Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
931
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДИКАТИВНЫЙ (ГЛАГОЛЬНЫЙ) СЛОВАРЬ / ОНР(ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ) / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шибанова Гульфия Илдаровна

В статье представлено описание особенностей формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обозначены характерные трудности для детей с общим недоразвитием речи при актуализации предикативного словаря и направления формирования глагольной лексики у дошкольников с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шибанова Гульфия Илдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»_

Шибанова Гульфия Илдаровна

магистрант, РОС НОУ

АННОТАЦИЯ

В статье представлено описание особенностей формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обозначены характерные трудности для детей с общим недоразвитием речи при актуализации предикативного словаря и направления формирования глагольной лексики у дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: предикативный (глагольный) словарь, ОНР(общее недоразвитие речи), активный и пассивный словарь, семантическая структура слова.

Предикативный (глагольный) словарь - это вся совокупность слов языка, которые обозначают состояние или действие предмета. Известно, что предикативная лексика в системе русского языка занимает ведущее положение, которое обусловлено участием её единиц в формировании высказываний. В настоящее время выделяют разные научные концепции о значении и многообразии предикативной лексики. Например, в лингвистике предикативный словарь с

синтаксической позиции представлен разными частями речи (Г.А. Золотова, Ю.А. Левицкий, Л.М. Васильев). Г.А. Золотова подчёркивает, что в морфологии предикат может быть выражен в виде различных частей речи, но, тем не менее, ядром предикативной лексики являются глаголы. Отечественные учёные Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев рассматривали овладение предикативной лексикой как феномен психического состояния человека. В.В. Виноградов и другие считают, что предикат имеет главную роль в организации синтаксических единиц - основы речевой коммуникации. Е.Г. Хомякова утверждает, что «предикативная стадия формирования языкового сознания справедливо считается качественно новым уровнем развития интеллекта как в фило - , так и в онтогенезе, доступным только человеку разумному» . Следовательно, учёные придают большое значение предикату в связи с его ролью во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для реализации высказывания в речи.

Предикат является основой внутренней речи и одним из главных членов предложения, поэтому развитие предикативного (глагольного) словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Известно, что развитие глагольного (предикативного) словаря в онтогенезе зависит от развития представлений ребенка об окружающей действительности. Словарь ребёнка обогащается по мере того, как он знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий. Современный, нормально

развивающийся ребенок, к 5 годам практически владеет всей системой родного языка: он говорит связно; достаточно полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки.

При общем недоразвитии речи интеллект ребенка сохранен, что дает ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола. Но характерной особенностью их словаря является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (В.А. Гончарова, С.Н. Коновалова, Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская и другие авторы.

В исследованиях этих и других авторов отмечается, что характерными сложностями для детей с общим недоразвитием речи при актуализации предикативного словаря являются:

• недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

• выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

• недостаточная активность процесса поиска слова;

• неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка ;

• несформированность семантических полей внутри лексической системы языка. [5]

На основе вышеуказанного можно выделить следующие характерные особенности предикативного словаря дошкольников с ОНР:

✓Расхождение в объеме пассивного и активного словаря (по мнению С.Н. Коноваловой и других авторов дошкольники с ОНР могут понять значение многих слов, и объем их пассивного словаря мало отличается от словаря нормально развивающихся сверстников и близок норме. Но употребление этих слов в экспрессивной речи, то есть актуализация словаря вызывают у детей с ОНР значительные затруднения) [4].

✓В предикативном словаре детей с ОНР, в основном, преобладают слова, одеваться, обозначающие знакомые ежедневные бытовые действия (умываться, спать, мыть, купаться, пить, бежать )

✓Понимание и использование глаголов очень часто имеет ситуативный характер («Что делает повар? » - «Ставит кастрюлю»).

✓ Сложности в группировке глаголов.

✓ Отмечаются частые вербальные парафазии -замены слов, которые относятся к одному семантическому полю «бежит» - «скачет»; «пишут» - «рисуют»; «подстригают» - «режут» и так далее)

[5].

✓Замены слов - действий словами-существительными («закрывать - дверь», «есть -ложка»); и, наоборот, замена имён существительных глаголом («собака -лаять», «автомобиль - ехать», «стул - сидеть») [7].

✓Трудности подбора антонимов и синонимов.

✓Применение глаголов более общего значения «чирикает - поет», «радуется - смеётся») [5].

С учётом этих факторов формирование предикативной лексики проводится по следующим направлениям:

✓ расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

✓уточнение значений слов;

✓формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

✓ организация семантических полей, лексической системы;

✓активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь. [2]

Список литературы

Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. 4.II: Словарный запас и грамматический строй.- М.: АРКТИ, 1997

Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под ред. Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2004

Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956

Коновалова С.Н. Характеристика овладения предикативной лексикой в онтогенезе // Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001

Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. - СПб.: КАРО, 2005

Якушева В.В., Гуторова С.М. Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45).

"SOME ASPECTS OF PREDICATIVE VOCABULARY FORMATION IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT"

Shibanova Gulfiya Ildarovna,

master's student, ROSNOU

ABSTRACT

The article describes the features of predicative vocabulary formation in older preschool children with General speech underdevelopment, identifies the characteristic difficulties for children with General speech underdevelopment when updating the predicative dictionary and the direction of verbal vocabulary formation in preschool children with ONR.

Keywords: predicative (verbal) dictionary, ONR(General underdevelopment of speech), active and passive dictionary, semantic structure of the word.

A predicative (verbal) dictionary is the entire set of words in a language that denote the state or action of an object. It is known that predicative vocabulary in the system of the Russian language occupies a leading position, which is due to the participation of its units in the formation of statements. Currently, there are different scientific concepts about the meaning and diversity of predicative vocabulary. For example, in linguistics, a predicative dictionary from a syntactic position is represented by different parts of speech (G. A. Zolotova, Yu. a. Levitsky, L. M. Vasiliev). G. A. Zolotova emphasizes that in morphology, a predicate can be expressed as different parts of speech, but, nevertheless, the core of predicative vocabulary is verbs. Russian scientists L. S. Vygotsky, A. A.

Leontiev considered the acquisition of predicative vocabulary as a phenomenon of the mental state of a person. V. V. Vinogradov and others believe that the predicate has a major role in the organization of syntactic units - the basis of speech communication. E. G. Khomyakova States that "the predicative stage of language consciousness formation is rightly considered a qualitatively new level of intelligence development in both Philo-and ontogeny, accessible only to a reasonable person". Consequently, scientists attach great importance to the predicate due to its role in internal programming and the organization of syntactic structures for the implementation of statements in speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.