично выстраивать содержание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования» включили онлайн-платформы: moodle; zoom; образовательная платформа «Облако знаний»; https://fgos.ru; http://www. fizkulturavshkole.ru; Online Test Pad;

— для индикатора «владеть информационно-компьютерными технологиями необходимыми в процессе проектирования и разработки программ» включили онлайн-платформы: https:// fgos.ru; https://learningapps.org/; владение работой с Google документами; программы online тренировок Play market, Leap fitness group; программы различных видов тренировок Adidas running, Adidas traning, Nike traning club, Nike run club, Google fit; программы по подсчету калорий Fat secret.

В разделах содержания лекционной части дисциплины нами включены:

1) в лекции «Структура образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт» онлайн-платфор-мы: https:// fgos.ru, для изучения базовой документации образовательного стандарта; https://fgosreestr.ru для знакомства с реестром примерных образовательных программ.

2) в лекции «Значение, задачи, средства физического воспитания школьников» онлайн-платформы: http://www.fizkulturavshkole.ru для проверки знаний, решения тестовых заданий; образовательная платформа «Облако знаний».

В разделах содержания практической части дисциплины нами включены:

1) в практические занятия для проведения сравнительных характеристик онлайн-плат-форма интерактивной доски Jamboard;

2) для проведения текущей оценки знаний обучающихся по практическим занятиям используется тестирование на платформе Moodle;

3) на практических занятиях по изучению новых форм оценивания обучающихся в образовательных организациях рекомендовано: платформа Google Forms при разработке теста по физической культуре для обучающихся общеобразовательной школы конкретного класса; с помощью платформы Google Forms можно применять на практических занятиях Google таблицы для обработки данных тестового вопросника и оформления диаграмм полученных результатов; используя платформу https://learningapps.org/ студенты могут составлять контрольные задания.

4) на практических занятиях по изучению системы физического воспитания обучающихся актуально использование: программы online тренировок (Play market): Leap fitness group (разные виды тренировок), Adidas

running, Adidas traning, Nike traning club, Nike run club, Google fit.

В разделе содержания самостоятельной работы обучающихся по изучению дисциплины нами включены: использование платформы SiteEdite Free для составления словаря-справочника при изучении новых тем дисциплины и дополнении информации в справочник; выполнение задания в сервисе Wordwall по сопоставлению понятий и его определения; использование конструктора онлайн-опросов Google Forms для проведения анкетирования обучающихся, фиксации результатов в виде диаграммы с помощью программного продукта MS PowerPoint; изучение мобильного приложения «Шагомер» и другие мобильные приложения для занятий физической культурой и спортом.

Заключение

Таким образом, внедрение цифровых технологий в преподавании дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» позволит оптимизировать качество обучения и подготовить компетентного учителя физической культуры для современной школы. Созданные на занятиях условия интерактивности значительно повысят уровень конкурентоспособности будущих специалистов в области физической культуры и спорта на рынке труда. Представленный в работе авторский подход к проектированию программы дисциплины позволит оказать методическую помощь преподавателям и специалистам в области физической культуры и спорта в создании современной информационно-цифровой образовательной среды в образовательной организации.

Список литературы

1. Балуев, С. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя физической

Поступила в редакцию 15 сентября 2022

культуры / С. А. Балуев // Cyberleninka.ru. — URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-rabote-uchitelya-fizicheskoy-kultury/viewer

2. Григорьев, О. А. Информационные технологии в обучении на уроках физической культуры / О. А. Григорьев, Е. А. Стеблецов, Ю. Л. Каратаев// Инновационные процессы в современной науке: Материалы международной научно-практической конференции. — Нефтекамск, 2019. — С. 431—435.

3. Калашникова, Р. В. Использования цифровых технологий в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» / Р. В. Калашникова, А. А. Ковалева // Система менеджмента качества : опыт и перспективы. — 2020. — № 9. — С. 247—251.

4. Моргунова, Е. В. Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе информационных технологий на уроках физической культуры / Е. В. Моргунова // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в Зауралье: сборник трудов Региональной научно-практической конференции. — Курган, 2013. — С. 29—33.

5. Петров, М. Г. Использование ИКТ на уроках физической культуры / М. Г. Петров // Компетент-ностный подход: современные аспекты развития образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов, 2017. — С. 125—126.

6. Рябинина, К. В. Применение компьютерной программы «LerningApps» на уроках физической культуры / К. В. Рябинина, Н. Н. Мелентьева // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. — Вологда, 2019. — С. 281—284.

Для цитирования: Мелентьева, Н. Н. Внедрение цифровых технологий в преподавание дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» / Н. Н. Мелентьева, А. С. Лопухина, Н. С. Сверкунова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 4. — С. 20—25.

Сведения об авторах

Мелентьева Наталия Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0003-2871-899X. E-mail: nataliyamelenteva@mail.ru

Лопухина Александра Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0003-4923-322X. E-mail: teach_las@mail.ru

Сверкунова Наталья Сергеевна — старший преподаватель кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания. Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1819-5075. E-mail: n.sverkunova@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 4, pp. 20—25.

Introduction of digital technologies in teaching discipline «Theory and methods of teaching physical culture»

Melentyeva N.N.1, Lopukhina A.S.2, Sverkunova N.S.3

1 Vologda State University, Vologda, Russia. nataliyamelenteva@mail.ru

2 Vologda State University, Vologda, Russia. teach_las@mail.ru

3 Vologda State University, Vologda, Russia. n.sverkunova@yandex.ru

The importance of using digital technologies in physical education lessons has been highlighted. The possibility of introducing digital technologies in teaching the discipline "Theory and Methods of Teaching Physical Education" for university students in the specialization "Pedagogical Education", field "Physical Education" is considered. Research methods: method of analysis of literary sources, method of studying documents and design method. Research results and discussion. The process of mastering the discipline "Theory and Methods of Teaching Physical Education" by university students in the field of "Physical education" should become innovative, moving towards the use of computer learning tools and knowledge control. Therefore, the solution of this problem is connected with the need to update the work program of the discipline with the inclusion of digital technologies in its content for the development of professional competencies.

The author's approach to the project of the discipline program "Theory and methods of teaching physical culture" is presented in order to optimize the methodological assistance to the future teachers and specialists in the field of physical culture and sports for creating a modern information-digital educational environment in an educational organization. While developing the discipline work program "Theory and Methods of Teaching Physical Education" using digital technologies, various online platforms are included in the section "Indicators of achievement of competencies" (know, be able, own) various online platforms. The list of digital technologies is recommended for lecture and practical courses of the taught discipline.

Conclusions. The introduction of digital technologies in teaching the discipline "Theory and Methods of Teaching Physical Education" will optimize the quality of education and prepare a competent physical education teacher for a modern school.

Keywords: digital technologies, educational process, discipline, physical culture, competencies, comprehensive school, educational resources.

References

1. Baluev S.A. Informacionno-kommunika-cionnye texnologii v rabote uchitelya fizicheskoj kultury [Information and communication technologies in the teacher work of physical culture]. Availadle at: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-rabote-uchitelya-fizicheskoy-kultury/viewer (In Russ).

2. Grigor A., Stebleczov E.A., Karataev Yu.L. Informacionnye texnologii v obuchenii na urokax fizicheskoj kultury Innovacionnye processy v sovre-mennoj nauke [Information technologies in teaching at physical culture lessons] Materialy mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative processes in modern science: Materials of the inter-

national scientific and practical conference]. Neftekamsk, 2019. Pp. 431—435 (In Russ).

3. Kalashnikova R.V., Kovaleva A.A. Ispolzovani-ya cifrovyx texnologij v obrazovatelnom processe po discipline "Fizicheskaya kultura" [The use of digital technologies in the educational process in the discipline "Physical Education"]. Sistema menedzhmenta kachestva : opyt i perspektivy [Quality management system: experience and perspectives], 2020, no. 9, pp. 247—251. (In Russ).

4. Morgunova E.V. Metodika obucheniya gimnas-ticheskim uprazhneniyam s predmetami na osnove informacionnyx texnologij na urokax fizicheskoj kultury [Methods of teaching gymnastic exercises with apparatus based on information technology at physical education lessons]. Problemy i perspe-

ktivy razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v Zaurale: sbornik trudov Regionalnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems and prospects for the development of physical culture and sports in the Trans-Urals:collected papers of the Regional Scientific and Practical Conference]. Kurgan, 2013. Pp. 29—33. (In Russ).

5. Petrov M.G. Ispolzovanie IKT na urokax fizicheskoj kultury' [The use of IT in physical education lessons]. Kompetentnostnyj podxod: sovremennye aspekty razvitiya obrazovaniya

[Competence-Based Approach: Modern Aspects of Education Development]. Saratov, 2017. Pp. 125—126. (In Russ).

6. Ryabinina K.V., Melenteva N.N. Primenenie kompyuternoj programmy "LerningApps" na urokax fizicheskoj kultury [Application of the computer program "LerningApps" in physical education lessons]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoj kultury, sporta i turizma [Prospective directions in the field of physical culture, sports and tourism]. Vologda, 2019. Pp. 281—284 (In Russ).

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.