Научная статья на тему 'Применение режима удаленного доступа при автоматизации бухгалтерского учета'

Применение режима удаленного доступа при автоматизации бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1206
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП / REMOTE ACCESS / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLOUD TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макарова Л. М., Желтова М. Ф.

Статье рассмотрены основные направления организации работы бухгалтера в удаленном режиме. Изучены тенденции развития международного и российского рынка облачных технологий, распространенных в области бухгалтерского учета. Приведена реализация режима удаленного доступа в программе «1С: Бухгалтерия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION REGIME OF REMOTE ACCESS FOR ACCOUNTING

The article describes the main directions of the organization of work accountant remotely. Examined trends in the development of international and Russian market of cloud technologies prevalent in the field of accounting. Shows the implementation of remote access program «1C: Accounting».

Текст научной работы на тему «Применение режима удаленного доступа при автоматизации бухгалтерского учета»

УДК 657:004.771

Л.М. Макарова

канд. экон. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

М.Ф. Желтова

студент, специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЖИМА УДАЛЕННОГО ДОСТУПА ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления организации работы бухгалтера в удаленном режиме. Изучены тенденции развития международного и российского рынка облачных технологий, распространенных в области бухгалтерского учета. Приведена реализация режима удаленного доступа в программе «1С: Бухгалтерия».

Ключевые слова: бухгалтерский учет, удаленный доступ, облачные технологии.

L.M. Makarova, Ogarev Mordovia state university

M.F. Zheltova, Ogarev Mordovia state university

APPLICATION REGIME OF REMOTE ACCESS FOR ACCOUNTING

Abstract. The article describes the main directions of the organization of work accountant remotely. Examined trends in the development of international and Russian market of cloud technologies prevalent in the field of accounting. Shows the implementation of remote access program «1C: Accounting».

Keywords: accounting, remote access, cloud technology.

Пожалуй, самым ценным ресурсом предприятия и его работников является время. Именно от величины затрат и эффективности использования этого ресурса зависит конечный результат. Использование режима удаленного доступа является одним из направлений экономии времени специалистов предприятия. Так, режим удаленного доступа позволяет бухгалтеру независимо от местонахождения получить доступ ко всей учетной информации, при необходимости предоставить все необходимые сведения руководителям для принятия оперативных управленческих решений.

Программы удалённого администрирования - программы или функции операционных систем, позволяющие получить удалённый доступ к компьютеру через Интернет или ЛВС и производить управление и администрирование удалённого компьютера в реальном времени.[7] Таким образом, использование режима удаленного доступа позволяет бухгалтеру, находящемуся в любой точке мира, совершать любые действия (управление рабочим столом, перемещение папок, копирование, работа с приложениями) над удаленным компьютером.

Технологии удаленного доступа может помочь и значительно повысить эффективность работы всего предприятия поскольку:

- это позволяет соединить филиалы/подразделения организации с центральным офисом, что дает возможность синхронизировать работу всех подразделений;

- это обеспечивает доступ многих служащих, находящихся вне офиса, к сетевым ресурсам с целью выполнения своих должностных обязанностей, поиска необходимой информации и т.д., что экономит время, затрачиваемое на перемещение сотрудников. Особенно удобна удаленная бухгалтерия для небольших организаций, не имеющих возможности держать бухгалтера в офисе полный рабочий день.

В настоящее время существует множество программ, обладающих различными техно-

логическими возможностями (передача, файлов, звука, многоклиентский режим, ЮS/Android-Клиент и т.д.) и позволяющих управлять компьютером удаленно. Выбор конкретной программы зависит от потребностей пользователя.

На сегодняшний день существует и возможность подключения к корпоративным ресурсам через мобильные устройства: с помощью планшетов или смартфонов можно работать с документами или отвечать на почту. Однако, прежде чем предоставлять сотрудникам доступ к корпоративным ресурсам, необходимо учесть множество факторов: обеспечение безопасности данных, техническая поддержка, определение стандартов работы с информацией [4].

Для реализации режима удаленного доступа необходимо выполнение следующих условий:

- наличие высокоскоростного доступа к сети Интернет/локальная сеть;

- внешний статический ip адрес;

- установленная на ПК пользователя программа, позволяющая осуществлять удаленный доступ;

- настроенный доступ, необходимый для управления удалённым помощником или удалённым рабочим столом;

- наличие на машине пользователя учетной записи с правами администратора.

Важнейшим условием и, пожалуй, большим недостатком применения режима удаленного доступа является включенный компьютер, к которому нужно подключиться, а также установленная и запущенная функция удаленного доступа.

Удаленный доступ к конкретному компьютеру - это отработанная технология, которая применяется многими предприятиями и их сотрудниками. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет предоставление удаленного доступа к программному обеспечению или, так называемые, облачные технологии.

Термин «облачные» появился в начале 1990-х гг. для обозначения сервисов, позволяющих дистанционно поддерживать работу различных приложений. Сервисы, работающие на базе облачных технологий, можно разделить на три категории.

- Программное обеспечение как сервис (SaaS). Пользователь может работать с программным продуктом, не приобретая его, удаленно через Интернет. Программа запускается с виртуального сервера и может использоваться пользователем в любое время. При этом контроль и управление инфраструктурой облака (сети, серверов, операционных систем, правил хранения данных) осуществляется провайдером.

- Платформа как сервис (PaaS). Платформа может включать несколько виртуальных серверов, на которых установлены специализированные приложения. Провайдеры предлагают пользователю выбрать к использованию одну из множества облачных сред.

- Инфраструктура как сервис (IaaS). В данном случае предполагается передача пользователю инфраструктуры в аренду. Потребителю данной услуги выделяется виртуальный сервер с уникальным 1Р-адресом и часть системы хранения данных. Кроме того, ему предоставляется программный интерфейс для управления виртуальным сервером [8].

Применение облачных технологий на предприятии имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционной формой ведения учета.

- Денежные затраты. Покупатель несет меньшие затраты, нежели при приобретении классического варианта программного продукта. Во-первых, это связано с тем, что в данном случае потребитель покупает право использования, а не право владения программным продуктом. Кроме того, сегодня существует возможность оплаты сервиса по форме «плата - за использование». Сущность ее заключается в том, что пользователь оплачивает только тот объем ресурсов, который фактически потребляет. Во вторых, отсутствуют затраты по технической поддержке продукта, поскольку всю работу по настройке, расширению инфраструктуры, обеспечению ее работоспособности осуществляет провайдер (следует обратить внимание, что в

случае, если бизнес крупный и ведение учета требует доработки типовой конфигурации программы, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов не обойтись). В больших компаниях можно экономить на серверах, поскольку не нужно будет приобретать мощные сервера специально для работы с программой 1С, сокращаются затраты на электроэнергию и ремонт сервера.

- Техническое обслуживание. Провайдер отвечает за обновление и модернизацию приложений, за безопасность данных, отказоустойчивость оборудования и т.д.

- Полный отказ от хранения какой-либо информации на компьютерах в офисе и четко организованное разграничение прав доступа сотрудников к информации означают, что действия злоумышленников в компании не приведут к потере или утечке важной информации.

- Эластичность предоставляемого сервиса.

- Защита интересов правообладателей программного продукта. Использовать программный продукт могут только клиенты официального провайдера. При этом сам продукт не попадает к потребителю, что исключает возможность нелицензионного использования.

- Возможность использования программного продукта в любом месте и в любое время.

- Многопользовательский режим работы.

- Работа с актуальной информацией.

- Управление программным продуктом. Управление всем комплексом производится из единого центра. Процедуры заказов, необходимых для пользователей сервисов, автоматизированы, формализованы и централизованы.

- Возможность самостоятельно управлять услугой. Пользователь может управлять увеличением процессорной мощности, объемом памяти, размером оперативной памяти, шириной сетевого канала; может настраивать услуги в соответствии со своими потребностями (техническая поддержка, резервное копирование и т.д.).

В рамках исследования, проведенного американской компанией Forrester, было установлено, что наиболее значимыми факторами, побудившими компании к использованию облачных технологий на своих предприятиях стали:

- повышение гибкости бизнеса (73% респондентов);

- быстрые обновления ПО (60% респондентов);

- поддержка большого числа удаленных пользователей (48% респондентов);

- получение новой функциональности, недоступной в рамках традиционных лицензируемых приложений (42% респондентов).

Однако несмотря на все положительные стороны использования облачных технологий, SaaS имеет два существенных недостатка, имеющих особую значимость в Российской Федерации:

- необходимо наличие надежного доступа к сети Интернет по высокоскоростной линии передачи данных;

- безопасность данных.

Особенно остро данная проблема стоит в России, поскольку в нашей стране отсутствуют общепринятые стандарты обеспечения безопасности облачных технологий.

Подробней рассмотрим SaaS, поскольку именно этот тип сервисов используется в рамках автоматизации бухгалтерского учета. По данным IDC, рынок SaaS в мире в 2011 г. составил 20 млрд долл., а в 2013 - 32 млрд долл. Компания Parallels дает весьма оптимистические оценки отечественного облачного рынка: По данным компании Parallels в 2012 г отечественный облачный рынок составил 15,6 млрд руб., при этом на рынок SaaS приходится 5,6 млрд руб. Российский рынок облачных сервисов сегодня демонстрирует заметно большие темпы роста, чем рынки Западной Европы. Его темпы роста составили больше 30%, в то время как в Германии -22%, во Франции - 19%. Наибольшее проникновении облачного рынка наблюдается в Москве и

Санкт-Петербурге (свыше 60% всего оборота).

Согласно прогнозам экспертов, к 2016 году размер российского рынка облачных услуг достигнет 55,6 млрд рублей [9]. По данным IDC, 27% от суммарного объема рынка облачных приложений в США приходится на ERM-приложения, распространенные в области бухгалтерского учета, планирования и менеджмента. При этом степень проникновения облачных технологий в данный сегмент бизнеса оценивается в 17%. Поскольку рынок США занимает более 60% мирового, то обозначенные тенденции можно считать близкими к общемировым. По мнению экспертов, в скором будущем отдельные элементы финансового учета (в частности, учет заработной платы) переместятся в облако. Аналитики из BessemerVenture, приводя классификацию провайдеров облачных технологий в разрезе категорий и областей деятельности, в области финансов и бухгалтерского учета выделяют следующих крупнейших провайдеров:^ТЫТ, INTACCT, NETSUITE [5]. Крупнейшие провайдеры облачных технологий в России, а также ключевые решения и крупнейшие пользователи представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Крупнейшие поставщики SaaS в России, 2011 г.

Компания Выручка от SaaS, тыс.руб. Общее число зарегистрирован-ных поль-зовате-лей SaaS Ключевые решения Крупнейшие клиенты

СКБ Контур 3100000 1000000 Система сдачи отчетности «Контур-Экстерн», система обмена электронными юридически значимыми документами «Диадок», электронный бухгалгалтер «Эльба», сервис для расчета зарплаты «Эврика» «Газпром газэнергосеть», «МЕТРО Кэш анд Керри», «Кредит Европа Банк», «М. Видео», «Русский Алюминий», «Начиональ-ная нерудная компания», «Концерн Рсэнергоатом», «Остин», «РусАлТранс»

Корус консал тинг 269200 19500 Автоматизация бюджетирования по SaaS, «Кабинет бухгалтера», «Сдача налоговой отчетности» «ПромИнвест», «Виктория», «Дикси», «Реал-гипермаркет», «Юнилевер Русь», «ТС Лента»

ИТ-Гранд 26000 1000 1С «Нефтегаз»

Мой-Склад 23000 32000 МойСклад н/д

Офис 24 5500 750 1С, Microsoft «Росно-МС», ТД «Шервуд», «Кристалл», «Актив Медекал групп», «Илада»

Эдмин 2500 8600 1С linux кластер Партия «Справедливая Россия», Курчатовский литейный завод

Рассмотрим реализацию облачной технологии на примере 1С - крупнейшей и одной из самых популярных компаний в области учета. Начиная с 2009 г. 1С запустила бухгалтерскую программу в онлайн-версиях: пользователи могли работать через Интернет - через браузер или удаленное подключение к рабочему столу. Однако в тот период не соблюдался принцип мультитенантности (тип архитектуры ПО, при котором один экземпляр приложения, запущенного на сервере, обслуживает множество клиентов), что вело к сложности построения инфраструктуры для каждого клиента, к ее громоздкости и дороговизне. Весной 2012 г. была выпущена новая редакция «Бухгалтерии предприятия» (3.0), которая поддерживает облачные техноло-

гии, при этом возможна миграция учетных данных при перемещении между локальной и облачной версиями программы [2]. Для запуска программы необходимо ввести адрес сайта, далее осуществляется проверка наличия сертификата и аутентификация пользователя. После завершения указанных операций пользователь может приступить к работе с программой.

Можно выделить четыре сценария использования облачных технологий в 1С.

1) Облако внутри организации (рис. 1). Используется для обеспечения возможности доступа к информационной базе из разных мест (это могут быть сотрудники организации, поставщики, клиенты, подрядчики и т.д.).

Рисунок 1 - Облако внутри организации

2) Облако внутри холдинга (рис. 2). Позволяет сократить издержки на обслуживание одинаковых прикладных решений. Например, в каждой из компаний, входящих в холдинг, ведется бухгалтерский учет с помощью программы 1С: Бухгалтерия. Тогда вместо того, чтобы в каждой компании развертывать и поддерживать собственную информационную базу 1С: Бухгалетрии, можно развернуть её один раз, в центральном офисе, например, и использовать в режиме разделения данных. В результате каждая из компаний будет работать в своей собственной независимой области данных, а настраивать, обновлять, выполнять резервное копирование и др. административные действия нужно для одной информационной базы, а не для нескольких.

Рисунок 2 - Облако внутри холдинга

3) Облако для клиентов (рис. 3). Облегчает работу в тех случаях, когда потенциальные потребители прикладного решения не объединены в локальную сеть, обладают разнородным

оборудованием и не расположены следовать каким-либо обязательным рекомендациям по составу аппаратных и программных средств.

Рисунок 3 - Облако для клиентов

4) Работа в модели сервиса (рис. 4). Потребитель не приобретает ПО, а платит за пользование прикладным решением через Интернет. Поставщик обеспечивает круглосуточную и бесперебойную работу прикладных решений, своевременное их обновление, создание резервных копий и конфиденциальность хранимых данных. Каждая из программ, предоставляемых в модели сервиса, работает в режиме разделения данных. Каждый из абонентов (юридических или физических лиц), подключающихся к сервису, может иметь несколько физических клиентов. Каждый из абонентов может работать сразу с несколькими программами. В результате в конкретной программе для каждого абонента выделяется своя независимая область данных, с которой работают его клиенты.

Следует отметить, что в приложениях системы предусмотрен специальный режим работы в условиях низкого Интернет-соединения. Этот режим позволяет повысить скорость работы за счет уменьшения трафика и числа обращений к серверу [6].

Рисунок 4 - Работа в модели сервиса

Для тех предприятий, которые не готовы «перейти в облако», компания 1С в конце 2012 года предложила новый сервис - «1С-Линк». Его основные возможности таковы:

- предприятие может предоставить дистанционный доступ к своей информационной базе любому из пользователей, однако сама информационная база остается на территории и под полным контролем предприятия;

- сервис работает поверх межсетевых экранов и прокси-серверов без дополнительной настройки;

- для настройки сервиса не требуется участие системного администратора.

Внедрение «1С-Линк» ничего не меняет в существующей практике работы с информационными базами «1С-Бухгалтерия». Они по-прежнему располагаются на своих местах, привычные сценарии работы пользователей остаются теми же, но информационная система получает новое качество - мобильность пользователей.

Принцип действия сервиса крайне прост (рис. 5):

- агент «1С-Линк» создает внутри обычного НТТР-соединения защищенный туннель для подключения целевого компьютера к серверной инфраструктуре «1С»;

- весь трафик, передаваемый посредством туннельного протокола, шифруется. При этом между целевым компьютером и удаленным терминалом пользователя нет ни одного участка, где трафик подвергался бы дешифровке, что обеспечивает невозможность перехвата информации;

- удаленный пользователь подключается к информационной базе посредством тонкого или Web-клиента «1С: Бухгалтерия», причем подключение производится по адресу, расположенному в домене link.1c.ru;

- работа внешних пользователей возможна только тогда, когда на целевом компьютере запущен агент «1С-Линк»;

- клиентские лицензии «1С: Бухгалтерия» для удаленных сеансов используются точно таким же образом, как если бы подключение к базе производилось без участия сервиса [1].

Рисунок 5 - Осуществление работы с помощью 1С-Линк

В заключении можно отметить, что все большее количество предприятий по всему миру уже получают выгоду от использования возможностей удаленного доступа к программному обеспечению. Однако прежде чем принять решение о внедрении облачных технологий на предприятии, необходимо учесть все существующие риски и оценить эффективность внедрения. При этом нужно еще подсчитать расходы на длительном отрезке времени. Вполне возможно, что арендные платежи за использование "облаков" на периоде в 3-5 лет будут равны затратам на приобретение программы.

Список литературы:

1. С-Линк: безоблачный сервис нового поколения // PC Magazine. - 2013. - № 7.

2. Ковылянская А. Там, за «облаками»: удаленный доступ к складскому и бухгалтерскому учету от 1С // Бухгалтер и компьютер. - 2012. - № 12.

3. Макарова Л.М. Тенденция развития автоматизированного учета [Электронный ресурс] / Л.М. Макарова, Е.М. Мялина. - Режим доступа: http://www.sisupr.mrsu.ru/ 2012 вып. 15.

4. Малышев И. Чем дальше, тем быстрее: удаленный доступ позволяет сотрудникам работать эффективнее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru /2013/08/06/tehnologii.html.

5. Найдич А. Рынок SaaS и его участники в мире и в России // КомпьютерПресс. - 2013.

- № 8.

6. Облачные технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v8.1c.ru/ overview/Term_000000803.htm.

7. Программы удаленного администрирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Программы_удалённого_администрирования

8. Шитова Т.Ф. Использование передовых информационных технологий в бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Parallels констатирует быстрый рост российского рынка облачных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iaas.su/news/?ELEMENT_ID=475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.