Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ «В КРУГЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННОЙ РЕЧЬЮ'

ТЕХНОЛОГИЯ «В КРУГЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННОЙ РЕЧЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / заикание / общее недоразвитие речи / речевое общение / семейная групповая логопсихотерапия / технология «В Круге» / preschoolers / stuttering / general underdevelopment of speech / speech communication / family group logopsychotherapy / technology "In the Circle"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крымова Ю. В.

В статье раскрыты значимость и необходимость развития и коррекции речевого общения у дошкольников с речевыми проблемами. Дана характеристика диалогической технологии «В Круге» как инструмента развития и коррекции речевого общения. Представлены ее цели, задачи, компоненты и условия реализации с опорой на принципы семейной групповой логопсихотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY "IN THE CIRCLE" AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN PRESCHOOLERS WITH IMPAIRED SPEECH

The article reveals the importance and necessity of development and correction of speech communication in preschoolers with speech problems. The characteristic of the dialogical technology "In the Circle" as a tool for the development and correction of speech communication is given. Its goals, objectives, components and conditions of implementation based on the principles of family group logopsychotherapy are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ «В КРУГЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННОЙ РЕЧЬЮ»

ТЕХНОЛОГИЯ «В КРУГЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕННОЙ РЕЧЬЮ Крымова Ю.В. (Таганрог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»)

[email protected]

Аннотация. В статье раскрыты значимость и необходимость развития и коррекции речевого общения у дошкольников с речевыми проблемами. Дана характеристика диалогической технологии «В Круге» как инструмента развития и коррекции речевого общения. Представлены ее цели, задачи, компоненты и условия реализации с опорой на принципы семейной групповой логопсихотерапии.

Ключевые слова: дошкольники, заикание, общее недоразвитие речи, речевое общение, семейная групповая логопсихотерапия, технология «В Круге».

TECHNOLOGY "IN THE CIRCLE" AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN PRESCHOOLERS WITH IMPAIRED SPEECH KrymovaYu.V. (Taganrog, MBDOU k/g «Healthy child») [email protected]

Abstract. The article reveals the importance and necessity of development and correction of speech communication in preschoolers with speech problems. The characteristic of the dialog-ical technology "In the Circle" as a tool for the development and correction of speech communication is given. Its goals, objectives, components and conditions of implementation based on the principles of family group logopsychotherapy are presented.

Keywords: preschoolers, stuttering, general underdevelopment of speech, speech communication, family group logopsychotherapy, technology "In the Circle".

Наш опыт связан с педагогической деятельностью в группах компенсирующей направленности детского сада для дошкольников с заиканием и общим недоразвитием речи. Её основой выступают принципы системы семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой как средства восстановления нарушенного речевого общения у заикающихся детей, подростков и взрослых (Семейная..., 2011). К ним относятся: а) принцип «общечеловеческой значимости процесса социореабилитации»; б) нравственно-психологического подхода к проблеме «норма - патология»; в) единства психолого-педагогических и психотерапевтических воздействий; г) рассмотрения социореабилитации как целостного процесса; д) принцип разновозрастного психотерапевтического коллектива (там же, c. 34).

В процессе адаптации системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту Н.В. Глуховой с коллегами принципы были переработаны: а) принцип гуманизации и личностно-ориентированного подхода; б) ориентации на зону ближайшего развития ребенка; в) дифференциации и индивидуализации работы от психофизических возможностей ребенка; г) мотивационной включенности в процесс посредством игровых приемов и творческих заданий; д) глубокого мотивационного-личностного «погружения» всей семьи в процесс социореабилитации (Глухова, 2005, с. 18). К настоящему времени вариант дошкольной семейной групповой логопсихотерапии научно обоснован и успешно реализуется в детском саду «Здоровый ребенок» г. Таганрога (Глухова, Кругликова, Янченко, 2011).

Особое внимание в работе уделяется освоению диалогических методов общения и взаимодействия с детьми. Активно используя метод беседы, осуществляем поиск наиболее эффективных технологий. С одной из них - «Круглая методика», разработанной Ю.О. Чемеринской и коллективом Школы общественных отношений, мы познакомились в

2016 году на обучающем семинаре «Ведение кругов» с целью изучения опыта командного сотрудничества подростков и взрослых. Автор «Круглой методики», пишет: «Что такое Круг? По сути, - метод решения проблем, способ объединиться, путь к новым открытиям. По формату - круглый стол, форма обсуждения, когда люди собираются и высказывают свое мнение по тому или иному вопросу» (Чемеринская, 2014, с. 10).

Актуальность данной методики для нас определяется значимостью процесса социальной коммуникации для детей дошкольного возраста с нарушенным речевым общением. Она создает условия для общения и взаимодействия детей, представляя особое коммуникативное пространство социализации. В методике заложен высокий диалогический потенциал, что позволяет направить усилия и на улучшение коммуникации дошкольников, и на коррекцию всех сторон речевой деятельности.

На основе «Круглой методики» мы разработали технологию «В Круге» и апробировали ее в дошкольной группе семейной логопсихотерапии с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием. Она позволяет осуществлять коррекцию речевого общения, закрепление коммуникативно-речевых навыков, сформированных логопедом, способствует получению детьми личностного и социального опыта взаимодействия (Крымова, Прокопец, 2017, с. 160). Значимость данной технологии определяется ее соответствием возрастным потребностям дошкольников, задачам коррекции речи и речевого общения. Она отличается личностно-развивающей направленностью, системностью, структурированностью.

В настоящее время мы работаем с детьми 5-7 лет, имеющими статус «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в связи с системным речевым нарушением - общим недоразвитием речи. Наряду с выраженными речевыми проблемами, недостаточной сформированностью внимания, памяти, мышления у детей отмечаются трудности речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети не уверены в себе, стесняются проявлять инициативу, с трудом поддерживают контакт, не могут выражать свои чувства, мысли, излишне тревожны. Поэтому в группе внедряем принципы, методы и формы работы с детьми и родителями, освоенные нами в процессе реализации системы дошкольной семейной групповой логопсихотерапии. Технология «В Круге» стала нашим вкладом в ее развитие.

Представим описание авторского варианта технологии «В Круге».

Концептуальная часть технологии. В ее основе следующие научные положения:

1) о роли общения в жизни ребенка, закономерностях речевого онтогенеза и развития форм общения ребенка с взрослым и сверстниками (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.);

2) о взаимосвязи речевого и коммуникативного развития (Н.С. Жукова. В.А. Калягин, Р.Е. Левина и др.);

3) теория и практика семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой -Н.Л. Карповой.

Содержательная часть технологии. Особенность технологии «В Круге», реализуемой в беседах воспитателя с детьми, - это сочетание психологического комфорта и свободы речевого самовыражения, что позволяет закреплять полученные с логопедом навыки и совершенствовать свою речь. Снятие барьера страха у детей перед негативной оценкой их высказывания помогает не только личностному развитию каждого ребенка, но и сплочению детского коллектива.

Цель технологии: создание комфортной, доверительной и безопасной атмосферы для обмена мнениями в детской группе и формирование навыков полноценного и конструктивного речевого общения детей со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. Создать у каждого ребенка положительную мотивацию к высказыванию своего

мнения в круге.

2. Научить детей понимать и выполнять правила «Круга».

3. Закреплять умение инициативного и полноценного общения со сверстниками, умение участвовать в беседах.

4. Совершенствовать навыки связной речи.

5. Расширять детский кругозор и личный опыт посредством социальной тематики бесед.

Методологические основания реализации технологии - принципы семейной групповой логопсихотерапии(Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания, 2011, с. 34), переработанные к дошкольному возрасту (Глухова, 2005, с. 18), дополненные общепедагогическими принципами: принцип авансированного доверия (по

A.С. Макаренко), принцип авансированного коммуникативного успеха (по

B.А. Сухомлинскому), принцип создания культурно-речевой среды в группе и в семье.

Основным методом реализации технологии является метод беседы. Организованная педагогом тематическая беседа в дальнейшем позволяет стимулировать спонтанное общение детей друг с другом и с взрослыми. Беседа с дошкольниками требует особого внимания к подбору вопросов - основному методическому приемуведения беседы. Чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны соответствовать требованиям: 1) значимость и доступность; 2) точность и конкретность и вопроса; 3) краткость формулировки; 4) целенаправленность и последовательность в постановке вопросов.

Наш вклад в методологию технологии состоял в том, что с учетом возрастной специфики мы сократили число правил (вместо 10 оставили 4) и сформулировали их доступным для дошкольников языком. Все правила Круга сводятся к следующему: 1) все рассказы в кругу интересны и важны; 2) говорим только о том, о чем договорились; 3) рассказываем по очереди, не перебиваем, дослушиваем до конца; 4) высказываем то, что думаем, не спорим и никого не обижаем.

Процессуальная часть технологии. Технология «В Круге» реализуется в соответствии с определенными условиями: а) выбор темы для беседы (плановые и/или обусловленные ситуацией группового общения); б) выбор времени; в) размещение для беседы в кругу (все участники сидят на стульях или на ковре, если предстоят игровые психологические упражнения, стоят кругом; педагог занимает с детьми равноправное место); г) условия речевого общения: внимание к каждому, доверие, эмоциональный комфорт, наличие положительной мотивации к общению и взаимодействию.

Качественное проведение беседы по технологии возможно с подгруппой детей от 5 до 7 человек. Большие группы нецелесообразны, так как в ситуации несформированного общения и нарушений внимания, психомоторики и трудностей саморегуляции у детей с ОНР снижается возможность их организации и контроля. Это создает у детей ощущение дискомфорта и провоцирует конфликты.

Наш вклад в процессуальную часть технологии состоял в особом режиме введения правил общения в Круге: каждое правило вводилось по одному и отрабатывалось в течение недели постепенно, в дальнейшем педагог контролирует процесс перехода от знания правил в самостоятельное коммуникативное действие. Был разработан комплекс приемов, стимулирующих детей к соблюдению правил: 1) звон колокольчика, собирающий детей в круг, 2) передача предмета, обозначающего право следующего ребенка начать говорить (камешек, мячик, палочка, каштан, любая фишка и пр.). Определены требования к общению в кругу - сохранение визуального контакта говорящего с партнерами по общению; вступление в общение по речевому образцу - фразы «А я думаю, что ...», «Я хочу сказать ...», «Можно мне сказать?», «А у меня такое мнение» и пр. (Крымова, 2017, с. 181).

В качестве мотивации к общению детей со слабыми речевыми навыками предлагали отвечать невербально: «Покажи глазами, кто говорит», «Подари улыбку всем детям», «Найди того, кто говорил первым», «Встреться глазами с тем, кто сейчас говорит», «Кивни, чтобы подтвердить: ты его слышишь». Детей с односложными ответами поощряли словом и улыбкой, выражали уверенность в том, что каждый из них скоро научится с логопедом хорошо говорить и порадует нас и себя. Мотивировали поощрением хорошей, правильной речи детей, объясняя, что в ней достойно положительной оценки (соблюдение

правил, длина фразы, красивые, выразительные слова, четкость произношения, и т.п.). Своевременно и ненавязчиво исправляли речевые ошибки (Крымова, 2017, с. 182).

Эффективность использования технологии «В Круге». Выявляется посредством диагностической методики, разработанной А.Ю. Кругликовой и И.В. Янченко в пособии для студентов-логопедов «Развитие речевого общения в логопедических группах» на основе метода экспертной оценки (Кругликова, Янченко, 2015, с. 56-57). На основе критериев речевого общения описаны три уровня - высокий, средний, низкий. Каждый из уровней имеет количественную (устанавливается по средней экспертной оценке в заполняемых бланках) и качественную характеристику. Данные по уровням речевого общения у детей на начало работы и к ее завершению сравниваются. Мониторинг эффективности использования технологии «В Круге» позволяет выявить следующие результаты:

• повышение у детей уровня речевого общения и мотивации к общению не только в круге, но и в спонтанном общении;

• снижение уровня тревожности и других поведенческих проявлений, связанных с проблемами речевого общения (пассивность, изолированность, агрессивность, демонстративность, неуверенность и пр.);

• становление коммуникативно-речевых навыков в соответствии с требованиями программы и развитие навыков речевого взаимодействия;

• повышение социального статуса детей в группе;

• минимизация коммуникативных трудностей у старших дошкольников в общении с детьми и взрослыми.

Данные сравнительной диагностики подтверждают эффективность разработанной инновационной технологии «В Круге» для организации бесед с детьми и формирования у них социально-коммуникативных навыков. Технология оказывает психолого-педагогическое воздействие и способствует формированию образа «Я» дошкольников, гармонизации их личностного развития, а также помогает воспитывать социальные чувства, способность к взаимодействию, поощрять готовность к сотрудничеству, сотворчеству, сопереживанию и соучастию в детском коллективе. Использование технологии вносит свой вклад в преодоление нарушений речевого общения и формирование социально-коммуникативной готовности детей к школьному обучению.

Литература

1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада: программа. Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005. 140 с.

2. Глухова Н.В., Кругликова А.Ю., Янченко И.В.Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 126-134.

3. Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп: учеб. пособие / под ред. Н.А. Сениной. Таганрог: Издатель Сту-пин С.А., 2015. 156 с.

4. Крымова Ю.В. Беседа в круге «Я и моя семья» // Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя / ред.-сост. А.Ю. Кругликова. Таганрог: Нюанс, 2017.С. 180-183.

5. Крымова Ю.В., Прокопец Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с заиканием в логопедической группе // Роль науки в развитии общества: сб. ст. студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Уфа: АЭТЕРНА, 2015.С. 160-163.

6. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История. 328 с.

7. Чемеринская Ю.О. Круглая методика. Как сохранить драйв в тяжелые времена. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.