Научная статья на тему 'Использование передовых информационных технологий в бухгалтерском учете'

Использование передовых информационных технологий в бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
758
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ОБЛАЧНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / "1С:БУХГАЛТЕРИЯ 8"

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шитова Т.Ф.

Статья посвящена бухгалтерским программам, созданным на основе «облачных» технологий. Для лучшего понимания того, в чем состоит принцип работы таких программ, в статье кратко описывается суть «облачных» технологий и проводится анализ их преимуществ и недостатков. На примере программы «1С:Бухгалтерия 8» показывается реализация «облачных» технологий в бухгалтерских программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование передовых информационных технологий в бухгалтерском учете»

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА

УДК 657.1+004.4'22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Т. Ф. ШИТОВА,

кандидат социологических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: shitovatat@yandex.ru Уральский государственный экономический университет

Статья посвящена бухгалтерским программам, созданным на основе «облачных» технологий. Для лучшего понимания того, в чем состоит принцип работы таких программ, в статье кратко описывается суть «облачных» технологий и проводится анализ их преимуществ и недостатков. На примере программы «1С:Бухгалтерия 8» показывается реализация «облачных» технологий в бухгалтерских программах.

Ключевые слова: информационные технологии, «облачные» технологии, «1С:Бухгалтерия 8».

В настоящее время рынок программных продуктов чрезвычайно разнообразен. Специалисты в области ИТ-технологий стремятся автоматизировать работу экономистов, бухгалтеров, банковских работников и многих других категорий служащих. Повсеместная автоматизация рабочих мест призвана решить целый комплекс проблем: избавление бухгалтеров от рутинной работы при заполнении различных форм финансовой отчетности, выполнение сложных вычислений, создание сверхточных чертежей, значительное снижение трудозатрат работника, занятого поиском правовой информации, предоставление удобного инструментария для создания и обработки текстовой и графической информации.

Благодаря ИТ-технологиям операции по вводу и обработке данных стали осуществляться быстрее и проще, при этом конечный результат работы имеет более высокое качество, чем прежде, когда подобные операции выполнялись вручную.

Конкуренция, существующая сегодня на рынке программного софта, заставляет разработчиков программных продуктов бороться за своего покупателя и стремиться к созданию программ, обладающих большими функциональными возможностями. В последние годы все чаще и чаще прослеживается тенденция, когда между собой конкурируют не только фирмы-разработчики, но и различные версии одной и той же программы.

Так, программа «1С:Предприятие 7.7», появившись в продаже в конце 1990-х гг., по-прежнему является весьма востребованной пользователями, несмотря на то, что в 2003 г. была выпущена новая версия программы «1С:Предприятие 8», уровень автоматизации которой существенно выше.

Объемы продаж программных продуктов фирмы «1С» на протяжении 15 последних лет непрерывно возрастают, но несмотря на это, руководство фирмы не собирается останавливаться на достигнутом. Стремясь максимально удовлет-

ворить запросы пользователей и предвосхитить потребности потенциальных покупателей, программисты фирмы «1С» ежегодно предлагают все новые и новые прикладные решения и занимаются усовершенствованием созданного программного обеспечения.

В настоящее время актуальной редакцией программы «1С:Бухгалтерия 8» является редакция 2.0. Принимая во внимание то, что в области ИТ-технологий становятся популярными так называемые «облачные» технологии, программисты фирмы «1С» активно работают над созданием редакции 3.0.

Несмотря на то, что концепция реализации «облачных» технологий относительно нова, она уже достаточно проработана для применения в реальных проектах. Доказательством чему являются многочисленные программные продукты, созданные на основе «облачных» технологий и успешно использующиеся пользователями.

Таким образом, в настоящее время актуализируется проблема анализа возможностей новой редакции программы «1С:Бухгалтерия 8», созданной с использованием «облачных» технологий. Не менее актуальной является и проблема исследования феномена «Облачные технологии». Поскольку вторая проблема имеет более общий характер, приступим к ее изучению в первую очередь.

«Облачные» технологии относятся к одному из «новомодных» явлений современности. Термин «облачные» появился еще в начале 1990-х гг. для обозначения сервисов, которые дистанционно поддерживают работу различных приложений. С момента их возникновения популярность «облачных» технологий ежегодно стремительно возрастает. Причиной увеличения популярности является то, что ранее «ни одна из прежних технологий не давала возможности развернуть инфраструктуру в сотни или даже в тысячи серверов с десятком многослойных приложений в дата-центре на другом конце планеты за время утреннего кофе, а на следующий день также быстро свернуть» [7, с. 17].

«Облачные» технологии создают условия вывода современных ИТ-технологий на более высокий уровень, который позволяет им чутко реагировать на потребности пользователей программных продуктов. При использовании «облачных» технологий требования к управлению

информационными технологиями существенно возрастают из-за увеличения количества виртуальных машин, а также из-за быстро меняющейся инфраструктуры. «Сам характер «облачной» среды способствует увеличению масштабности и сложности ИТ» [4, с. 29].

«Облачные» технологии применимы для любых услуг, предоставляемых через Интернет. Подобного рода услуги можно разделить на три категории:

1. Программное обеспечение как сервис — Software as a service (сокращенное название SaaS). Пользователю предоставляется возможность работать с программным обеспечением удаленно через Интернет. При этом не требуется приобретение самого программного продукта. Программа запускается с виртуального сервера и может использоваться потребителем сервиса в любое время по мере необходимости.

2. Платформа как сервис — Platform as a service (сокращенное название PaaS). Платформа может включать в себя несколько виртуальных серверов, на которых установлены специализированные приложения. Провайдеры, предоставляющие эту категорию услуг, как правило, предлагают потребителю выбрать к использованию одну из множества «облачных» сред.

3. Инфраструктура как сервис — Infrastructure as a service (сокращенное название IaaS). Данный уровень «облачного» сервиса предполагает передачу инфраструктуры в аренду. Пользователю выделяется виртуальный сервер с уникальным IP-адресом и часть системы хранения данных. Кроме того, ему предоставляется программный интерфейс для управления виртуальным сервером.

В последнее время наиболее востребованной является модель «Программное обеспечение как сервис». Модель SaaS предоставляет потребителю услуги возможность использовать прикладное программное обеспечение провайдера, которое работает в «облачной» инфраструктуре и доступно из интернет-браузера. При этом контроль и управление инфраструктурой «облака» (сети, серверов, операционных систем, правил хранения данных) осуществляется «облачным» провайдером.

Изучим более подробно эту модель и постараемся найти ответы на следующие вопросы: «Что представляет собой модель SaaS? Каковы ее

преимущества и недостатки? Каковы перспективы дальнейшего развития?»

Довольно часто модель SaaS позиционируют как программное обеспечение по требованию клиента. Эта бизнес-модель продажи программного продукта, при которой разработчик создает Web-приложение и самостоятельно им управляет, а потребителю предоставляет доступ к приложению через Интернет. Рассмотрим преимущества этой модели:

1. Оплата. Необходимо подчеркнуть, что, оплачивая сервис SaaS, покупатели платят не за приобретение права на владение программным продуктом, а за его использование через Web-интерфейс [6, с. 22]. Благодаря этому покупатель тратит гораздо меньше средств, чем при приобретении «классического» варианта программного продукта.

При приобретении «облачного» сервиса у покупателя имеется возможность выбрать тип оплаты. В настоящее время наиболее привлекательной является форма «плата — за использование». В этом случае потребитель «облачных» услуг оплачивает только тот объем ресурсов, который он фактически использует, т. е. он платит только за ту информацию, которую получает. Единицей измерения объема хранимых данных является мегабайт, а единицей измерения времени работы — минута или час.

Схема периодической оплаты предполагает, что если необходимость в программном продукте временно отсутствует, то потребитель может приостановить его использование и «заморозить» выплаты провайдеру.

2. Техническая поддержка не требует дополнительной оплаты. Большим преимуществом модели SaaS является то, что пользователь программного обеспечения не несет затрат, связанных с установкой и поддержанием работоспособности приобретаемого программного продукта. Потребителю «облачных» сервисов не нужно заботиться об инфраструктуре, которая предоставляет ему этот сервис. Всю работу по настройке, расширению инфраструктуры, обеспечению ее работоспособности выполняет сервис-провайдер. Кроме того, модель SaaS позволяет существенно уменьшить затраты на внедрение системы технической поддержки продукта.

3. Техническое обслуживание. Обновление и модернизацию приложения производит провайдер услуг. Он отвечает за безопасность данных, отказоустойчивость оборудования, дополнительное выделение ресурсов или их высвобождение в зависимости от потребностей Web-приложения. Все операции по техническому обслуживанию производятся плавно и прозрачно для потребителей «облачного» сервиса.

4. Эластичность предоставляемого сервиса. «Облачная» инфраструктура позволяет потребителю варьировать максимальные лимиты выделяемых ресурсов в сторону их увеличения или уменьшения.

5. Проблема нелицензионного использования программного продукта. Поскольку в модели SaaS сам программный продукт не попадает к потребителю, проблемы его нелицензионного использования в данном случае не возникает. Пользователи сети Интернет, не являющиеся клиентами провайдера, предоставляющего услуги на использование программного продукта, доступа к внутренней инфраструктуре этого программного продукта не имеют.

6. Web-приложение предназначено для удаленного использования. Возможность работать с приложением независимо от месторасположения пользователя существенно влияет на повышение конкурентоспособности данного вида сервиса по сравнению с традиционными.

7. Многопользовательский режим работы с Web-приложением. С одним приложением может работать как один потребитель, так и группа.

8. Поддержание информации в актуальном виде. В качестве программного продукта, который приобретает пользователь, может выступать база данных. В этом случае одним из значимых преимуществ использования «облачных» технологий является постоянная актуальность информации. У пользователя информационной базы не возникает необходимости в ее обновлении, поскольку эту работу выполняет провайдер. База данных полностью поддерживается специалистами компании-разработчика, а клиентские модули, обращаясь к ней, всегда получают самую свежую информацию [2]. В результате использование «облачных» технологий оказывается весьма полезным, если необходимо получать информацию из базы данных, содержи-

мое которой часто обновляется. К числу таких баз данных можно отнести антивирусные базы данных, справочно-правовые системы, программные продукты для бухгалтерского учета и др.

9. Управление программным продуктом. Управление всем комплексом производится из единого центра. Процедуры заказов, необходимых для пользователей сервисов, автоматизированы, формализованы и централизованы.

10. Возможность самостоятельно управлять услугами. Безусловным преимуществом модели SaaS является то, что конечный пользователь может управлять услугами. Интуитивно понятный и эргономичный интерфейс позволяет потребителям услуг самостоятельно формировать запрос на нужную услугу. В его распоряжении разнообразные опции, с помощью которых он может настраивать услуги в соответствии со своими потребностями: техническая поддержка, резервное копирование и др. Он может управлять увеличением процессорной мощности или объемом памяти. Кроме того, ему могут быть предоставлены права на выбор количественных характеристик услуги (размер оперативной памяти, ширина сетевого канала), выбор определенного приложения или операционной системы.

Помимо преимуществ модель SaaS имеет и целый ряд недостатков:

1. Качество связи. Для получения быстрого доступа к программному продукту потребитель сервиса должен стать абонентом интернет-провайдера, обеспечивающего хорошее качество связи — надежный доступ к сети Интернет по высокоскоростной линии передачи данных.

2. Безопасность данных. В России пока отсутствуют общепринятые стандарты обеспечения безопасности «облачных» технологий [1, 5], но они есть у западных поставщиков «облачных» услуг, которые имеют целый набор сертификатов, регулирующих и управляющих информационной безопасностью данных [8—11]. Стоит также отметить, что с каждым годом на рынке программного софта появляются все новые и новые программные продукты, призванные решать задачи информационной безопасности в «облачных» средах [1, с. 18]. Это позволяет надеяться, что со временем «облачные» технологии станут более безопасными.

3. Создание неконтролируемых данных.

Аналитики утверждают [3], что существует большая вероятность возникновения проблемы создания неконтролируемых данных. Информация, созданная пользователем, может храниться годами, поскольку чаще всего он не может ее удалить или изменить. Однако отметим, что ИТ-специалисты активно работают над этой проблемой. Например, «в CLM1 при направлении запроса на «облачную» услугу назначается дата ее удаления. При ее приближении система автоматически уведомит об этом владельцев услуги и ИТ, которые могут совместно принять решение о продлении сервиса или выводе его из эксплуатации» [2, с. 35], что позволяет высвобождать неиспользуемые и дисковые ресурсы.

Проанализировав «плюсы» и «минусы» «облачных» технологий, перейдем к анализу возможностей программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0, функционирующей на основе этих технологий.

Особенность работы с редакцией 3.0 программы «1С:Бухгалтерия 8» состоит в том, что на компьютер пользователя не нужно устанавливать ни платформу «1С:Предприятие 8», ни конфигурацию «1С:Бухгалтерия 8». Все операции, производимые с информационной базой, выполняются на виртуальном сервере, а связь с этим сервером осуществляется через Интернет. Для запуска программы пользователю необходимо ввести адрес сайта2 в одном из браузеров (Mozilla FireFox, Google Chrome и др.) и нажать клавишу Enter, после он увидит стартовую страницу для входа в программу (рис. 1).

В момент входа в программу производится проверка наличия сертификата, а также аутентификация пользователя. После завершения этих процедур пользователь увидит в окне браузера интерфейс программы «1С:Бухгалтерия 8», где может осуществлять работу в соответствии с назначенными ему правами (рис. 2).

Таким образом, для работы с редакцией 3.0 бухгалтеру потребуется компьютер, подклю-

1 CLM—программный продукт компании Cloud Lifecycle Management.

2 Здесь речь идет о сайте, созданным фирмой «1С» специально для работы с программой «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0.

Рис. 1. Запуск программы «1С:Бухгалтерия 8» из окна браузера Mozilla FireFox

Рис. 2. Рабочее окно

программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0

ченный к сети Интернет, и интернет-браузер. Никакого другого программного обеспечения (кроме ОС Windows) ему дополнительно не понадобится.

Перед тем как приобрести какую-либо программу, покупатель желает получить ответы на вопрос: «Какие достоинства и недостатки она имеет?» Перечислим основные преимущества программы «1С:Бухгалтерия 8» (редакция 3.0):

1. Бесспорным преимуществом новой редакции является то, что информационную базу

нельзя потерять (из-за поломки компьютера) или скачать.

2. Предприятию не нужно нанимать на работу администратора, занимающегося поддержанием работоспособности программы. Всю работу по настройке и облуживанию системы «1С:Предприятие 8» будут выполнять сотрудники фирмы «1С».

3. Подключиться к информационной базе можно не только из офиса, но и из дома, а также во время поездки в общественном транспорте, во

время отдыха за городом, на море, в лесу и т. д. Главное — чтобы был Интернет.

4. Пользователь может иметь доступ к информационной базе круглосуточно.

В новой редакции программы есть много новых функциональных возможностей, которые не имеют прямого отношения к «облачным» технологиям, поэтому мы их здесь перечислять не будем.

Однако у новой версии имеется и целый ряд недостатков. Основной из них — зависимость от Интернета. Кроме того, новая редакция «1С: Бухгалтерии 8» имеет управляемый интерфейс, который довольно сильно отличается от того, который привык видеть бухгалтер раньше. Это будет являться еще одним сдерживающим фактором для перехода на новую редакцию программы. Однако стоит отметить, что обратный переход с редакции 3.0 на 2.0 вполне возможен.

Наибольшее беспокойство у потенциальных покупателей программы вызывает вопрос безопасности данных, хранящихся где-то там — «в облаках». По этому поводу сотрудники фирмы «1С» заявляют, что они способны обеспечить безопасность на уровне мировых лидеров и имеют для этого все необходимые средства защиты.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что в настоящее время работа с «облачными» технологиями не является необходимостью. Пока «облачные» технологии начинают применять те предприятия, руководство которых стремится использовать новейшие достижения в области ИТ-технологий для повышения своей конкурентоспособности на современном рынке. Вместе с тем заметим, что у «облачных» технологий большое будущее, которое сегодня не вызывает сомнений. В ближайшем будущем компании, занимающиеся разработкой программного софта, встанут перед необходимостью выбора приемлемой степени «облачности» и реализации «облачной» стратегии в соответствии со своими потребностями и требованием своих клиентов.

Список литературы

1. Булусов А. ИТ-директора боятся «облаков» [Электронный ресурс]. Дата обращения: 27.03.2012. http://www. cnews. ru/reviews/free/ infrastructure2009/articles/survey. shtml.

2. ДавлетхановМ. «Облачные» технологии в ПО — тенденция прошедшего года. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 27.03.2012. http://www. softkey. info/reviews/review10196.php.

3. Крупин А. Cloud Computing: высокая облачность [Электронный ресурс]. Дата обращения: 27.03.2012. http://www. computerra. ru/ interactive/461761/.

4. «Облачная» кухня от ВМС (Статья подготовлена по материалам ВМС) // Информационный бюллетень Jet Info. 2011. № 10.

5. Терехов И. Не рано ли Cloud Computing в массы? [Электронный ресурс]. Дата обращения: 27.03.2012. http://www. computerra. ru/ vision/468707/.

6. Фомичев Д.«Облачные решения» как способ предоставления вычислительных ресурсов // Информационный бюллетень Jet Info. 2011. № 10.

7. Шумара С.«Облака»: мифы, ландшафт, стратегия // Информационный бюллетень Jet Info. 2011. № 10.

8. Federal Information Security Management Act — акт, управляющий информационной безопасностью в государственных учреждениях США.

9. PCI DSS Level 1 — стандарт, разработанный международными системами MasterCard и Visa для защиты данных платежных карт.

10. SAS 70 Type II — стандарт аудита поставщиков услуг (стандарт, использующийся для оценки мер по информационной безопасности потенциальных деловых партнеров).

11. The Health Insurance Portability and Accountability Act - акт, обеспечивающий защиту информации о физическом и психическом здоровье пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.