Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ'

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / SCIENCE / GERMAN / WEATHER PHENOMENA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полячонок Мария Александровна, Митченкова Ольга Дмитриевна

В статье представлена разработка интегрированного внеклассного занятия для 4-ых классов по теме «Погодные явления», которое направлено на развитие и совершенствование коммуникативных навыков и формирование навыков поисковой и аналитической деятельности, а также оценки и анализа полученных результатов на базе двух дисциплин - окружающего мира и немецкого языка - с применением QR-кодов (интернет-приложение Plickers) для проверки и визуализации знаний учащихся. Данная разработка может быть использована на занятиях во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED EXTRACURRICULAR LESSON “WEATHER PHENOMENA” FOR STUDENTS OF THE FOURTH GRADE

This article presents a packet of the integrated extracurricular lesson "Weather phenomena" made for students of the fourth grade. The lesson aims to develop and improve communication skills, the ability to search and analyze information and evaluate obtained results on the base of two school subjects such as German and Science with the usage of QR-codes (Internet application Plickers) as a tool for verifying and visualizing students’ knowledge. This material can be used at extracurricular lessons.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ»

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

Полячонок Мария Александровна | maria@kanet.ru

Учитель немецкого языка МАОУ г. Калининграда СОШ № 33 Калининград, Россия

Митченкова Ольга Дмитриевна | olga_mitch@mail.ru

Учитель начальных классов МАОУ г. Калининграда СОШ № 33 Калининград, Россия

Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов

Аннотация. В статье представлена разработка интегрированного внеклассного занятия для 4-ых классов по теме «Погодные явления», которое направлено на развитие и совершенствование коммуникативных навыков и формирование навыков поисковой и аналитической деятельности, а также оценки и анализа полученных результатов на базе двух дисциплин — окружающего мира и немецкого языка — с применением QR-кодов (интернет-приложение Plickers) для проверки и визуализации знаний учащихся. Данная разработка может быть использована на занятиях во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: окружающий мир, немецкий язык, погодные явления.

Цель занятия: закрепить умение описывать погоду и объяснять причины

происходящих атмосферных явлений на

немецком языке.

Планируемые результаты занятия:

- личностные: продолжить работу над формированием способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- предметные: 1) вспомнить, что такое погода и из чего складывается информация о погоде, обогащать словарный запас учащихся (немецкий язык), использовать приобретенные учащимися знания и умения в практической деятельности; 2) учить воспринимать на слух небольшую песню, повторить лексику о погодных явлениях в различные времена года;

- метапредметные: 1) регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей занятия; осуществлять действия

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

взаимоконтроля и самоконтроля;

2) познавательные УУД: формировать умение извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя, обучать умению анализировать представленный материал путем наблюдения;

3) коммуникативные УУД: формировать умение вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников.

Раздаточные материалы.

1. Каждому ученику — карточки с изображением солнышка, тучи, солнышка и тучи.

2. Три вида разноуровневыхзаданийдля каждого ученика (см. приложение 1 к настоящей методической разработке).

Для реализации этапов занятий также

потребуются:

1) карточки с предложениями для работы в парах на немецком языке;

2) карточки двух цветов для разделения на группы;

3) переносная лаборатория «природные явления» для работы в группе;

4) карточки с предложениями о погоде в разное время года на немецком языке, ватман, клей для работы в группе;

5) карточки с QR-кодами на каждого ученика, стикеры для каждого ученика.

Ход занятия

1. Эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, ребята. Представьте себе

большую коробку из картона. Положите

туда лень, грусть, плохое настроение,

уныние. Поставьте коробку на пол, раздавите. Выпрямите спину, улыбнитесь.

— Wir sagen einander Komplimente. Zum Beispiel, du bist klug (Flüstert bitte). (Скажите друг другу комплимент. Например, ты — умный. Прошепчите.)

2. Определение темы, целей, задач урока.

— Heutiges Thema ist «Die Wetterveränderung». Was bedeutet das? Ich habe ein Päckchen bekommen. (Тема нашего занятия «Die Wetterveränderung». Как вы думаете, что это значит?)

Учитель достает из посылки карточки «der Wind» (ветер), «der Schnee» (солнце), «die Wolken» (облака), «die Sonne» (солнце), «der Regen» (дождь).

— Какое понятие объединяет все эти явления природы? Итак, сегодня на занятии мы узнаем причины происходящих погодных явлений; повторим названия погодных явлений на немецком языке; вспомним лексику, связанную с погодой.

3. Актуализация знаний.

— Собираясь сегодня в школу, как вы догадались, какую верхнюю одежду нужно надеть? Что такое погода? Какие атмосферные явление вы знаете?

Составление опорной схемы на доске.

— Давайте вспомним, какими условными знаками обозначаются эти атмосферные явления [2, с. 55]?

Работа учащихся на доске. Необходимо повесить на доску знак, соответствующий

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

атмосферному явлению, называемому на немецком языке.

— Из чего складывается информация о погоде?

— Для того чтобы закрепить знания об атмосферных явлениях, мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу. Вам нужно будет прочитать текст и выполнить задания к нему. Прежде чем получить задания, подумайте, какой уровень сложности вы бы хотели выполнить. Покажите условным знаком (см. приложение 1 к настоящей методической разработке):

1) карточка с изображением солнышка — я уверен в своих силах, могу выполнить работу самостоятельно;

2) карточка с изображением солнышка и тучки — я уверен в своих силах, но мне может понадобиться помощь;

3) карточка с изображением тучки — я хочу попробовать, но мне нужна помощь.

— В конце работы оцените, пожалуйста, уровень своей работы на шкале самооценки.

— Hier gibt es verschiedene Sätze. Sind sie richtig oder falsch? Arbeitet zu zweit. Bitte korrigiert diese Sätze. Im Winter sind alle Bäume grün. Im Sommer ist alles weiß. Im Winter ist es sehr warm. Im Winter regnet es immer. Im Winter fallen Bonbons auf die Erde. (У вас на карточках различные предложения. Скажите, они верно написаны? Исправьте их, работая в парах. Зимой все

деревья зеленые. Летом все бело. Зимой очень тепло. Зимой всегда идет дождь. Зимой падают конфеты на землю.)

Один ученик читает предложение с ошибкой, затем исправляет его, остальные показывают карточку с изображением солнышка, если верно, и карточку с изображением тучки — если нет.

— Und jetzt, hört bitte ein Lied zu. Worum geht es in diesem Lied? (Послушайте песню, скажите, о чем она?)

Звучит песня «Es war eine Mutter».

— Wir hören dieses Lied noch einmal. (Послушаем песню еще раз.)

Учащиеся называют знакомые слова, которые услышали в песне.

— Wenn ihr den Sommer, den Winter, den Herbst, den Frühling hört, hebt ihr die Hände hoch. (Послушайте песню еще раз, поднимите руки, когда услышите слова «весна», «лето», «зима», «осень».)

У каждой пары — разное время года.

4. Физкультминутка.

Guten Morgen, ruft die Sonne. (Доброе утро, кричит солнце.)

Guten Morgen, ruft der Wind. (Доброе утро, кричит ветер.)

Guten Morgen, ruft der Vogel. (Доброе утро, кричит птица.)

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

Guten Morgen, ruft das Kind. (Доброе утро, кричит ребенок.)

Стихотворение сопровождается движениями. Учащиеся повторяют движения за учителем. Выполняют движения в зависимости от текста стишка-физминутки. В первый раз учитель показывает движения верно, во второй раз — нет.

5. Практическое применение полученных знаний.

— Одинакова ли погода в течение года? Многолетний режим погоды, типичный для определенной территории земли, называется климатом. Давайте вспомним, какой климат характерен для Калининградской области.

Учащиеся делятся на группы в зависимости от цвета карточки.

5 а. Задание для группы «Лаборанты». Провести опыт и сделать вывод о том, как образуются осадки. Пронаблюдать, как образуются осадки. (Учащиеся проводят опыт вместе с учителем.)

Вывод: под действием тепла вода переходит в парообразное состояние, пар поднимается вверх, конденсируется и превращается в воду.

5 б. Задание для группы «Путешественники».

— Auf diesem Kärtchen hier stehen verschiedene Sätze über die Wetterveränderung. Sucht passende Sätze zum Frühlingswetter, Winterwetter, Sommerwetter,

Herbstwetter und klebt sie auf das Blatt auf. (На этих карточках даны различные предложения о погодных явлениях. Найдите подходящие предложения к весенней, зимней, летней и осенней погоде и наклейте их на ватман.)

— Es ist Herbst. Alles ist weiß. Viele Tiere schlafen. Es regnet. Das Wetter ist schlecht. Es ist Sommer. Überall liegt Schnee. Es ist warm. Wir laufen gern Schi [1, с. 85]. Es ist Winter. Der Himmel ist grau. Der Wind weht. Die Schneeflocken fallen auf die Erde. Die Sonne scheint hell. Es schneit. Alles ist grün. Es ist Frühling. Der Schnee taut. Die Vögel fliegen aus warmen Ländern zurück nach Hause. An den Bäumen sind kleine grüne Blätter. Es gibt schon die ersten Frühlingsblumen. (Осень. Все бело. Многие звери спят. Идет дождь. Погода плохая. Лето. Всюду лежит снег. Тепло. Мы катаемся охотно на лыжах. Зима. Небо серое. Дует ветер. Снежинки падают на землю. Солнце светит ярко. Идет снег. Все зеленое. Весна. Тает снег. Птицы возвращаются из теплых стран. На деревьях маленькие зеленые листья. Уже появились первые весенние цветы.)

Группа «Путешественники» выступает, рассказывает о погоде в разных временах года. Вторая группа «Лаборанты» слушает и показывает карточку с изображением солнышка, если верно, и карточку с изображением тучки — если нет.

— Und wie ist das Wetter im Winter in Kaliningrad? Und im Herbst? (А какая погода зимой в Калининграде? А осенью?)

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

6. Контроль результатов деятельности.

— Для того чтобы проверить, как мы с вами закрепили материал, выполним небольшой тест. Я буду читать вопрос и варианты ответа, а вы будете поднимать карточку с правильным ответом (карточка QR-код).

Учитель сканируют мобильным телефоном ответы (штрих-коды). Все ответы отображаются на экране [3].

Тест.

1. Was fällt auf die Erde im Winter? (Что падает зимой на землю?)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а — Die Blätter (листья); б — Die Blumen (цветы); в — Die Schneeflocken (снежинки).

2. Alles ist grün (Все зеленое).

а — im Winter (зимой); б — im Herbst (осенью); в — im Sommer (летом); г — im Frühling (весной).

3. Die Blätter sind bunt (Листья пестрые). а — im Winter (зимой); б — im Herbst (осенью); в — im Sommer (летом).

4. Состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени называют.

а — природной зоной; б — климатом; в — воздухом; г — погодой.

5. Прибор, измеряющий температуру воздуха, называется.

а — барометр; б — термометр; в — флюгер.

6. Что НЕ относят к осадкам?

а — иней; б — радуга; в — дождь; г — роса.

7. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

— Итак, сегодня на уроке вы узнали причины происходящих погодных явлений;

повторили названия погодных явлений на немецком языке; вспомнили лексические единицы, связанные с погодой; выяснили, какие атмосферные явления характеризуют погоду.

— Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему? Продолжите предложения, которые написаны на доске, и ответьте на вопросы на стикерах:

1) Мне больше всего удалось...

2) Что я получил от урока?

3) За что можешь себя похвалить?

4) За что можешь похвалить одноклассника?

5) Какую информацию, узнанную на уроке, я мог бы рассказать своим знакомым?

Работа на доске «Светофор».

— Если вам было трудно, наклейте сти-керы на красный круг «светофора», если что-то непонятно и вам нужна помощь — на желтый, если все понятно — на зеленый. Давайте улыбнемся и поаплодируем друг другу!

Список литературы

1. Бим, И. Л. Немецкий язык. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: Учеб. для общеобразо-ват. учреждений / А. А. Плешаков, E. А. Крючкова. — М.: Просвещение, 2018. — 226 с.

3. Plickers [Сайт]. — URL: https://get. plickers.com/ (дата обращения: 10.02.2020).

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями.

Карточка с изображением солнышка. Во

вторник, 4 февраля, в Калининграде была переменная облачность. В первой половине дня шел дождь. К вечеру осадки прекратились. Ветер был умеренный северо-западного направления, температура воздуха утром плюс три градуса, во второй половине дня плюс шесть градусов. К вечеру температура понизилась до двух градусов Цельсия.

Задания:

1. Выписать атмосферные явления с помощью символов в порядке, указанном в тексте.

2. Перевести показания температуры по шкале Цельсия в показатели температуры по шкале Фаренгейта.

Карточка с изображением солнышка и тучки. Во вторник, 4 февраля, в Калининграде была переменная облачность. В первой половине дня шел дождь. К

вечеру осадки прекратились. Ветер был умеренный северо-западного направления. Температура воздуха утром плюс три градуса, во второй половине дня плюс шесть градусов. К вечеру температура понизилась до двух градусов Цельсия.

Задание:

1. Выписать атмосферные явления с помощью символов в порядке, указанном в тексте.

Карточка с изображением тучки. Во вторник, 4 февраля, в Калининграде была

переменная облачность (__). В первой

половине дня шел дождь (_). К вечеру

осадки прекратились. Ветер был умеренный северо-западного направления (_)

температура воздуха утром плюс три

градуса (_), во второй половине дня

плюс шесть градусов (_). К вечеру температура понизилась до двух градусов Цельсия (_).

Задание:

1. Вставить пропущенные знаки атмосферных явлений.

УДК 373.34

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Полячонок М. А., Митченкова О. Д. Интегрированное внеклассное занятие «Погодные явления» для учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 73-79. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/23dec2020/kvo409/

Maria A. Polyachonok

School № 33 Kaliningrad, Russia

Olga D. Mitchenkova

School № 33 Kaliningrad, Russia

Integrated extracurricular lesson "Weather phenomena" for students of the fourth grade

Abstract. This article presents a packet of the integrated extracurricular lesson

"Weather phenomena" made for students of the fourth grade. The Lesson aims to develop and improve communication skills, the ability to search and analyze information and evaluate obtained results on the base of two school subjects such as German and Science with the usage of QR-codes (Internet application PLickers) as a tool for verifying and visualizing students' knowledge. This material can be used at extracurricular Lessons.

Keywords: Science, German, weather phenomena.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.