ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ Янченко И.В., Понимаш Ю.А., Коршунова Е.В.
(Таганрог, Центр «Правильная речь») [email protected]
Аннотация: ролевая игра, или сказкотерапия, как метод логопсихотерапии эффективен в воспитании у ребенка уверенности в себе, в развитии личности и в улучшении качества речи ребенка.
Ключевые слова: логопсихотерапия, сказкотерапия, ролевая игра.
THE USE OF ROLE-PLAYING FOR PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF LOGOPSYCHOTHERAPY YanchenkoI.V. ,Ponimash Y.A., ^rschunova E.V.
(Taganrog, Center «Correct Speech») [email protected]
Abstract: a method of logopsychotherapy, effective in raising a child, in the development of personality and in improving the quality of speech of a child.
Keywords: speech therapy, fairy tale therapy, role-playing game.
Примером особого комплексного подхода в преодолении заикания является система семейной групповой логопсихотерапии заикающихся детей школьного возраста, подростков и взрослых. Логопсихотерапия - это сложное единство логопедии, педагогики, психологии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у подростков и взрослых 14-40 лет (Некрасова,1968; Карпова, 2003, 2011).
Научно-исследовательская работа по адаптации данной системы применительно к детям дошкольного возраста проводится с 2001 года коллективом сотрудников МДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г.Таганрога (Глухова, 2005, Янченко, Кругликова, 2011, 2015). Она подтверждает возможность эффективно решать проблему оказания помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте. C 2010 года и по сегодняшний день в Центре развития и коррекции речи «Правильная речь» (г.Таганрог) продолжается и совершенствуется данная работа, развивая особую систему логопсихотерапевтической поддержки заикающимся дошкольникам.
Одним из основных методов устранения заикания является сказкотерапия, которая наиболее эффективна в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. В ходе сказкотерапии наша задача - не только создать такие игровые условия, в которых дети сближаются с персонажами сказки, ребенок идентифицирует себя с одним из героев, но и разъяснить ребенку суть сказочного конфликта, приблизить события сказки к современным условиям жизни, понятным ребенку, нацелить его на выполнение предложенной задачи. Эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат дальнейшее развитие. Мы можем разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему. Создавая для ребенка особые условия, в которых могут развернуться его активность и сопереживание персонажам произведения, мы помогаем ему полнее высказать, проявить, продемонстрировать свои чувства.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Работу со сказкой мы начинаем с самостоятельного чтения произведения в домашней обстановке
с родителями, поскольку совместное чтение компенсирует дефицит родительского внимания. Читая сказку, мама или папа как бы сообщают малышу: «Мне хорошо, когда мы вместе...». Такие минуты эмоциональной близости необходимы ребенку для нормального развития. Если же ребенок не получает необходимого внимания, тогда появляются разного рода эмоциональные проблемы и отклонения в поведении и развитии. Таким образом, сам процесс совместного чтения производит на ребенка неповторимый терапевтический эффект. Об этом необходимо знать родителям (Зинкевич-Евстигнеева, 2000).
Затем на занятиях мы разбираем характер и поступки героев сказок, а также особенности их голоса. После «проживания» каждой сказки дети совместно с родителями, логопсихотерапевтом, логопедом и психологом (И.В. Янченко, Ю.А. Понимаш, А.Ю.Кругликова, Е.В.Коршунова) выбирают героя, который подходит им в большей степени: ребенок должен чему-либо научиться у этого героя, взять для себя что-то полезное. Девочка Маша Р. (5,5 лет) трепетно пыталась примерить маленькую хрустальную туфельку Золушки и с большим успехом научилась ходить плавно и неторопливо, тщательно вытягивая носочек вперед, как настоящая принцесса.
Например, характеристики Королевича Елисея из сказки «О Мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: смелый, отважный, целеустремленный, любящий, с громким, плавным и четким голосом. Данный персонаж помог мальчику Максиму Б. (5 лет), преодолеть стеснение и боязнь выхода на сцену, помог научиться говорить громко, плавно и четко. Мальчик настолько «вжился» в роль, что согласился выступить на конкурсе чтецов. Он взял у своего героя качества, которые были необходимы ему самому. «Этот месяц был очень важным, интересным, насыщенным, требующим выполнения ответственной работы. У Максима есть улучшения в речи, стало меньше запинок. Он стал более открытым и разговорчивым. Начал пропадать страх речи: Максим рассказывает прочитанные сказки, поет песни, рассказывает стихи.... Этот интенсив помог и мне более открыто говорить о своем состоянии, научил выражать свои мысли» (Анастасия Б., мама Максима Б., 5 лет).
Впервые в логопсихотерапевтическом сеансе принял участие мальчик 3,5 лет Влад К., что ранее не практиковалось логопсихотерапевтами России. Ему была выбрана роль Лебедя из сказки «Гадкий утенок» Х.К. Андерсена. Трогательный лебеденок примерял на себя белоснежные крылья и плавно «летал» по сцене, стойко и выносливо стоял на «волшебном» стульчике во время сеанса эмоционально-стрессовой логопсихотерапии. Результат месячного интенсива превзошел все наши ожидания и принес положительный результат: Влад по своим показателям сравнялся с пятилетними детьми, научился использовать все правила равноритмичной речи, затем плавно перешел на интонационно-окрашенную речь, у него выработался диафрагмально-реберный тип дыхания.
Мальчик Миша А. (5,5 лет) - ребенок с особыми возможностями психических процессов и двигательной расторможенностью получил мощный посыл инициативности и находчивости от роли Буратино из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого. «В процессе работы мой ребенок наконец-то научился переключаться на новую речь без напоминания, стал использовать интонацию. В самом конце курса я заметила, что запинок стало меньше. Миша научился молчать, сам часто предлагает поиграть в молчанку и лучше всех из нашей семьи с ней справляется. Стал больше проявлять интерес к книгам. Очень важной частью было проживание различных сказок, выступления деток и родителей на сцене, совместная деятельность детей и родителей, что позволило укрепить отношения. Особенно радовало отношение к детям, которое помогло им хорошо раскрыться на сцене. Приятно было слушать, когда хвалят твоего ребенка даже за маленькое достижение» (Юлия А., мама Миши А., 5,5 лет).
Кроме показа моделей поведения, в ролевой игре устраняются различные страхи и корригируются неблагоприятные черты характера и поведения ребенка.
Ролевую коррекцию поведения можно проиллюстрировать на примере девочки Софии П. (5,5 лет). Будучи активной, энергичной и самостоятельной, она находилась в
условиях чрезмерной опеки, излишне строгого, принципиального отношения родителей и попустительства со стороны двух бабушек. Поэтому она становилась все более упрямой и в то же время эмоционально неустойчивой и капризной. После вхождения в роль Русалочки («Русалочка» Г.Х.Андерсен) у Софии появились резкие смены настроения и необоснованные слезы. Девочка очень переживала за свою героиню и не хотела «превращаться в пену морскую». Логопсихотерапевт вовремя увидел изменения в поведении Софии и провел более подробный разбор поступков Русалочки. После этого девочка стала смотреть на свою героиню с восхищением, ей захотелось быть такой же бесстрашной и любящей. Родители заметили, что «София стала браться за трудную работу, перестала бояться совершать ошибки, хотя раньше отказывалась от чего-то нового и сложного в ее понимании, потому что могла потерпеть неудачу и долго переживала. Также она стала более отзывчивой, уравновешенной и менее капризной» (Татьяна П., мама Софии П., 5,5 лет).
Завершается логопсихотерапевтическийинтенсив общим экзаменом, публичным выступлением, в котором принимают участие дети и родители. Многие взрослые подчеркивают изменения не только в детях, но и в самих себе: они активно принимают участие в написании сценария, примеряют костюмы, тем самым поддерживают своих детей и меняются сами. «В начале интенсива мне было сложно даже сидеть в кругу на психотерапевтических беседах и говорить при большом количестве людей, меня это угнетало. А когда я почувствовала, как сильно мы сплотились одной общей целью, я подхватила эту волну и с большой радостью выступала на сцене рядом со своим ребенком» (Татьяна П., мама Софии П.).
Важно подчеркнуть, что не бывает двух одинаковых детей и что игровые решения проблемных ситуаций в сказкотерапии основаны в большей мере на индивидуальном подходе логопсихотерапевта к каждому, чем на подгонке ребенка под заранее составленный и не допускающий исключений сценарий.
Дети замечают, что в прочитанных сказках главные герои проходят через многие испытания. «А что происходит в результате всех приключений и злоключений?» - спрашиваем мы. Герои становятся сильнее. Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему, тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Перенося сказочный урок в реальную жизнь, ребёнок почувствует и у себя внутренний источник силы. Итак, сказкотерапия - это эмоциональная платформа для дальнейшей работы по восстановлению плавной и правильной речи ребенка.
Литература
1. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / отв. ред. Н.Л. Карпова, ред-кол.: Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация. 2014. 272 с.
2. Глухова Н.В. Программа Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Таганрог: Ступин, 2005. 140 с.
3. Глухова Н. В., Кругликова А. Ю. Янченко И. В. Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту // Семейная групповая логопсихо-терапия: исследования заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М., СПб.: Нестор-История. С.126-134.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. 310с.
5. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ : Флинта, 2003. 200 с.
6. Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп:учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия», направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» / под ред. Н.А. Сениной. Таганрог: Издатель С.А. Ступин, 2015. 156 с.
7. Некрасова Ю. Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых:автореф. дис. ... канд. пед. наук.М.: МГПИ, 1968. 18 с.
8. Семейная групповая логопсихотерапия: исследования заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.
9. Янченко И.В., Кругликова А.Ю., Соловьева Т.А., Приходько Л.П. Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников и ее программное обеспечение // Сборник материалов юбилейной конференции «От истоков к современности»: в 5т. Т. 3 / отв.ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015. С. 293.