КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Буханцева О.В. (Таганрог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»)
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм на материале сказок.
Ключевыеслова: сказка, пиктограмма, лексико-грамматические категории, художественная литература, семейная групповая логопсихотерапия.
COMMUNICATIVE POTENTIAL OF WORKING WITH A FAIRY TALE BoukhantsevaO.V. (Taganrog, MBDOU k/g «Healthy child»)
Abstract: This article provides experience in the development of lexico-grammatical categories in preschoolers with a common underdevelopment of speech using pictograms on fairy tales.
Keywords: fairy tale, pictogram, lexical and grammatical categories, fiction, family group logopsychotherapy.
Общение играет важную роль в жизни каждого человека. В общении люди учатся понимать друг друга, соотносить полученную информацию со своими представлениями о мире, высказывать свои мысли и чувства. В современном технологическом обществе неизбежны изменения, которые влекут за собой изменение формата общения. В общении люди используют свою речь. А что делать, если речевые функции недостаточно развиты? Юлия Борисовна Некрасова называла нарушения речи «верхушкой айсберга», которая не отражает достаточным образом психологические проблемы личности.
В связи с этим, работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, находим инновационные подходы, позволяющие осуществлять коррекцию речи в процессе коммуникации. Важным аспектом системы семейной групповой логопсихотерапии как средства преодоления логоневрозау детей, подростков и взрослых, разработанной научной школой Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой,является работа с художественной литерату-рой(Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания, 2011, с. 19). Адаптированный вариант семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников акцентирует работу со сказкой как способ «проживания» ее сюжета, благодаря чему выявляется коммуникативно-личностный портрет дошкольника с заиканием (Семейная групповая лого-психотерапия: 15 лет спустя, 2017, с. 57). Наблюдение данного опыта позволило обогатить коррекционную практику в группе компенсирующей направленности для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Центральным аспектом развития речи детей является соответствие высказывания с действительностью, которая их окружает. Социально-культурные факторы негативно влияют на лексику современных детей. В номинативной лексике присутствуют «новые» слова, пришедшие из современных мультфильмов, смысл которых дети не всегда могут понять и объяснить. Предикативный словарь в основном представлен однообразными глаголами в настоящем времени.Вразвитииименно лексико-грамматических категорий видели одно из основных направлений коррекционной работы с детьми с ОНР отечественные специалисты в области логопедии (Левина, 2012; Филичева, Туманова, Чиркина, 2010; Шаховская, 1971). Важное место в качестве технологии развития лексико-грамматических форм является метод пиктограммы (Викжанович, 2016).
Данная статьяпосвящена анализу опыта работы в группы компенсирующей направленности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, по развитию навыка самостоятельного пересказа литературного произведения (сказки) с опорой на пиктограм-
665
мы. Знакомство со сказкой несет в себе не только обучающий компонент, но, несомненно, и воспитательный. Через сказку детям проще усвоить представления о моральных ценностях общества, а также выразить свое мнение о героях, их поступках и своем отношении к нравственным качествам героев сказок.
На первоначальном этапе знакомство со сказкой происходит в обычном формате. Педагог читает - дети слушают. Одновременно вниманию детей представлены иллюстрации к литературному произведению. Затем проходит беседа по содержанию в вопросно-ответной форме. Обязательно уточняется значение слов и выражений. Далее идет обсуждение иллюстраций к сказке - скакими моментами данной истории они соотносятся. Педагогом выделяются те места в повествовании, к которым не представлено иллюстраций. Дети предлагают возможные варианты своих иллюстраций, которые они могут выполнить дома с родителями.
На втором этапе, имея полный комплект иллюстраций, составляется коллективный пересказ, причем каждый ребенок желает пересказать тот фрагмент, рисунок к которому он сам подготовил. Педагогом поощряется использование «сказочной» лексики и соответствие временным рамкам событий. В дальнейшем дети могут выбрать для пересказа не свой рисунок и попытаться раскрыть его смысл. Иногда возникают ситуации, когда рисунок может подходить нескольким моментам в сюжете, тогда в процессе совместного обсуждения определяется место этого рисунка в хронологии.
На третьем этапе работа изменяется. Педагог знакомит детей с предметными пиктограммами: «дерево», «лист», «зонт»; глагольными: «лететь», «дуть», «бежать»; признаковыми: «желтый», «веселый»; наречными: «солнечно», «дождливо», «ветрено». Некоторые пиктограммы уже знакомы детям по работе в уголке наблюдений за природой. Предлоги можно представить в виде идеограмм, рекомендованных Е.О. Грибовой (Грибова, 2017). Детям предлагается закодировать простые словосочетания, например, «дом в ле-су».Вариации данной пиктограммы будут зависеть от умения детей рисовать деревья и дома. Затем идет работа на «чужих» пиктограммах: дети друг другу предъявляют пиктограммы для прочтения. Читающий озвучивает картинку, а затем автор сам рассказывает, что хотел изобразить.
На четвертом этапе при прочтении новой сказки не представляются иллюстрации и возникает необходимость создать их здесь и сейчас. Так как полноценный рисунок требует некоторого времени, то находится решение создать «быстрые иллюстрации», то есть пиктограммы, которые полноценно могли бы в дальнейшем быть наглядной опорой при пересказе. Сама пиктограмма должна иметь узнаваемую форму и нести определенный смысл.
При чтении текста сказки педагог обращает внимание детей на знакомые слова, на то, что эти слова могут иметь синонимы, например, «дом» - «жилье», «дорожка» - «тропинка», «могучий» - «сильный». Следовательно, могут иметь одну пиктограмму. Незнакомые слова сначала разбираются в контексте произведения, затем к ним подбирается соответствующая пиктограмма, например, слово «туесок» уже нельзя заменить словом «корзинка», потому что по назначению эти предметы схожи, а по форме и материалу нет. Пиктограммой можно заменить слово, словосочетание, предложение, а иногда и целый абзац текста.
Так слова из «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года...»
превращаются в следующую пиктограмму: «маленький домик, образы деда и бабки, синяя линия, символизирующая море и число 33».
Слова «Видит- море слегка разыгралось» превратятся в пиктограмму с небольшой волнистой синей линией.Слова «Помутилося синее море» превратятся в похо-
жую пиктограмму с довольно волнистой синей линией.Слова «Видит, на море черная буря» превратится в пиктограмму с преувеличенной волнистой черной линией.
Если возникает трудность в составлении пиктограммы, мы с детьми договариваемся о приемлемой для данного слова или предложения, чтобы максимально отразить в ней смысл.
Таким образом, опираясь на собственные пиктограммы, дети легко научаются пересказывать литературные произведения. Пополняется активный словарь, совершенствуются грамматические категории.В процессе обсуждения и поиска пиктограмм происходит обмен настроениями, переживаниями, мнениями, угадываниями, предположениями, тем, что мы называем общением.
Литература
1. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. М.: Национальный книжный центр, 2016. 172 с.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М.: Айрис-пресс. 2017.80 с.
3. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей // Школьный логопед. 2012. № 2(41).C. 35-47.
4. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История. 2011. 328с.
5. Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя / ред.-сост. А.Ю. Кругликова. Таганрог: Нюанс, 2017. 242 с.
6. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: Дрофа, 2010. 192 с.
7. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией [Электронный ресурс] // Патология речи: Ученые записки МГПИ, 1971. Режим доступа: http://logopedia.by/?p=1155.