Научная статья на тему 'Применение ролевой профессионально-ориентированнои игры в подготовке студентов-дизайнеров'

Применение ролевой профессионально-ориентированнои игры в подготовке студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЛЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / EMPLOYMENT / ROLE OF PROFESSIONALLY-ORIENTED GAMES / STUDENT DESIGNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Д.А.

Профессиональная направленность приёмов и методов обучения в учебно-методической деятельности со студентами-дизайнерами непременное условие подготовки выпускников, бакалавров и магистров, к практической трудовой деятельности за пределами вуза. Мало уметь рисовать. Мало владеть компьютером и самыми совершенными технологиями. Надо быть готовыми к встрече с действительностью рабочего процесса. Мы постарались привлечь внимание к значению ролевых профессионально-ориентированных игр в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки их к реальным условиям работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ROLE-PLAYING PROFESSIONALLY ORIENTED GAMES IN THE PREPARATION OF STUDENTS-DESIGNERS

Career orientation techniques and methods in instructional activities with students-designers was a prerequisite for the training of graduates, bachelors and masters, to the practical employment activities outside the University. It is not enough to be able to draw. It is not enough to own a computer and the most advanced technologies. We must be prepared to meet the reality of the workflow. We have tried to draw attention to the value of the role ofprofessionally-oriented games in the development of professional competences of students and prepare them for real working conditions.

Текст научной работы на тему «Применение ролевой профессионально-ориентированнои игры в подготовке студентов-дизайнеров»

УДК 747.012 ХВОРОСТОВ Д.А.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: aqua_storm@mail.ru

UDC 747.012

KHVOROSTOV D.A.

Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, Professor, Department of Design and Decorative and Applied Arts, Orel State University E-mail: aqua_storm@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

THE USE OF ROLE-PLAYING PROFESSIONALLY ORIENTED GAMES IN THE PREPARATION

OF STUDENTS-DESIGNERS

Профессиональная направленность приёмов и методов обучения в учебно-методической деятельности со студентами-дизайнерами - непременное условие подготовки выпускников, бакалавров и магистров, к практической трудовой деятельности за пределами вуза. Мало уметь рисовать. Мало владеть компьютером и самыми совершенными технологиями. Надо быть готовыми к встрече с действительностью рабочего процесса. Мы постарались привлечь внимание к значению ролевых профессионально-ориентированных игр в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки их к реальным условиям работы.

Ключевые слова: Профессиональная направленность, трудовой деятельность, ролевые профессионально-ориентированные игры, профессиональные компетенции, студенты-дизайнеры, компьютерные технологии

Career orientation techniques and methods in instructional activities with students-designers was a prerequisite for the training of graduates, bachelors and masters, to the practical employment activities outside the University. It is not enough to be able to draw. It is not enough to own a computer and the most advanced technologies. We must be prepared to meet the reality of the workflow. We have tried to draw attention to the value of the role ofprofessionally-oriented games in the development of professional competences of students and prepare them for real working conditions.

Keywords: Professional orientation, employment, role of professionally-oriented games, professional competence, student designers, computer technology.

В будущей профессиональной практике студента по направлениям подготовки Дизайн, постоянно будут возникать сложные и неоднозначные производственные и личностно-психологические ситуации, которые необходимо будет решать мгновенно, без опоры на домашнюю, наработанную и накопленную архивную базу. Часто практикующему дизайнеру не оставляют резерва времени для обдумывания и переноса решения возникшей проблемы «на потом». Такие ситуации постоянно возникают на стадии финишной сдачи разрабатываемого объекта. Если не подготовить студента к подобным ситуациям в ходе обучения в вузе, то в дальнейшей профессиональной деятельности, ему не обойтись без серьезных психологических травм и материальных потерь. В наших руках, в руках преподавателей дающих знания студентам в ходе подготовки их к профессиональной деятельности помочь избежать им подобных просчетов и ошибок. Как показала наша практика, развитию и закреплению на занятиях со студентами профессиональных компетенций, в полной мере, способствуют ролевые профессионально-ориентированные игры. Мы внедрили подобные игры в учебный процесс подготовки студентов-дизайнеров и убедились, что,

ролевые профессионально-ориентированные игры помогают наладить устойчивые межпредметные связи и значительно активизируют творческую и деловую активность студентов.

Здесь мы приведём несколько примеров.

Работа над конкретным дизайн-проектом предполагает несколько основных этапов деятельности, а именно:

- проведение переговорного процесса с заказчиком;

- подбор аналогов стилевого и технического решения;

- планирование этапов работы на объекте;

- выполнение чернового проекта «от руки»;

- выполнение планов, чертежей, разрезов, развёрток проектируемого объекта «от руки» или на компьютере;

- выполнение итоговых визуализаций интерьеров или экстерьеров проектируемого объекта «от руки» или на компьютере

- подбор финишных отделочных материалов (настенная и напольная плитка, обои, декоративные настенные покрытия, потолочные и напольные покрытия),

© Хворостов Д.А. © Khvorostov D.A.

мягкой, корпусной, кухонной мебели, оборудования и аксессуаров;

- донесение идеи проекта до исполнителей (электрики, сантехники, штукатуры, маляры, и тд.);

- авторский надзор за воплощением дизайн-проекта в материале.

Все эти этапы необходимо изучить и детально разобрать со студентами в ходе ролевых профессионально-ориентированных игр. В ходе подобных игр студенты должны меняться ролями в сценарии игры, рассматривать поведенческие и профессиональные аспекты со всех сторон, с различных улов зрения.

На состоянии определения ситуации и постановки цели игры, преподаватель четко определяет ситуацию с тем, чтобы студенты полностью поняли, что должно произойти в процессе ролевой игры.

Ролевая подготовка включает ознакомление с ролевыми сценариями, которые содержат определенные задачи с различными временными параметрами - от нескольких минут до нескольких часов. В последнем случае ролевая подготовка выполняется как домашнее задание. После проведения ролевой игры проводится анализ смоделированной ситуации.

Рассмотрим некоторые ролевые сценарии подробнее.

Ролевая профессионально-ориентированная игра «Переговорный процесс. Заказчик - Дизайнер».

При проведении этой игры в первый раз роль Заказчика должен взять на себя преподаватель. В последующих подобных играх, роль Заказчика могут выполнять студенты.

В начале игры Заказчик должен поинтересоваться творческим портфолио Дизайнера. Спросить о выполненных завершенных дизайн-проектах. Высказать сомнения по поводу профессиональной пригодности Дизайнера. Дизайнер должен представить своё портфолио, в котором имеются «работы от руки» - карандашные прорисовки интерьера, акварельные отмывки, рисунки мебели и аксессуаров, планы, чертежи, разрезы, развёртки стен проектируемого объекта и компьютерные визуализации интерьеров и экстерьеров, выполненные в программах 3D Studio Max, ArchiCAD, Adobe Photoshop, CorelDraw. Дизайнер должен защитить свою профессиональную компетенцию перед «сомневающемся» Заказчиком. После этого Заказчик формулирует техническое задание Дизайнеру. Рассказывает о предполагаемом объекте проектирования, выдаёт планы этажей, высказывает пожелания по поводу стиля отделки помещений. Дизайнер, в ходе беседы, уточняет неясные для себя моменты, выдвигает предварительные предложения по дизайну интерьера. Выполняет уточняющие наброски карандашом или черной гелиевой ручкой. Оговаривает сроки работы и этапы проверки работы Заказчиком.

После этого Заказчик и Дизайнер переходят к обсуждению ценовой политики материалов и работ, необходимых для реализации дизайн - проекта. Оговаривают стоимость услуг Дизайнера, периодичность выплат зар-

платы. Заказчик настаивает на более низкой зарплате Дизайнера, тот, в свою очередь, пробует отстоять более высокую, выгодную для себя зарплату. В конечном итоге переговаривающиеся стороны должны придти к консенсусу и заключить трудовое соглашение или трудовой договор. Образцы юридических документов должен подготовить преподаватель, играющий роль Дизайнера.

На эту ролевую профессионально-ориентированную игру, необходимо пригласить в роле консультанта, знакомого профессионального юриста или преподавателя с юридического факультета своего ВУЗа либо же любого имеющегося в городе. В ответственный момент обсуждения ценовой политики оплаты работы Дизайнера и заключения юридических документов, помощь, подсказки и рекомендации профессионального юриста будут ценны и востребованы.

После окончания игры происходит ее обсуждение. Студенческая группа, присутствовавшая при проведении переговорного процесса, высказывает свои замечания и делится впечатлениями. На следующей игре роль Заказчика может выполнять прошедший игровую проверку студент. Преподаватель в этом случае выступает консультантом.

Итогом проведения игры «Переговорный процесс. Заказчик - Дизайнер» являются подготовленные творческие портфолио студентов, выполненные «от руки» и с использованием компьютерных программ 3D Studio Max, ArchiCAD, Adobe Photoshop, CorelDraw.

Ролевая профессионально-ориентированная игра «Дизайн-студия. Распределение дизайнерских обязанностей и выполнение интерьерного проекта». Игра может происходить в несколько этапов:

- Подготовка авторского резюме и устройство на работу в Дизайн-студию. Прохождение собеседования с Руководителем Дизайн-студии.

- Знакомство с коллективом дизайнеров, архитекторов, инженерно-технических работников, конструкторов. Получение первого, персонального задания по проектированию - провести обмерные работы на объекте.

- Выезд на объект для проведения обмерных работ. Знакомство с архитектурными особенностями объекта проектирования, подробное фотографирование всех помещений и технических узлов.

- Распределение дизайнерских обязанностей по выполнению данного интерьерного проекта внутри коллектива Дизайн-студии. Выполнение интерьерного проекта.

В игре участвуют группа студентов и преподаватель. По сценарию, в данной игре имеется несколько ролей:

- Руководитель Дизайн-студии.

- Ведущий дизайнер Дизайн-студии.

- Архитектор.

- Инженерно-технический работник.

- Дизайнер-стажер, устраивающий на работу.

Роль Руководителя Дизайн-студии могут взять на

себя преподаватель или студенты старших курсов, име-

ющие опыт практических работ.

Вначале игры Дизайнер-стажер знакомиться с Руководителем Дизайн-студии, рассказывает о себе, показывает подготовленное резюме для приема на работу. Договаривается об условиях работы, рабочем графике и заработной плате. Если этот этап работы пройден успешно, то Руководитель Дизайн-студии знакомит Дизайнера-стажера с коллективом. В коллективе Дизайн-студии должны быть и доброжелательно настроенные работники, и завистливые конкуренты. Дизайнер-стажер рассказывает о себе, своих профессиональных навыках, творческих планах. На планерке, при обсуждении находящихся в работе проектов, Дизайнер-стажер получает персональное задание - выехать (выйти) на объект и провести обмерные работы внутри всех помещений. Старшие коллеги рассказывают об особенностях обмерных работ, показывают приемы снятия размеров и шаблонов, выдают необходимые инструменты и оборудование. После этого Дизайнер-стажер выезжает (выходит) на объект, его сопровождает работник Дизайн-студии. Остальная студенческая группа присутствует при проведении обмерных работ.

Следующий этап игры проводится в помещении, заранее выбранном как «объект». Это может быть учебная мастерская, вестибюль ВУЗа, коридор с рекреацией, подвальные помещения с кирпичными стенами. Требования, предъявляемые к «объекту»:

- Доступность по расположению. «Объект» не должен располагаться далеко от места проведения игры. Выезжать всей студенческой группой с наблюдателями и консультантами на удаленный объект не всегда бывает целесообразно.

- Помещение, выбранное в качестве объекта, должно иметь технически сложные детали - нестандартные оконные и дверные проемы, вытяжные короба, лестничные марши, выступы.

- Наличие посторонних людей на «объекте» только приветствуется. Это создаст реальную обстановку работы дизайнера.

На «объекте» Дизайнер-стажер должен научиться обмерять сложные технические узлы, высотные размеры помещений, оконных и дверных проемов, привязывать размеры друг к другу, снимать угловые и радиусные шаблоны. Обязательно сфотографировать все перспективные ракурсы и технические узлы обмеряемых помещений. Консультант подсказывает и разъясняет непонятные моменты, а студенческая группа наблюдает и запоминает - следующий раз им самим придется быть Дизайнером-стажером на другом «объекте».

Особо обыгрывается ситуация, когда Дизайнер-стажер не имеет при себе измерительного инструмента - рулетки. Это довольно распространенное явление с начинающими дизайнерами. С опытом входит в привычку постоянно иметь при себе рулетку.

Консультант в этом случае оказывается «недоброжелателем», он не предоставляет свои измерительные инструменты и предлагает Дизайнеру-стажеру воспользоваться подручными способами для проведения обме-

ров. При моделировании подобной ситуации в первый раз Консультант рассказывает и показывает всей студенческой группе участвующей в игре возможность применения подручных способов на обмерах. Это может быть, например, метод «38 попугаев» - использование в качестве измерительного шага папки с листами формата А3 или А4 - считаем количество папок входящих в длину стены и затем перемножаем полученный результат.

Если помещение «объекта» имеет кирпичные, неоштукатуренные стены, что очень часто встречается на реальных объектах, считаем и перемножаем кирпичи в длину стены. Для получения высотного размера - ряды кирпичей в высоту стены.

Можно использовать высоту дверного проема имеющего, как правило, стандартный размер 2100 мм. Для этого необходимо воспользоваться строительным отвесом, шнурком или куском веревки, которые всегда можно найти на реальных объектах и использовать в качестве эталона длинны.

Для снятия угловых и радиальных шаблонов необходимо использовать упаковочный картон или бумагу. Скрепить фрагменты составляющие шаблон можно молярным скотчем, суперклеем или при помощи строительного степлера которые также встречаются на объектах.

Консультант должен особо подчеркнуть, что арсенал подобных методов должен применяться только в самых крайних, экстремальных случаях. Выезд на объект необходимо тщательно готовить и все продумывать, проговаривая планируемую работу на выезде с более опытным коллегой. Заказчик ни в коем случае не должен видеть сам и знать от своих представителей на объекте неподготовленность дизайнера к нормальной работе. Это подрывает авторитет дизайнера и может лишить его лично или фирму, которую он представляет, заказа на проект.

По возвращению в Дизайн-студию Дизайнер-стажер должен расшифровать свои обмерные записи и оформить их в виде поэтажных обмерных планов. Выполнить это можно с помощью чертежного инструмента или компьютерной программы ЛгсЫСЛЭ. Студенческая группа в это время обсуждает увиденную обмерную работу на «объекте». После завершения выполнения поэтажных обмерных планов Руководитель Дизайн-студии проверяет правильность выполнения планов и выносит свою оценку Дизайнеру-стажеру. Все группа участников игры «Дизайн-студия» приступает к выполнению интерьерных перспектив, планов полов и потолков, разверток стен объекта по выполненным поэтажным обмерным планам.

Наглядным итогом проведения игры «Дизайн-студия. Распределение дизайнерских обязанностей и выполнение интерьерного проекта» являются оформленные на планшеты или стенды итоговые визуализации интерьеров объекта, поэтажные обмерные планы, планы полов и потолков, развертки стен. Техника исполнения - «работа от руки» и использование компью-

терных программ ArchiCAD, 3D Studio Max, Adobe Photoshop, CorelDraw.

Мы привели два примера ролевых профессионально-ориентированных игр. В ходе обучения студента дизайнера их должно быть значительно больше. К примеру: ролевая профессионально-ориентированная игра «Подбор финишных материалов, светильников, мебели». Ролевая профессионально-ориентированная игра «Донесение идеи проекта до исполнителей - электриков, штукатуров, сантехников, плиточников». Благодаря ознакомлению с научно - технологическим аппаратом дизайнерских, проектных, строительно-монтажных и отделочных работ, студенты готовы на равных вести профессиональный разговор с заказчиком и производителями работ.

Профессиональная направленность приёмов и методов обучения в учебно-методической деятельности со студентами-дизайнерами - непременное условие подготовки выпускников, бакалавров и магистров, к практической трудовой деятельности за пределами вуза. Мало уметь рисовать. Мало владеть компьютером и самыми совершенными технологиями. Надо быть готовыми к встрече с действительностью рабочего процесса. Мы

постарались привлечь внимание к значению ролевых профессионально-ориентированных игр в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки их к реальным условиям работы. В ходе обучения, усиленного рассмотренными выше ролевыми играми, у студентов вырабатывается психологическая готовность к работе на реальных объектах. Выпускники, прошедшие подобное игровое погружение в специфику реалистичной профессиональной деятельности дизайнера, оказываются подготовлены к различным производственным ситуациям, в том числе, относительно критическим и сложным.

Серьёзное значение ролевых профессионально-ориентированных игр в профессиональных подготовке студентов исследовали авторы [1], [2]. Мы так же, ранее, обращались к этому методу, активизирующему творческую и деловую активность студентов [5], [6], [7], [8].

Применение ролевых профессионально-ориентированных игр в учебно-методической деятельности возможно не только в вузе. Авторы исследований посвященных методикам творческого развития ребенка в общеобразовательной школе так же уделяют ролевым профессиональным играм внимание [3], [4].

Библиографический список

1. Артемьева, О.А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: монография / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 208 с.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.

3. Горбунова Г.А., Савельева О.П. Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5 С. 268. URL: www.science-education. га /111-10742 (дата обращения: 25.08.2015).

4. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2014. С. 237-241.

5. Хворостов Д.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки «дизайн» в ходе освоения проектных технологий // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 2 (41). Том 1. С. 66 - 72.

6. Khvorostov D.A. Use of traditions of the Russian art in teaching of the environmental design // Международная научно-практическая конференция Proceedings of the 4th International Academic Conference «Applied and Fundamental Studies». Hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», November 29-30, 2013, St. Louis, Missouri, USA. P. 146-151.

7. Хворостов Д.А. Педагогические проблемы подготовки студентов дизайнеров. Траектории их решения // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2016. Т. 1. С. 150-156.

8. Хворостов Д.А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. Научный журнал. 2015. №4 (8). С. 105 - 111.

References

1. Artemieva O.A. System of training and role-playing games professional orientation : monograph / O. A. Artemyeva, M. N. Makeyev. Tambov : Publishing house Tamb. tehn. University press, 2007. 208 p.

2. VerbitskyA.A. Competence approach and the theory of contextual learning. M: IC PCPS, 2004. 84 p.

3. Gorbunova G.A., Savelyeva O.P. Metodik of studying of national art crafts at comprehensive school with application of workbooks// Modern problems of science and education. 2013. No. 5 of Page 268. URL: www.science-education.ru/111-10742 (date of the address: 8/25/2015).

4. Savelyeva O.P. Creative development of the child in graphic activities: tendencies and problems//Urgent problems of theoretical and applied researches: language, culture, mentality Materials of the international scientific and practical conference. Magnitogorsk state technical university of G. I. Nosov. 2014. Pp. 237-241.

5. Khvorostov D.A. Formation of professional competences at students of the directions of preparation "design" during development of design technologies//European Social Science Journal (The European magazine of social sciences). 2014. No. 2 (41). Volume 1. Pp. 66-72.

6. Khvorostov D.A. Use of traditions of the Russian art in teaching of the environmental design //Mentality Materials of the international scientific and practical conference Proceedings of the 4th International Academic Conference «Applied and Fundamental Studies». Hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», November 29-30, 2013, St. Louis, Missouri, USA. Pp. 146-151.

7. Khvorostov D.A. Pedagogical problems of training of students designers. The trajectories of their solution // Modern trends in fine arts, decorative applied arts and design. 2016. Vol. 1. Pp. 150-156.

8. Khvorostov D.A. Traditions and innovations in modern teaching design//the Bulletin of the Omsk state university. Humanitarian researches. Scientific magazine. 2015. No. 4 (8). Pp. 105 - 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.