Научная статья на тему 'ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ В ТАГАНРОГЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ'

ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ В ТАГАНРОГЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная групповая логопсихотерапия / интегративный / арттерапевтический подход / личностный рост / библиотерапия / семейное чтение / консультирование / просвещение и воспитание личности / family group logopsychotherapy / integrative / art-therapeutic approach / personal growth / bibliotherapy / family reading / counseling / education and upbringing of the individual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кругликова А.Ю.

В статье освещается опыт ведения подростково-взрослых групп семейной логопсихотерапии в Таганроге по восстановлению нарушенного речевого общения. Представлены новые исследования семейной групповой логопсихотерапии, проведенные в рамках экспериментальной деятельности. Дан научный анализ направлений экспериментальной деятельности, отдельных подходов и методов исследования. Описаны результаты изучения накопленных материалов. Определены возможности их использования в социокультурной просветительской практике для решения задач воспитания и формирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кругликова А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE STUDY OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY IN TAGANROG TO THE SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL PRACTICES

The article highlights the experience of conducting adolescent-adult groups of family logopsychotherapy in Taganrog to restore impaired speech communication. New studies of family group logopsychotherapy conducted within the framework of experimental activities are presented. The scientific analysis of directions of experimental activity, separate approaches and methods of research is given. The results of the study of accumulated materials are described. The possibilities of their use in socio-cultural educational practice for solving the problems of education and personality formation are determined.

Текст научной работы на тему «ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ В ТАГАНРОГЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ»

ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ В ТАГАНРОГЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ Кругликова А.Ю. (Таганрог, ТИ (филиал)РГЭУ(РИНХ))

annkru@mail.ru

Аннотация. В статье освещается опыт ведения подростково-взрослых групп семейной логопсихотерапии в Таганроге по восстановлению нарушенного речевого общения. Представлены новые исследования семейной групповой логопсихотерапии, проведенные в рамках экспериментальной деятельности. Дан научный анализ направлений экспериментальной деятельности, отдельных подходов и методов исследования. Описаны результаты изучения накопленных материалов. Определены возможности их использования в социокультурной просветительской практике для решения задач воспитания и формирования личности.

Ключевые слова: семейная групповая логопсихотерапия, интегративный, арт-терапевтический подход, личностный рост, библиотерапия, семейное чтение, консультирование, просвещение и воспитание личности.

FROM THE STUDY OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY IN TAGANROG TO THE SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL PRACTICES Kruglikova A.Y. (Taganrog, TI RINH) annkru@mail.ru

Abstract. The article highlights the experience of conducting adolescent-adult groups of family logopsychotherapy in Taganrog to restore impaired speech communication. New studies of family group logopsychotherapy conducted within the framework of experimental activities are presented. The scientific analysis of directions of experimental activity, separate approaches and methods of research is given. The results of the study of accumulated materials are described. The possibilities of their use in socio-cultural educational practice for solving the problems of education and personality formation are determined.

Keywords: family group logopsychotherapy, integrative, art-therapeutic approach, personal growth, bibliotherapy, family reading, counseling, education and upbringing of the individual.

В течение последних десяти лет, опираясь на концепцию заикания как нарушенного речевого общения и принципы его восстановления (Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова) (Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания, 2011), мы продолжаем исследовать практику семейной групповой логопсихотерапии в комплексе учебно-методических, содержательных, инструментально-технологических аспектов, конкретизируя их в зависимости от возраста участников. На протяжении 2011-2021 гг. продолжалась обработка и обобщение огромного массива данных, собранных в процессе ведения 15-ти групп семейной логопсихотерапии.

Обобщение опыта реализации семейной групповой логопсихотерапии в Таганроге. Анализмноголетней совместной работы с канд. психол. наук И.В. Янченко в дошкольных и подростково-взрослых группах семейной групповой логопсихотерапии получил наиболее полное освещение в авторском пособии«Семейная групповая логопсихотерапия» для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) направление» (Кругликова, 2017). Материалы пособия раскрывают особенности реализации системы семейной логопсихотерапии в Таганроге как оригинального средства преодоления заикания у детей, подростков и взрослых. Дано описание практики применения логопсихо-

терапевтических технологий на основе интегративного подхода в логопсихотерапии(там же, с. 171).Представлен интересный вариант арт-терапевтического подхода на примере использования города Таганрога (исторические достопримечательности, музеи, театры, библиотеки) как синтетического социокультурного пространства, объединяющего разные виды искусства: литературное, архитектурное, скульптурное, театральное, изобразительное.Изучены закономерности восприятия арт-терапевтической среды Таганрога участниками групп, представлен опыт ведения ими экскурсий, драматизации текстов А.С. Пушкина, А.П. Чехова в историческом интерьере города. Показана значимость данного опыта для культурного, духовного образования, воспитания патриотизма, приобщения к нравственным ценностям подрастающего поколения (там же, с. 250).

В рамках возрастного подхода выявлена специфика логопсихотерапевтической работы с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, подростками и взрослыми (там же, с. 265-317), а также с членами их семей.Представлены варианты комплекса биб-лиотерапевтических произведений, методические рекомендации к организации каждого этапа семейной логопсихотерапии, возрастные требования к: 1) регуляции нагрузки; 2) критериям отслеживания психофизиологических состояний; 3) адаптации речевых, психологических упражнений, психотерапевтических бесед; 4) к формам и методам участия родителей, родственников в общем процессе социальной реабилитации.

Обучение студентов на практике в подростково-взрослых и дошкольных группах позволил раскрыть в пособии проблему подготовки специалистов в области семейной групповой логопсихотерапии, подробно описать профессиональную деятельность руководителя группы, его профессионально-личностные качества. Предложены возможные варианты обучения семейной групповой логопсихотерапии(там же, с. 351).

Исследование личностного роста. Было продолжено изучение проблемы личностного роста участников семейной групповой логопсихотерапии. Осуществлен анализ дневниковых записей, сравнительных самохарактеристик подростков и взрослых до и после социореабилитационной работы. Это позволило составить психологические характеристики участников групп, начиная с подросткового возраста, проследить личностное становление наших выпускников с момента окончания группы до возраста совершеннолетия и дальше (Кругликова, 2014, с. 379). Установлено, что в групповом пространстве благодаря психотерапевтической направленности у детей и подростков при поддержке руководителя группы и родителей формируется новая потребность, связанная с ближайшими перспективами в их жизни - потребность в самопознании. Ее насыщение стимулирует дальнейший личностный рост.Позднее проблема личностного роста нашла подробное освещение в русле исследований научной школы академика А.А. Бодалева в области психологии общения (Кругликова, 2017, с. 101).

Библиотерапия как сквозной метод семейной групповой логопсихотерапии. Проблема библиотерапии как метода направленного чтения широко изучалась в разных аспектах: 1) психологический анализ текстов в семейной групповой логопсихотерапии; 2) изучение закономерностей чтения и понимания библиотерапевтических текстов детьми и подростками; 3) значение биографии и творчества писателя как педагогического ресурса; 4) проблема семейного чтения». Практический опыт работы с текстами позволил уточнить их особенности, разработать критерии их анализа, изучить условия написания текстов индивидуального внушения на сеансе.С учетом закономерностей возрастного восприятия художественных текстов были определены факторы, обеспечивающие читательский рост участников группы в зависимости от возрастных потребностей и возможностей, рассмотреть терапевтический, развивающий и воспитывающий потенциал библиотерапии в особых условиях семейной групповой логопсихотерапии (там же, с. 191).

В работе с подростково-взрослыми группами были использованы биографии писателей, их жизненный путь и творчество. Особым педагогическим ресурсом обладает биография А.П. Чехова. В его судьбе участникам групп семейной логопсихотерапии открываются теория и практика самовоспитания человека, педагогика и психология творчества,

основы духовно-нравственной культуры личности (Кругликова, 2014, с. 109).Это же присуще и биографиям Алана Маршалла, К.Г. Паустовского.

В одной плоскости с использованием метода библиотерапии в семейной групповой логопсихотерапии лежит проблема семейного чтения. Практика показывает, что правильно организованное семейное чтение, построенное на семейном сотрудничестве, реализуется в триаде «личность - деятельность (в данном случае читательская) - общение». Это среда, в которой восстанавливаются гармоничные детско-родительские отношения, создается необходимая «психологическая почва» для «лечебного перевоспитания» и профилактики острой формы протекания подросткового кризиса (Кругликова, 2017, с. 298). Обратившись к изучению исторического контекста семейного (домашнего) чтения, изучив ее состояние на рубеже ХХ и XXI вв. под влиянием всеобщей информатизации и появления новых книжных форматов, пришли к выводу, что идея возрождения традиции семейного чтения, безусловно, значима для развития личности современного ребенка, подростка. Однако механическое перенесение традиции в условия сегодняшней социокультурной ситуации представляется не вполне возможным(там же, с. 168). Один из продуманных путей воспитания настоящего читателя предлагает семейная групповая логопсихотерапия.

Опыт работы с текстами с учетом развивающего потенциала семейного чтения как диалога взрослого и ребенка, опосредованного книгой, раскрывает условия, способствующие этому: 1) определение требований к подбору библиотерапевтических произведений в соответствии с целями конкретной группы; 2) определение алгоритма работы с семьей по организации семейного чтения; 3) поиск психолого-педагогических условий для приобщения детей и взрослых к творческому прочтению художественных произведений и пробуждения у них способности к творческому самовыражению (собственное творчество). Качество семейного чтения в полной мере сказывается на готовности каждого участника группы к сеансу эмоционально-стрессовой психотерапии, где опосредованно «звучит» его диалог с логопсихотерапевтом и родителями. Описаны механизмы влияния библиотерапии на «лечебное преобразование» участников социореабилитации через арт-терапевтическое воздействие в условиях театрализации (там же).

Просветительское значение библиотерапии. Научно-исследовательские и практические материалы по семейной групповой логопсихотерапии оказались востребованы в работе культурно-просветительской ассоциации «Библиотерапия» при детской библиотеке имени М. Горького г. Таганрога. Цель Ассоциации - содействие социализации и духовно-нравственному развитию детей на основе ценностного потенциала мирового художественного искусства. Полученный нами опыт освещался на межрегиональных форумах, ежегодных Чеховских книжных фестивалях, в процессе консультирования библиотекарей и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам психологии чтения, читательского развития детей разного возраста, особенностей читателя-дошкольника, читателя-подростка.

В рамках деятельности Культурно-просветительской Ассоциации «Библиотерапия» была разработана и реализована обучающая программа «Лекарство для души», цель которой - повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОО в области использования метода библиотерапии с детьми, родителями и педагогами. Подготовлен сборник, представляющий опыт сотрудников учреждений образования и культуры г. Таганрога (Библиотерапия: экология души, 2018). При нашем участии издано оригинальное печатное издание «Доктор Чехов: сборник рассказов для семейного чтения», в составлении которого мы принимали участие. Сборник создан к 160-летию А.П. Чехова усилиями специалистов гуманитарного направления: культурологов, библиотекарей, филологов, психологов, педагогов, художников, преподавателей с целью приблизить классику к читателю и сделать ее актуальной, «живой», современной (Доктор Чехов, 2018). В современных условиях библиотерапия в работе психолога, библиотекаря, педагога является одним из перспективных направлений среди других культурных практик, поскольку

опирается на особую природу социальной коммуникации, опосредованной художественным текстом, на механизмы художественного творчества и эстетического восприятия.

Обобщая широкий массив научно-практических исследований в области семейной групповой логопсихотерапии, отмечаем тесную их связь с запросами современной образовательной и культурно-просветительской практики. Прикладной характер проводимой экспериментальной деятельности на базе таганрогских групп семейной логопсихотерапии отвечает принципу «общечеловеческой значимости процесса социореабилитации» и подчеркивает высокую социокультурную ценность системы, разрабатываемой научной школой Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой.

Литература

1. Библиотерапия: экология души // Практический опыт педагогов образования и библиотекарей / ред.-сост. А.Ю. Кругликова;под общ. ред. Л.И. Скрынниковой, Е.И. Кирсановой. Таганрог: Нюанс, 2018. 136 с.

2. Доктор Чехов: сб. рассказов для семейного чтения / сост. А.Ю.Кругликова; под общ. ред. Е.Б. Шелухиной, Л.И. Скрынниковой, Е.И. Кирсановой, Л.Ю. Озериной. Таганрог: Лукоморье, 2018. 172 с.

3. Кругликова А.Ю. Акмеология А.А. Бодалева в изучении проблемы личностного роста // Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева:коллективная монография / ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 101-109.

4. Кругликова А.Ю. Биография и творчество писателя как педагогический ресурс // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / отв. ред. Н.Л. Карпова, ред-кол.: Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. С. 109-116.

5. Кругликова А.Ю. Наблюдение как способ изучения способности к личностному росту // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Междунар. Челпановские чтения 2014: матер. Моск.науч.-практ. конф. к 100-летию торж. открытия ПИ им. Л.Г. Щукиной (1914-2014) (Москва, 22-23 апреля 2014 г.) / Альманах Научного архива Психологич. института / сост., науч. ред. О.Е. Серова, Е.П. Гусева;под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: АлькорПаблишер, 2014.Вып. 7, юбилейный. С. 379-388.

6. Кругликова А.Ю. Семейная групповая логопсихотерапия: учеб. пособие / под ред. Н.Л. Карповой.СПб.: Изд-во С.-Петерб.науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования, 2017.421 с.

7. Кругликова А.Ю. Семейное чтение: культурологические и психологические аспекты изучения // Психология и литература в диалоге о человеке / под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. С. 168-172.

8. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой.М.; СПб.: Нестор-История, 2011.328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.