ТЕХНОЛОГИЯ «В КРУГЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕННОЙ РЕЧЬЮ Крымова Ю.В. (Таганрог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»)
Аннотация. В статье раскрыты значимость и необходимость развития и коррекции речевого общения у дошкольников с речевыми проблемами. Дана характеристика диалогической технологии «В Круге» как инструмента развития и коррекции речевого общения. Представлены ее цели, задачи, компоненты и условия реализации с опорой на принципы семейной групповой логопсихотерапии.
Ключевые слова: дошкольники, заикание, общее недоразвитие речи, речевое общение, семейная групповая логопсихотерапия, технология «В Круге».
TECHNOLOGY "IN THE CIRCLE" AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN PRESCHOOLERS WITH IMPAIRED SPEECH KrymovaYu.V. (Taganrog, MBDOU k/g «Healthy child») [email protected]
Abstract. The article reveals the importance and necessity of development and correction of speech communication in preschoolers with speech problems. The characteristic of the dialog-ical technology "In the Circle" as a tool for the development and correction of speech communication is given. Its goals, objectives, components and conditions of implementation based on the principles of family group logopsychotherapy are presented.
Keywords: preschoolers, stuttering, general underdevelopment of speech, speech communication, family group logopsychotherapy, technology "In the Circle".
Наш опыт связан с педагогической деятельностью в группах компенсирующей направленности детского сада для дошкольников с заиканием и общим недоразвитием речи. Её основой выступают принципы системы семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой как средства восстановления нарушенного речевого общения у заикающихся детей, подростков и взрослых (Семейная..., 2011). К ним относятся: а) принцип «общечеловеческой значимости процесса социореабилитации»; б) нравственно-психологического подхода к проблеме «норма - патология»; в) единства психолого-педагогических и психотерапевтических воздействий; г) рассмотрения социореабилитации как целостного процесса; д) принцип разновозрастного психотерапевтического коллектива (там же, c. 34).
В процессе адаптации системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту Н.В. Глуховой с коллегами принципы были переработаны: а) принцип гуманизации и личностно-ориентированного подхода; б) ориентации на зону ближайшего развития ребенка; в) дифференциации и индивидуализации работы от психофизических возможностей ребенка; г) мотивационной включенности в процесс посредством игровых приемов и творческих заданий; д) глубокого мотивационного-личностного «погружения» всей семьи в процесс социореабилитации (Глухова, 2005, с. 18). К настоящему времени вариант дошкольной семейной групповой логопсихотерапии научно обоснован и успешно реализуется в детском саду «Здоровый ребенок» г. Таганрога (Глухова, Кругликова, Янченко, 2011).
Особое внимание в работе уделяется освоению диалогических методов общения и взаимодействия с детьми. Активно используя метод беседы, осуществляем поиск наиболее эффективных технологий. С одной из них - «Круглая методика», разработанной Ю.О. Чемеринской и коллективом Школы общественных отношений, мы познакомились в
2016 году на обучающем семинаре «Ведение кругов» с целью изучения опыта командного сотрудничества подростков и взрослых. Автор «Круглой методики», пишет: «Что такое Круг? По сути, - метод решения проблем, способ объединиться, путь к новым открытиям. По формату - круглый стол, форма обсуждения, когда люди собираются и высказывают свое мнение по тому или иному вопросу» (Чемеринская, 2014, с. 10).
Актуальность данной методики для нас определяется значимостью процесса социальной коммуникации для детей дошкольного возраста с нарушенным речевым общением. Она создает условия для общения и взаимодействия детей, представляя особое коммуникативное пространство социализации. В методике заложен высокий диалогический потенциал, что позволяет направить усилия и на улучшение коммуникации дошкольников, и на коррекцию всех сторон речевой деятельности.
На основе «Круглой методики» мы разработали технологию «В Круге» и апробировали ее в дошкольной группе семейной логопсихотерапии с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием. Она позволяет осуществлять коррекцию речевого общения, закрепление коммуникативно-речевых навыков, сформированных логопедом, способствует получению детьми личностного и социального опыта взаимодействия (Крымова, Прокопец, 2017, с. 160). Значимость данной технологии определяется ее соответствием возрастным потребностям дошкольников, задачам коррекции речи и речевого общения. Она отличается личностно-развивающей направленностью, системностью, структурированностью.
В настоящее время мы работаем с детьми 5-7 лет, имеющими статус «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в связи с системным речевым нарушением - общим недоразвитием речи. Наряду с выраженными речевыми проблемами, недостаточной сформированностью внимания, памяти, мышления у детей отмечаются трудности речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети не уверены в себе, стесняются проявлять инициативу, с трудом поддерживают контакт, не могут выражать свои чувства, мысли, излишне тревожны. Поэтому в группе внедряем принципы, методы и формы работы с детьми и родителями, освоенные нами в процессе реализации системы дошкольной семейной групповой логопсихотерапии. Технология «В Круге» стала нашим вкладом в ее развитие.
Представим описание авторского варианта технологии «В Круге».
Концептуальная часть технологии. В ее основе следующие научные положения:
1) о роли общения в жизни ребенка, закономерностях речевого онтогенеза и развития форм общения ребенка с взрослым и сверстниками (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.);
2) о взаимосвязи речевого и коммуникативного развития (Н.С. Жукова. В.А. Калягин, Р.Е. Левина и др.);
3) теория и практика семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой -Н.Л. Карповой.
Содержательная часть технологии. Особенность технологии «В Круге», реализуемой в беседах воспитателя с детьми, - это сочетание психологического комфорта и свободы речевого самовыражения, что позволяет закреплять полученные с логопедом навыки и совершенствовать свою речь. Снятие барьера страха у детей перед негативной оценкой их высказывания помогает не только личностному развитию каждого ребенка, но и сплочению детского коллектива.
Цель технологии: создание комфортной, доверительной и безопасной атмосферы для обмена мнениями в детской группе и формирование навыков полноценного и конструктивного речевого общения детей со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1. Создать у каждого ребенка положительную мотивацию к высказыванию своего
мнения в круге.
2. Научить детей понимать и выполнять правила «Круга».
3. Закреплять умение инициативного и полноценного общения со сверстниками, умение участвовать в беседах.
4. Совершенствовать навыки связной речи.
5. Расширять детский кругозор и личный опыт посредством социальной тематики бесед.
Методологические основания реализации технологии - принципы семейной групповой логопсихотерапии(Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания, 2011, с. 34), переработанные к дошкольному возрасту (Глухова, 2005, с. 18), дополненные общепедагогическими принципами: принцип авансированного доверия (по
A.С. Макаренко), принцип авансированного коммуникативного успеха (по
B.А. Сухомлинскому), принцип создания культурно-речевой среды в группе и в семье.
Основным методом реализации технологии является метод беседы. Организованная педагогом тематическая беседа в дальнейшем позволяет стимулировать спонтанное общение детей друг с другом и с взрослыми. Беседа с дошкольниками требует особого внимания к подбору вопросов - основному методическому приемуведения беседы. Чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны соответствовать требованиям: 1) значимость и доступность; 2) точность и конкретность и вопроса; 3) краткость формулировки; 4) целенаправленность и последовательность в постановке вопросов.
Наш вклад в методологию технологии состоял в том, что с учетом возрастной специфики мы сократили число правил (вместо 10 оставили 4) и сформулировали их доступным для дошкольников языком. Все правила Круга сводятся к следующему: 1) все рассказы в кругу интересны и важны; 2) говорим только о том, о чем договорились; 3) рассказываем по очереди, не перебиваем, дослушиваем до конца; 4) высказываем то, что думаем, не спорим и никого не обижаем.
Процессуальная часть технологии. Технология «В Круге» реализуется в соответствии с определенными условиями: а) выбор темы для беседы (плановые и/или обусловленные ситуацией группового общения); б) выбор времени; в) размещение для беседы в кругу (все участники сидят на стульях или на ковре, если предстоят игровые психологические упражнения, стоят кругом; педагог занимает с детьми равноправное место); г) условия речевого общения: внимание к каждому, доверие, эмоциональный комфорт, наличие положительной мотивации к общению и взаимодействию.
Качественное проведение беседы по технологии возможно с подгруппой детей от 5 до 7 человек. Большие группы нецелесообразны, так как в ситуации несформированного общения и нарушений внимания, психомоторики и трудностей саморегуляции у детей с ОНР снижается возможность их организации и контроля. Это создает у детей ощущение дискомфорта и провоцирует конфликты.
Наш вклад в процессуальную часть технологии состоял в особом режиме введения правил общения в Круге: каждое правило вводилось по одному и отрабатывалось в течение недели постепенно, в дальнейшем педагог контролирует процесс перехода от знания правил в самостоятельное коммуникативное действие. Был разработан комплекс приемов, стимулирующих детей к соблюдению правил: 1) звон колокольчика, собирающий детей в круг, 2) передача предмета, обозначающего право следующего ребенка начать говорить (камешек, мячик, палочка, каштан, любая фишка и пр.). Определены требования к общению в кругу - сохранение визуального контакта говорящего с партнерами по общению; вступление в общение по речевому образцу - фразы «А я думаю, что ...», «Я хочу сказать ...», «Можно мне сказать?», «А у меня такое мнение» и пр. (Крымова, 2017, с. 181).
В качестве мотивации к общению детей со слабыми речевыми навыками предлагали отвечать невербально: «Покажи глазами, кто говорит», «Подари улыбку всем детям», «Найди того, кто говорил первым», «Встреться глазами с тем, кто сейчас говорит», «Кивни, чтобы подтвердить: ты его слышишь». Детей с односложными ответами поощряли словом и улыбкой, выражали уверенность в том, что каждый из них скоро научится с логопедом хорошо говорить и порадует нас и себя. Мотивировали поощрением хорошей, правильной речи детей, объясняя, что в ней достойно положительной оценки (соблюдение
правил, длина фразы, красивые, выразительные слова, четкость произношения, и т.п.). Своевременно и ненавязчиво исправляли речевые ошибки (Крымова, 2017, с. 182).
Эффективность использования технологии «В Круге». Выявляется посредством диагностической методики, разработанной А.Ю. Кругликовой и И.В. Янченко в пособии для студентов-логопедов «Развитие речевого общения в логопедических группах» на основе метода экспертной оценки (Кругликова, Янченко, 2015, с. 56-57). На основе критериев речевого общения описаны три уровня - высокий, средний, низкий. Каждый из уровней имеет количественную (устанавливается по средней экспертной оценке в заполняемых бланках) и качественную характеристику. Данные по уровням речевого общения у детей на начало работы и к ее завершению сравниваются. Мониторинг эффективности использования технологии «В Круге» позволяет выявить следующие результаты:
• повышение у детей уровня речевого общения и мотивации к общению не только в круге, но и в спонтанном общении;
• снижение уровня тревожности и других поведенческих проявлений, связанных с проблемами речевого общения (пассивность, изолированность, агрессивность, демонстративность, неуверенность и пр.);
• становление коммуникативно-речевых навыков в соответствии с требованиями программы и развитие навыков речевого взаимодействия;
• повышение социального статуса детей в группе;
• минимизация коммуникативных трудностей у старших дошкольников в общении с детьми и взрослыми.
Данные сравнительной диагностики подтверждают эффективность разработанной инновационной технологии «В Круге» для организации бесед с детьми и формирования у них социально-коммуникативных навыков. Технология оказывает психолого-педагогическое воздействие и способствует формированию образа «Я» дошкольников, гармонизации их личностного развития, а также помогает воспитывать социальные чувства, способность к взаимодействию, поощрять готовность к сотрудничеству, сотворчеству, сопереживанию и соучастию в детском коллективе. Использование технологии вносит свой вклад в преодоление нарушений речевого общения и формирование социально-коммуникативной готовности детей к школьному обучению.
Литература
1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада: программа. Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005. 140 с.
2. Глухова Н.В., Кругликова А.Ю., Янченко И.В.Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 126-134.
3. Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп: учеб. пособие / под ред. Н.А. Сениной. Таганрог: Издатель Сту-пин С.А., 2015. 156 с.
4. Крымова Ю.В. Беседа в круге «Я и моя семья» // Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя / ред.-сост. А.Ю. Кругликова. Таганрог: Нюанс, 2017.С. 180-183.
5. Крымова Ю.В., Прокопец Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с заиканием в логопедической группе // Роль науки в развитии общества: сб. ст. студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Уфа: АЭТЕРНА, 2015.С. 160-163.
6. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История. 328 с.
7. Чемеринская Ю.О. Круглая методика. Как сохранить драйв в тяжелые времена. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 368 с.