Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ «4К» / МЕТОДИКА «МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ» / АНАЛИЗ ТЕКСТА / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / SINGAPORE TECHNOLOGIES / FORMATION OF "4K" COMPETENCIES / "SLOW READING" METHODOLOGY / TEXT ANALYSIS / EDUCATION OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судакова Светлана Рудольфовна

В методической разработке представлен опыт применения отдельных элементов так называемой «сингапурской технологии» на примере работы с текстом рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» на уроке литературы (тема «Отражение судеб народов России в жизненном пути главного героя произведения»). По мнению автора, использование на занятиях данной инновационной технологии в сочетаниях с традиционными отечественными методиками способствует формированию у детей коммуникативных компетенций, которые помогают ученикам лучше усвоить базовые знания по дисциплине, сформировать новые теоретические понятия и закрепить их при анализе конкретного текста, а также повысить наглядность обучения, систематизировать усвоенные знания, создать на уроке ситуацию успеха, что поможет в становлении личности каждого учащегося, раскрытии его творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CERTAIN TECHNIQUES OF THE SINGAPORE METHOD AT LITERATURE LESSONS: FROM WORK EXPERIENCE

The methodological development presents the experience of applying certain elements of the so-called "Singapore technology" working with the text of M. A. Sholokhov's story "the Fate of a man" at the Literature lesson (the theme "Reflection about the destinies of the peoples of Russia in the life of the main character of the work"). According to the author, the use of this innovative technology in the classroom in the combination with traditional Russian methods contributes to the formation of children's communicative competencies that help students to assimilate better the basic knowledge of the discipline, form new theoretical concepts and consolidate them analyzing a definite text, as well as increase the visibility of learning, systematize the acquired knowledge, create a situation of success in the classroom, which will help in the formation of student's personality, the disclosure of his creative potential.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

УДК 37.011:372.882

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Судакова Светлана Рудольфовна | sudsvrud2@mail.ru

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 Светлый, Россия

Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Аннотация. В методической разработке представлен опыт применения отдельных элементов так называемой «сингапурской технологии» на примере работы с текстом рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» на уроке литературы (тема «Отражение судеб народов России в жизненном пути главного героя произведения»). По мнению автора, использование на занятиях данной инновационной технологии в сочетаниях с традиционными отечественными методиками способствует формированию у детей коммуникативных компетенций, которые помогают ученикам лучше усвоить базовые знания по дисциплине, сформировать новые теоретические понятия и закрепить их при анализе конкретного текста, а также повысить наглядность обучения, систематизировать усвоенные знания, создать на уроке ситуацию успеха, что поможет в становлении личности каждого учащегося, раскрытии его творческого потенциала.

Ключевые слова: сингапурские технологии, формирование компетенций «4К», методика «медленного чтения», анализ текста, воспитание патриотизма.

В последнее десятилетие так называемые «сингапурские технологии» (или, как еще их называют, «сингапурские(ая) методики(а)») вызывают пристальный интерес педагогического сообщества разных стран, в том числе и России. В чем причина этого интереса? Прежде всего, резкое повышение репутации системы образования в Сингапуре — эта страна буквально «прорвалась на мировой образовательный рынок благодаря тому, что учащиеся разного возраста, обучение которых велось по данным технологиям, стали стабильно занимать высокие места в мировых рейтингах, демонстрируя высокие результаты — прежде всего в области «точных наук» и дисциплин естественно-научного цикла (математика, физика, химия, биология)» [Цит. по: 2, с. 36].

Но применимы ли данные технологии к гуманитарным дисциплинам? У отечественных педагогов нередко возникает беспокойство в связи с «экспортированием» зарубежных технологий, в том числе и этой. Опасения не беспочвенны: советское образование славилось тем, что было ориентировано на

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

формирование гармонично развитой личности с большим творческим потенциалом, что предполагает прежде всего нешаблонное, свободное от стереотипов мышление. Сингапурская же технология представляет собой скорее «жесткую» структуру, чем гибкую систему определенных повторяющихся действий, тезисов и формул (которые так и называются

— «структуры»). Не раз возникало сравнение сингапурских «структур» со знаменитым конструктором ЛЕГО, из которого хочешь — построишь больницу, хочешь

— космодром, хочешь — средневековый замок, и при этом все здания и люди, при всех их различиях, получаются прямоугольными или квадратными. С точностью до десятка подсчитанное количество структур («всего их около 250, хотя есть, конечно, более и менее значимые, основные и дополнительные» [Цит. по: Там же. С. 39]), каждая имеет жесткие рамки и собственные названия; иное, чем мы привыкли, расположение класса. Сингапурское Manage Mat («управление классом») более требовательное: в свободной дискуссии на уроке у творческого учителя ребята избирают роли самостоятельно по ее ходу, они могут вступить в спор, а могут и демонстративно отказаться от дискуссии как таковой. При Manage Mat же осуществляется обязательное распределение учеников по командам из четырех человек, сидящих рядом, с закрепленными ролями: так, севший напротив — обязательно оппонент. Тем самым диктуется не только роль в дискуссии, но зачастую и эмоциональное отношение к сидящему рядом, пусть даже в ограниченном времени одного

урока или учебной ситуации. Правда, команды в процессе занятия меняются. Меняются и роли, но все равно выбор их не осуществляется учеником свободно в каждую единицу времени. Но, может быть, это и неплохо?

Безусловно, сингапурская методика — прежде всего высокая дисциплина (ни в этом ли часть ее успеха)? Этого позволяют добиться заранее объясненные, выученные до автоматизма в процессе использования «структур» команды (чем-то напоминающие команды при разнообразных брейн-рингах или КВН), все эти Jot Thoughts — «запишите мысль», Clock buddies — «друзья по часам (времени)», Take off — Touch down — «встать — сесть» и др. Экономия времени-то какая! Или (актуально для учителя-словесника): Tic-Tac-Toe — требуется составить предложение с обязательными словами по схеме (этим мы и сами часто пользуемся: предлагаем грамматическую схему членов предложения, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и т. п.; вот только слова ребята сами придумывают). Или вот ответ на вопрос учителя: не более 30 секунд. И опросить можно многих, и «демагогия», пустословие на корню пресеклось...

Все так, вот только урок становится несколько предсказуемым (поэтому не стоит, называть сингапурскую методику методикой, а технологией — стоит). А самое главное — не укладываются в эту схему ни дети-флегматики, ни дети-созерцатели, ни мыслители-одиночки, ни те, кто не любит спорить.

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

И все же, применяя сингапурскую технологию на уроках, нужно помнить, что в основе ее лежит обучение в сотрудничестве, связанное с большим разнообразием обучающих структур. Поэтому для данного урока использовались отдельные элементы технологии, которые интегрировались в конкретный урок. Метод кооперативного обучения проявился и конкретно проверился в технологии сотрудничества, работе в малых и больших группах, парном обучении и по вариантам, проектной деятельности. На нашем занятии с использованием данной системы учитель уже не доминировал над детьми, он направлял и организовывал деятельность учащихся, ребята самостоятельно делали выводы, обменивались опытом, проявляли свои знания в совместной деятельности.

При правильном отношении (т. е. осознанном, критическом восприятии, а не слепом воспроизведении) к приемам и отдельным «структурам» сингапурской школы использование ее элементов на уроке, как мы попытаемся показать, содействует развитию у учащихся таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, систематизация.

Далее представлен собственный опыт работы с отдельными элементами сингапурской технологии с целью формирования на уроке компетенций «4К» (это — 1. Критическое мышление; 2. Креативность (хотя здесь больше подходит словосочетание «дух творчества»), 3. Коммуникация; 4. Координация) [4].

В качестве подтверждения вышеизложенной информации предлагается разработка урока по литературе в седьмом классе по теме «Рассказ "Судьба человека" М. А. Шолохова. Отражение судеб народов России в жизненном пути главного героя произведения».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Обучающие структуры сингапурской методики: Manage Mat, See-think-Wonder, Corners, Think-Write-Round Robin, Rally Robin, Parking.

Урок начинается с целеполагания для ученика (по схеме «после изучения темы вы будете знать / уметь / владеть»):

- знать факты из биографии и творчества писателя М. А. Шолохова, историю создания и содержание рассказа «Судьба человека»;

- учиться осуществлять анализ произведения, чтобы глубже понимать чувства и мысли не только героев, но и автора;

- учиться владеть словом, анализируя то, как автор соотносит речь произведения с сюжетом, какие художественные приемы использует;

- знать отдельные особенности авторской лексики;

- использовать приемы авторской речи в собственном монологическом и диалогическом высказываниях;

- учиться чувствовать эмоциональную атмосферу произведения и понимать, как художник слова добивается ее создания;

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

- учиться размышлять вместе с автором о вечных нравственных ценностях;

- учиться вдумчивому и сочувственному отношению к истории своего народа, показанной через судьбу человека;

- уметь применять теоретические знания и практические навыки, полученные на уроке: понимать значение терминов и правильно использовать их в рассказе о произведении. Термины «сюжет», «композиция», «кульминация» уже знакомы учащимся, но некорректное их использование все еще часто встречается; новый термин — «внесюжетные элементы», «рассказ в рассказе» («это продолжение изучения типов композиции, в данном случае — кольцевой» [Цит. по: 2, с. 37]); определять художественную функцию внесюжетных элементов в композиции произведения;

- характеризовать отдельного героя и средства создания его образа;

- развивать умение сопоставлять произведения разных видов искусств (опираясь на просмотренные на уроке видеофрагменты);

- учиться искать и выделять в тексте необходимую информацию, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения (все эти умения относятся к области «медленного чтения», «смыслового чтения», без которого немыслим урок литературы);

- учиться работать в группах;

- учиться правилам корректного участия в дискуссии, диалоге, ведения монолога;

- развивать творческое воображение, познавательную активность и интеллектуальные способности;

- освоить структуры сингапурской методики: Manage Mat («элемент свободного выбора»), See-think-Wonder («смотри-думай-осмысливай»), Corners («углы»), Think-Write-Round Robin («подумай-запиши-обсуди в команде»), Rally Robin («круглый стол»), Parking («отзывы и пожелания»).

Результаты, связанные с задачами сингапурской методики на уроке:

- повышение уровня усвоения знаний учениками;

- ознакомление учащихся с новой формой подачи материала;

- повышение у ребят интереса к предмету, к обсуждаемым материалам, связанными с незабываемым прошлым нашей страны — Великой Отечественной войной.

Уроку предшествовало домашнее задание: сочинение-рассуждение «Какой смысл вкладываю я в понятие "настоящий человек"?», «Кто, по моему мнению, может называться настоящим человеком на войне и в мирное время?»

Формы работы на уроке: фронтальная, командная, парная, индивидуальная.

Необходимое оборудование, материалы: компьютер; проектор; проекционный экран; два ноутбука; учебник по литературе; текст «Судьба человека» М. А. Шолохова; словари; презентация

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

по теме; маркеры; плакаты; раздаточный материал (таблица 1 — Война. Плен. Случай в церкви; цитаты из рассказа и иллюстрации, характеризующие основные события из произведения, на карточках формата А4; слова, распечатанные учителем, определяющие человеческие качества — и положительные, и отрицательные); видеоролики, смонтированные учителем (документальные кадры о войне, где раздается голос Ю. Б. Левитана о начале Второй Мировой войны; «Жизненный и творческий путь Михаила Александровича Шолохова. Рассказ "Судьба человека"»; несколько эпизодов «Папка, папка, я знал, что ты меня найдешь... » из художественного фильма «Судьба человека» режиссера Сергея Бондарчука).

Основные этапы урока

После организационного момента учащиеся распределяются на четыре команды. Применение структуры Manage Mat. В центре одного из столов лежат таблички с номерами групп (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б). Учитель предлагает каждому определиться с выбором команды, прочитав название и рекомендации на табличке, чтобы выбрать то, что им ближе, что по душе. Ребята рассаживаются по группам, используя свои приоритеты. Определяются по 4-5 человек в 4 команды.

Этап I. Мотивация к учебной деятельности. Размышления (3 мин.)

Учитель:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, небольшой видеофильм, созданный мною.

Идут документальные кадры о войне, затем раздается голос Ю. Б. Левитана, объявляющий о нападении Германии; на фоне событий военного времени звучит песня «Священная война» (муз. В. И. Лебедева-Кумача, сл. А. В. Александрова). На данном этапе урока целесообразно использовать структуру See-think-Wonder. Ученики индивидуально и коллективно (в команде) отвечают на типичные для этой структуры и уже знакомые им по предыдущей работе вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого.

Предлагаемые вопросы распечатаны на листах формата А4 для каждого учащегося заранее (карточки распечатываются один раз для многократного использования на разных уроках).

Вопросы:

1. Что ты видишь?

2. Что ты об этом думаешь?

3. О чем это заставляет тебя задуматься?

Ребята смотрят созданный учителем видеоролик; в процессе просмотра и некоторое время после его окончания отвечают на вопросы, прочитывают то, что написали, делятся информацией в команде, затем выступают перед классом.

Этап II. Знакомство с темой урока. Постановка задач (3 мин.)

Учитель:

— Предлагаю прослушать информацию о дикторе Всесоюзного радио Юрии Левитане, об истории создания песни «Священная война».

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Рассказывает, сопровождая свое повествование слайдами презентации.

Вопросы:

1. Что больше всего поразило вас в этом рассказе?

2. Почему Вторую мировую войну в песне называют «священной», «народной», а в историю России она вошла как Великая Отечественная? (если необходимо, на этом этапе урока следует обратиться к словарю и вспомнить значение слов «Отечество», «священный» [1, с. 378]); установить связь между словами отечество (отчизна, «земля отцов») — родина — род — народ).

Учитель:

— Проанализируйте цитату, взятую из английской газеты послевоенного времени. Там было написано, что если люди действительно хотят понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, то им нужно прочитать рассказ «Судьба человека».

Ребята отвечают на вопросы (ответ должен быть развернутым, поощряется формулирование новых проблемных вопросов).

Этап III. Организация обратной связи. Формулирование тем и задач урока (4 мин.)

Учитель:

— Ответьте, пожалуйста, на вопросы, обсудите их в своих группах, выберите лучший ответ и поделитесь своими раздумьями с нами.

Вопросы:

1. Почему же рассказ «Судьба человека» стал ключом к пониманию причин «великой победы во Второй мировой войне»?

2. Как рисует рассказ жизнь людей на войне (обратитесь к тексту)?

3. Что помогало людям выжить?

4. Какими чертами характера должен обладать воин-победитель в священной войне? Как еще называли наших воинов и почему? (воин-освободитель). Что (кого) он освобождал?

Обсуждение темы урока, предложенной учителем (выясняется, как понимают ребята второе предложение в ней).

Переход к подробному анализу произведения. Проверка домашнего задания. Работа с литературоведческими понятиями.

Несколько учеников выступают с подготовленными дома индивидуальными заданиями. Перед докладами детей используется взаимодействие учащихся в рамках структуры Manage Mat. Ребята распределяются по группам / командам для организации более эффективного взаимодействия в командах в течение всего урока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель:

— Просмотрите, пожалуйста, смонтированный мною видеофильм «Жизненный и творческий путь Михаила Александровича Шолохова. Рассказ "Судьба человека"».

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Вопросы:

1. Дайте определение жанру рассказа, перечислите его характерные черты.

2. На какие три части можно условно разделить рассказ?

3. Какие задачи нужно сегодня решить в ходе анализа рассказа?

4. Почему это произведение привлекло такое огромное внимание не только в нашей стране, но и за рубежом? Что выделяет этот текст из множества других рассказов, созданных во время войны?

Этап IV. Стадия осмысления и закрепления (5 мин.)

Распределение ребят по заданиям (с учетом их желаний, мнений). Использование структуры Corners. Ученики распределяются по разным углам класса в зависимости от выбранного ими варианта ответа (можно в процессе распределения контактировать с другими товарищами из класса). В данном случае, вспоминая то, что они узнали по предложенным понятиям в ходе изучения предыдущих тем, учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, рассказывают друг другу изученное и понятое своими словами, предлагают поясняющие теоретические положения примеры, исправляют ошибки, если они есть.

Учитель:

— Ребята, разойдитесь, пожалуйста, по четырем сторонам класса. На стенах, в четырех местах, развешаны таблички со словами: «Тема», «Идея», «Композиция»,

«История создания». Выберите то, что вам интереснее, о чем вы хотите рассказать другим.

Ответы проверяются по слайдам подготовленной заранее (учителем или — с его обязательной проверкой — учащимися) презентации.

Этап V. Практикум, работа с текстом (13 мин.)

Учитель:

— После того, как мы повторили необходимые нам теоретические понятия, поработали с примерами, взятыми из других текстов, предлагаю вам применить ваши знания и умения к рассказу, над которым мы размышляем сегодня. Предлагаю вам проанализировать текст рассказа «Судьба человека», работая в группах. (Тексты ребята приносят с собой, но учитель должен предусмотреть их отсутствие и заранее приготовить книги, взятые им в библиотеке.)

На этом этапе урока используется структура Think-Write-Round Robin. Во время выполнения данного задания дети обдумывают свои ответы на какой-либо вопрос, записывают их в виде развернутого связного высказывания с обязательными примерами из текста и по очереди обсуждают ответы в команде.

Наставник обозначает работу в четырех командах.

Группа 1. Работа с текстом «Судьба человека» М. Шолохова [6].

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Тема «Довоенная жизнь». Задание: найти ответ на вопрос в произведении «Судьба человека», выписать (разрешается выделить в тексте — подчеркнув карандашом — для тех, кто читает и пишет медленно) ключевые слова (цитаты) с комментарием (авторские или из речи героя), выразительно прочитать свои заметки, объяснить значение выписанного.

Вопросы:

1. Что было для Андрея Соколова счастьем до войны? (При ответе на данный вопрос с целью эмоциональной настройки на сопереживание персонажу целесообразно соотнести жизненный опыт героя с собственным.)

2. Что такое счастье для вас, для тех, кто вам близок? (Если ребятам трудно сформулировать понятия, они могут привести примеры жизненных ситуаций, когда были счастливы, подумать, чем объяснялся их эмоциональный подъем.)

Группа 2. Работа с текстом и заполнение таблицы цитатами из произведения (используется ноутбук).

Тема «Война. Плен. Случай в церкви». Задание: поменять местами характеристики героев в колонках в составленной заранее таблице (таблица 1) соответственно тому, о ком или о чем идет речь в произведении «Судьба человека» М. А. Шолохова, при этом в своих суждениях важно опираться на текст рассказа [6].

Таблица 1 — Война. Плен. Случай в церкви

Герой произведения Поведение

Солдат-христианин Вот что значит настоящий доктор, в плену и потемках свое великое дело делал. Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?»

Крыжнев Безропотно ожидает своей участи... Взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». А около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный

Взводный «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?»

Доктор «Товарищи, — говорит, — остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». «Никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем», — говорит ему взводный

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Коллективно формулируется вывод по таблице в соответствии со следующими вопросами:

1. Как поведение людей их характеризует?

2. Как повел себя в плену Андрей Соколов?

Группа 3. Работа с текстом. Соотнесение цитат из рассказа с иллюстрациями (заготовлены, распечатаны заранее).

Тема «Война, плен, встреча с Мюллером. Гибель сына».

Задание: вывесить на доску для всеобщего обозрения подготовленные учителем иллюстрации, а под рисунками прикрепить подтверждающие их цитаты из текста.

Группа 4. Работа со словарями [1, 3, 5], с опорой на текст «Судьба человека» М. А. Шолохова [6].

Тема «Послевоенная жизнь». Задание: найти в словарях определение понятия «судьба» (необходимо обратиться к словарям В. И. Даля [1, с. 392]); С. И. Ожегова [3, с. 764]); Д. Н. Ушакова [5, с. 629]) и синонимы к нему (словарь синонимов).

Возможен также поиск цитат из русской классики по словарям лексики отдельных писателей или эпох (при их наличии).

Вопросы:

1. Какое определение слову «судьба» дается в словарях?

2. Какое из толкований данной лексемы больше подходит к изучаемой нами теме, в каком значении использует его автор в названии, в сюжете повествования?

Ребята выбирают и читают вслух нужное определение из предлагаемых словарей.

Вывод на основе просмотра видеофрагмента.

Учитель показывает всему классу смонтированный учителем видеофрагмент из нескольких эпизодов «Папка, папка, я знал, что ты меня найдешь...» из художественного фильма «Судьба человека» режиссера Сергея Бондарчука.

Вопросы:

1. Какие чувства испытывают герои — Ванюшка, Андрей Соколов? Какими средствами передают эти чувства режиссер фильма (с помощью актерской игры, работы оператора).

2. Какие средства для передачи чувств, которые мы не можем увидеть (как на экране), но должны представить и прочувствовать с помощью слова, использует писатель? (Данное задание не только позволяет сопоставить разные виды искусств, но и подталкивает к осмыслению роли слова, приемов писателя, сути мастерства литератора).

Этап VI. Обобщения, выводы, составленные на основе работы в четырех группах (5 мин.)

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Вопросы:

1. В чем заключается счастье для Соколова до и после войны?

2. Как может измениться человек, попавший в трудные жизненные обстоятельства?

3. Что пережил главный герой? Как это повлияло на него?

4. Что пережил Ванюшка? Что объединяет его с Андреем Соколовым?

5. Представьте, как могла бы сложиться жизнь Андрея Соколова и Ванюшки, если бы они не встретились.

6. Почему писатель «устраивает» героям эту встречу? (Вводится понятие «финал»; учитель коротко рассказывает о роли финала в композиции произведения. Вопрос переформулируется на теоретический — «Почему у рассказа такой финал?»).

Этап VII. Закрепление полученных знаний. Домашнее задание (9 мин.)

Учитель рассказывает об обязательной соотнесенности финала с началом произведения. У урока — если он представляет собой продуманное целое — тоже есть начало и финал. Учитель предлагает вспомнить, с чего начинался урок, обратиться к записям проблемных вопросов урока в тетради. Производит обобщение по записям и тому, что запомнилось из незафиксированного письменно об образе героя; ребята с помощью учителя определяют и называют человеческие качества, присущие главному персонажу; именно эти качества были выделены английской прессой как народные, свойственные всем воинам-освободителям,

определившие великую победу в священной войне. На этом этапе урока используется Rally Robin. Два участника поочередно обмениваются короткими ответами. Затем ученик, давший, по мнению товарищей, лучший результат, поднимает руку и отвечает.

Вопросы учителя:

1. Какое мнение о чертах характера, человеческих качествах Андрея Соколова у вас сложилось? (Обсуждение, записывание самого важного из реплик учащегося в виде развернутого доказательного высказывания.)

2. (Затем учитель предлагает вспомнить цитату из английской прессы, с которой начинался разговор о тексте рассказа Шолохова.) Почему именно Андрей Соколов был воспринят английским журналистом как обобщенный, народный образ? Кто же он — Воин-Освободитель, Воин-Победитель в «войне священной», в Великой Отечественной?

3. Какими качествами характера должен обладать настоящий мужчина, защитник Родины (на примере Андрея Соколова)?

Деятельность учащихся:

1. Дети сначала отвечают на вопросы в паре друг другу, потом один из учеников доносит соответствующую информацию всему классу.

2. К доске вызываются все присутствующие ученики, они вместе выбирают слова, распечатанные учителем на компьютере, определяющие человеческие качества, подходящие именно

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

к Андрею Соколову, а значит, характеризующие образ настоящего мужчины.

Учащиеся прикрепляют на доске соответствующие надписи-характеристики под отсканированным изображением актера Сергея Бондарчука в роли Андрея Соколова из фильма «Судьба человека».

Вопрос учителя:

— Есть ли в ваших семьях участники Великой Отечественной войны?

Ребята приводят в пример своих родственников, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны.

Проектное задание:

Подготовить мини-экспозицию «Я помню! Я горжусь!» (рассказ о своем родственнике/ах - участнике/ах Великой Отечественной войне; его / их фотографии, документы (письма, наградные листы, дневники, рисунки и пр.), награды, личные вещи. Подготовить краткую экскурсию (вариант: презентацию, видеофильм) о своем родственнике/ах, дизайн выставочного стенда, возможное аудиосопро-вождение (монтаж из стихотворений, музыки, военных песен).

Учитель предварительно знакомится с предложенным материалом, корректирует тексты как литературный редактор, помогает с концепцией стендов, формулирует общую концепцию будущей временной экспозиции.

На общей презентации проекта в классе устраиваются — из парт — временные

выставочные витрины. На временную экспозицию приглашаются родители и иные старшие родственники учащихся, задействованных в проекте. По итогам экспозиции из текстов и сканов документов, фотографий изготавливается всем классом ее каталог-альбом.

Те учащиеся, у кого в семье нет сведений о воевавших родственниках, получают задания собрать материал о герое Великой Отечественной войны, чьим именем названа ближайшая к ним улица, носящая имя участника войны (часть большого проекта «Улица на карте моего города»; другие его «главы» — улицы «музыкальные», «научные» и «литературные» [2]).

Этап VIII. Рефлексия «Обратная реакция» (3 мин.)

Использование структуры Parking. Дети при выходе из кабинета пишут маркерами на специально подготовленных плакатах ответы на вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Какие вопросы у вас возникли, но вы постеснялись их задать?

2. Каковы ваши впечатления и пожелания?

Список литературы

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; науч. ред. Л. В. Беловинский. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 с.

2. Кириллова, С. А. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС [Электронный ресурс] / С. А. Кириллова //

УДК 37.011:372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

Управление школой. — 2014. — № 1 (571). — С. 34-39. — URL: https://ioe. hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/ Upr_01_2014-34_39.pdf (дата обращения: 17.11.2020).

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 с.

4. Патронова, И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога [Электронный ресурс] / И. А. Патронова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal. ru/ reaüses/g2019/4dec2019/kvo401 (дата обращения: 11.08.2020).

5. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. — М.: Альта-Принт [и др.], 2008. — 1239 c.

6. Шолохов, М. А. Донские рассказы. Судьба человека: Рассказы и повесть / М. А. Шолохов. — М.: Детская литература, 2006. — 272 с.

Svetlana R. Sudakova

Secondary School № 5 Svetly, Russia

Application of certain techniques of the Singapore method at Literature lessons: from work experience

Abstract. The methodological development presents the experience of applying certain elements of the so-called "Singapore technology" working with the text of M. A. Sholokhov's story "the Fate of a man" at the Literature lesson (the theme "Reflection about the destinies of the peoples of Russia in the life of the main character of the work"). According to the author, the use of this innovative technology in the classroom in the combination with traditional Russian methods contributes to the formation of children's communicative competencies that help students to assimilate better the basic knowledge of the discipline, form new theoretical concepts and consolidate them analyzing a definite text, as well as increase the visibility of learning, systematize the acquired knowledge, create a situation of success in the classroom, which will help in the formation of student's personality, the disclosure of his creative potential.

Keywords: Singapore technologies, formation of "4K" competencies, "slow reading" methodology, text analysis, education of patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.