13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147
UDC 378.147
ХВОРОСТОВД.А.
доктор педагогических наук, профессор РАО, профессор, кафедра дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] КУТУЗОВА А.А.
аспирант, кафедра дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
KHVOROSTOV D.A.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor of RAE, Professor of the Department of design, Orel State University E-mail: [email protected] KUTUZOVA A.A.
Post-graduate student of design Department, Orel State
University
E-mail: [email protected]
3D РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРА
3D RECONSTRUCTION OF A PAINTING IN THE THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE DESIGNER
В статье рассматривается теория и методика профессионального образования студента-дизайнера. В качестве учебного задания приведена трёхмерная реконструкция произведения известного художника Рене Магритт. За референс взята картина «Комната для прослушивания». 3D моделирование живописных полотен применяется как тренировочные задания в ходе освоения сложных профессиональных компьютерных программ.
Ключевые слова: 3D моделирование, методика образования, живописное произведение, компьютерные технологии, практика преподавания занятий, исследование.
The article deals with the theory and methodology of professional education of a design student. As an educational task, a three-dimensional reconstruction of the work of the famous artist Rene Magritte is given. The reference taken for the painting «the listening Room». 3D modeling ofpaintings is used as training tasks in the development of complex professional computer programs.
Keywords: 3D modeling, methods of education, artwork, computer technology, practice of teaching classes, research.
Практика подготовки студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности показывает, что плановых занятий по освоению сложных компьютерных программ бывает не достаточно. Освоив азы моделирования, студенты на этом останавливаются. Проектные задания выполняют самые простейшие, как правило, в стиле минимализма, мотивируя это тем, что так модно и современно. Это как в живописи, когда художник прекращает писать своё полотно, потому что он уже устал и он «так видит». То есть в создании своего проекта или произведения можно остановиться в любой удобный момент и найти для этого мотивацию. Поэтому в своей теории и методике профессионального образования дизайнера мы придерживаемся точки зрения Императорской Академии Художеств, в которой с первого курса была введена обязательная система копирования художественных произведений великих мастеров. Копирование было выделено в отдельную учебную дисциплину. Польза от копирования огромная. Студент изучает технику нанесения мазка и манеру прописки различных элементов картины. Учится точно подбирать колер и воссоздавать цветовую и тоновую гамму копируемого произведения до тех пор, пока не добьётся точного попадания в оригинал. В этом слу-
чае он уже не сможет сказать в удобный для себя момент: всё, я уже закончил, все сделано, я «так вижу». Понятие «точная копия» вышло как раз из копийных классов Российской Императорской Академии Художеств.
В нашей теории и методике профессионального образования дизайнера мы начинаем копирование картин с несложными сюжетами. И обязательно сами показываем студентам, как выполнять подобную работу. Проверено со времён преподавания изобразительного искусства и черчения в школе - если учитель уверенно рисует и чертит мелом на доске, он пользуется авторитетом в классе и дети с удовольствием перерисовывают и перечерчивают за ним с доски в альбомы и тетради. То есть - копируют. То же и со студентами на начальных этапах освоения сложных компьютерных программ. Необходимо самому выполнять все действия, попутно проговаривая и объясняя их. Ведь не случайно обучающимися любых возрастов лучше воспринимается визуальная подача учебного материала. Для этого не обязательно иметь компьютерный класс. В проведении подобных лекций и практических занятий поможет собственный ноутбук преподавателя. Будет прекрасно, если он окажется подключённым к проектору. Студенты с интересом наблюда-
© Хворостов Д.А., Кутузова А.А. © Khvorostov D.A., Kutuzova A.A.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019
ют за ходом работы на мониторе ноутбука преподавателя - на проекционном экране. В настоящее время практически у всех студентов имеются собственные ноутбуки, на которые возможно поставить легальные лицензионные учебные версии компьютерных программ с официальных сайтов, например, с сайта Аutodesk 3D studio Max. В этом случае студенты повторяют за преподавателем увиденное на экране, имеют возможность переспросить и уточнить не понятные им моменты. Это значительно улучшает понимание сложных компьютерных программ. Работа на занятии происходит сразу со всей студенческой группой. Усиливается запоминание, развивается творческое мышление, формируются профессиональные компетенции студента. Повышается профессиональный и педагогический авторитет преподавателя, что очень важно и необходимо.
Мы уже писали, что в качестве тренировочных заданий на освоение сложных профессиональных компьютерных программ нами применяется 3D моделирование живописных полотен [1, с. 345-348; 2, с. 345-350]. Так как практика трёхмерной реконструкции себя оправдала, мы продолжили исследование в данной области. Подобное учебное задание мы ввели не только в методику обучения дизайнеров, но и будущих учителей изобразительного искусства. Для них знание современных компьютерных программ не менее актуально, чем для будущих дизайнеров. Современное поколение школьников крайне компьютеризировано, и надо уметь говорить с ними на одном языке. Для будущих учителей изобразительного искусства мы не предлагаем сложные в трёхмерном реконструировании сюжеты. Им достаточно простых, но выразительных сюжетов. Что бы и школьников заинтересовать и в течении урока можно было многое успеть построить. Здесь, мы в качестве примера, рассмотрим наглядное 3D моделирование преподавателем картины художника Рене Магритт «Комната для прослушивания». 55х45. Холст, масло. 1952 г.
Рене Франсуа Гилен Магритт (1898-1967) - бельгийский художник-сюрреалист. Известен, как автор поэтических, загадочных и остроумных картин [5].
Первое занятие со студентами любого направления подготовки необходимо провести в форме тестирования имеющихся знаний компьютерного проектирования. Разработать тест с вопросами выявляющими уровень знания и владения студентами профессиональными графическими и трёхмерными программами. Для трёхмерного моделирования нами выбирается программа Аutodesk 3D studio Max. Технические и дизайнерские возможности данной программы студенты могли рассматривать на лекционных и практических занятиях, изучая и разбирая возможности профессионального использования. Первый тест показал результат ниже среднего. Студенты слабо воспринимали названия инструментов моделирования, модификаторов и функций программы. После первого практического занятия обнаружилось, что визуальная подача улучшила результат восприятия, запоминания. На втором практическом занятие студенты уже называли функциональный аппарат программы, го-
рячие клавиши, подсказывая, как следует вести ход работы. Занятие проходило активно, творчески с хорошими результатами.
После этого мы приступили к 3D моделированию выбранной картины. Для начала подробно изучили живописное полотно. Ознакомившись с интерьерными особенностями помещения на полотне в программе АшМе8к 3D studio Max создаём коробку с помощью полигонального моделирования. Коробкой будут являться стены картины. Создаём Box высотой 3000 мм, данное значение будет являться высотой стен. С помощью операции Extrude (выдавливать) и Bridge (соединить) моделируем основу нашего помещения.
Для того чтобы создать окна воспользуемся инструментом Slice plane (плоскость среза), разрезаем плоскость. Создаём оконные проёмы, выделяем нужные нам полигоны, нажинаем кнопку Bridge в полигональном моделировании. Создаём пол, для этого необходимо создать Chamferbox (бокс со сглаженными гранями). Задаём нужные параметры: длины; ширины; высоты. А также задаём размер фасок пола. Применяем модификатор и\^тар, выбираем тип мапинга - Box. Копируем объект Chamfer Вox по всей площади помещения с помощью Instance. Задаём объекту Chamfer Вox нужное количество граней и рёбер для того, чтобы в дальнейшем применить модификатор Noise (шум). Изолируем все объекты созданного пола, клавишами Alt+Q. Выбираем один из объектов пола, заходим в полигональное моделирование и выбираем функцию Attach из появившегося списка выделяем все объекты. Нажимаем Attach, теперь созданный пол является одним полигональным объектом. Это облегчит в дальнейшем редактирование, создание развёртки и текстурирование. Применяем модификатор UnwrapUVW и выделяем все объекты в появившемся окне. Нажимаем кнопку FlattenCustom, моделирование и развёртка пола готова.
Далее приступаем к моделированию яблока. Создание яблока может рассматриваться в разных способах. Мы рассмотрим один из способов моделирования. Создаём сферу, применяем модификатор Editable Poly. С помощью полигонального моделирования выбираем в сетке яблока вершины. Придаём форму яблоку, далее применяем модификатор Turbo smooth для сглаживания геометрии. И применяем модификатор Noise, для придания яблоку неровностей. Создаём веточку яблока с помощью сплайна. Переводим наш сплайн в полигональное моделирование, придаём закруглённую форму веточке яблока. Создаём развёртку яблока для корректного наложения текстуры.
Далее создаём материал поверхности яблока. Для начала найдём изображение текстуры яблока. Редактируем текстуру в графической программе Adobe Photoshop. Создаём текстуру подходящую для данной модели. Далее создаём материал яблока с помощью VrayOverrideMtl. Во вкладке Basematerial делаем материал яблока, где используем созданную текстуру и настраиваем отражение. Во вкладке GI создаём стандартный Vray материал, без каких-либо отражений. Это позволит избежать зелёного
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
рефлекса от яблока во всей сцене. Чтобы зелёный цвет яблока не был на стенах, на полу и так далее.
Создаём плинтус используя инструмент Splira (линия). С помощью привязки по Vertex, проводим линию по стенам и углам помещения. Создаём профиль нашего плинтуса используя Spline и сглаживаем одну из вершин. Выделяем предыдущий сплайновый объект и применяем к нему модификатор Sweep. В нём выделяем наш профиль созданный ранее.
Создаём окно нашего помещения с помощью сплай-ногого моделирования и привязки по вершинам - Vertex, создаём квадратный сплайн, который будет нашей рамой. Во вкладке рендеринг нашего сплайна ставим галочку на: Enable in Renderer; Enable in Viewport. А также выделяем Rectangular (прямоугольный). Наш сплайн приобрёл объём. Далее используя Box, моделируем оконную раму.
Создаём подоконник, с помощью сплайнов, а также создаём профиль подоконника. Сглаживаем одну из вершин подоконника инструментом Fillet. Применяем к подоконнику модификатор Extrude. Моделирование основных объектов завершено. Переходим к созданию шейдеров.
Создаём материал пола. Для начала найдём текстуру подходящей древесины, используем её в слоте Diffuse. Настраиваем тайлинг текстуры для правильного масштабирования. Далее в слот Reflect копируем карту Diffuse и применяем цветокоррекцию. Делаем текстуру чёрно-белой, RGloss (глянцевость) устанавливаем значение 0,75.
Необходимо придать цвет стенам. Материал «Цвет стен» создаём также, как и материал яблока. Для исключения влияния на цвета стен, создаём VrayOverrideMtl. Во вкладке Basematerial создаём материал стен, настраивая Diffuse. Цвет стен настраиваем по своему цветовому видению, ориентируясь на цвет аналога. В создании более точного цвета используют инструмент - «пипетка». В слоте GI используем стандартный VrayMtl без отражений. Для освещения будем пользоваться стандартной связкой VraySun, VraySky.
Устанавливаем источники освещения VrayLightPlane на оконные проёмы, а также VraySun. Ставим камеру фронтально, настраиваем ракурс. Регулируем настройки камеры исходя из силы источников освещения. Выполняем визуализацию. Интерпретация картины Рене Магритт в 3D готова. Сохраняем готовое изображение в формате удобном для дальнейшего редактирования. В некоторых случаях, итоговое изображение можно обработать в других компьютерных редакторах. К примеру, в программе Adobe Photoshop возможно подрисовать тени, штрихи. Создание 3D моделирования живописного произведения позволит вовлечь студента в профессиональную работу с различными компьютерными программами.
Практика визуальной подачи учебного материала выявила, что с каждым новым занятием студенты становятся более заинтересованными, у них возникают практические вопросы, студенты начинают думать о тех или иных способах создания конкретного трёхмерного объекта, тем самым открывая для себя новые возможности работы с компьютером, графическими дизайнерскими программами.
У каждого студента художественно-графической и дизайнерской направления есть свои любимые живописцы, скульпторы, графики. Демонстрируя студентам возможности 3D моделирование произведений в современных компьютерных программах, преподаватель откроет для обучающего новые возможности в истории искусств, компьютерном проектировании, рисунке, живописи. Современные промышленные и компьютерные технологии не связывают руки студентам, а наоборот подталкивают к новым творческим и профессиональным свершениям, к новому взгляду на привычные вещи. Ранее было бы сложно представить произведение искусства воссозданное в 3D графике. Сейчас возможно смоделировать пространственную среду любой картины или графического листа. А после окончания высшего учебного заведения принести эти знания не только в проектное дизайнерское бюро [1], но и в общеобразовательную школу [3, с. 360-364; 4, с. 404-407].
Библиографический список
1. Хворостов Д.А. Применение ролевой профессионально-ориентированной игры в подготовке студентов-дизайнеров // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. №4 (77). 2017. С. 345-348.
2. Хворостов Д.А. Использование компьютерных технологий в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров // European Social Science Journal. (Европейский журнал социальных наук). 2017. № 11. С. 340-345.
3. Хворостов Д.А. Актуальные траектории профессиональной подготовки учителя для современной общеобразовательной школы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Т. 2. № 75. С. 360-364.
4. Хворостов А.С. Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 404-407.
5. Ткач М.И. Энциклопедия пейзажа. Olma Media Group, 2002. С. 207. 350 с.
References
1. KhvorostovD. A. The use of role-playing professionally-oriented game in the training of students-designers / / Scientific notes of Orel state University. Scientific journal. Series: Humanities and social Sciences. No. 4 (77). 2017. - P. 345-348.
2. KhvorostovD. A. Use of computer technologies in professional training of students-designers // European Social Science Journal. (European journal of social Sciences). 2017. No. 11. Pp. 340-345.
3. KhvorostovD. A. Actual trajectories of teacher training for modern secondary school / / Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2017. Vol.2. No. 75. Pp. 360-364.
4. Khvorostov A. S. Using the specifics of drawing in applied art for aesthetic education and art education of students / / Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2012. No. 4. Pp. 404-407.
5. TkachM. I. encyclopedia of landscape. - Olma Media Group, 2002. Pp. 207. 350 p.