Научная статья на тему '«Облачные технологии 1С» – направление работы для учебного процесса института'

«Облачные технологии 1С» – направление работы для учебного процесса института Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
720
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОНЕНТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ИНТЕРФЕЙС / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП / ACCOUNTING / INFORMATIZATION / INTERFACE / AUTOMATION / REMOTE ACCESS / SUBSCRIBER / USER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петрухина Екатерина Николаевна, Зубренкова Ольга Анатольевна

Термин «облачные технологии» вошел в обиход уже довольно давно, но, пожалуй, далеко не все пользователи представляют себе, что именно он означает. «Облачные технологии» представляют собой своеобразный удаленный доступ к хостингу, технологии которого позволяют перенести в Интернет программное обеспечение, обычно устанавливающееся на стационарном компьютере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CLOUDYTECHNOLOGIES 1C» WORKDIRECTION FOR EDUCATIONAL PROCESS OF INSTITUTE

The term «cloudy technologies» became current already for a long time, perhaps not all users imagine what exactly it means. «Cloudy technologies» represent a peculiar remote access to a hosting, which technology, allow to transfer the software which is usually established on the desktop computer to the Internet.

Текст научной работы на тему ««Облачные технологии 1С» – направление работы для учебного процесса института»

УДК 004

Е. Н. ПЕТРУХИНА, О. А. ЗУБРЕНКОВА

«ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1С» - НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНСТИТУТА

Ключевые слова: абонент, автоматизация, бухгалтерский учет, интерфейс, информатизация, пользователь, удаленный доступ.

Аннотация. Термин «облачные технологии» вошел в обиход уже довольно давно, но, пожалуй, далеко не все пользователи представляют себе, что именно он означает. «Облачные технологии» представляют собой своеобразный удаленный доступ к хостингу, технологии которого позволяют перенести в Интернет программное обеспечение, обычно устанавливающееся на стационарном компьютере.

По мере развития Интернет-технологий стало возможным перемещать на удаленные сервера все более сложные программы и базы данных, выполнять на них объемные, высокопроизводительные вычисления.

На сегодняшний момент в России и за рубежом технологии облачных вычислений применяются в таких областях, как распознавание графических изображений и речи, переводы текстов с различных языков, управление финансами, продажами, маркетингом, клиентским обслуживанием и др.

В принципе «облачные технологии» известны и применяются уже достаточно давно, хотя раньше их так не называли. Примером того могут служить сервисы почтовых служб mail.ru, gmail, hotmail. А это означает, что пользователь данной программой для отправки и получения электронной почты имеет возможность:

- приобрести почтовую программу (почтового клиента) и использовать ее на своем компьютере;

- воспользоваться почтовой службой, а в этом случае покупать программу и устанавливать на свой компьютер не потребуется, программа, как и все файлы с почтовыми отправлениями хранятся на удаленном сервере провайдера, предоставляющего данный сервис.

© Петрухина Е. Н., Зубренкова О. А.

50

Облачная бухгалтерия представляет собой сервис, основанный на концепции SaaS (от англ. Softwareas a Service - приложение как сервис), который на отечественном рынке IT-услуг успешно развивается уже много лет. Облачная бухгалтерия - развитие самой популярной бухгалтерской программы фирмы 1С.

Пожалуй, одним из главных преимуществ работы с данным видом технологий является то, что саму бухгалтерскую программу (линейки программных продуктов фирмы 1С) покупать не надо, а также не стоит заботиться об обновлении версий, не надо выделять дисковую память под хранение программы и обеспечивать сохранность введенных данных - все эти функции берет на себя провайдер, предоставляющий соответствующую услугу.

Для удаленной работы с сервисом пользователю только лишь требуется наличие на компьютере интернет-браузера и, разумеется, доступ в Интернет. Все необходимые программы и базы данных пользователя хранятся на удаленных серверах («облаках»), а работа с ними осуществляется в режиме «тонкого» клиента.

При этом пользователь платит за реально потребленную услугу, например, за реальное время работы с программой, за реально использованную внешнюю память.

Платформа «1С:Предприятие 8», начиная с версии 8.2, позволяет создавать и использовать программные решения, работающие в режиме облачных вычислений.

В настоящее время фирмой «1С» разработаны, а самое главное уже находятся в тестовом режиме эксплуатации несколько бизнес-приложений:

- 1С: Бухгалтерия предприятия;

- 1С: Управление небольшой фирмой;

- 1 С: Отчетность предпринимателя;

- 1 С-КАМИН: Зарплата;

- Бухгалтерия государственного учреждения.

Все эти «облачные» приложения обладают абсолютно тем же функционалом, что и их лицензионные аналоги. Уже сейчас эти приложения доступны всем желающим для реального использования, а также для работы в ознакомительном режиме на сайте www.edu.1cfre-sh.com

По сути, фирмой «1 С» создано публичное облако, предоставляющее пользователям все вышеперечисленные программы в качестве облачных сервисов, а также все необходимые вычислительные ресурсы для хранения и обработки пользовательских информационных баз.

О преимуществах использования «облачных технологий» в практической деятельности говорится достаточно много, информацию на эту тему можно найти в научных и профессиональных изданиях, а также в сети Интернет.

Однако помимо этого также представляют интерес новые методические возможности, которые открываются при использовании облачных сервисов в учебном процессе.

Облачная версия программы «1С: Бухгалтерия» имеет хорошие перспективы для использования в образовательной деятельности при подготовке бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, а также специалистов по администрированию и разработке учетных систем.

Перечислим основные преимущества организационно-технического плана, которые открываются при использовании прикладных программ в режиме облачных вычислений в учебном процессе:

- отпадает необходимость физического приобретения и установки программного обеспечения;

- сокращается потребность в вычислительных мощностях и ресурсах для хранения программ и информационных баз обучаемого (пользователя);

- сокращается потребность в обслуживающем персонале учебного заведения, обеспечивающем сопровождение прикладных систем (архивирование результатов работы отдельных студентов или их групп, восстановление индивидуальных и групповых данных, восстановление после сбоев и т.п.);

- имеется возможность доступа обучаемого к прикладным программам и информационным базам из аудитории, из дома и любых других мест. Пользователь (студент) всегда может продолжить выполнение задачи с последней точки прерывания работы;

- обеспечивается возможность прерывания и возобновления работы в любой момент времени, что важно при неожиданных обрывах связи, приводящих к выходу из сети Интернет, продолжения аудиторной работы дома и наоборот;

- возможность выполнения работы на разных компьютерах, с разными браузерами и операционными системами, что очень важно для организации единой информационной среды аудиторной и внеаудиторной работы обучаемых;

- обеспечивается более высокая степень сохранности данных, поскольку провайдер в лице фирмы «1С» имеет гораздо большие технические возможности по защите данных, чем большинство учебных заведений.

В методическом плане, прежде всего, важно то, что в облачной версии программы сохранена полная преемственность по составу, названиям и содержанию прикладных объектов, преимущественно сохранен традиционный пользовательский интерфейс, тем самым трудно представить ситуацию, в которой пользователь может оказаться в незнакомой ситуации с непонятными требованиями по ее разрешению.

В облачной версии программы полностью сохранена технология ведения учета и приемы работы с программой, правила формирования нормативно-справочной информации, ввода текущих операций, выполнения регламентных процедур, формирования отчетности остаются теми же, что и в обычных версиях.

Сервис «1С: Предприятие 8 через Интернет» для Учебных заведений» позволяет использовать в учебном процессе популярную программу «1С: Бухгалтерия 8» (ред. 3.0. Именно с этой целью была организована работа пилотного проекта, который рассчитан на период с 1 апреля по 30 июня 2013 года.

Для первоначальной организации работы учебного заведения с облачной версией программы «1С: Предприятие» предварительно необходимо зарегистрироваться на фирме 1С или у ее партнеров в качестве нового абонента.

Абонентом может выступать юридическое или физическое лицо, заключившее договор использования прикладных решений «1 С: Предприятия» в режиме Интернет-сервиса. Для организации учебного процесса в качестве владельца абонента может выступать ВУЗ, факультет, кафедра.

Владелец абонента обеспечивает реализацию функций администрирования информационных баз пользователей.

Функции администрирования может выполнять преподаватель или группа преподавателей, а также представители служб технической поддержки учебного заведения.

При регистрации владельцу сервиса сообщается e-mail, на который приходит информация о регистрации абонента: наименование абонента, логин и пароль для входа в сервис.

Первоначальная работа с «облаком» производится через функцию Менеджера сервиса, которая представляет собой специальную программу для реализации функций администрирования сервиса, которая, как и все остальные приложения, работает в режиме удаленного Интернет-сервиса.

Менеджер сервиса позволяет организовать работу по двум направлениям: приложения абонента и пользователи абонента.

В списке приложений абонента регистрируются информационные базы пользователей - преподавателей, студентов. Информационная база представляет собой совокупность Конфигурации программы «1С» и введенные данные пользователем. То есть это аналог списка «Информационные базы» обычной версии «1С: Предприятия», только информационные базы также, как и приложения, хранятся не на локальных компьютерах, а в облачном пространстве и каждую такую базу будем называть индивидуальной областью пользователя.

Индивидуальная область пользователя (студента, преподавателя) - это приложение (конфигурация) и информационная база для работы с этим приложением. Эти области регистрируются при помощи «Менеджера сервиса» в списке «Приложения абонента».

Область может быть рассчитана на индивидуальное использование одним студентом, тогда это будет индивидуальная область студента, и на коллективное использование группой студентов, тогда это будет групповая область студентов. При этом под группой не обязательно понимается группа в соответствии с вузовским административным делением, это может быть любая произвольная группа лиц, объединенных для работы в одной информационной базе.

В списке пользователей абонента регистрируются пользователи сервиса, принадлежащие данному абоненту. Владелец абонента в качестве пользователей абонента может регистрировать преподавателей, давая им полномочия «Администратор абонента» или «Владелец абонента».

Пользователи, обладающие правами, соответствующими этим ролям, также могут создавать на сервере индивидуальные области пользователей (студентов), определять права доступа студентов к их областям, а также доступ преподавателей в области студентов.

На момент начала работы с абонентом в списке представлен только один пользователь - владелец абонента в нашем примере -«Финансовый университет», других пользователей пока не зарегистрировано и эта функция возлагается на администратора (владельца) абонента.

При добавлении администратором нового пользователя (студента) указываются сведения: Ф.И.О., адрес электронной почты (программа автоматически создаст логин пользователя аналогичный адресу электронной почты, на который в последующем будет выслан пароль для входа в сервис).

Преподавателям рекомендуется устанавливать роль «Администратор абонента» это позволит выполнять функции администрирования приложений, с которыми работают его студенты, а для студентов

предпочтительно устанавливать роль «Пользователь абонента», тогда он будет лишен возможности выполнять административные функции в данном абоненте.

Преподаватель при входе в сервис е^ЛсРгеБксотпод своим логином и паролем на начальном экране увидит список всех своих собственных информационных баз, а также всех прочих информационных баз (в том числе студенческих баз), где для него установлены права доступа.

Установленные права доступа, как минимум, позволяют осуществлять запуск приложения со студенческой базой и дают право вносить в нее изменения, например, если надо поправить ошибку. Если по отношению к информационной базе установлено право администратора, то преподаватель также сможет сохранить копию студенческой базы на локальный компьютер, восстановить эту копию в локальной версии программы или в «облаке», а также выполнять ряд других функций по администрированию данной информационной базы.

Для преподавателя удобнее регистрировать студентов не по одному, а сразу большим «пакетом», для этого предпочтительно сначала собрать все заявки от студентов, а затем зарегистрировать их всех за один раз. Также надо разумно подходить к правам, предоставляемым студентам (даже по работе с собственной базой), поскольку права администрирования, например, позволят копировать свою базу на локальный компьютер, после чего она может быть восстановлена другим студентом.

Использование «облачных технологий» в рамках учебного процесса вуза позволит повысить эффективность учебного процесса и удобство работы преподавателей и студентов, а также снизить экономические издержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чистов Д. В., Харитонов С. А. «Хозяйственные операции в 1С: Бухгалтерии. Задачи, решения, результаты. Учебное пособие», Издание 3-е, 2013. 232 с.

«CLOUDYTECHNOLOGIES 1C» WORKDIRECTION FOR EDUCATIONAL PROCESS OF INSTITUTE

Keywords: accounting, informatization, interface, automation, remote access, subscriber, user.

Annotation. The term «cloudy technologies» bbeame ccurrnt already for a long time, perhaps not all users imagine what exactly it means. «Cloudy technologies» brnreesnt a pencliar crmmte access to a hosting, which technology, allow to transfer the software which is usually established on the desktop computer to the Internet.

ПЕТРУХИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (katrinyshka88@rambler.ru).

PETRUKHINA EKATERINA NIKOLAEVNA - teacher of chair «Accounting, analysis and audit», Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino,

(katrinyshka88@rambler.ru).

ЗУБРЕНКОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерноэкономический институт, Россия, Княгинино,

(olelukoe85@mail.ru).

ZUBRENKOVA OLGA ANATOLYEVNA - candidate of economics sciences, the senior lecturer of chair «Accounting, analysis and audit», Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino,(olelukoe85@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.