Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПИКТОГРАММ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПИКТОГРАММ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ГЛАГОЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПИКТОГРАММЫ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Шитикова Валерия Александровна

В статье рассматриваются вопросы коррекционной логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Показана общность взглядов ученых на необходимость проведения вариативной и многоаспектной коррекционной работы с такими детьми. Анализируется возможность применения пиктограмм в коррекции нарушений глагольного словаря у данной категории детей. На основе анализа теоретических источников по проблеме доказывается возможность эффективного освоения импрессивной и экспрессивной речи детьми с ОНР с помощью пиктограмм. В статье описана методика, по которой проводилось обследование детей с ОНР на базе детского сада г. Нижнего Новгорода. Представлены результаты изучения детей по критериям развитости импрессивной и экспрессивной речи, а также сформированности пассивного и активного словаря. Показана связь нарушений в овладении глагольной лексикой детей и сложностями в их коммуникации. По полученным результатам были выделены задачи коррекционно-педагогической работы по формированию глагольного словаря посредством пиктограмм. Доказывается эффективность использования пиктограмм в логопедической работе по коррекции нарушений глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Шитикова Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PICTOGRAMS IN THE CORRECTION OF VERBAL VOCABULARY DISORDERS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article deals with the issues of correctional speech therapy work with older preschool children with general speech underdevelopment. The commonality of scientists' views on the need for variable and multidimensional correctional work with such children is shown. The possibility of using pictograms in correcting violations of the verbal vocabulary in this category of children is analyzed. Based on the analysis of theoretical sources on the problem, the possibility of effective mastering of impressive and expressive speech by children with ONR using pictograms is proved. The article describes the methodology by which the examination of children with GSU was conducted on the basis of a kindergarten in Nizhny Novgorod. The results of studying children according to the criteria of the development of impressive and expressive speech, as well as the formation of passive and active vocabulary are presented. The connection of violations in mastering the verbal vocabulary of children and difficulties in their communication is shown. Based on the results obtained, the tasks of correctional and pedagogical work on the formation of a verbal dictionary by means of pictograms were highlighted. The effectiveness of the use of pictograms in speech therapy work on the correction of violations of verbal vocabulary in older preschoolers with general speech underdevelopment is proved.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПИКТОГРАММ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Шитикова Валерия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ПИКТОГРАММ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекционной логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Показана общность взглядов ученых на необходимость проведения вариативной и многоаспектной коррекционной работы с такими детьми. Анализируется возможность применения пиктограмм в коррекции нарушений глагольного словаря у данной категории детей. На основе анализа теоретических источников по проблеме доказывается возможность эффективного освоения импрессивной и экспрессивной речи детьми с ОНР с помощью пиктограмм. В статье описана методика, по которой проводилось обследование детей с ОНР на базе детского сада г. Нижнего Новгорода. Представлены результаты изучения детей по критериям развитости импрессивной и экспрессивной речи, а также сформированности пассивного и активного словаря. Показана связь нарушений в овладении глагольной лексикой детей и сложностями в их коммуникации. По полученным результатам были выделены задачи коррекционно-педагогической работы по формированию глагольного словаря посредством пиктограмм. Доказывается эффективность использования пиктограмм в логопедической работе по коррекции нарушений глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, глагольная лексика, старший дошкольный возраст, пиктограммы, коррекция.

Annotation. The article deals with the issues of correctional speech therapy work with older preschool children with general speech underdevelopment. The commonality of scientists' views on the need for variable and multidimensional correctional work with such children is shown. The possibility of using pictograms in correcting violations of the verbal vocabulary in this category of children is analyzed. Based on the analysis of theoretical sources on the problem, the possibility of effective mastering of impressive and expressive speech by children with ONR using pictograms is proved. The article describes the methodology by which the examination of children with GSU was conducted on the basis of a kindergarten in Nizhny Novgorod. The results of studying children according to the criteria of the development of impressive and expressive speech, as well as the formation of passive and active vocabulary are presented. The connection of violations in mastering the verbal vocabulary of children and difficulties in their communication is shown. Based on the results obtained, the tasks of correctional and pedagogical work on the formation of a verbal dictionary by means of pictograms were highlighted. The effectiveness of the use of pictograms in speech therapy work on the correction of violations of verbal vocabulary in older preschoolers with general speech underdevelopment is proved.

Key words: general underdevelopment of speech, verbal vocabulary, senior preschool age, pictograms, correction.

Введение. Одной из актуальных проблем логопедии является нарушение предикативной лексики у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Эта проблема основательно рассматривалась такими учеными, как Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, С.Н. Коновалова и др. Они доказали, что предикативный словарь занимает определяющую роль в развитии речевой активности и является самой сложной лексической единицей языка. Исследователи единогласны во мнении, что нарушения предикативной лексики негативно сказываются на развитии мышления, вербальной коммуникации и когнитивном развитии. Наиболее существенные последствия данного нарушения, по мнению ученых, проявляются в трудностях в общении детей со сверстниками и взрослыми, отставания от нормы овладения устной речью, что в будущем приведет к запаздыванию письменной речи [2; 4; 71.

На фоне сказанного необходимо подчеркнуть, что для детей с общим недоразвитием речи характерны нарушения, свидетельствующие о системном отставании речевой деятельности. Типичным проявлением является задержка развития как устного, так и письменного высказывания, а также пониженная речевая активность, которая приводит к неустойчивости внимания, снижению памяти, нарушению коммуникативной функции, без специальной подготовки возникают сложности в освоении операций звукового анализа и синтеза, навыков сравнения и обобщения [5; 9].

Предикаты в лексике отражены в импрессивном словаре, а также экспрессивном словаре. Они необходимы для построения утверждения, описания какого-либо действия. Формирование словарного запаса напрямую связано с развитием всех компонентов языка, а именно фонетического, фонематического, лексическо-грамматического уровня. Так, М.А. Макрушина определила характерные специфические особенности детей, у которых отмечалось общее недоразвитие речи, в значительной разнице между объемом пассивного и активного словаря. Кроме того, необходимо отметить, неполноценность предикативной лексики негативно сказывается на развитие у детей диалогической и монологической речи, не позволяя ребёнку точно выразить свои коммуникативные намерения и адекватно понять содержание той или иной информации. Соответственно, это доказывает отрицательное влияние данного нарушения на процесс коммуникации, взаимодействия с окружающими. Непонимание людьми намерений ребенка в дальнейшем может вызвать речевой негативизм. Таким образом, нарушения предикативной лексики влияют на познавательное и коммуникативное развитие ребенка [6, С. 6].

Нет смысла доказывать, что предикат является сложной и значимой лексической категорией нашего языка и может определять действия либо отражать иные процессы в форме действий. Описывая речь детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития, Т.А. Ткаченко делает акцент на то, что к пяти годам словарный запас составляет не больше двух тысяч слов, тогда, как у детей с нормой речевого развития он составляет примерно две-три тысячи слов. Также автор подчеркивает ограниченность непосредственно предикативного запаса лексем у детей с нарушениями речи [11, С. 107]. Профессор Р.И. Лалаева обращает наше внимание на возникающие у детей проблемы с ошибочным выбором лишнего слова, неправильным выделением группы глаголов по единому признаку. Это свидетельствует о

несформированности смысловой структуры предиката и невозможности выделить их общие черты для группировки [4, С. 224].

H.Х. Швачкин рассматривает словарный запас глаголов с позиции употребления одного из значений многозначности слова. Автор считает, что обычное сказуемое может быть выражено в одной из форм глагола: настоящего, прошлого или будущего разных наклонений. Следовательно, можно предположить, что словарь глаголов представляет собой подробную, систему со своей оригинальной структурой, своеобразием элементов и закономерностями функционирования. В качестве сказуемого глагол передает основной смысл всей конструкции. Большинство других частей речи, служащих второстепенной частью конструкции, придерживаются глагола как центральной лексической единицы. Развитие всей конструкции зависит от предиката-центрального звена [12, С. 233].

Следует подчеркнуть, что большинство ученых выделяют приоритетным направлением формирования предикативной лексики в коррекционном процессе с детьми старшего дошкольного возраста имеющих ОНР. Выбор средства коррекции падает на пиктограммы, поскольку они являются одним из результативных средств по формированию глагольной лексики.

Изложение основного материала статьи. Метод пиктограмм связан с работами таких ученых, как: Д.Б. Эльконин, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков. Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова считали данный метод эффективным для преподавания грамоте дошкольников, а именно использования его для формирования навыков определения звукового состава слова, схемы слова и предложения. Пиктограмма-знак, отражающий в схематичном виде важные известные признаки объектов или предметов, явлений, на которые он указывает [8, С. 168]. Преимущество метода пиктограмм заключается в том, что дети могут слышат собственную речь и ту, которая адресована им, и имеют возможность видеть её. Для экспериментального исследования опосредованного запоминания Л.В. Занковым был предложен наиболее доступный прием. Он предлагал испытуемым запомнить слово с помощью изображения на картинке. Задачей испытуемого было придумать ассоциацию, построить связующую нить между словом и пиктографическим изображением и запомнить его. Предложенный Л.В. Занковым прием показал высокие результаты [3].

В логопедической практике метод пиктограмм также представлен в работах Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной, С.Н. Викжанович, И.И. Сидоровой, Е.Ф. Поповой, А.В. Дидрих-Мирошник. Отмечено, что использование пиктограмм в работе по формированию предикативного словаря возможно лишь при соблюдении условий: поэтапное введение пиктограмм; проработка связей между предоставляемым изображением и называемым словом; многократное использование карточек для запоминания; поэтапное введение новых изображений; вовлечение родителей в коррекционный процесс через использование пиктограмм в домашних условиях. Без соблюдения данных правил процесс применения метода будет нарушен и не даст положительного результата [1]. Ученые доказывают, что пиктограммы представляют собой наглядный материал, где каждый глагол имеет свой уникальный образ, который отражает главный отличительный признак. Подобный способ позволяет детям значительно быстро заучивать новые слова и использовать их при построении не только словосочетаний, но и предложения. Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник обращают внимание, что пиктографическое письмо проще для восприятия дошкольниками, потому что оно не отражает никаких правила языка, в отличие от известной нам алфавитной системы письма. Авторы определяют пиктографическое письмо как средство невербальной коммуникации, которая помогает на чувственном уровне понимать речь. Вследствие того, что изучение особенностей предикативного словаря является одним из приоритетных вопросов современной логопедии, у старших дошкольников с ОНР выделяют нарушения предикативного словаря, на которые важно обратить внимание:

I. Несоответствия в объеме активной и пассивной предикативной лексики. Для неё характерны бедность, неточность, наличие обиходных слов, ограниченность словаря.

2. Неправильное использование префиксальных глаголов.

3. Ошибки, связанные с заменой определенных глаголов на общие, не имеющие конкретного значения.

4. Дети не обладают возможностью назвать несколько действий, свойственных одному объекту [8].

Не вызывает сомнений утверждение, что такая проблема, как формирования словаря глаголов занимает одно из важных мест в речевом развитии, а словарный запас является средством общения и познания действительности по законам грамматики родного языка. По словам О.А. Силаевой, перед дошкольной образовательной организацией стоит задача обеспечения психологической комфортности субъектов образования, в том числе формирование навыков безопасного социального поведения детей и взаимодействия в инклюзивной среде [10].

Представим результаты практической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №114 «Подсолнушек»» города Нижнего Новгорода в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития. Основной целью эксперимента было обследование нарушений глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития и детей с нормой речевого развития. В проведенном эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 20 из которых с нормой речевого развития и 20 детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для проведения констатирующего эксперимента были проанализированы методики следующих авторов: Е.А. Стребелевой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой. На основании проанализированных методик была разработана оригинальная методика обследования глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста. Методика обследования предикативной лексики состоит из 10 заданий и поделена на два блока: 5 заданий ориентированы на исследование понимания глагольной лексики, 5 заданий-на исследование активного глагольного словаря. Задания поделены на два блока: изучение понимания предикативной лексики и исследование активного глагольного словаря. Материал для исследования отобран на основе лексических тем: домашние и дикие животные и их детеныши; профессиональные действия; бытовые действия; одежда. Основой для проведения обследования является наглядный материал. В рамках эксперимента по изучению нарушений предикативной лексики получены результаты, позволившие получить общее представление о имеющейся глагольной лексики у детей дошкольного возраста.

Для оценки и анализа результатов использовалась трёх бальная шкала, где 3 балла соответствуют высокому уровню, 2 балла-среднему уровню, 1 балл-низкому уровню. Количественная и качественная оценка по результатам выполнения заданий опиралась на бальную систему оценок, где 3 балла-задание выполнено ребенком безошибочно, 2 балла-при выполнении задания была допущена 1 ошибка или допустил ошибку и исправил её самостоятельно и 1 балл-допущено более 2-х ошибок при выполнении задания.

После проведенного обследования были сделаны следующие выводы:

1. У детей с ОНР отмечается значительное несоответствие между объемами импрессивной и экспрессивной лексики: присутствует понимание детьми многих предикатов, т.е. объем их пассивной лексики удовлетворительный, однако употребление глаголов в самостоятельной речи затруднено. Понимание предикатов находится на высоком и среднем уровнях, что подтверждает теоретические выводы о том, что детям свойственны глаголы бытового характера. Состав предикативного словаря сводится к действиям, хорошо известным и привычным для самого ребенка.

2. Экспрессивная речь старших дошкольников с ОНР находится на среднем и низком уровнях. Дети употребляют глаголы, которые зачастую присутствуют в их жизни. Лексический запас характеризуется скудным наличием предикатов.

Дети выполнили задание, направленное на называние действий домашних и диких животных и их детенышей и показали средний (60%) и низкий уровень выполнения (40%). Большинство глаголов были знакомы детям. В то же время имели место различного рода искажения, замены на синонимичные глаголы. Дети справились с заданием на исследование предикатов, обозначающих профессиональные действия на среднем (80%) и низком уровне (20%). Отмечаются замены конкретных предикатов на глаголы общего значения; разъяснение действий вместо конкретного называния определенного глагола. При выполнении детьми задания направленного на называние глаголов, обозначающих бытовые действия, не было выявлено серьезных трудностей в обоих группах. Следует отметить, что дети с ОНР справились заданием на называние глаголов, обозначающих действия с одеждой и показали средний (55%) и низкий уровень выполнения (45%).

Таким образом, дети с ОНР, согласно результатам эксперимента, характеризуются недостаточным уровнем развития предикативного словаря и имеют существенные отличия от детей с нормой речевого развития. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной логопедической работы, направленной на устранение выявленных нарушений.

Полученные результаты позволили определить задачи коррекционно-педагогической работы по формированию предикативного словаря с применением пиктограмм:

1. Расширение объема предикативного словаря.

2. Уточнение значений глаголов.

3. Активизация словаря глаголов.

Этапы коррекционной работы и их содержание:

1. Развитие активного словаря.

Развитие активного словарного запаса состоит в переводе слов из пассивного словаря в активный. Запас слов дошкольника обогащается в процессе игровой деятельности. Предлагаются различные игры: с максимальной двигательной активностью или двигательно-словесные, предполагающие активизацию мыслительно-познавательной деятельности с использованием пиктограмм. Например, ребенку задается вопрос: «Ты правильно сказал, что корова мычит. А птица? (чирикает)». Ответы ребенка сопровождаются карточками, а в дальнейшем совмещаются и с действием. Возможно использование фигурок животных совместно с пиктограммами. Детям необходимо соотнести карточку и животного и проговорить. Так, например, детям можно предложить примерить роль каждого из предъявляемых животных, где они уже самостоятельно сделают выбор, как оно передвигается, как разговаривает. Предполагается смена роли между детьми, которая сопровождается предоставлением карточек. Например, первая серия-котенок, попугай, щенок, а вторая серия-кошка, коза, кролик и т.д.

2. Формирование понимания глаголов, обозначающих профессиональные действия.

Коррекционная работа строится по двум направлениям: формирование понимания глаголов, обозначающих профессиональные действия и их называние. Для проведения задания используются изображения, например, на одной картинке изображена швея, которая шьет, на другой маляр, который красит стены. Инструкция: «Покажи, где...». Для того чтобы стимулировать ребенка к образованию нужного глагола, педагог сам называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол. Например, взрослый говорит: «Повар ... котлеты», ребенок добавляет-жарит. Это глаголы движения, близкие детям, потому что двигательная деятельность самого ребенка очень разнообразна, поэтому применение пиктограмм с двигательной активностью будет наиболее эффективна на занятиях. Важно применение пиктограмм и параллельное выполнение действия детьми. Например, взрослый говорит: «Маша режет лук» и «Маша варит суп». В данной ситуации ребенку также можно предложить задание по предъявляемой серии пиктограмм: режет-жарит-варит. Серия картинок, составленная в определенном порядке, также может быть выдана детям, где они последовательно друг за другом выполняют задание, например, задание первого ребенка: шить-пришивать-зашивать. Он подходит к преподавателю и берет нужный предмет на столе, который пригодится для выполнения действия. Выполнение действия самим ребенком и любая двигательная активность вызывает интерес на занятии и включает ребенка неосознанно в коррекционный процесс.

3. Формирование глаголов, обозначающих действия с одеждой.

При проведении коррекционной работы важнейшим условием является игровая форма. Следует учитывать, что формирование глаголов необходимо проводить в активной игровой деятельности, которая будет сопровождаться действием ребенка и его проговариванием. Например, девочка застегивает/расстегивает куртку (я застегиваю/расстегиваю куртку). Ребенку необходимо понять разницу совершаемых действий как на изображении с помощью пиктограмм, так и в выполняемом движении. Важно не упускать момент проговаривания детьми совершаемого действия. Вариантом усложнения заданий будет являться серия пиктограмм.

Таким образом, использование пиктограмм в логопедической работе с детьми с ОНР способствует развитию экспрессивного и импрессивного словаря, а значит, позволяет ориентироваться в общении с окружающими и активно взаимодействовать с социумом.

Выводы. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. Актуальным вопросом в логопедии является нарушение предикативной лексики, что указывает на необходимость проведения коррекционной работы. Характерная особенность для детей с ОНР является несоответствие объема между активным и пассивным предикативным словарем, который характеризуется наличием глаголов бытового характера.

2. Эксперимент показал необходимость проведения логопедической коррекционной работы. На основании результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, была разработана программа коррекции предикативной стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития посредством пиктограмм.

3. Пиктограммы позволяют использовать зрительную, двигательную и ассоциативную память, вследствие чего является результативным средством в развитии предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Литература:

1. Викжанович, С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм / С. Н. Викжанович. - Москва: Национальный книжный центр, 2016. - 172 с.

2. Жулина, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в активизации экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, Ю.Ю. Клюкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 130-134

3. Занков, Л.В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе / Л.В. Занков, Н.В. Кузнецова. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 53 с.

4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Изд-во «Союз», 1999. - 160 с.

5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.

6. Макрушина, М.А. Состояние глагольной лексики старших дошкольников с патологией речи / М.А. Маркушина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2. - С. 1-6

7. Мастюкова, Е.М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -Москва: Просвещение, 1973. - 222 с.

8. Попова, Е.Ф. Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник // Специальное образование. -2014. - №10. - С. 167-170

9. Прилепко, Ю.В. Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР III уровня / Ю.В. Прилепко, Е.В. Бадулина // Молодежь в науке: новые аргументы: сборник научных работ V международного молодежного конкурса. Том Часть IV: Научное партнерство "Аргумент". - 2016. - С. 184-186

10. Силаева, О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / О.А. Силаева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 12.

11. Ткаченко, Д.А. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у дошкольников с общим недоразвитием речи / Д.А. Ткаченко // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 18.

12. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - Москва: Лабиринт, 2004. - 330 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Брюзгина Дарья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С

ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема логопедического сопровождения ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. На основе теоретического анализа источников по проблеме, а также практического опыта работы с такими детьми доказывается необходимость мультидисциплинарного подхода к организации их логопедической поддержки. В статье анализируются подходы к построению логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Исследуя особенности психофизиологического развития детей от 0 до 3 лет, авторы приходят к выводу о возможности их речевой абилитации с помощью современных логопедических стратегий. Приводятся алгоритмы вариативных технологий логопедического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Доказывается важность вовлечения родителей детей раннего возраста с задержкой речевого развития в совместную деятельность со специалистом-логопедом. Приводятся примеры конструктивного и неконструктивного отношения родителей к участию в логопедическом сопровождении своих детей. Особое внимание авторы уделяют необходимости проведения диагностики речевого развития родственников ребенка. В статье освещается деятельность Мининского университета по созданию открытых курсов для логопедов по освоению вариативных стратегий логопедической и воспитательной направленности по сопровождению детей с проблемами речевого развития.

Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедическое сопровождение, сенситивный период, коррекция, мультидисциплинарность, вариативность, абилитация.

Annotation. The article deals with the problem of speech therapy support for an early-age child with delayed speech development. Based on the theoretical analysis of sources on the problem, as well as practical experience of working with such children, the need for a multidisciplinary approach to the organization of their speech therapy support is proved. The article analyzes approaches to the construction of speech therapy work with young children with delayed speech development. Investigating the features of psycho-physiological development of children from 0 to 3 years, the authors come to the conclusion about the possibility of their speech habilitation with the help of modern speech therapy strategies. Algorithms of variable technologies of speech therapy support for young children with speech development delay are given. The importance of involving parents of young children with delayed speech development in joint activities with a speech therapist is proved. Examples of constructive and non-constructive attitude of parents to participation in speech therapy support of their children are given. The authors pay special attention to the need to diagnose the speech development of the child's relatives. The article highlights the activities of Mininsky University to create open courses for speech therapists on the development of variable strategies of speech therapy and educational orientation to accompany children with speech development problems.

Key words: speech development delay, speech therapy support, sensitive period, correction, multidisciplinary, variability, habilitation.

Введение. Специальное образование в РФ в последние годы претерпевает качественные изменения: в стране создается единая государственная система логопедической помощи, дети с ОВЗ становятся приоритетной категорией инклюзивного образования, проводится работа по обучению родителей обращению с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии [5; 6]. Доказано, что одной из основных задач специального образования является нормализация речевого и психического развития ребенка к трем годам его жизни. Вместе с тем, исследователи и логопеды-практики отмечают, что дети с проблемами в речевом развитии в раннем возрасте не имеют должной и своевременной логопедической и психолого-педагогической поддержки, а бесплатная ранняя помощь специалистов различного профиля в данной области ограничена. Важность решения данной проблемы связана с тем, что первые годы жизни ребенка (от 0 до трех лет) являются уникальными для комплексной коррекции нарушений в развитии и предупреждения появления вторичных нарушений. Этот возраст является сенситивным по отношению к речи, в этот период у ребенка стремительно формируется импрессивная и экспрессивная общеупотребительная речь, познавательная сфера, ребенок учится выражать свои мысли, чувства, желания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.