ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Морозенко Е.Ю. (Таганрог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок») [email protected]
Аннотация: В статье описывается опыт семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников в группе для детей с общим недоразвитием речи. Описаны варианты включения в коррекционный процесс элементов сказкотерапии, коммуникативно-речевого тренинга, методов релаксации на основе тесного взаимодействия с родителями детей.
Ключевые слова, общее недоразвитие речи, семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников, сказкотерапия, коммуникативно-речевой образ, релаксация, взаимодействие с семьей.
THE USE OF ELEMENTS OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY FOR PRESCHOOLERS IN THE GROUP OF COMPENSATING ORIENTATION FOR CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH MorozenkoE.Y. (Taganrog, MBDOUk/g "Healthy child")
Abstract. The article describes the experience of family group logopsychotherapy for preschoolers in a group for children with general underdevelopment of speech. The options for including in the correctional process elements of fairy tale therapy, communicative and speech training, relaxation methods based on close interaction with the parents of children are described.
Keywords: general underdevelopment of speech, family group logopsychotherapy for preschoolers, fairy tale therapy, communicative and speech image, relaxation, interaction with the family.
Знакомство с системой семейной групповой логопсихотерапии как средства преодоления заикания у детей, подростков и взрослых (школа Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой) произошло в пору нашего студенчества в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)». В 2012 году прошла обучение на курсах повышения квалификации по программе «Семейная групповая логопсихотерапия» при ФГБНУ «ПИ РАО» (Москва) под руководством доктора психологических наук Н.Л. Карповой, где изучила принципы, этапы, содержание форм и методов работы (Семейная групповая логопсихотерапия. исследование заикания, 2011, с. 19-35).
С 2015 года в качестве учителя-логопеда осуществляла коррекционную работу по устранению заикания у детей 3-7 лет, опираясь на программу «Семейная групповая лого-психотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада» Н.В. Глуховой (Зиздо) - адаптированный вариант системы к дошкольному возрасту (Глухова, 2005). Работа строилась поэтапно с учетом особенностей дошкольной семейной групповой лого-психотерапии в тесном взаимодействии с родителями (Глухова, Кругликова, Янченко, 2011, с. 126). К завершению коррекционного процесса у детей отмечались позитивные изменения речевого и личностного развития, состояние коммуникативного успеха в ситуациях общения. Дети успешно овладевали навыками красивой, плавной речи. Динамика проявлялась не только в речевых достижениях, отмечались снижение тревожности, страха речи, повышение самооценки, уверенность в общении.
Позднее полученный нами опыт стали использовать в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Структура данного речевого нарушения имеет системный характер, когда у ребенка одновременно нарушаются
578
все стороны речи, имеются проблемы в развитии когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сферы. Поиск новых путей повышения качества коррекционной работы в группе компенсирующей направленности привел к использованию наряду с традиционными занятиями элементов семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников. К ним мы отнесли сказкотерапевтические занятия, дыхательные и речевые тренинги, методы регуляции мышечного тонуса, а также активные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Выбор сказкотерапевтического метода определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Она является значимым педагогическим и психологическим средством воздействия на личность дошкольников (Зинкевич-Евстигнеева, 2005 с. 8).Сказкотерапия в семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников является средством равноценной замены метода библиотерапии для детей, которые пока не читают и не пишут самостоятельно. Работа со сказкой служит задачам речевого развития дошкольников с ОНР: активизирует устную речь детей, учит выражать свои мысли, расширять запас слов, строить высказывания, слушать, быть внимательным, участвовать в беседе, общаться. Сказка стимулирует ребенка к общению, корректирует поведение, повышает самооценку. Это важно и для дошкольников с ОНР, которые болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи, некоторые из детей становятся застенчивыми, замкнутыми и раздражительными. Иногда в их поведении отмечается агрессия по отношению к сверстникам. На помощь приходят положительные образы сказочных героев.
Как и в дошкольной семейной групповой логопсихотерапии, работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса в группе для детей с ОНР. На подготовительном этапе в ходе сказкотерапии выявляем личностные черты дошкольника, его «портрет неповторимости» (по Ю.Б. Некрасовой). Вокруг сказки организуется мотиваци-онно-установочное занятие (сеанс), где осуществляется ввод в правильную речь. В дальнейшем это позволяет выстроить стратегию и тактику последующей работы с ребенком и с группой. Сказка является основой детско-родительских праздников в течение учебного года, где дети в ситуации публичного выступления показывают то, чему они научились (Семейная групповая логопсихотерапия: 15 лет спустя, с. 123-180).
Основы работы со сказкой, цель которой распознавание личностно-коммуникативных особенностей ребёнка, подробно раскрыты в программе Н.В. Глуховой, что позволяет активно их использовать в работе с дошкольниками, имеющими ОНР. В соответствии с целью реализуем ряд задач:
1. Выявить неповторимые личные черты ребенка и членов его семьи, создать «портрет неповторимости».
2. Формировать положительную самооценку и уверенность в себе.
3. Развивать навык саморегуляции при помощи мышечной релаксации.
4. Способствовать развитию навыков взаимодействия, преодолению барьера в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, формированию новых коммуникативно-речевых умений детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности и др. (Глухова, 2005, с. 25).
Отбор сказок осуществляем на основе разработанного в программе диагностического блока (Глухова, 2005, с. 102-103). Театрализованная игра, организуемая по сказкам («Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Две лягушки» Л. Пантелеева и др.), помогает детям стать более раскрепощёнными, общительными, пробуждает сопереживание, сочувствие. Когда ребёнок входит в предлагаемую ситуацию, обыгрывает образы, он получает удовольствие.
Сказкотерапевтические занятия организуют логопед и воспитатель группы. В ходе первичного ознакомления детей со сказками создаются условия для дальнейшего отреаги-рования чувств ребёнка, проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой становится её совместное проигрывание с детьми.
Вместе со сказочными героями дети проживают сюжет сказки, проходят трудности, испытания, в волшебные превращения. В содержание «проживания» сказки включаются упражнения, направленные на обучение детей приемам саморасслабления, тренировку отдельных групп мышц (напряжение и расслабление), развитие физиологического и речевого дыхания в сочетании с голосом и движениями; активизацию и обогащение словарного запаса, умение свободно общаться друг с другом; развитие силы голоса, интонационной выразительности; развитие мелкой и общей моторики, развитие памяти и мышления, а также эмоционально волевой сферы ребенка. Используются психогимнастические и релаксационные упражнения, этюды, танец или психотерапевтическая игра.
В ходе многолетней апробации сложились этапы проведения занятий по сказкотера-пии: 1 этап - вхождение в занятие-сказку; 2 этап - познавательно-игровой: проживание сказки обсуждение поведения главных героев; 4 этап - фиксирование эмоционального отклика ребенка в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация); 5 этап -психофизическая разгрузка (Морозенко, Прокопец, Крымова, 2017, с. 105). В результате такой работы у детей повышается мотивационная включенность в работу по формированию красивой речи.
Посредством сказкотерапии осуществляется знакомство детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: певучесть, слитность, плавность, громкость, звучность речи. С помощью логопеда дети демонстрируют эти характеристики, тем самым идентифицируясь с образом сказочного персонажа. Так, например, через образ Бу-ратино вводится такой коммуникативно-речевой образ - звонкий, как колокольчик, голос, громкость и чёткость речи; через образ Герды вводится эталон спокойной, но уверенной, плавной речи; через образ стойкого оловянного Солдатика - громкий, уверенный голос, мужественное поведение. Погружение в сказочный мир позволяет раскрыться каждому ребенку, преодолеть скованность, стеснение, что помогает детям адаптироваться, наладить доверительные отношения в группе (Морозенко, Прокопец, Крымова, 2017, с. 108).
В течение коррекционного процесса, помимо сказкотерапии, активно используем дыхательные и речевые упражнения. В полном объеме дыхательную гимнастику А.С. и А.Н. Стрельниковых с детьми не проводим. Разучиваем отдельные дыхательные упражнения, используя их в начале фронтальных логопедических занятий, в качестве физминут-ки, а также на прогулке в теплое время года. Яркие образы из адаптированного варианта дыхательной гимнастики Стрельниковых позволяют создать у детей мотивацию к повторному выполнению дыхательных упражнений.
Проводя функциональную тренировку речи детей на занятиях и вне их, опираемся на правила полного стиля произношения в адаптированном для дошкольников варианте (Глухова, 2005). Образность подачи правил: «речь, как реченька», «поливание гласных», «дыхание легкое, как перышко» помогают детям точнее воспринимать их, а затем и следовать им. В качестве средства, способствующего координации речи и движения проводим антистрессовую гимнастику в утренние и вечерние часы. Отдельные упражнения проводим в процессе еженедельных логоритмических занятий.
Для детей с ОНР характерны мышечные зажимы, вялость или излишняя напряженность мышц артикуляционного аппарата, трудности управления собственным телом. Поэтому включаем в работу упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Используем разработанные для дошкольников разные виды мышечной релаксации: по контрасту с напряжением, по представлению, на основе внушения состояния покоя с введением речевых формул. Учим дошкольников расслабляться, изменять свое мышечное состояние, контролировать свои ощущения, регулировать телесное поведение (Глухова, 2005, с. 56-68).
Залогом успешного преодоления общего недоразвития речи является краеугольный принцип семейной групповой логопсихотерапии - включенность в коррекционный процесс родителей и родственников (Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания, 2011, с. 27). В полной мере следуем этому принципу, организуя активное взаи-
модействие с семьями воспитанников, создавая у них мотивацию к включенности и вовлеченности в процесс речевой помощи детям.
Автоматизация приобретённых речевых и коммуникативных навыков не всегда удаётся только за счет фронтальных и индивидуальных занятий в детском саду. Большая работа предстоит родителям с детьми в семейных условиях. В домашней обстановке закрепление навыков может проходить легко и естественно при условии, что родители знают, как это организовать, и умеют помогать своим детям. С этой целью активно проводим индивидуальные беседы, совместные с родителями логопедические занятия, коммуникативно-речевые тренинги, мастер-классы, где демонстрируем формы, методы и приемы выполнения артикуляционных, дыхательных, голосовых и иных упражнений. Разрабатываем памятки и буклеты с правилами полного стиля, с играми, упражнениями для развития координации, темпа и ритма речи. Большую работу проводим в период организации сказко-терапии, разрабатывая для родителей рекомендации, как читать детям сказки, как беседовать по сюжету, как создать у ребенка представление о коммуникативно-речевом образе сказочного героя.
Таким образом, практика использования элементов семейной групповой логопсихо-терапии для дошкольников в коррекционной работе с детьми по преодолению общего недоразвития речи показывает, что данный подход приводит к положительным результатам не только при коррекции заикания, но и в устранении других речевых нарушений.
Литература
1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада: программа. Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005. 140 с.
2. Глухова Н.В., Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 126-134.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 310 с.
4. Морозенко Е.Ю., Прокопец Е.В., Крымова Ю.В. Сказкотерапия как форма работы с заикающимися дошкольниками в системе семейной групповой логопсихотерапии // Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя / ред.-сост. А.Ю. Кругликова. Таганрог: Нюанс, 2017. С. 105-110.
5. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.
6. Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя / ред.-сост. А.Ю. Кругликова. Таганрог: Нюанс, 2017. 242 с.