ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 120-128 --- ♦ ----
УДК 376.3 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_120
Олеся Владимировна Курушина г. Ростов-на-Дону
Применение пиктограмм в образовательном процессе по развитию лексики дошкольников с нарушениями речи
Данная статья ориентирована на изучение и актуализацию вопросов речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих проблемы организации речевой деятельности вследствие органической неврологической этиологии и симптоматики. Основной акцент отводится рассмотрению особенностей формирования активного и пассивного словаря детей с патологиями развития речевой сферы. Подчеркивается, что изучению особенностей лексики придается большое значение не только в отношении детей с нормой развития, но и большей частью актуализируется значимость работы в данном направлении с дошкольниками с речевой патологией. Приводится теоретический обзор лексического развития дошкольников, отмечен вклад отечественных ученых теории и практики логопедии в исследуемое проблемное поле. В рамках данного исследования представляет особый интерес изучение позиций ученых и практических работников сферы дефектологического образования по вопросам применения пиктограмма в работе над улучшением лексической стороны дошкольников. Описана поэтапность логопедической коррекции в рамках экспериментального исследования, направленного на развитие умений и навыков детей оперировать лексическими категориями с включением метода наглядности, а именно тематических пиктограмм и пиктографического кода. Доказана эффективность внедренного содержания работы учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности.
Ключевые слова: дошкольники, учитель-логопед, общее недоразвитие речи, пиктограмма, пиктографический код, технология, система, программа, коррекция, развитие.
Olesya Vladimirovna Kurushina
Rostov-on-Don
The use of pictograms in the educational process for the vocabulary development of
preschoolers with speech disorders
This article is aimed at studying and updating the issues of speech development of preschool children with speech disorders due to organic neurological etiology and symptoms. The main emphasis is given to the consideration of the features of the formation of active and passive vocabulary of children with speech disorders. It is emphasized that the study of vocabulary features is given great importance not only in relation to children with developmental disabilities but the importance of working with preschoolers with speech disorders is actualized. A theoretical review of the lexical development of preschoolers. The author emphasizes the contribution of Russian scientists to the problem under study. The particular interest is paid to the positions of scientists and practitioners in the field of defectological education to the use of pictograms in working to improve the vocabulary of preschoolers. The phasing of speech therapy correction is described in experimental study aimed at developing children's skills and abilities to operate with lexical categories with the inclusion of a method of visualization, namely thematic pictograms and pictographic code. The effectiveness of the implemented content of the work of a speech therapist teacher with children of a compensatory orientation group has been proved.
Keywords: preschoolers, speech therapist teacher, general speech underdevelopment, pictogram, pictographic code, technology, system, program, correction, development.
Введение. В системе высших психических процессов речь и речевая деятельность занимает одно из центральных звеньев как действие физического, физиологического и психического характера. Речевая деятельность, относящаяся к сфере индивидуального и социального, выступает фундаментом мышления и регулятором поведения человека в обществе. Сензитивным периодом в речевом развитии детей является именно дошкольный возраст. Так как в данный период отмечается значительный рост лексического запаса, формируется чувство языка, благодаря которому носитель определяет правильное ударение в слове, умеет грамматически правильно строить предложения. Чем эффективнее дошкольник пользуется речью, тем успешнее реализуются его коммуникативные намерения. Речь имеет многослойную и многоуровневую структуру, является не только
средством и формой общения, но и напрямую соотносится с развитием мышления и другими не менее важными психическими процессами человека, так как регулирует важнейшие составляющие организации деятельности людей в социуме. Речь является сложной и уникальной формой общения, с помощью которой дети не только постигают окружающий мир, но и реализовывают задачи, направленные на развитие различных форм деятельности и социализации в целом. Для полноценного развития ребенка и успешности его социальной адаптации необходимо правильно
организовывать процесс функционирования его речевой сферы, согласно принципам онтогенетического развития. И в этом случае дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом развития речи.
Но, в настоящее время как родители, так и специалисты (педагоги, психологи, медики),
работающие в системе дошкольного образования и органах здравоохранения, сталкиваются с проблемой уменьшения доли рождаемости здоровых детей и наблюдают тенденцию к постоянному росту числа детей, имеющих отклонения в развитии или ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности. И опять же, по данным статистики, количество детей с речевыми расстройствами составляют одну из самых многочисленных групп. Соответственно, нарушения речевой деятельности негативно отражаются на развитии ребенка, на показателях его психологического и социального комфорта. Речевые нарушения различаются по степени тяжести - от незначительных нарушений развития лексико-грамматической и фонетической сторон речи до недоразвития речевой системы в целом.
Как известно речевая деятельность подразделяется на четыре вида - говорение, слушание, чтение, письмо. Для оперирования этими видами человеку необходимо иметь достаточный словарный запас, то есть лексический и лингвистический опыт. В системе языковых средств лексические единицы, наряду с грамматическими, являются обязательными компонентами, участвующими в реализации речевой деятельности. Процесс овладения словом, его семантическим значением и последующее накопление словарного запаса оказывает важное значение как на мыслительную деятельность, так и на развитие восприятия, памяти, внимания, представлений и других психических процессов ребенка. А, в свою очередь, сформированность лексического строя речи существенно влияет на активизацию познавательной сферы детей. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова в своих трудах подчеркивают значимость лексической системы языка и указывают, что ее достаточная сформированность выступает предпосылкой для освоения детьми чтением, письмом, счетом [13].
Изучению особенностей лексики придается большое значение не только в отношении детей с нормой развития, но и большей частью актуализируется значимость работы в данном направлении с дошкольниками с речевой патологией.
Особенности нарушения лексической стороны у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи рассматриваются в работах Ж.В. Антиповой, Е.В. Аханьковой, В.А. Гончаровой,
С.Н. Коноваловой, Т.Н. Ланиной, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Патогенетический механизм данных нарушений обусловлен органической природой и проявляется в виде задержки созревания различных отделов нервной системы.
Лексический строй речи представляет собой компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарь, а также умение им пользоваться. Расхождение между объемом пассивного и активного словаря, вербальные парафазии, смешения понятий, неусвоение словообразовательных эталонов, аграмматизмы, использование преимущественно денотативных признаков, ошибочное оперирование сигнификативным компонентов слов, слабая дифференциация полей семантического поля -основные признаки нарушений лексического развития, характерные для дошкольников с расстройствами речи.
Необходимость подкрепления работы по развитию лексики различными средствами наглядности может повысить эффективность и облегчить задачи профессиональной деятельности специалиста, а дошкольнику предоставить удобные, простые, понятные способы получения информации. Именно наглядность способствует лучшему восприятию и усвоению материала, чем словесное объяснение. Использование наглядности на занятиях имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести: стимулирование зрительного восприятия, лучшее запоминание вербального материала на основе ассоциативных связей по предложенной наглядности, при
воспроизведении текста сохраняется логичность и последовательность изложения событий в рассказе, пересказе. Благодаря использованию наглядности изучаемый материал запоминается качественней, так как формируется связь образа и слова. Использование наглядности в логопедической работе позволяет
воздействовать на когнитивные, сенсомоторные и коммуникативные аспекты. Лексические единицы, выражающие замысел речевого высказывания, объединяются благодаря грамматическим связям между ними. Логичное построение отношений между субъектом и объектом возможно при зрительной опоре, когда на представленной схеме (картинке) изображены действия лица и действия, совершаемые ими. Результативным и подтвержденным практикой видом наглядного моделирования является метод пиктограмм, то есть использование знаков, чаще в схематичном виде для изображения важных узнаваемых черт объекта [11].
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в практике учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций. Представленный в работе методический материал (диагностический и коррекционный) может быть использован в практической работе учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-
психологов, а также может послужить ценной информацией для родителей детей с речевыми патологиями и студентов.
Цель статьи состоит в изучении вопросов применения пиктографического кода и тематических пиктограмм в работе, направленной на развитие лексической стороны речи дошкольников с речевыми расстройствами.
Обзор литературы. В практике обучения детей с ограниченными возможностями пиктограммы и идеограммы выступают в качестве альтернативной дополнительной системы коммуникации и как один из способов познания, например с детьми с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями. Например, использование пиктограмм, изображающих предметы и действия, наклеенных на плотный материал и размещенных в разных пространствах образовательного учреждения, позволяет детям более успешно формировать различные социально-бытовые навыки, выполнять гигиенические процедуры, усваивать правила поведения. Для детей с ТМНР в образовательных организациях помещения оснащаются коммуникативными досками, на которых дети с помощью пиктограмм выкладывают визуальное расписание режима своего дня. Такое расписание представляет изображение событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи. Применение метода пиктограмм в логопедической, дефектологической практике, обоснование его результативности
рассматривают в своих научных и научно-практических, методических трудах такие специалисты как Л.Б. Баряева, С.Н. Викжанович, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Д.С. Матюшечкин, В.П. Яссман и др.
Если обратиться к истории возникновения пиктограммы как знака, схематичного изображения и пиктографии как целых рисунчатых писем, упрощенных символических записей, то можно убедиться, насколько древни ее исторические корни. Еще до возникновения грамотности, письменности и алфавита древние египетские, греческие, африканские, индейские и другие племена использовали схематичные начертания в виде знаков и рисунков, несущие определенный смысл. По мере эволюции, с развитием письма, современных технологий социального, культурного, экономического процветания пиктограммы меняют свое назначение, но никуда не исчезают. В настоящее время пиктограммы можно встретить в виде дорожных знаков, указателей, товарных лейблов, различных ярлыков и этикеток, предупреждающих знаков, информативных символов, в компьютерных технологиях и в иных ситуациях, где просто и доступно нужно
визуализировать смысл сообщения.
Пиктографическое письмо с помощью рисунка, называющегося пиктограммой, передает смысл высказывания, не разделяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. Это означает, что все элементы пиктограммы взаимосвязаны и не могут быть правильно понятыми отдельно от друг друга. Важно, чтобы рисунок в пиктограмме что-либо сообщал, а также, чтобы нарисованное было легко узнаваемым для того, кому оно адресовано.
К пиктограммам обращены некоторые диссертационные исследования. Например, В.П. Яссман (1998) изучал метод пиктографического письма в обучении письменной речи школьников. Ученый доказал развивающие возможности данного метода в экспериментальном исследовании и представил убедительные результаты. В.П. Яссман на основе преемственности форм дошкольного и начального образования провел исследования с дошкольниками по формированию предпосылок письменной речи с применением пиктограмм, в работе с младшими школьниками непосредственно разработал систему обучения пиктографическому письму [18, 19].
С.С. Зорин (1984) обращался к исследованию различной визуальной информации и способам ее адаптации применительно к людям с различной рефракцией зрения, в частности с астигматизмом и нистагмом. Ученый актуализировал значимость отображения графической информации в виде шрифтов, мнемознаков, пиктограмм для лиц с нарушениями зрения с учетом типа астигматического зрения [10].
Д.С. Матюшечкин (2022) исследовал особенности коммуникации людей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, которые общаются при помощи альтернативных знаково-символических средств. Определил, что пиктограммные сообщения (карточки с изображениями), заменяя вербальную речь, существенно облегчают общение людей с психофизическими отклонениями различной выраженности. Однако многие зарубежные системы альтернативной дополнительной коммуникации реализующиеся через пиктограммные сообщения при переводе на русский язык не способны учесть правила морфологии и согласования слов в русском языке. Поэтому Д.С. Матюшечкин в целях поддержки людей, которым требуется альтернативная коммуникация, в своем исследовании обратился к разработке программного обеспечения, позволяющего автоматически переводить зарубежные пиктограммные сообщения таких систем, как Sclera, Beta, PECS, соблюдая
последовательность инфинитивов на русском языке [14].
В публикации Н.Ю. Шуваевой описывается исследование, проводимое с дошкольниками с помощью авторской технологии «Что такое пиктограмма» на развитие у дошкольников вербально-логического мышления и знаково-символической функции сознания. Автор делает акцент на психологический аспект применения пиктографического письма, позволяющему на доступном ребенку уровне овладеть знаками и символами выражения мыслей [17].
Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина (2007) разработали методику коррекционно-педагогической работы с безречевыми детьми с использованием системы альтернативной коммуникации, а именно с использованием пиктографического кода. Ученые в своих трудах отразили основные этапы и технологию обучения детей усвоению системы пиктографических символов. На первом этапе работы осуществляется расширение словаря ребёнка и накопление максимального количества символов. На втором этапе работы с пиктограммами происходит расширение общения ребёнка при помощи
коммуникативного кода. На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому структурированию, которое предполагает деление фразы на слова, обучение графическим символам, которые обозначают грамматические категории рода, числа и т.д. Здесь ребёнок учится выбирать пиктограммы из серии предложенных, упорядочивать их в ряды, которые представляют грамматически оформленные предложения или небольшие связные тексты [5].
Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной разработан целый цикл рабочих тетрадей, где представлены упражнения с пиктограммами для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью, испытывающих трудности в вербальной коммуникации. В рабочих тетрадях через пиктограммы дети получают представления о семье и о доме, о мире животных и растений, о предметном мире. Авторы пособий утверждают и доказывают, что через символическое изображение ребенок с проблемами речевого и интеллектуального развития способен вступать в общение в различных социальных ситуациях [2; 3; 4; 6].
С.Н. Викжанович разработала
практические материалы с упором на развитие предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автором предлагаются предметные, глагольные, признаковые, наречные пиктограммы для обучения детей на первом этапе - знакомство с пиктографическим кодом. На последующих
этапах работы, подчеркивает автор, схематическая визуализация закрепляется, автоматизируется и переходит в умственный план [8].
С.Н. Викжанович подчеркивает, что в коррекционно-логопедической работе
пиктограммы не являются основным средством, так как не все лексемы можно отобразить в виде пиктограммы. И безусловно количество используемых символов для решения задач логопедической коррекции вводится, исходя из уровня актуального когнитивного развития ребенка. С.Н. Викжанович на примере ввода метода пиктограмм в план типовой программы обучения и воспитания дошкольников с ОНР (авторы Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева) предлагает последовательно, с учетом принципа от простого к сложному обучать детей лексической грамотности по темам «профессии», «наш город», «мебель», «домашние и дикие животные», «посуда», «продукты питания», «игрушки», «одежда», «обувь» и пр.
Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, В.А. Шитикова придают большое значение пиктограммам в формировании предикативной лексики дошкольников с ОНР. Обращают внимание, что предикативный словарь, являясь самой сложной лексической единицей языка, выражен серьезными дефицитами объема активного и пассивного лексикона, неправильным использованием префиксальных глаголов в самостоятельной речи, непониманием синтагматических отношений слов. Используя серию пиктограмм в игровой форме, экспериментаторам удалось достичь положительных результатов преодолении ошибок предикативного словаря у детей с ОНР [9].
Исследовательская часть. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Ростова-на-Дону с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста в количестве 8 человек. На основании логопедического заключения дети экспериментальной выборки имеют III уровень речевого развития. Для детей с III уровнем речевого развития свойственно наличие развернутой разговорной речи, однако дети используют преимущественно простые предложения. Характерным является выраженное недоразвитие лексики, грамматики, фонетики. Сложности возникают при понимании и усвоении сложных грамматических форм и логических связей. Для рассматриваемого уровня ОНР типично неточное употребление названий предметов. Лексика таких детей включает все части речи. Значительно развивается понимание
обращенной речи и практически приближается
к норме. Словарный запас хорошо развит на бытовом и повседневном уровне. Дети достаточно хорошо могут рассказать о своей семье, своих друзьях, повседневных событиях и составить небольшой связный рассказ. Однако, при детальном обследовании наблюдается недоразвитие каждого компонента языковой системы. К возникновению общего недоразвития речи может привести целый ряд причин, которые подразделятся на внешние и внутренние. К внутренним причинам можно отнести заболевания матери во время беременности, поражения ЦНС плода, гипоксия плода, употребления матерью вредных веществ алкогольного или токсикологического характера, родовые травмы. Что касается внешних причин, то это те, которые ребенок получил в первые годы жизни. Например, астения, последствия перенесенных тяжелых вирусных инфекций, патологии ЦНС. В связи с недостаточной степенью сформированности когнитивных процессов у контингента детей данной нозологии наблюдаются стойкие нарушения в оперировании лексическими единицами, трудности их актуализации. Выраженная дефицитарность комплекса речеязыковых процессов у детей с недоразвитием речи, означает
несформированность, или ограниченную сформированность смысловых связей высказываний, участвующих в процессе кодирования или декодирования информации, что также является особенностью лексического развития дошкольников. Специфические лексические нарушения определяются несколькими значимыми факторами, к которым относится структура речевого дефекта, в каком возрасте зафиксирована патология, индивидуальные возможности ребенка, отсутствие или наличие сопутствующих нарушений, а также социально-культурное окружение. Патологическое развитие речи у детей с ОНР снижает общий уровень коммуникативного взаимодействия, который является главным инструментом социализации. На фоне недоразвития речевых компонентов параллельно страдают познавательные способности в деятельности и
речемыслительные, в частности, анализ и синтез поступаемой информации. В случае тяжелых речевых расстройств имеют трудности в социальном взаимодействии, им тяжело вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, так как их вербальный диапазон
крайне ограничен. Р.Е. Левина отмечает, что бедность словаря у таких детей порождает трудности даже на уровне бытовой лексики. Несмотря на сформированность пассивного словаря, они не всегда могут включать в речь активный из-за личностных особенностей, физиологических или психических [15]. Дошкольники ошибочно выделяют
семантические признаки, или не выделяют их совсем.
Цель исследования состояла в диагностики импрессивной стороны речи (пассивного словаря) и обследования активного словаря по направлениям предметный словарь, словарь действий, словарь признаков. Обследование пассивного словаря было направлено на установление понимания обращенной речи; понимания предлогов; понимания предложений с причинно-следственной связью, узнавание ребенком знакомых предметов, изображений на картинках, установление и умение разграничивать формы единственного и множественного числа. В ходе решения поставленных задач был изучен ряд методик обследования особенностей лексической стороны речи дошкольников, отражающих современные подходы к организации и содержанию диагностики. Для диагностики использовались материалы из методик В.М. Акименко [1], Р.И. Лалаевой [12], Н.М. Трубниковой [16]. Задания оценивались в баллах, выделены параметры обследования, обозначены критерии оценивания.
Обследование детей осуществлялось в индивидуальной форме в течение нескольких занятий, чтобы избежать утомления детей и потери интереса к заданиям. Были выявлены разные уровни развития пассивного и активного словаря у обследуемых детей и составлены профили на каждого ребенка. По результатам диагностики выявлено, что все дети в большей или меньшей степени испытывали затруднения в выполнении разного рода заданий и обобщив показатели диагностических заданий, пришли к заключению, что большинство детей имеют низкий (4 чел. - 50%), ниже среднего (3 чел. - 38%) и средний (1 чел. - 12%) уровни состояния сформированности лексической стороны речи. Круговая диаграмма, построенная на процентных показателях уровней лексического развития речи дошкольников с ОНР, демонстрирует отставание в показателях лексических категорий на констатирующем этапе эксперимента (Нис. 1).
2024, no 3(63), pp. 120-128 ---- ♦ ---
I низкий уровень ' нижесреднего средний
Рис.1. Количественные показатели уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников
с ОНР (констатирующий эксперимент) (в %)
На следующем этапе исследования (формирующий эксперимент) стояла цель разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями на логопедических занятиях с включением пиктограмм. Внедрение в коррекционно-логопедическую работу пиктограмм осуществлялось поэтапно согласно авторской методике специалистов Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой и Л.В. Лопатиной по трем направлениям: знакомство с пиктограммой и ее значением; использование пиктограмм (алгоритм и смысловое значение); самостоятельное конструирование фразы из пиктограмм [7].
Первый этап заключался в предъявлении ребенку пиктограмм на такие лексические темы, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, головные уборы, посуда, игрушки, деревья, семья, птицы, насекомые, электрические приборы и т.д. Уточняли значение слов глаголов близких и противоположных по значению (антонимы, синонимы). Активизировали и расширяли словарь существительных и глаголов по разным лексико-семантическим группам, расширяли кругозор подбором синонимов и антонимов. На каждом занятии по лексическим темам раскрывали категориальность слова, его значение, действие или признак, изображенный на пиктограмме. Следующим этапом использовали пиктограммы для объяснения алгоритма и смыслового значения. Например, давали ребенку задание составить пиктограммную пару из двух вариантов, или выбрать тематические пиктограммы, или исправить ошибки во фразах пиктограмм. Данный этап предполагал развитие количественного словаря, а также понимание грамматических отношений, т.е. рассматривали грамматическое значение слов прилагательных и слов глаголов, навыки словообразования и словоизменения существительных, глаголов и прилагательных; единственное и множественное число существительных, глаголов и
прилагательных; изменяли глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, по родам; согласовывали существительные, глаголы и прилагательные.
Третий этап заключался в работе, когда ребенок сначала с помощью, а затем самостоятельно конструировал фразы из предложенных пиктограмм, подбирал пиктограммы по заданному признаку, составлял логические цепочки на свой выбор и из предложенных пиктограмм. На этом этапе также отрабатывали номинативный словарь, категориальность и разряды лексических единиц. Велась логопедическая работа по грамматическому структурированию
валентности глагольных предикатов. Анализировали реальные ситуации,
образовывали простые распространенные предложения. В процессе работы адаптировали существующие модели авторской программы из цикла «Я говорю» специалистов Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной к задачам экспериментального исследования и определили в виде направлений последовательность применения пиктограмм в процессе развития лексики у дошкольников с расстройствами речевого развития. Формирующий эксперимент проводился в течение 5 месяцев три раза в неделю, где основной формой работы выступали индивидуальные логопедические занятия, знания закреплялись на фронтальных занятиях.
Далее эмпирическое исследование предполагало проведение контрольного этапа эксперимента, которое включало выполнение детьми диагностических заданий, аналогичных констатирующему этапу.
Анализ результатов контрольной диагностики показал значительные изменения в лексическом развитии детей. Включение пиктограмм логопедическую работу позволило значительно расширить номинативный словарь детей по лексическим темам «игрушки», «природа», «фрукты», «овощи», «семья», «посуда» и др. Дети научились соотносить
пиктограмму и реальный предмет или реалистическое изображение на картинке; узнавать и показывать пиктограммы, выбирать из ряда других нужную. Было отмечено, что у дошкольников расширился семантический словарь. При помощи пиктограмм развивали не только номинативный словарь, но и предикативный, атрибутивный. Дети показывали успехи в определении действий с предметами, их признаками. Были сформированы достаточные навыки и умения детей образовать и изменять слова существительные, прилагательные, глаголы; дифференцировать единственное и
множественное число существительных, глаголов и прилагательных; оперировать глаголами в настоящем, будущем и прошедшем. Разумеется, данная работа требует постоянного закрепления, но нельзя не отметить качественные изменения активного и пассивного словаря в лучшую сторону. На рисунке 2 представлена в процентном
соотношении выявленная динамика в развитии словаря детей.
Диаграмма, наглядно демонстрирует высокую динамику в развитии лексического стороны речи у детей после проведённой логопедической работы, 5 детей (63%) показали высокий уровень развития лексической стороны речи, 3 ребенка (37%) - средний уровень, ниже среднего и низкий уровень не были зафиксированы.
Заключение. Таким образом, исследование показало, что в процессе логопедической работы и при адаптации существующей модели авторской программы из цикла «Я говорю» специалистов Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной к задачам экспериментального исследования, направленного на лексическое развитие дошкольников с речевыми расстройствами с применением пиктограмм, существенно выросли качественные и количественные показатели исследуемого компонента речевой деятельности детей.
низкии уровень средний еысоеии Рис.2. Количественные показатели уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников
с ОНР (контрольный эксперимент) (в %)
Осуществлять эффективно процесс коррекции, руководствуясь общими и специфическими принципами обучения и развития в работе с дошкольниками с нарушениями речи, логопеду позволяет умение реализовывать профессиональные задачи через игровые ситуации, технологии, наглядный стимульный символический занимательный материал, к которому относятся средства мнемотехники, а именно пиктограммы. Важно, чтобы дети опирались на визуальный образ, ведь если во время воспроизведения текстов зрительный образ не возникает, то воспитанники не смогут их правильно понять. Использование приемов символизации является эффективным способом для формирования
процесса запоминания и точной передачи информации, которая требует дословного повтора, например, в стихотворениях. Достаточно схематичного изображения отдельных частей, что значительно сможет облегчить запоминание ребенком и последующее воспроизведение целостного образа, что и является сутью пиктограмм и мнемотехники. Коррекционные занятия проводились в течение 5 месяцев в занимательной игровой форме с применением индивидуально-дифференцированного подхода, а также с учетом онтогенетических законов формирования речевой деятельности, уровня актуального психологического и речевого развития ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями : учеб.-метод. изд. / В.М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 77, [1] с. - Текст : непосредственный.
2. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Ребенок и его дом: упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - Москва : Дрофа, 2008. - 31 с. - Текст : непосредственный.
2024, no 3(63), pp. 120-128 ---- ♦ ----
3. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Ребенок и мир животных: упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - Москва : Дрофа, 2008. - 31 с. - Текст : непосредственный.
4. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Ребенок в семье: упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - Москва : Дрофа, 2007. - 31 с. - Текст : непосредственный.
5. Баряева, Л.Б. Методические аспекты работы с неговорящими детьми с использованием системы альтернативной коммуникации / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина. - Текст : электронный // Специальное образование. -2018. - № 4 (52). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-raboty-s-negovoryaschimi-detmi-s-ispolzovaniem-sistemy-alternativnoy-kommunikatsii (дата обращения: 07.08.2024).
6. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Ребенок и мир растений: упражнения с пиктограммами : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - Москва : Дрофа, 2008. - 31 с. - Текст : непосредственный.
7. Болдинова, О.Г. Развитие предикативной лексики у дошкольников с ОНР с использованием пиктограмм /
0.Г. Болдинова, Д.В. Синицына. - Текст : электронный // Вопросы педагогики. - 2021. - № 6-2. - С. 16-20. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46231654 (дата обращения: 05.09.2024). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
8. Викжанович, С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм / С.Н. Викжанович. - Москва : Национальный книжный центр, 2016. - 172, [1] с. -Текст : непосредственный.
9. Жулина, Е.В. Применение пиктограмм в коррекции нарушений глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, В.А. Шишкова. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-piktogramm-v-korrektsii-narusheniy-glagolnoy-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem (дата обращения: 05.09.2024).
10. Зорин, С.С. Индивидуальная адаптация визуальной информации к людям со сложными аномалиями зрения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Зорин Сергей Степанович. - Москва, 1984. - 175 с. - Текст : непосредственный.
11. Зюзина, А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова. - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - С. 103-105.
12. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи : учеб.-метод. пособие / Р.И. Лалаева. - Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. - 102 с. - Текст : непосредственный.
13. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 2001. - 218 с. - Текст : непосредственный.
14. Матюшечкин, Д.С. Методы и средства двунаправленного преобразования текстовой и графической информации для альтернативной коммуникации : автореф. дис. ... канд. техн. наук / Д.С. Матюшечкин. - Волгоград, 2022. - 24 с. - Текст : непосредственный.
15. Основы теории и практики логопедии : пособие для учителей нач. кл. мас. шк., логопедов, а также для студентов пед. ин-тов / Р.Е. Левина [и др.]. - Москва : Альянс, 2013. - 366 с. - Текст : непосредственный.
16. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н.М. Трубникова. -Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с. - Текст : непосредственный.
17. Шуваева, Н.Ю. Формирование предпосылок вербально-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста методом пиктограмм / Н.Ю. Шуваева. - Текст : электронный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nformirovanie-predposylok-verbalno-logicheskogo-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-metodom-piktogramm (дата обращения: 07.08.2024).
18. Яссман, В.П. Пиктограмма как средство диагностики и развития интеллекта : монография / В.П. Яссман ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщения МПС России, Каф. «Психология». - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2004. - 135 с. - Текст : непосредственный.
19. Яссман, В.П. Формирование письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста методом пиктографического письма : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Яссман Виктор Павлович. - Комсомольск-на-Амуре, 1998. - 178 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Akimenko V.M. Logopedicheskoe obsledovanie detej s rechevymi narushenijami: ucheb.-metod. izd. [Speech therapy examination of children with speech disorders]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011. 77, [1] p.
2. Barjaeva L.B., Loginova E.T., Lopatina L.V. Ja - govorju! Rebenok i ego dom: uprazhnenija s piktogrammami: rabochaja tetrad' dlja zanjatij s det'mi [I'm talking! The child and his house: exercises with pictograms]. Moscow: Drofa, 2008. 31 p.
3. Barjaeva L.B., Loginova E.T., Lopatina L.V. Ja - govorju! Rebenok i mir zhivotnyh: uprazhnenija s piktogrammami: rabochaja tetrad' dlja zanjatij s det'mi [I'm talking! The child and the world of animals: exercises with pictograms]. Moscow: Drofa, 2008. 31 p.
4. Barjaeva L.B., Loginova E.T., Lopatina L.V. Ja - govorju! Rebenok v sem'e: uprazhnenija s piktogrammami: rabochaja tetrad' dlja zanjatij s det'mi [. I'm talking! A child in the family: exercises with pictograms]. Moscow: Drofa, 2007. 31 p.
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 120-128 ---■ ♦ ----
5. Barjaeva L.B., Lopatina L.V. Metodicheskie aspekty raboty s negovorjashhimi det'mi s ispol'zovaniem sistemy al'ternativnoj kommunikacii [Methodological aspects of working with non-speaking children using an alternative communication system]. Special'noe obrazovanie [Special education], 2018, no. 4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-raboty-s-negovoryaschimi-detmi-s-ispolzovaniem-sistemy-alternativnoy-kommunikatsii (Accessed 07.08.2024).
6. Barjaeva L.B., Loginova E.T., Lopatina L.V. Ja - govorju! Rebenok i mir rastenij: uprazhnenija s piktogrammami: rabochaja tetrad' dlja zanjatij s det'mi [I'm talking! The child and the world ofplants: exercises with pictograms]. Moscow: Drofa, 2008. 31 p.
7. Boldinova O.G., Sinicyna D.V. Razvitie predikativnoj leksiki u doshkol'nikov s ONR s ispol'zovaniem piktogramm [The development of predicative vocabulary in preschoolers with ONR using pictograms]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy], 2021, no. 6-2, pp. 16-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46231654 (Accessed 05.09.2024).
8. Vikzhanovich S.N. Formirovanie u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi predikativnoj leksiki s ispol'zovaniem piktogramm [Formation of predicative vocabulary in preschoolers with general underdevelopment of speech using pictograms]. Moscow: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2016. 172, [1] p.
9. Zhulina E.V., Lebedeva I.V., Shitikova V.A. Primenenie piktogramm v korrekcii narushenij glagol'noj leksiki u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi [The use of pictograms in the correction of violations of verbal vocabulary in older preschool children with general speech underdevelopment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2023, no. 78-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-piktogramm-v-korrektsii-narusheniy-glagolnoy-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem (Accessed 05.09.2024).
10. Zorin S.S. Individual'naja adaptacija vizual'noj informacii k ljudjam so slozhnymi anomalijami zrenija. Dis. ... kand. psihol. nauk [Individual adaptation of visual information to people with complex visual abnormalities. Ph. D. (Psychology) diss.]. Moscow, 1984. 175 p.
11. Zjuzina A.I., Sidorova I.I. Ispol'zovanie piktogramm dlja razvitija svjaznoj rechi doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi [The use of pictograms for the development of coherent speech of preschoolers with general speech underdevelopment]. Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. [Theory and practice of education in the modern world]. Sankt-Peterburg: Zanevskaja ploshhad', 2014, pp. 103-105.
12. Lalaeva R.I. Metodika psiholingvisticheskogo issledovanija narushenij rechi: ucheb.-metod. posobie [Methodology of psycholinguistic research of speech disorders]. Sankt-Peterburg: Nauka-Piter, 2006. 102 p.
13. Lalaeva R.I., Serebrjakova N.V. Formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroja u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi [The formation of vocabulary and grammatical structure in preschoolers with general speech underdevelopment]. Sankt-Peterburg: Sojuz, 2001. 218 p.
14. Matjushechkin D.S. Metody i sredstva dvunapravlennogo preobrazovanija tekstovoj i graficheskoj informacii dlja al'ternativnoj kommunikacii. Avtoref. dis. kand. tehn. nauk [Methods and means of bidirectional transformation of text and graphic information for alternative communication. Ph. D. (Technical Sciences) thesis]. Volgograd, 2022. 24 p.
15. Levina R.E., et al. Osnovy teorii i praktiki logopedii: posobie dlja uchitelej nach. kl. mas. shk., logopedov, a takzhe dlja studentov ped. in-tov [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow: Al'jans, 2013. 366 p.
16. Trubnikova N.M. Struktura i soderzhanie rechevoj karty: ucheb.-metod. posobie [The structure and content of the speech card]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 1998. 51 p.
17. Shuvaeva N.Ju. Formirovanie predposylok verbal'no-logicheskogo myshlenija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta metodom piktogramm [Formation of prerequisites for verbal and logical thinking in older preschool children by the pictogram method]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2018, no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predposylok-verbalno-logicheskogo-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-metodom-piktogramm (Accessed 07.08.2024).
18. Jassman V.P. Piktogramma kak sredstvo diagnostiki i razvitija intellekta: monografija [Pictogram as a means of diagnosis and development of intelligence]. Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2004. 135 p.
19. Jassman V.P. Formirovanie pis'mennoj rechi u detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta metodom piktograficheskogo pis'ma. Dis. kand. psihol. nauk [Formation of written speech in children of preschool and primary school age by pictographic writing. Ph. D. (Psychology) diss.]. Komsomol'sk-na-Amure, 1998. 178 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
О.В. Курушина, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
O.V. Kurushina, Senior Lecturer, Department of Correctional Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected].